-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109848
Комментариев: 6802
Написано: 118321


6 июля родились...

Воскресенье, 06 Июля 2014 г. 00:17 + в цитатник
Eino_Leino (566x700, 197Kb)
1878
Эйно Лейно (финское имя - Eino Leino, настоящее имя — Армас Эйнар Лйопольд Лённбум, Armas Einar Leopold Lцnnbohm)
финский поэт, прозаик, драматург и переводчик, реформатор финского литературного языка. Автор более 70 книг и первого финского перевода «Божественной комедии» Данте. Родился в доме Хёвелё в Палтаниеми (волость Палтамо) в семье старшего землеустроителя Андерса Лёнбума и его жены Анны Эмилии. Он стал седьмым и самым младшим из сыновей. Всего в семье было 10 детей. Отец Лейно принадлежал к древнему роду Мустоненов, первоначально происходившему из Туусниеми и предположительно в начале XVIII века перебравшемуся в Липери. Родителями матери были владелец усадьбы Туокслахти, расположенной рядом с Сортавала, армейский капитан Карл Хенрик Кюрениус, в роду которого были и служители церкви, и военные. Бабушка Лейно по линии матери Эмилия Катарина Швиндт была дочерью коронного фогта, полковника из Кексгольма (ныне Приозерск). Младший ребёнок в многодетной семье был на особом положении. Его детство прошло в одиночестве в окружении взрослых. С ранних лет самым главным его спутником был мир книг и собственных фантазий. Его старший брат Казимир Лейно к тому времени уже стал известным деятелем культуры. Казимира Лейно, казалось, ожидало великое будущее, однако оно обернулось трагедией, с чем позже столкнулся и Эйно. На жизненные установки и творчество Лейно повлияло сильное чувство одиночества и сиротства, вызванное безвременной смертью родителей. Отец умер в 1890 году, когда Эйно было 12, а мать в 1895 г., когда он поступил в университет. Смерть матери нанесла такую эмоциональную травму, что позднее её не смогли залечить никакие любовные отношения. Обособленность была одной из самых сильных жизненных установок Лейно. Постоянные переезды с одного места на другое продолжались в течение всей его жизни, начиная с частой перемены интернатов и городов, в которых он учился. Учёбу в школе он начал в Каяани, оттуда переехал в лицей в Оулу, а затем к своему брату Оскари Лённбому в Хямеенлинну, где в шестнадцать лет сдал экзамен на аттестат зрелости. Эйно Лейно оказался бесспорным интеллектуальным лидером, несмотря на то, что был моложе одноклассников. Он был редактором школьной газеты «Стрела», а уже учась в старших классах переводил на финский язык произведения Юхана Рунеберга. Его школьный товарищ Ю.Э.Зидбек характеризует социальную позицию молодого Лейно следующим образом: «Он удивительным образом умел ладить со своими товарищами и чувствовал себя вполне комфортно даже среди тех, кто на самом деле совершенно не был ему духовно близок». Такое же мнение о Лейно позже высказывали многие люди, сталкивавшиеся с ним на протяжении его жизненного пути. Студенческие годы Лейно начались в Хельсинкском Императорском Александровском университете, но мир литературы быстро завладел молодым многогранным талантом. Учёба была прервана, и уже в 1896 г. он выпустил два сборника стихов — «Песни Марта» и «Баллада о большом дубе». После этого стихотворные произведения стали выходить одно за другим, одновременно с этим он осваивал всё новые литературные жанры. В 1898 году двадцатилетний Эйно вместе со своим братом — поэтом, критиком и руководителем театра Казимиром Лейно, игравшим заметную роль в литературной жизни Финляндии, — основал журнал «Наше время». Этот журнал был уникальным явлением в культурной жизни Финляндии того времени. Он создавался не для обсуждения национального и языкового вопросов и не имел литературной программы. Его целью ставилась публикация материалов, содержащих информацию, анализ и комментарии о жизни культуры и искусства. Он сообщал последние новости из-за рубежа. Цель была довольно амбициозной, да и результат оказался на высоком уровне. Но в Финляндии это никогда не могло гарантировать журналу долгого существования. Спустя год журнал был закрыт, и братьям Лейно пришлось выплачивать долги. В 1899 г. Эйно Лейно начал публиковать статьи по проблемам культуры в газете «Pдivдlehti», а в 1904 г. стал постоянным театральным критиком в её преемнице — газете «Хельсингин Саномат». На этой должности он принимался за любое дело с энтузиазмом реформатора. Финский театр оказался в центре беспрецедентной бури страстей. Молодой театральный критик был беспощаден к Каарло Бергбуму, основателю Финского театра и его руководителю с 1872 г. Рецензии порой были преднамеренно излишне критичными, но общий взгляд на то, как должен развиваться Финский театр, оказался вполне точным. В 1904 г. Лейно стал постоянным автором колонки в «Хельсингин Саномат», и с этого времени его имя окончательно вошло в сознание широкой публики. Этот этап означал дебют Лейно как критика в области культуры. Он без особого почтения обращался с авторитетными в области искусства и науки людьми. Под его ударами оказываются и писатели, и политики, и представители научного мира. К Лейно становилось всё сложнее относиться нейтрально. Находилось много людей, которые видели в нём противника и конкурента. Лейно стал в высшей степени публичной фигурой. В период раннего творчества Лейно черпал вдохновение в финской мифической поэзии, и прежде всего в «Калевале». В этом отношении он оказался связан с художественным течением своего времени и стал крупнейшим создателем национального неоромантизма в литературе. Блестящим примером того, как его творческое воображение создавало современные мифы, стал вышедший в 1903 году сборник Helkavirsiд (в разный переводах: Песни Троицына дня / Вознесенские песни / Псалмы Святого четверга). В нём автор добился нового, поразительного синтеза финского народного творчества и европейских литературных новаций. В Helkavirsiд чувства, ощущения и интеллектуальные искания современного ему человека соединяются с глубоким и вечным мифическим сознанием. В этих стихотворениях читателя особенно поражала новая образность, не содержавшая в себе объяснений, но затрагивавшая наиболее уязвимые, чувствительные и опасные слои человеческой психики. Эта новизна была настолько поразительной, что она ослепила большинство критиков. Лишь немногие сразу осознали значение этого сборника. Сборник Helkavirsiд во многом является своеобразным ключом к творчеству Лейно. Борьба за свободу и проблемы поиска истины пронизывают каждое стихотворение. Вновь и вновь человек встаёт перед главными жизненными вопросами. Как он относится к смерти, любви, другим людям? Как далеко человек может зайти в процессе самовыражения, не ущемляя интересы других? Helkavirsiд стал началом «буржуазного» периода в жизни Лейно, самого бурного и в то же время самого короткого. В 1902 г. Лейно влюбился в дочь своей квартирной хозяйки Фрею Шульц, переводчицу и коммерческого делопроизводителя, женщину экзотической красоты и бурного темперамента. Эта любовь стала для него мощным творческим стимулом. 1905 год был временем бурной жизни и творчества. Лейно выпустил сборник стихов «Зимняя ночь», принесший новый триумф и продемонстрировавший его неисчерпаемые возможности обновления. Этот сборник Лейно посвятил Фрее, на которой женился 10 сентября 1905 года. Свой первый дом он обустроил в буржуазном стиле в большой квартире на берегу моря, а в декабре следующего года в семье родилась дочь Эйя Хелка, ставшая единственным ребёнком Лейно. Помимо женитьбы и выхода в свет сборника «Зимняя ночь» в том же году Лейно написал прозу «День в Хельсинки», пьесы «Сватовство Вяйнямёйнена», «Пентти Пяккёнен», «Меч лешего», «Король Лидии» и «Мейрам». Кроме того, он напечатал 110 статей в прессе под псевдонимом «Теему». Сложная политическая ситуация того времени давала богатый материал для творчества в этом жанре. Осенью 1905 г. революционная деятельность в России привела к всеобщей забастовке. Большинство статей 1905 г. так или иначе касалось политической борьбы. Их объектами были главным образом русский деспотизм и соглашательская политика старофиннов, сторонников газеты «Суометар». Лейно был явным младофинном и сторонником пассивного сопротивления. Устоявшаяся жизнь побудила поэта обратиться к прозе. В 1906 г. начала выходить трилогия, посвященная периоду русификаторских начинаний центральной власти и связанная с проблематикой статей, выходивших под псевдонимом «Теему»: «Туомас Витикка» (1906), «Яна Рёнтю» (1907) и «Олли Суурпяя» (1908). За трилогией последовали три пьесы: «Лалли» (1907), «Мауну Таваст» (1908) и «Епископ Туомас» (1909). Это продуктивный творческий период венчал сборник стихов «Заморозки» (1908), перевод на финский язык избранных стихотворений «Ветряное кантеле», а также перевод пьесы И.В.Гёте «Ифигения в Тавриде». Семейная идиллия продолжалась недолго. Лейно не мог привыкнуть к буржуазному образу жизни, и уже весной 1908 г. супруги расстались. После этого Лейно так и не удалось создать постоянных отношений и прочного дома. Характерным для всей его жизни было то, что он постоянно «уходил», беря с собой только самое необходимое. В письме своему другу Отто Маннинену 1 июля 1908 г. он писал: «Я оставил всё, кроме своей библиотеки и бумаг, и ушёл с одним чемоданом в руке». Скорбь и чувство вины за то, что он бросил свою дочь, преследовали Лейно всю оставшуюся жизнь. Он всеми силами старался заботиться о ней, поскольку его бывшая жена не стремилась всерьёз заниматься дочерью. Встречи, однако, были редкими, да и финансовая поддержка была недостаточной. Многие братья и сёстры Лейно страдали душевной слабостью. Сам Лейно также временами переживал особенность строения своей психики как тяжкий груз. Наряду с общительным собеседником в нём жил поэт, чувствовавший свою непохожесть на других, оказывавшийся в пучине страха перед людьми, а порой и презрения к ним. Судьбу своей дочери он связывал с тяжёлой наследственностью своей семьи и опасался, что она слишком рано погибнет. Но Эйя Хелка Лейно умерла в 1987 г., в 82 года, не оставив наследников.
Eino-Leino-1978 (700x573, 382Kb)
Эйно Лейно на почтовой марке Финляндии, 1978.
Распад семьи был, очевидно, вызван тем, что Лейно ещё до развода познакомился с поэтессой Л.Онерва, отношения с которой продлились до самой смерти Лейно. Они начались бурно и страстно, в какой-то степени истощая их обоих, но со временем утихли, постепенно превратившись в дружбу. Год, проведённый Онерва и Лейно в Риме (1908—1909), вызвал бурный скандал, так как они не скрывали своих отношений, хотя оба всё ещё состояли в браке. Однако эта страсть так и не переросла в брак. Они оба были слишком беспокойными и не были готовы взять на себя ответственность друг за друга. Союз двух экстраординарных людей был невозможен. Оба искали абсолютного поклонения и обожания, которое могли дать друг другу лишь время от времени. Оба позднее заключили брак в 1913 г.: Лейно женился на дочери дирижёра Роберта Каянуса арфистке Айно Каянус, а Л.Онерва вышла замуж за молодого композитора Лееви Мадетойя. Брак Онерва продлился до самой смерти Мадетойя. Отправляясь в 1908 г. в Европу, Лейно собирался покинуть родную Финляндию навсегда. Изгнание, однако, продлилось только до весны следующего года, когда он вновь занял своё видное место в культурной жизни Финляндии. Газетные полосы заполнились его острыми статьями и стихами, бывшие друзья, ставшие теперь литературными соперниками, были карикатурно изображены в пьесе «Соль земли» (1911), в которой нетрудно узнать сторонников «Суометар» писателей Майлу Талвио и В.А.Коскенниеми. Появилась и новая серия из четырёх романов о современном капиталистическом мире, развенчивавшая искусство и духовные ценности: «Раб труда», «Раб денег», «Раб женщины» и «Раб счастья» (1911—1913). Казалось, ничто не могло остановить Лейно. Для стабилизации своего финансового положения он в 1912 г. предпринял поездку по стране. Его выступления имели успех, но денег ему не принесли. Менее успешной была его амбициозная идея создания театра «Хелка» (1912). Публика не была готова к восприятию его сценической версии «Калевалы», и состоялось лишь несколько спектаклей на сцене под открытым небом на острове Сеурасаари. Литературные турне закончились в 1915 г., когда прервалась поездка, предпринятая совместно с актёром Аарне Орьятсало. Как писала Л.Онерва, «Лейно возвращается в Хельсинки в третьем классе, в хандре и поджав хвост, с пустым кошельком и пустым чемоданом, потеряв в этой поездке много новых фрачных жилетов, сорочек и тому подобного». Лейно всё чаще стал посещатьм увеселительные заведения. Творческая работа всё больше требовала стимулирования. Он беспечно растрачивал свои силы. Он работал над трудоёмким переводом на финский язык «Божественной комедии» Данте. К тому же, он вновь занялся журналистикой. В конце 1915 г. Лейно основал журнал «Воскресенье», главным редактором которого оставался до самого закрытия журнала в 1918 г. Журнал имел общегуманистическую направленность, и среди его сторонников были люди самых разных политических, религиозных и философских взглядов. Среди них были и представители теософии, которые позднее любили называть Лейно выразителем своих идей. Редакция «Суннунтай» стала для Лейно домом. Его произведения стали появляться в журнале с большой скоростью. Он закончил вторую часть сборника Helkavirsiд (1916) и написал прозаическое философско-эстетическое произведение «Перед лицом Всемогущества» (1917). Помимо этого, он написал несколько рассказов о животных: «Мишка» (1914), «Мусти» (1916), «Окунь и золотые рыбки» (1918). Как и раньше, бурная продуктивность Лейно сопровождалась великой страстью. Любовь к супруге эстонского дипломата, писательнице Айно Каллас была такой же отчаянной, как и все остальные, и вызвала ещё более грандиозный скандал, чем его отношения с Онерва. Эта связь продолжалась с 1916 по 1919 гг. Литературными памятниками ей стали сборник стихов Лейно «Песни герцога Юхана и Катарины Ягеллоники» (1918), дневниковые записи Каллас, а также сохранившиеся письма Лейно к Айно Каллас. Лейно мог отдаваться своей страсти, однако он вновь влюбился не в ту женщину. Ещё в большей степени, чем любовь к Айно Каллас, на жизнь Лейно повлияла гражданская война. Будучи журналистом-младофинном, Лейно многие годы вдохновлял финнов на проведение самостоятельной политики, поэтому гражданская война, начавшаяся после обретения независимости, нанесла ему удар, от которого он так и не смог оправиться. Во время войны Лейно находился в захваченном красными Хельсинки и лихорадочно пытался разобраться в ходе событий, читая газеты на разных языках и беря интервью у проживающих в городе русских. Ситуация осложнялась тем, что Лейно одновременно понимал и не понимал обе воюющие стороны. В конце концов, он стал видеть в «белых» защитников европейской культуры. После войны в творчестве Лейно появились различные панегирические стихотворения — прежний критический наблюдатель отдавал теперь должное и «правым», и «левым». В 1921 г. Лейно снова вступил в брак, женившись на Ханне Лайтинен. Однако этот союз был обречён на неудачу с самого начала, представляя собой лишь мечту двух отчаявшихся людей о возможном единении, и продлился он недолго. Жизнь становилась всё сложнее и в душевном, и физическом плане. Много времени он проводил в больницах, но в периоды, когда здоровье улучшалось, знакомые видели прежнего Лейно, исполненного идеями. В его поэзии этого периода наблюдается возврат к старым темам. «Иллюстрированная книга моей жизни» (1925), задуманная как первая часть мемуаров, стала его последним крупным литературным произведением. Эйно Лейно скончался в Туусула (в доме «Riitahuhta» в районе Nuppulinna) 10 января 1926 года. И хотя он прожил всего 47 лет, его жизнь можно считать состоявшейся. Лейно опубликовал своё первое стихотворение в газете «Хямеен Саномат» в двенадцать лет, и период его творчества продлился 35 лет. За это время он напечатал свыше 80 оригинальных произведений, большое число критических статей, эссе, газетных публикаций. К этому можно прибавить огромную переводческую работу. Близкий друг Лейно Бертель Грипенберг так охарактеризовал самого выдающегося поэта финской литературы: «Эйно Лейно был, возможно, единственным финским автором, которого действительно можно назвать гением, если под этим словом подразумевать постоянно переполнявшее его богатство духа, непрекращающийся полёт мысли, его многогранность, способность работать без усилий над собой, или, иначе говоря, жажду деятельности». Максим Горький приводил Лейно, как пример того что и маленький народ может дать большого поэта. Лейно похоронили за государственный счёт. Его издатель приступил к публикации шестнадцатитомных «Избранных произведений». Л. Онерва взялась за написание его биографии, а вскоре возник и проект создания памятника. Память: В Палтаниеми находится дом-музея Эйно Лейно, прообразом для которого послужил родной дом (Hцvelц) поэта в Каяани. Там же похоронены его родители и три сестры (фотографии могилы); Памятник в Хельсинки. Скульптор Лаури Леппянен; Памятник в Палтамо, где родился Лейно; Портрет Э.Лейно помещён И.Е.Репиным на картине «Финские знаменитости» (ныне картина хранится в музее «Атенеум»; этюд к портрету — в музее «Пенаты»). Стихотворные сборники: Maaliskuun lauluja (изд. Otava, 1896); Tarina suuresta tammesta y.m. runoja (изд. WSOY, 1896); Yцkehrддjд (изд. Otava, 1897); Sata ja yksi laulua (изд. Otava, 1898); Tuonelan joutsen (nдytelmдruno, изд. Otava, 1898); Ajan aalloilta (изд. WSOY, 1899); Hiihtдjдn virsiд (изд. Otava, 1900); Kivesjдrvilдiset (kertova runoelma, изд. Otava, 1901); Pyhд kevдt (изд. Otava, 1901); Kangastuksia (изд. Otava, 1902); Helkavirsiд / Песни Троицына дня / Вознесенские песни (в пер. Ильи Соломеща) / Псалмы Святого четверга (в пер. Элеоноры Иоффе), (издательство Otava, 1903); Simo Hurtta. Runoja isonvihan ajoilta (издательство Otava, 1904); Talvi-yц (изд. Otava, 1905); Turjan loihtu (nдytelmдruno, Emil Vainio, 1907); Halla (издательство Otava, 1908); Tдhtitarha (Kirja, 1912); Painuva pдivд (Kirja, 1914); Elдmдn koreus (Kirja, 1915); Helkavirsiд. Toinen sarja. (Otava, 1916); Karjalan kuningas (runonдytelmд, Kirja, 1917); Leirivalkeat (Kirja, 1917); Vapauden kirja (runovalikoima, Kirja, 1918); Bellerophon (runotarina, Ahjo, 1919); Juhana Herttuan ja Catharina Jagellonican lauluja. Nil nisi mors. (Ahjo, 1919); Lemmen lauluja (runovalikoima, Kirja, 1919); Simo Hurtta. Runoja isonvihan ajoilta, toinen sarja (Otava, 1919); Ajatar. Tietovirsiд (Otava, 1920); Kodin kukka ja uhrikuusi (runotarina, Ahjo, 1920); Syreenien kukkiessa (Minerva, 1920); Vanha pappi (kertomaruno, Otava, 1921); Pajarin poika. Karjalaisia kansantaruja. (Otava, 1922); Puolan paanit. Karjalaisia kansantaruja. (Otava, 1922); Helkavirsiд 1-2 (yhteislaitos, Otava, 1924); Shemeikan murhe. Uusia runoja. (Gummerus, 1924). Проза: Kaunosielu (Otava, 1904); Pдivд Helsingissд. Pilakuva. (Otava, 1905); Seikkailijatar. Venдlдinen kertomus. (Karisto, 1913); Mesikдmmen. Joulutarina vanhoille ja nuorille (Kirja, 1914); Pankkiherroja. Kuvaus nykyaikaisesta suomalaisesta liike-elдmдstд (Kirja, 1914); Musti. Elдintarina (Karisto, 1916); Alla kasvon kaikkivallan. Mystillinen trilogia. (Karisto, 1917); Ahven ja kultakalat. Tarina syvyyksistд. (Ahjo, 1918); Helsingin valloitus. Muistelmia ja vaikutelmia (Minerva, 1918); Vцyrin sotakoulu. Haastatteluja ja historiikkia (Minerva, 1918); Elina. Murroskauden kertomus (Minerva, 1919) (2. painos nimellд Punainen sankari). Романы: Tuomas Vitikka (Otava, 1906); Jaana Rцnty (Otava, 1907); Olli Suurpдд (Otava, 1908); Tyцn orja (Yrjц Weilin, 1911); Rahan orja (Yrjц Weilin, 1912); Naisen orja (Kirja, 1913); Onnen orja (Kirja, 1913); Paavo Kontio. Lakitieteen tohtori (Kirja, 1915); Kolme lдhti, kaksi palasi. Tarina kieltolain Suomesta (Minerva, 1926). Повести: Pдivдperhoja. Pieniд tarinoita (Eero Erkko, 1903); Nuori nainen. Neljд kertomusta (Yrjц Weilin, 1910). Пьесы: Johan Wilhelm (Wesanderin kirjakauppa, 1900); Sota valosta (Otava, 1900); Naamioita (nдytelmiд, Otava, 1905); Naamioita, toinen sarja (nдytelmiд, Otava, 1907); Naamioita, kolmas sarja (nдytelmiд, Vihtori Kosonen, 1908); Naamioita, neljдs sarja (nдytelmiд, Vihtori Kosonen, 1909); Naamioita, viides sarja (nдytelmiд, Vihtori Kosonen, 1909); Kalevala nдyttдmцllд (nдytelmiд, Yrjц Weilin, 1911); Naamioita, kuudes sarja (nдytelmiд, Yrjц Weilin, 1911). Киносценарии: Kesд (Лето), 1915 (режиссёр Kaarlo Halme). Другие работы и статьи: Suomalainen nдyttдmцtaide 19 2/4 02 (tutkielma, Eero Erkko, 1902); Suomalaisia kirjailijoita. Pikakuvia (Otava, 1909); Suomalaisen kirjallisuuden historia (Yrjц Weilin, 1910); Elдmдni kuvakirja. Erддn aikansa lapsen muistoja, mielialoja ja mietelmiд. (muistelmateos, Otava, 1925). Литература: Сто замечательных финнов. Калейдоскоп биографий = 100 suomalaista pienoiselдmдkertaa venдjдksi / Редактор Тимо Вихавайнен (Timo Vihavainen); перевод с финского И.М.Соломеща. — Хельсинки: Общество финской литературы (Suomalaisen Kirjallisuuden Seura), 2004. — 814 страниц — ISBN 951-746-522-X. — Электронная версия (Проверено 20 июля 2010)

Marmaduque_Grove (591x700, 148Kb)
1879
Мармадуке Грове Вальехо (испанское имя - Marmaduque Grove Vallejo)
военный, государственный и политический деятель Чили, глава революционной хунты Социалистической республики Чили. Родился в Копьяпо. Получил военное образованиев в Академии сухопутных сил, которую закончил лейтенантом артиллерии. Масон. Одним из однокашников Грове по Академии был Карлос Ибаньес. Брат Мармадуке Грове был женат на сестре Сальвадора Альенде. В январе 1925 года вместе с Карлосом Ибаньесом возглавил военный переворот, восстановивший ранее свергнутого Артуро Алессандри на посту президента. В 1925 входил в правительственную хунту. С 1926 года служил военным атташе в Лондоне. После разрыва с правительством Ибаньеса в 1928 году эмигрировал в Аргентину. 21 сентября 1930 года предпринял попытку свергнуть Ибаньеса. На oкрашенном в красный цвет самолете Грове прилетел из Аргентины в Консепсьон и попытался поднять восстание среди местного гарнизона. Сразу же после приземления Грове схватили карабинеры, он был осуждён и сослан на остров Пасхи. Гровe сумел сбежать с острова на борту французского корвета, державшего курс на Таити. Оттуда он перебрался в Марсель. После свержения Ибаньеса в 1931 году Мармадуке Грове стал командующим ВВС Чили. Вместе с двумя гражданскими лицами, Эухенио Матте и Карлосом Давилой, возглавил переворот в июне 1932 года, в результате которого был свергнут президент Хуан Эстебан Монтеро. Создается правящая хунта во главе с Грове и провозглашается Социалистическая республика Чили. Грове занимает также пост военного министра. Двенадцать дней спустя Карлос Давила устраняет хунту и становится временным президентом. Грове вновь был выслан на остров Пасхи. Три месяца спустя новый переворот заставляет Давилу уйти. В октябре 1932 года проводятся выборы, и президентом вновь избирается Алессандри. Грове баллотируется на этих выборах от социалистического Нового общественного движения, занимает второе место с результатом 34,7%. В 1933—1949 сенатор. Был лидером основанной в 1933 году Социалистической партии Чили (СПЧ). Генеральный секретарь СПЧ в 1935—1937, с 1937 председатель СПЧ, председатель Народного фронта в 1938—1940 годах. Умер в Сантьяго15 мая 1954 года.

1881
Владимир Михайлович Гиттис
российский комкор (1935). Окончил, юнкерское пехотное училище (1902). Участник 1-й мировой войны, в 1917 г. командовал полком, полковник. Был военным руководителем Северного участка завесы (август - сентябрь 1918), командовал 6-й (сентябрь - ноябрь 1918) и 8-й (декабрь 1918 - январь 1919) армиями, Южным (январь - июль 1919), Западным (июль 1919 - апрель 1920) и Кавказским (май 1920 - май 1921) фронтами. После Гражданской войны командующий войсками Заволжского и Петроградского (позже Ленинградского) военных округов. С 1921 г. для особо важных поручений при РВС СССР. С 1926 г. заместитель начальника снабжения РККА. С 1930 г. уполномоченный Нарком-военмора при Наркомторге. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

1882
Иван Александрович Якушев
бывший председатель Сибирской областной думы. Родился в в Сургуте Тобольской губернии. Служил в Иркутске, в 1917 участвовал в областнических съездах, был сторонником автономии Сибири, осенью 1918 пытался при поддержке Чехословацкого корпуса противостоять узурпаторам из Административного Совета (И.А.Михайлов, И.И.Серебренников), но сам был арестован. В 1919 принял активное участие в подготовке антиколчаковского переворота Радолы Гайды (не удался). В эмиграции жил с 1922. Вместе с профессором Е.Л.Зубашевым создал в Чехословакии сибирское земляество, издавал "Вольную Сибирь" и "Сибирский архив". Умер в Праге 11 октября 1935 года.

1884
Виллем Маринус Дюдок (Willem Marinus Dudok)
голландский архитектор. Родился в Амстердаме. Его творчество связано как с амстердамской школой, которая подчеркивала выражение индивидуальности, так и с группой «Де Стиль», которая обращала особое внимание на геометрические формы. Он посещал Королевскую военную академию в Бреде и оставался в армии до 1913 г. В 1915 г. стал муниципальным архитектором Хилверсюма и впоследствии спроектировал много зданий для города, особенно примечательными являются школа Доктора Х.Бравинка (1921), Школа Вонделя (1928-1929), и Городской театр (1928-1930). Эти строения, хотя и представляющие кубические композиции, передают твердость и текстуру посредством использования монолитного кирпича. Другие работы включают в себя Дом Нидерландов, Университетский городок, Париж (1927-1928); универмаг Бидженкорфа, Роттердам (1929-1930), который был разрушен во время второй мировой войны и Эрасмум Хьюс, Ротгердам (1939-1940). Умер 6 апреля 1974 года. Литература: (Magnйe R. М. (составитель)), . М. Dudok, Amst., 1954.

1884
Андре Дюнуайе де Сегонзак
французский художник

1885
Фриц Георг Арндт (Ernst Morits Arndt)
немецкий химик-органик. Окончил Фрайбургский университет (доктор философии, 1908). Работал там же, в 1910-1915 в Кильском университете. В 1915-1918 преподавал в Стамбульском университете (Турция), в 1918-1933 - в университете Бреслау (с 1927 профессор). С приходом к власти фашистов покинул родину. В 1933 читал лекции в Оксфордском университете (Англия). В 1934-1966 вновь работал в Стамбульском университете. Основные работы посвящены синтезу диазометана и изучению его реакций с альдегидами, кетонами и хлоангидридами кислот, разработке теории мезомерии. Исследовал (1921-1923) циклизацию гидразодитиодикарбонамида и показал, что в зависимости от среды циклизация приводит либо к производным триазола, либо к производным тиодиазола. Выдвинул (1924) электронную теорию промежуточных состояний. Получил (1924) дегидрацетовую кислоту нагреванием ацетоуксусного эфира в присутствии следов бикарбоната натрия при температуре 200° С с одновременным удалением спирта. Открыл совместно с Эйстертом (1927) реакцию получения высших гомологов карбоновых кислот из низших взаимодействием хлорангидридов с диазометаном (реакция Арндта-Эйстерта). Предложил (1930) метод получения диазометана при 5°С взаимодействием нитрозометилмочевины с водным раствором гидроксида калия под слоем эфира.

1885
Владимир Андреевич Артемьев
конструктор в области ракетной техники, лауреат Сталинских премий (1941 г. и 1943 г.). Добровольцем участвовал в Русско-японской войне 1904–1905 гг. После окончания в 1911 г. Алексеевского военного училища служил в крепостной артиллерии. С 1915 г. сотрудник Главного артиллерийского управления. С 1921 г. работал над созданием реактивных снарядов на бездымном порохе. Сконструировал первую советскую ракету на бездымном порохе. Один из создателей реактивных снарядов для «катюши». Умер в 1962 году.

1885
Эрнст фон Буш
немецкий генерал-фельдмаршал (1943). Участник 1-й мировой войны, затем служил в рейхсвере. С 1938 г. командовал 8-м армейским корпусом, участвовал в Польской кампании 1939 г. С октября 1939 г. командующий 16-й армией во время Французской кампании и на советско-германском фронте. С ноября 1943 г. командующий группой армий "Центр", после поражения в Белоруссии в августе 1944 г. зачислен в резерв. С марта 1945 г. командовал группировкой немецких войск на северо-западе Германии. Умер в плену в Англии.

 (489x699, 61Kb)
1885
Александр Яковлевич Таиров
русский актер, режиссер. Настоящая фамилия Корнблит. Народный артист РСФСР (1935). Родился в городе Ромны Полтавской губернии в семье учителя. Гимназистом выступал в любительских спектаклях по пьесам А.Н.Островского, исполняя роли Незнамова (Без вины виноватые, 1901, 1903) и Карандышева (Бесприданница, 1902). В 1904 поступил на юридический факультет Киевского университета, в 1906 перевелся в Санкт-Петербургский университет. Летом 1904 дебютировал как актер в Бердичеве и Житомире в труппе Драматического товарищества под руководством А.Н.Лепковской, сыграл Петю Трофимова в Вишневом саде А.П.Чехова. Осенью того же года выступил в роли Пепла (На дне М.Горького) на сцене киевского Железнодорожного театра под управлением К.И.Соловцова. В 1905 вступил в труппу М.М.Бородая в Киеве, играл в пьесах У.Шекспира (Сон в летнюю ночь) и Г.Гауптмана (Ганнеле). За участие в организации всеобщей забастовки киевских театров в октябре 1905 подвергся аресту. В 1906 – в труппе «Новая драма» А.А.Пасхаловой. Сезон 1906–1907 Таиров провел в Санкт-Петербургском Театре В.Ф.Комиссаржевской, где главным режиссером в ту пору был В.Э.Мейерхольд. Играл здесь Голубую маску (Балаганчик А.А.Блока), Нищего (Сестра Беатриса М.Метерлинка), Шаняву (Вечная сказка С.Пшибышевского). Общего языка с Мейерхольдом Таиров не обрел: «принимая целиком его разрушительную платформу по отношению к старому театру, я в то же время не принимал его созидательной платформы». В 1907 Таиров вступил в руководимую П.П.Гайдебуровым труппу Первого Передвижного общедоступного драматического театра при Лиговском Народном доме в Санкт-Петербурге. Помимо насыщенной актерской деятельности (Борис Годунов в трилогии А.К.Толстого, Гемон в Антигоне Софокла, Валер в Тартюфе Мольера, Борис в Грозе Островского и другие) предпринял здесь и режиссерские опыты – поставил шекспировского Гамлета (1907), Дядю Ваню Чехова и Эроса и Психею Ю.Жулавского (1908). В собственных спектаклях исполнял роли Лаэрта, Астрова и Эроса. Готовил к постановке пьесу Л.Н.Андреева Черные маски. Расставшись в 1909 с труппой Гайдебурова, работал в театрах Риги, Симбирска, Санкт-Петербурга, ставил драматургию Чехова, Андреева, Горького, Пшибышевского, Х.Ибсена, Дж.Байрона, Б.Шоу, Г.Гауптмана, Фр.Шиллера и других; много играл в своих и чужих постановках. Однако со временем Таиров-режиссер явственно берет верх над Таировым-актером: последней стала роль Мизгиря в Снегурочке Островского в Санкт-Петербургском Новом Драматическом театре А.К.Рейнеке в постановке Е.П.Карпова (1912). После окончания Санкт-Петербургского университета (1913) Таиров приехал в Москву «с твердым намерением не заниматься театром», поступил на работу в Московскую адвокатуру. И в том же году принял приглашение К.А.Марджанова служить постановщиком в только что созданном Свободном театре. Таирова привлекли гарантии полной творческой независимости, свободы от узких жанровых ограничений. Одна за другой им были выпущены пантомима А.Шницлера Покрывало Пьеретты на музыку Э.Донаньи (отзыв рецензента: «надменный фатализм, порыв и излом») и искусная стилизация в духе старинного китайского театра Желтая кофта Г.Бенримо и Дж.Хазлтона. В этих спектаклях наметились основные постановочные принципы Таирова, сплотился круг актеров-единомышленников. После первого сезона Свободный театр был вынужден прекратить свое существование, однако идея создания синтетического театра не была отброшена. 25 декабря 1914 спектаклем Сакунтала Калидасы в переводе К.Д.Бальмонта и оформлении П.В.Кузнецова Таиров и его первая актриса А.Г.Коонен (покинувшая ради Свободного театра Художественный, где провела несколько сезонов) открывают свой собственный театр, которому было дано название Камерный: «мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей… Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились – напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям» (Таиров). Как и многие его современники, режиссер стремился к синтезу, союзу театра со смежными видами искусства – музыкой, балетом, живописью. Таировская программа была четка и последовательна, симпатии и антипатии – конкретны и внятны. В своем театральном манифесте «Записки режиссера» и в ряде других публикаций Таиров утверждал, что Камерный театр задумывался и создавался в противовес театрам Натуралистическому (подразумевался Художественный театр) и Условному (искания Мейерхольда). Рожденному им театральному организму, обозначенному как «театр эмоционально-насыщенных форм» или театр неореализма, Таиров отводил роль синтеза. Парадокс состоял в том, что вопреки таировскому (вслед за Н.Н.Евреиновым) лозунгу «театрализации театра» и призывам к избавлению от гнета драматурга и художника «Камерный театр вошел в историю как театр большой литературы и самой изысканной живописи» (Николаевич). Вслед за Сакунталой в предреволюционные и революционные годы увидели свет рампы Веера К.Гольдони (1915, художники Н.С.Гончарова и М.Ф.Ларионов), Женитьба Фигаро П.Бомарше (1915, художник С.Ю.Судейкин), Сирано де Бержерак Э.Ростана (1915, художник В.А.Симов), Фамира-Кифарэд И.Ф.Анненского (1916, художник А.А.Экстер), Саломея О.Уайльда (1917, художник Экстер) и другие. Таировские спектакли вызывающе демонстрировали нежелание соответствовать злобе дня, служить целям утилитарным: Король-Арлекин Р.Лотара и пантомима Ящик с игрушками К.Дебюсси (оба 1917, художник Б.А.Фердинандов), Обмен П.Клоделя (1918, художник Г.Б.Якулов), Адриенна Лекуврер Э.Скриба и Э.Легуве (1919, художник Фердинандов; спектакль оставался в репертуаре вплоть до закрытия театра в 1949), Принцесса Брамбилла по Э.Т.А.Гофману (1920, художник Якулов), Благовещенье П.Клоделя (1920, художник А.А.Веснин), Ромео и Джульетта Шекспира (1921, художник Экстер), Федра Ж.Расина (1922, художник Веснин), Жирофле-Жирофля Ш.Лекока, текст А.М.Арго и И.А.Адуева (1922, художник Якулов). Принцесса Брамбилла, явившись испытанием на музыкальность, пластичность и выносливость, подвела черту под экзерсисами на тему театральной гофманиады; Жирофле-Жирофля сочетала опереточное неправдоподобие с элементами эксцентрического капустника и отточенностью эстрадного шоу; Федра, будучи, по словам П.А.Маркова, «спектаклем решительным и бескомпромиссным», принадлежащим к «событиям историческим в развитии советского театра». В 1921 публикуется книга размышлений Таирова Записки режиссера (издание Камерного театра), в 1923 – ее немецкий перевод. В том же году состоялись первые гастроли Камерного театра во Франции и Германии, они длились семь месяцев. В 1923 Таиров организовал при театре училище, утвержденное Луначарским как высшее учебное заведение, – ВГЭКТЕМАС (Высшие государственные экспериментальные театральные мастерские), с четырьмя факультетами: актерский, режиссерский, историко-теоретический и хорео-пантомимеский. Принципиальным требованием при обучении была тесная взаимосвязь между студентами-актерами и студентами-режиссерами. В середине 1920-х годов программой таировского театра становится «конкретный реализм», ознаменовавший новый этап деятельности Камерного театра. Постановки 1924 – Гроза Островского и Святая Иоанна Шоу (художники В.А. и Г.А.Стенберги, в первом случае в соавторстве с К.К.Медунецким) свидетельствовали о разрыве Таирова с «абстракциями» и изысканными эффектами, о решительном переходе к простоте линий и ритмов. Главные спектакли этого периода – цикл постановок пьес Ю.О'Нила Косматая обезьяна и Любовь под вязами (обе 1926) и Негр (1929; сценография всех трех Стенбергов). В эти же годы Таировым были поставлены Человек, который был Четвергом по Г.Честертону (1923, художник Веснин), спектакль-обозрение Кукироль П.Г.Антокольского, В.З.Масса, А.П.Глобы и В.Г.Зака (1925), оперетты День и ночь Ш.Лекока, текст Масса (1926) и Сирокко Л.А.Половинкина, текст Зака и Ю.Б.Данцигера (1928, совместно с Л.Л.Лукьяновым; все названные спектакли в оформлении Стенбергов), Антигона В.Газенклевера (1927, художник А.И.Наумов), Багровый остров М.А.Булгакова (1928, совместно с Лукьяновым, художник В.Ф.Рындин), Опера нищих Б.Брехта – К.Вейля (1930, художники Стенберги), Машиналь С.Тредуэлла и Оптимистическая трагедия В.В.Вишневского (оба 1933, художник Рындин). В 1930-е годы Таировым декларирует и воплощает в искусстве Камерного театра принципы «структурного», «организованного», «динамического» реализма. Дискуссиями и резким неприятием были встречены спектакли Египетские ночи – композиция из Цезаря и Клеопатры Б.Шоу, Египетских ночей А.С.Пушкина и Антония и Клеопатры Шекспира (1934, художник Рындин) и комическая опера Богатыри А.П.Бородина, текст Д.Бедного (1936, художник П.Баженов). 14 ноября 1936 Комитет по делам искусств принял постановление о запрещении Богатырей; следом в газете «Правда» появилась статья П.М.Керженцева Фальсификация народного прошлого, в которой коллектив и его руководитель подвергались безжалостной проработке. В августе 1937 были слиты воедино эстетически взаимоисключавшие друг друга коллективы Камерного и Реалистического театров (возглавляемого Н.П.Охлопковым). Название «Камерный» за театром было, однако, сохранено. Другие спектакли Таирова тех лет: Дети солнца Горького (1937, художник В.А.Щуко), Думы о Британке Ю.И.Яновского (1937, художники Е.К.Коваленко и В.Ф.Кривошеин), Чертов мост А.Н.Толстого (1939, художник Альберто), Мадам Бовари по Г.Флоберу (1940, премьера состоялась во время деятимесячных гастролей на Дальнем Востоке), Адмирал Нахимов И.В.Луковского (1941, художники двух последних Коваленко и Кривошеин). В первые два года войны театр играет и выпускает новые спектакли в эвакуации, в Барнауле и на Балхаше. По возвращении в 1943 в Москву Таиров работает над планом постановки Плодов просвещения Л.Н.Толстого, размышляет над Драконом Е.Л.Шварца, задумывается о Маскараде М.Ю.Лермонтова и Идиоте по Ф.М.Достоевскому (спектакли не были осуществлены), выпускает спектакль-концерт Чайка А.П.Чехова (1944, художники Коваленко и Кривошеин), Без вины виноватые Островского (1944, художник Рындин), У стен Ленинграда Вишневского (1945, художники Коваленко и Кривошеин), Он пришел Д.Б.Пристли (1945, художник Коваленко), Старик Горького (1946, совместная постановка с Лукьяновым, художники Коваленко и Кривошеин), Лев на площади И.Г.Эренбурга (1948, художник Р.Р.Фальк). Последней постановкой Таирова стали Актеры А.Васильева и Л.М.Эльстона (1949, художник Коваленко). 25 июня 1949 в «Советском искусстве» публикуется сообщение о том, что А.Я.Таиров освобожден от обязанностей художественного руководителя Камерного театра и назначен режиссером в Театр имени Евг.Вахтангова. Закрытие Камерного театра под видом реорганизации и расправу с его художественным руководителем Н.П.Акимов назвал «типичным актом вандализма», характерным для тех лет. Верной спутницей Таирова в творческой и семейной жизни на протяжении трех с половиной десятилетий была А.Г.Коонен: «глубоко современный и вместе с тем необычный, небытовой темперамент Алисы Коонен электризовал режиссерские композиции Таирова; со своей стороны руководитель Камерного театра дал актрисе необходимый простор и точную форму большого стиля» (Б.И.Зингерман). Из работ Таирова вне стен Камерного театра: Демон А.Г.Рубинштейна в Оперном театре Совета рабочих депутатов (бывшая Опера Зимина) в 1919; Оптимистическая трагедия Вишневского в Ростовском драматическом театре в 1936 и несколько не слишком удавшихся киноопытов, среди которых фильм Мертвец (1916) – попытка создания безнадписной пантомимы на сюжет пьесы К.Лемонье. Многие годы Таиров являлся активным общественным деятелем. В 1917 он стал первым председателем Московского союза артистов; в 1919–1936 был членом президиума ЦК Рабис; с 1944 – вице-президентом театральной секции ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей). Выступал на страницах советской печати. Умер Таиров в Москве 25 сентября 1950 года. Сочинения: Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма, Москва, 1970. Литература: Марков П., О театре, тома 1—2 Москва, 1974; Державин К.. Книга о Камерном театре, Ленинград, 1934; Головашенко Ю., Режиссерское искусство Таирова, Москва, 1970.

1886
Пьер Бенуа
французский писатель, автор романов "Атлантида", "Забытый", "Прокаженный король", "Дорога гигантов", "Соленое озеро", "Полуночное солнце".

1886
Марк Блок
французский историк. Учился в Высшей нормальной школе, дополнил своё образование (в 1908-1909) в Лейпцигском и Берлинском университетах. Профессор Страсбурского университета (1919-1936), затем Сорбонны. В период немецкой оккупации Франции активный участник Движения Сопротивления; расстрелян гестапо 16 июня 1944 г. В конкретно-исторических работах Блока на основе обобщения большого фактического материала дана наиболее глубокая в буржуазной науке трактовка западноевропейского феодализма как целостной социальной системы. В 1929 совместно с Л.Февром основал и возглавил журнал "Annales d'histoire economique et sociale" (ныне "Annales. Economies, Societes, Civilisations"), способствовавший усилению изучения во Франции социально-экономической истории, а также более широкому использованию в исторических исследованиях материалов смежных наук (психологии, географии, экономики, статистики и др.). Научная школа, сложившаяся вокруг Блока в 1930-е гг., сохраняет своё влияние и в современной историографии (особенно в области изучения средних веков и нового времени).

Edvard Rusjan (460x700, 159Kb)
1886
Эдвард Русян (Edvard Rusjan)
первый словенский пилот. Родился Эдвард Русян в Триесте (Австро-Венгрия, сейчас Италия). После достижения братьями Райт с первыми управляемыми самолетами, интерес к авиации сильно возрос в широких кругах населения. В 1908 году Эдвард вместе с братом-механиком Жозе собрал свой первый самолет, но возможности воздушного судна были еще весьма несущественны. На протяжении года братья усовершенствовали конструкцию своего планера. В ноябре 1909 года братья подняли в воздух свой новый летательный аппарат «EDA I». Самолет пролетел 60 метров на высоте двух метров. Уже 29 ноября полет продолжался 600 метров. Возможно, их результаты покажутся незначительным по сравнению с результатами, которые были получены в США и Франции. Но при этом надо помнить, что братья Русян были одновременно и дизайнерами и конструкторами и пилотами. У них не было тех технических и финансовых возможностей как, например, у братьев Райт. На протяжении следующих лет было собрано еще несколько самолетов, результаты которых, разумеется, превзошли первые полёты.
06.07.1886 (Родился Эдвард РУСЯН (EDVARD RUSJAN)) (700x386, 258Kb)
Последний полет Эдварда состоялся возле Белграда 9 января 1911 года. В этот день Эдвард демонстрировал свой аппарат неподалеку от Белграда. Однако из-за сильного ветра одно крыло сломалось, и самолет врезался в холм. От тяжелых травм Эдвард скончался во время транспортировки в больницу. В свои 25 лет он стал первой жертвой полета в Сербии и 34-ой жертвой полета в мире. Его работа была успешно продолжена братом Жозе, который собрал еще 3 самолета. На торжественных похоронах присутствовало большое количество народа — так был популярен первый пилот Центральной Европы. Эдвард Русян до сих пор популярен в Словении и Италии. Регулярно отмечаются годовщины его рождения и первого полета. Организовываются исторические фотовыставки, авиапоказы и другие мероприятия. В его честь назван аэропорт города Марибора и астероид 19633 Rusjan.


 (482x698, 44Kb)
1887
Марк Захарович Шагал (Marc Chagall; урождённый - Мойше Хацкелевич Сегалов)
художник, один из лидеров мирового авангарда 20 в., шедший в то же время самобытным путем; сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске в семье приказчика. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 занимался в частной школе Ю.М.Пэна. В том же приехал в Санкт-Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой, где его наставниками были Л.С.Бакст и М.В.Добужинский. Жил в Санкт-Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже, в колонии художников «La Ruche» («Улей»), сблизившись с Г.Аполлинером, М.Жакобом, А.Сальмоном, Р.Делоне и другими авангардистами. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически-исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви – с художником и его первой женой, Беллой Розенфельд, в качестве главных героев (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерные мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж) включают творчество молодого мастера в круг художников «Еврейского возрождения» 1910-х годов с его пафосом «возврата к истокам», к библейскому наследию. Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; Автопортрет с семью пальцами, 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма («сюрнатурализмом» назвал его творчество Аполлинер). В 1918–1919 Шагал был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра (1920–1922, Третьяковская галерея), тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, с 1923 обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров Моя жизнь, где он проявил себя как настоящий литератор-художник, мыслящий яркими образами. С тех пор жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
6 июля 1887 года родился — Марк Шагал, (700x302, 224Kb)
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу А.Воллара создал (в 1923–1930) островыразительные иллюстрации к Мертвым душам Н.В.Гоголя и Басням Ж.де Лафонтена. Внес выдающийся вклад и в сценографию (нью-йоркские спектакли по балетам Алеко на музыку П.И.Чайковского в постановке Л.Ф.Мясина (1942) и Жар-птица И.Ф.Стравинского в постановке Дж.Баланчина; и др.). К середине 20 в. его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое звучание. По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально-экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Работа над иллюстрациями к Библии по заказу Воллара (1930–1931) предопределила главную тему его позднего творчества. С 1955 началась работа над Библией Шагала – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
6 июля 1887 года родился — Марк Шагал (700x343, 318Kb)
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаики Четыре времени года на здании Национального банка в Чикаго (1972) и др.) радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. В 1973 Шагал посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Музеи художника существуют в Хайфе (с 1957) и Ницце (с 1973); в 1992 дом-музей Шагала открылся в его родном городе Витебске. Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.

1888
Аннетт Келлерман
австралийская киноактриса, спортсменка, в 1915 впервые в истории кино обнажившаяся в фильме «Дочь богов». Она также считается родоначальницей такого вида спорта как синхронное плавание, получила прозвище Ныряющая Венера, а в 1907 была арестована в Бостоне за неприличное поведение, осмелившись впервые появиться в цельном купальнике, скроенном из одного куска материи.

1888
Иван Андреевич Козлов
большевистский деятель и писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн (руководил крымским подпольем), прозаик и драматург. Родился в селе Сандыри Московской губернии. Он участвовал в Революции 1905, за что был сослан в Сибирь, но бежал и в 1913 эмигрировал. В 1918–1919 – в большевистском подполье в городах Украины. В Великую Отечественную войну он руководил партизанами Крыма, был секретарём Симферопольского подпольного горкома ВКП (б). Ему принадлежит одна из лучших книг о партизанах "В Крымском подполье", но данные, содержащиеся в ней, подверглись фальсификации: замалчивается героизм крымских татар в годы войны. Умер в Москве 27 марта 1957 года. Литература: Иван Козлов/ / Память огненных лет : [ к 55-летию Победы]: Библиографический указатель. - Москва, 2000.- Страницы 28-29.

1889
Сергей Антонович Клычков (настоящая фамилия или деревенское прозвище – Лешенков
русский поэт, прозаик, переводчик. Родился в деревнеДубровки Тверской губернии. Сын сапожника; учился в школе г.Талдома, затем в реальном училище И.И.Фидлера в Москве, где в 1905 участвовал в декабрьском восстании. Выступил с революционными стихами (Мужик поднялся, Вихрь, Гимн свободы, все 1906) и социально-обличительной прозой (Бездомные, 1907). В 1908, благодаря материальной поддержке М.И.Чайковского, брата композитора, посетил Италию, где познакомился с М.Горьким. С осени 1908 учился в Московского университете (на естественном, затем историко-филологическом и юридическом факультетах; исключен в 1913). С первых поэтических сборников Песни: Печаль-радость. Лада. Бова (1911) и Потаенный сад (1913) Клычков заявил о себе как о поэте новокрестьянского направления, созвучном поэтическим индивидуальностям Н.А.Клюева, С.А.Есенина, П.В.Орешина и др. «сопесенников крестьянской купницы». Возрождая в отечественной лирике 20 в. жанр народной песни, развивая мотивы русского предания и сказки, Клычков переосмыслял их в романтическо-символистском плане – с опорой на творческий опыт А.А.Блока, С.М.Городецкого, на грустно-светлое восприятие русского языческого колдовского мира А.Н.Островским, «подпольное» мировидение Ф.К.Сологуба, передавая при этом свое особенное ощущение «очарованного сна», ностальгической созерцательности («Я ищу в забытьи, / Чего нету на свете / И чего никогда не найти...»), пребывания в фантазийно-волшебном, полумистическом мире русского народного художественно-мифологического мышления. Именно в этот мир, где обитали Лель и Лада, Садко и Бова, Дубравна и Месяц медовый, где развертывается картина созидательного единства человеческих и природных сил, где на грани яви и сна Клычков, в духе раннего В.Я.Брюсова, ловил «трепетное, светлое сплетенье / Незримых и неуловимых рук», поэт бежал от холода, злобы, прагматизма и суеты городского быта. Автор был замечен, ряд его стихотворений (Детство, Ранняя весна, Пастух, Рыбачка и др.) помещены в известную Антологию издательства «Мусагет». С началом Первой мировой войны был призван в армию, в 1919 с молодой женой уехал в Крым, где чудом избежал расстрела (сначала махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 вернулся в Москву, работал в журнале «Красная новь» и издательстве «Круг». После выпуска поэтических сборников Дубравна (1918), Домашние песни, Гость чудесный (оба 1923), В гостях у журавлей (1930), разрабатывающих прежние темы и образы, сгущенные и обостренные переживаниями военных лет, зрелищем разрушаемой деревни, одухотворенные присутствием утонченного и отрешенного одинокого странника – лирического «Я» поэта, Клычков обращается к прозе. Из задуманной серии в девяти романах опубликованы Сахарный немец (1925; 2-е изд. 1929; в 1932 вышел под назв. Последний Лель), Чертухинский балакирь (1926), Князь мира (1928; журнальное назв. Темный корень, 1927). Продолжающее гоголевскую традицию совмещение реального и фантастического планов позволяет Клычкову в присущей ему сказовой манере сочной, самоцветной народной речью гротескно-сатирически изобразить события глубоко чуждой ему войны (Сахарный немец, где полный юмора и печали рассказ ведется от имени человека из народа), в сплаве различных мифопоэтических традиций передать легенды и предания отеческой деревни (Чертухинский балакирь, где действуют, наряду с жителями села Чертухино, лешие, домовые и водяные, где сплетены размышления о христианском начале и языческих корнях, крепости и «природности» русского мужика, перекликающиеся с давними замыслами Клычкова пересказать песни о русских богатырях: о Микуле – «земле, весенней пахоте», Алеше – «диком, осеннем поле и беспричинной тайной сладости-печали», о Чуриле-«солнышке»), а также с помощью архетипического сказочного сюжета «обмена» обликом старика и молодого солдата показать зло корысти и бессердечия, разъедающее русскую крестьянскую общину со второй половины 19 в. – времени отмирания крепостного права (Князь тьмы, под этим назв. Темный корень вышел в издательтве «Круг»). Мотив «бесовства», насыщающий как поэзию, так и прозу Клычкова, порождает в его творчестве ноты безысходности и отчаяния (стихотворения Ко мне мертвец приходит..., Не мечтай о светлом чуде..., Я сплю тяжелым жутким сном), пессимистическое предчувствие горестей, ожидающих Русь, сошедшую «с путей природы», обрекшую на уничтожение патриархальный мужицкий уклад и поэтому исчезающую, подобно легендарному и невозвратимому Китеж-граду, острое неприятие «машинной» цивилизации. Одним из проявлений «дьявольщины» Клычков считал и формализм в искусстве (статьи Утверждение простоты, 1929; Лысая гора, опубл. в 1923 в журнале «Красная новь», где Клычков сравнивал современное ему формалистическое экспериментаторство с шабашом на Лысой горе). В 1930-е годы Клычков активно занимался переводами и литературной обработкой эпоса народов СССР (вогульские сказания, марийские народные песни, киргизский эпос Манас, грузинская классика – поэма Витязь в тигровой шкуре Ш.Руставели, произведения Г.Леонидзе, А.Церетели, Важа Пшавела и др.). В 1937 Клычков был арестован по ложному обвинению в принадлежности к антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия» и связи с Л.Б.Каменевым и расстрелян 8 октября 1937 года (по другим данным 21 января 1940 года).

1889
Владимир Павлович Линник
советский физик, академик Академии Наук СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1969). Родился в Харькове. Окончил Киевский университет (1914). С 1926 работает в Государственном оптическом институте. Профессор ЛГУ (с 1934). Первые работы Линника по оптике рентгеновских лучей. Предложил метод исследования с помощью рентгеновских лучей — метод вращающегося (так называемый метод Линника). Основные работы Линника по прикладной оптике. Разработал несколько методов исследования качества изображения в оптических системах и создал контрольные приборы для оптико-механической промышленности (интерферометр с полупрозрачной пластинкой и т. д.). Разработал интерференционный и др. оптические методы точного контроля качества поверхностей деталей в машиностроении и создал для этой цели ряд приборов (микроинтерферометр, двойной микроскоп, микропрофилометр и пр.). Построил звездный интерферометр и др. астрономические приборы. Предложил метод исследования звездных спектрограмм с помощью стереокомпаратора. Государственная премия СССР (1946, 1950). Награжден 4 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Литература: Коломийцов Ю.В., Владимир Павлович Линник (К 80-летию со дня рождения), "Успехи физических наук", 1969 том 98, выпуск 3, страница 587.

1890
Иосиф Сигизмундович Юзефович
деятель советского и международного профсоюзного движения. Член КПСС с 1919 (с зачетом партийного стажа с мая 1917). Родился в Варшаве, в семье ремесленника. Рабочий-кожевник. С 1905 член Бунда. С 1917 социал-демократ-интернационалист, член Московского центрального бюро профсоюзов, секретарь Союза кожевников. С 1918 ответственный секретарь, с 1924 председатель ЦК профсоюза рабочих кожевенной промышленности. С 1928 ответственный секретарь и редакции журнала "Международное рабочее движение". С 1933 председатель ЦК профсоюза рабочих водного транспорта. В 1938—1949 — в издательстве "Советская энциклопедия", институте истории Академии Наук СССР, Совинформбюро. Делегат 13—17-го съездов партии; 4, 6, 7-го конгрессов Коминтерна; 1—5-го конгрессов Профинтерна, в 1928—1937 член Исполнительного бюро Центрального совета и секретариата Профинтерна. Был член ВЦИК и ЦИК СССР. Умер 12 августа 1952 года.

1891
Самарий Ильич Савшинский
российский советский музыковед и музыкальный педагог. Окончил Петроградскую консерваторию, ученик Леонида Николаева (впоследствии автор биографии своего учителя: «Леонид Владимирович Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности». — Ленинград: Советский композитор, 1960). Как концертирующий музыкант был малоизвестен, однако стал крупным педагогом и методистом. Возглавлял среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, заведовал кафедрой фортепиано, с 1941 г. был деканом фортепианного факультета. Среди учеников Савшинского — Олег Каравайчук, Виталий Маргулис, Марк Тайманов и др. Савшинскому принадлежат методические пособия «Пианист и его работа» (1961, переиздание 2002), «Режим и гигиена пианиста» (1963), «Работа пианиста над музыкальным произведением» (1964, переиздание 2004), «Работа пианиста над техникой» (1968) и др. Умер в 1968 году.

1894
Соломон Григорьевич Левит
российский биолог, один из основоположников медицинской генетики в России, создатель Медико-генетического института в Москве. Работал в Отделении клинической терапии профессора Д. Плетнева (1921-1928); стажировался в Германии у профессора П. Рона (1925). Опубликовал монографию «Геморрагические диатезы. Болезнь Верльгофа и сходные с ней патологические формы» (1929). Работал в должности ученого секретаря Общества врачей-материалистов при Комакадемии (1926-1930). Основал Кабинет наследственности и конституции человека при Медико-биологическом институте (МБИ) (1928). Был арестован, приговорен к смертной казни за терроризм и шпионаж, расстрелян (1938). Посмертно реабилитирован (1956).

1895
Вильгельм Карл Генрих Массманн (Wilhelm Karl Heinrich Massmann)
немецкий шахматный композитор. Умер 17 декабря 1974 года.

1896
Иван Августович Одинг
российский ученый-металловед, член-корреспондент Академии Наук СССР (1946). Член КПСС с 1942. Родился в Риге. В 1921 г. окончил механический факультет Петроградского технологического института. В 1930-1942 гг. — профессор Ленинградского политехнического института. В 1942-1947 гг. — директор Центрального научно-исследовательского института технологии и машиностроения. В 1947-1953 гг. — заместитель директора Института машиноведения Академии Наук СССР. С 1947 г. — заместитель академика-секретаря отделения технических наук Академии Наук СССР. С 1953 г. — руководитель лаборатории, а с 1955 г. — заместитель директора Института металлургии Академии Наук СССР. Основные труды — по проблеме прочности металлов, методам испытания механических свойств металлов. Сталинская премия (1946). Награжден 2 орденами Ленина, орденом "Знак Почета" и медалями. Умер в Москве 7 мая 1964 года. Сочинения: Современные методы испытания металлов, 4-е издание, Москва, 1944; Допускаемые напряжения в машиностроении и циклическая прочность металлов, -е издание, Москва, 1962. Литература: Иван Августович Одинг. (Специалист в области металловедения. 1896—1964. Некролог), "Физико- механика материалов", 1965, том 1, № 1.

1897
Исаяс Медина Ангарита
венесуэльский государственный и политический деятель; в 1941-1945 гг. президент. Выступал за ограничение господства иностранных монополий. В 1944 г. издал декрет о роспуске Конфедерации трудящихся Венесуэлы и других профсоюзных и крестьянских организаций, запретил издание прогрессивных газет. Растущее движение народных масс в конце 2-й мировой войны вынудило его легализовать компартию Венесуэлы (1945), принять конституцию, предоставившую избирательное право женщинам. В 1945 г. свергнут в результате военного переворота.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку