-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110925
Комментариев: 6802
Написано: 119398


24 июня родились...

Воскресенье, 24 Июня 2012 г. 00:07 + в цитатник
Феофил Гаврилович Яновский  (475x700, 30Kb)
1860
Феофил Гаврилович Яновский
выдающийся российский и украинский терапевт, учёный, педагог, основоположник клинической фтизиатрии, основатель украинской терапевтической школы, организатор санаторно-курортного лечения на Украине и службы скорой медицинской помощи в Киеве, общественный деятель. Действительный член Академии Наук Украинской ССР (1927). Лечащий врач писательницы Леси Украинки, актрисы Марии Заньковецкой, популярного драматурга Ивана Карпенко-Карого. Всенародно любимый врач, ставший «святым доктором» наряду с Ф.П.Гаазом, в истории отечественной медицины. Родился в многодетной семье служащего управления Министерства государственных имуществ Российской империи. Всего в семье было шестеро детей. Отец, Гаврила Иванович, принадлежал к старинному украинскому дворянскому роду Гоголей-Яновских, восходящему к гетману Правобережной Украины Остапу Гоголю и был высокообразованным человеком, закончил Главный педагогический институт в Санкт-Петербурге. В начале 1870 года семья Яновских переехала в Винницу на новое место службы отца, а Феофил был отправлен в Киев для обучения в 4-х классной Киевской подольской прогимназии. После окончания прогимназии, затем 3-й Киевской гимназии поступил на медицинский факультет Киевского Императорского университета святого Владимира. В 1884 году окончил медицинский факультет университета и был оставлен штатным врачом-ординатором госпитальной терапевтической клиники. В 1886 году направлен медицинским факультетом университета за границу для ознакомления с новой тогда, отраслью медицины — бактериологией в институты Роберта Коха и Луи Пастера. Работал у Рудольфа Вирхова, Э.Лейдена, А. фон Гергардта в Берлине. В дальнейшем, неоднократно выезжал за границу для стажировок и учёбы у ведущих клиницистов и бактериологов Европы. После возвращения в Киев, основал в Александровской больнице первую на Украине бактериологическую лабораторию. В 1889 году — защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины «К биологии тифозных бацилл». В декабре 1898 года назначен заведующим терапевтическим женским и инфекционным отделениями Александровской больницы. В 1890 году был направлен в Берлин для изучения лечебного действия туберкулина. В 1896—1904 гг. работал в Институте экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге. С 1904 года — профессор кафедры госпитальной терапии медицинского факультета Новороссийского университета в городе Одессе. В 1905—1914 гг. — профессор кафедры врачебной диагностики медицинского факультета Киевского Императорского университета святого Владимира. С 1914 года — профессор кафедры госпитальной терапии медицинского факультета в этом же университете. Умер в Киеве от пневмонии 8 июля 1928 года. Похоронен на Лукьяновском кладбище. Одна из главных заслуг — внедрение микробиологических методов исследования в клинику внутренних болезней. Ф.Г.Яновский — один из основателей фтизиатрии, как отдельной отрасли клинической медицины. Он был редактором первого руководства по туберкулёзу (1923). При его активном участии были организованы санатории для туберкулёзных и лёгочных больных, а также Киевский институт туберкулёза (ныне Национальный институт фтизиатрии и пульмонологии имени Ф.Г.Яновского). Написал более 60-ти работ, посвящённых пульмонологии, гастроэнтерологии и нефрологии.В 1927 году написал монографию «Диагностика заболеваний почек в связи с их патологией». Описал Яновского признак: усиление бронхофонии, как ранний признак пневмонии; шум трения брюшины над жёлчным пузырём — признак перихолецистита или угрожающей перфорации жёлчного пузыря. Предложил Яновского способ перкуссии — при котором постукивание указательным и средним пальцем производят непосредственно по поверхности тела, а не по пальцу другой руки или плессиметру. Сочинения: К биологии тифозных бацилл (докторская диссертация, Киевский университет, 1889); О чахотке, Киев, 1891; О способах функционального распознавания почечных болезней, «Русский врач», 1913, № 6; К современному положению диэтетики при нефритах, там же, 1913, № 34; Диагностика заболеваний почек в связи с их патологией, Киев, 1927; Пути научного исследования в клинике, Харьков. 1927; Туберкулез легких, 3-е издание, Москва—Ленинград, 1931. Ф.Г.Яновский основатель украинской терапевтической школы. Его учениками являлись В.Х.Василенко, Б.Е.Вотчал, А.Ф.Каковский, А.И.Балабушевич, А.М.Зюков, В.Н.Иванов, С.И.Новачек, Ф.Я.Примак, А.О.Рашба, Б.С.Шкляр, В.А.Эльберг, В.Н.Яновский и др. В дореволюционные годы участвовал в организации санатория для больных туберкулезом и Киевского общества для борьбы с чахоткой и бугорчаткой, издал популярную брошюру «О чахотке», избирался товарищем председателя и председателем V съездов российских терапевтов. После 1917 года принимал участие в борьбе с эпидемиями. Будучи очень авторитетным учёным и терапевтом, на I Съезде терапевтов УССР (г. Харьков, 1926) он был избран пожизненным председателем всех будущих съездов терапевтов республики. Являлся редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии. Память: Именем Яновского Ф.Г. в 1928 году назван основанный им Киевский туберкулёзный институт (ныне Национальный институт фтизиатрии и пульмонологии имени Ф.Г.Яновского); Около Национального института фтизиатрии и пульмонологии Яновскому Ф. Г. установлен памятник; В Киеве на фасаде дома № 13Б по ул. Ярославов Вал, где с 1903 по 1928 г. жил Ф.Г.Яновский, установлена мемориальная доска; В Киевском «Музее одной улицы» по адресу улица Андреевский спуск дом 17, где жил Ф.Г.Яновский с 1900 до 1903 года, выставлены личные вещи врача, стетоскоп, документы и фотографии; В 1993 году Национальной академией наук Украины была учреждена Премия Национальной Академии Наук Украины имени Ф.Г.Яновского, которая присуждается Отделением биохимии, физиологии и молекулярной биологии Национальной Академии Наук Украины за научные работы в области терапии, клинической бактериологии и иммунологии. На родине Яновского Ф.Г. в селе Миньковцы Дунаевецкого района Хмельницкой области, ему установлен бюст.

1864
Павел Петрович Третьяков
русский конструктор-оружейник, генерал-майор артиллерии, организатор производства русского станкового пулемета на Тульском оружейном заводе. Начальник ТОЗ в 1915-1918 гг. Кавалер Командорского Креста французского ордена Почетного легиона. Умер в 1937 году.

1867
Теодор Аксенфельд
немецкий (австрийский) врач офтальмолог, внес большой вклад в бактереологию глаза. С 1901 года профессор кафедры офтальмологии в Фрейбурге, которая вскоре стала международным глазным центром. Редактор медицинского журнала.

1868
Алексей Васильевич Мартынов
российский хирург, заслуженный деятель науки РСФСР (1933). В 1891 г. окончил медицинский факультет Московского университета. Работал под руководством А.А.Боброва. С 1904 г. профессор кафедры хирургической патологии Харьковского университета, с 1910 г. директор госпитальной хирургической клиники Московского университета. Основные труды по актуальным проблемам хирургии печени, жёлчных путей, щитовидной железы. Занимался также вопросами оперативного лечения грыж и облитерирующего эндартериита, патологии поджелудочной железы, изменений крови и общего состояния больного в послеоперационный период. Член-учредитель, член правления и председатель Общества российских хирургов. Основал и редактировал «Русское хирургическое обозрение» (1902-1906), «Ежегодник русской медицинской печати» (1912-1914). Создал крупную школу хирургов (В.Р.Брайцев, И.Г.Руфанов, С.Д.Терновский, Р.М.Фронштейн, А.Н.Шабанов и др.).

1858
Алексей Васильевич Мартынов
советский хирург, заслуженный деятель науки РСФСР (1933). Родился в деревне Слободка, ныне Рязанской области. В 1891 окончил медицинский факультет Московского университета. Работал под руководством А.А.Боброва. С 1904 профессор кафедры хирургической патологии Харьковского университета, с 1910 директор госпитальной хирургической клиники Московского университета. Основные труды по актуальным проблемам хирургии печени, желчных путей, щитовидной Занимался также вопросами оперативного лечения грыж и облитерирующего эндартериита, патологии поджелудочной изменений крови и общего состояния больного в послеоперационный период. Член-учредитель, член правления и председатель общества российских хирургов. Основал и редактировал "Русское хирургическое обозрение" (1902—1906), "Ежегодник русской медицинской печати" (том 1—2, 1912—1914). Создал крупную школу хирургов (В.Р.Брайцев, И.Г.Руфанов, С.Д.Терновский, Р.М.Фронштейн, А.Н.Шабанов и другие). Умер в Москве 24 января 1934 года. Сочинения: Хирургия печени, Санкт-Петербург, 1902; Радикальные операции паховых и бедренных грыж и их отдаленные результаты, в книге: XVIII съезд российских хирургов, Москва, 1927; Болезни брюшины, в книге: Частная патология и терапия внутренних болезней, том 2, выпуск 2, Москва — Ленинград, 1931; Клинические лекции по госпитальной хирургии, Москва, 1962. Литература: Шабанов А.Н., Богорад И.В., А.В.Мартынов, Москва, 1971 (библиография).

1868
Гарольд Мэррей (James Ruthven Murray)
английский шахматный историк, автор классического труда "История шахмат" (1913). Умер 16 мая 1955 года.

1868
Шипио Сигеле (Scipio Sighele)
итальянский социолог и криминолог, родился в Брешии. Закончив курс правоведения в Римском университете, в 1892–1902 преподавал в Свободном университете Брюсселя. Под влиянием идей криминальной антропологии Ч.Ломброзо обратился к изучению социологии преступности с точки зрения коллективной психологии, а в более конкретном плане – психологии толпы. Вошел в плеяду исследователей, составивших это направление европейской социологической и философской мысли. За пределами Италии оно представлено такими именами, как Г.Тард и Г.Лебон – во Франции, Н.К.Михайловский – в России, Ф.Ницше и О.Шпенглер – в Германии и др. Согласно концепции Сигеле, коллективная психология – это наука, занимающая промежуточное положение между индивидуальной психологией (учением об индивиде) и социологией (учением об обществе в его целостности). Такой подход не завоевал, однако, всеобщего признания в академических кругах. Так, оппоненты Сигеле обоснованно полагали, что социология опирается на социальную психологию, в то время как последняя является не более чем разделом коллективной психологии. Научное творчество Сигеле развивалось в русле, проложенном классиками итальянской социологии политики – В.Парето, Г.Моской, Р.Михельсом. Его интересовала психология реализации власти, механизмы господства властного меньшинства над подвластным большинством. Под этим углом зрения Сигеле занимали не только элиты, но и более многочисленные человеческие общности – большие и малые социальные группы, выступавшие носителями группового и массового сознания. В своей типологии социальных групп он выделял, с одной стороны, устойчивые и постоянные общности (семья, партия, секта, нация), а с другой – общности временные, имеющие статистический характер, ситуативную и вероятностную природу (толпа, парламент, жюри присяжных и др). Сигеле был одним из первых социальных мыслителей, исследовавших процессы и закономерности объединения индивидов в большие и малые группы. Он осмыслил в первом приближении механизмы преобразования индивидуального сознания в групповое и массовое, способы достижения психологической и поведенческой целостности человеческой общности в процессе групповых контактов. Согласно его эмпирическим наблюдениям и выводам, ни одна общность никогда не является простой механической суммой отдельных индивидов. Причину этого Сигеле усматривал в существенных различиях между психологическими и поведенческими характеристиками, присущими личности, с одной стороны, и группы людей – с другой. Объединение индивидов в общность – партию, секту, толпу и т.п. – приводит к несоответствию между добропорядочной моралью отдельного человека и откровенно порочной, клановой моралью группы. Обращая внимание на данную закономерность, Сигеле объяснял природу морального кризиса, поразившего итальянское общество на рубеже 19 и 20 вв., – коррупцию политического класса, засилье организованной преступности. По мнению Сигеле, процессы общественного упадка нашли свое выражение, в частности, в феномене толпы. Этот термин, содержавший намек на социальные низы, получил распространение в социологической литературе. Сигеле, как и его современники, предпочитал вести речь о толпе заведомо преступной, предрасположенной к девиантным формам поведения. Само понятие было вынесено в заглавие его самого известного научного сочинения – Преступная толпа. Опыт коллективной психологии (La folla criminale, 1909). Сигеле рассматривал эту среду, представленную деклассированными элементами, массой маргиналов, как источник экстремистских форм социального действия. Своим научным творчеством он предвосхитил исследования в области массового сознания, актуальность которых стала очевидной в первые десятилетия 20 в. с наступлением эпохи массового политического участия. Умер во Флоренции 21 октября 1913 года. Труды, кроме указанных в статье: Morale privata t morale politica. Milano, 1913; L'intelligenza della folla. Torino, 1931.

 (350x698, 86Kb)
1873
Хуан Корзо и Принципе (Juan Corzo y Principe)
испанско-кубинский шахматный мастер. Пятикратный чемпион Кубы (1898, 1902, 1907, 1912, 1918). Умер в 1941 году.

1874
Макс Дворжак
австрийский историк искусства, чех по национальности. Родился в Рауднице, Австро-Венгрия, ныне Роуднице, Чехия. Учился в университетах в Праге и Вене; с 1902 г. преподавал (с 1909 г. - профессор) в Венском университете; член Венской Академии Наук, представитель т. н. венской школы искусствознания. В своих трудах, посвященных главным образом искусству средневековья, Возрождения, барокко, Дворжак мастерски прослеживает и обосновывает зависимость искусства от духовной жизни эпохи, её философии, эстетики, теологических воззрений. Стоя на идеалистических позициях, Дворжак рассматривал историю искусства как "историю духа". Умер в замке Грусбах (Грушовани) близ Зноймо, Чехия 8 февраля 1921 года.

 (471x698, 78Kb)
1875
Роберт Гаррет (Гэррет; Robert S.Garrett)
американский спортсмен. Родился в Балтиморе. Первый олимпийский чемпион в толкании ядра (11,22 м) и метании диска (29,15 м). Кроме этого, в 1896 году в Афинах он завоевал серебряные олимпийские медали в прыжках в высоту и в длину, а в 1900 в Париже добавил к ним серебро за командные состязания в перетягивании каната и две бронзы — в толкании ядра и тройном прыжке с места. Интересно, что Гаррет принял решение участвовать в соревнованиях метателей диска на I Олимпиаде, не имея никакого представления, что это за вид спорта. Ему сказали, что будет использоваться такой же диск, как у античных метателей, объяснили технику метания — и атлет принялся за тренировки. Приехав в Грецию, он нашел, что современный диск намного легче и удобнее древнего, и потому без всякого труда опередил всех соперников. Умер в Балтиморе 25 апреля 1961 года.

1877
Алексей Михайлович Ремизов
русский писатель. Поиски архаичного стиля, ориентированного на литературуру и устное слово допетровской Руси. Книга преданий, апокрифов ("Лимонарь, сиречь: Луг духовный", 1907), ром. "Пруд" (1908), "Слово о погибели Русской земли" (1918). В 1921 эмигрировал. Автобиографическая книга "Подстриженными глазами" (1951). Книга "Огонь вещей. Сны и предсонье. Гоголь. Пушкин. Лермонтов. Тургенев. Достоевский" (1954).

1879
Хуан Деместенес Аросемена Барреати
глава государства Панамы (1936-1939). Умер 16 декабря 1939 года.

1880
Освальд Веблен
американский математик, член Национальной Академии Наук США, Американской академии искусств и наук. Окончил Чикагский университет (1903). В 1903-1905 гг. работал в Чикагском университете, в 1905-1932 гг. - в Принстонском университете (с 1910 г. - профессор). Один из основателей Принстонского института перспективных исследований (в 1932-1950 гг. - профессор, с 1950 г. - заслуженный профессор этого института). Работы посвящены проективной геометрии, дифференциальной геометрии, топологии. Совместно с Дж.У.Юнгом издал «Проективную геометрию» (том 1, 1910; том 2, 1928), в которой использованы идеи Ф.Клейна о построении геометрии. Сформулировал (1914) группу аксиом, основанных на концепции точки и порядка. Он показал, что каждая из его аксиом независима от других. Одновременно с Л.Эйзенхартом разработал нериманову геометрию – «геометрию путей». Вместе с Дж.У.Александером обобщил определение чисел Бетти. В топологии разрабатывал проблему четырех красок, исследовал взаимосвязи топологии и дифференциальной геометрии. Внес важный вклад в организацию математических исследований в США. Президент Американского математического общества (1923-1924), президент IХ Международного математического конгресса в Кембридже (1950).

1880
Ладислав Ян Кофранек
чешский скульптор

 (565x699, 291Kb)
1881
Григорий Иванович Котовский
герой Гражданской войны. Член КПСС с апреля 1920. Родился в семье заводского механика. По окончании с.-х. училища работал помощником управляющего и управляющим имением. За защиту батраков в 1902 и 1903 был арестован. В 1905 призван в армию, но бежал и организовал в ноябре 1905 отряд из восставших молдавских крестьян. После неоднократных арестов и побегов в 1907 осужден на 12 лет каторги, в 1910 отправлен в Нерчинск, откуда в 1913 бежал. С начала 1915 снова руководил вооруженным отрядом крестьян в Бессарабии. В 1916 приговорён к смертной казни, замененной пожизненной каторгой. В мае 1917 условно освобожден и направлен в армию на Румынский фронт; был членом полкового комитета 136-го Таганрогского пехотного полка. В ноябре 1917 примыкал к левым эсерам; был избран членом комитета 6-й армии. Затем работал в Кишиневе во фронтовом отделе Румчерода. В январе-марте 1918 командовал Тираспольским отрядом, с июля 1919 командир бригады 45-й стрелковой дивизии. Находясь в составе группы И.Э.Якира, проделал героический поход от Днестра до Житомира. В ноябре 1919 в составе 45-й дивизии участвовал в обороне Петрограда. С января 1920 командовал кавказской бригадой на Юге, Украине и на советско-польском фронте. С декабря 1920 начальник 17-й кавказской дивизии. В 1921 командовал кавказскими частями при ликвидации махновщины, антоновщины и петлюровцев. С сентября 1921 начальник 9-й кавказской дивизии, с октября 1922 командир 2-го кавказского корпуса. Награжден 3 орденами Красного Знамени и Почётным революционным оружием. Убит в совхозе Чебанка под Одессой при не выясненных и по сей день обстоятельствах 5 августа 1925 года. Похоронен в Бирзуле (ныне Котовск Одесской области). Литература: Есауленко А.С., Революционный путь Г.И.Котовского. Кишинёв, 1956.

1883
Виктор Франц Гесс
австрийский физик. Учился в университетах Граца и Вены. С 1920 профессор университета в Граце, затем в Инсбруке. В 1938 переехал в США и занял кафедру в университете Фордхем. Основные труды Гесса по физике космических лучей, радиоактивности, теории атома, оптике. В 1912 обнаружил, что ионизация воздуха возрастает с высотой, и на основании этого сделал предположение о существовании излучения космического происхождения (космические лучи). Лауреат Нобелевской премии (1936). Скончался 17 декабря 1964 года.

1883
Жорж Дармуа
французский математик. Работал в Париже. Труды относятся к теории вероятностей и математической статистике.

 (432x698, 101Kb)
1883
Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова (урождённая - Пашенная)
русская драматическая актриса. Дочь актера Н.П.Рощина-Инсарова, сестра народной артистки СССР В.Н.Пашенной. В 1897 впервые вышла на сцену, в 1899 была приглашена Н.Н.Синельниковым в его киевскую труппу. Затем играла в театрах Астрахани, Пензы, в московском театре Корша, в театрах Ростова-на-Дону, Самары и др. городов. 1905–1909 выступала на сцене Театра Литературно-художественного общества в Санкт-Петербурге. В 1909–1911 – в Театре К.Незлобина в Москве, где впервые сыграла Анфису (Анфиса Л.Н.Андреева). С 1911 работала в Малом театре, в 1913 снова в Санкт-Петербурге, в Александринском театре. Много гастролировала. Среди ее ролей – Нора (Нора Х.Ибсена), Магда (Родина Г.Зудермана), Маргарита Готье (Дама с камелиями А.Дюма), Даша (Любовь И.Н.Потапенко), Елизавета Дроздова (Бесы по Ф.Достоевскому), Лулу (Обнаженная А.Батайля), Анна (Цена жизни Вл.Немировича-Данченко), Финочка (Зеленое кольцо З.Гиппиус), Элиза Дулиттл (Пигмалион Б.Шоу), Варенька (Романтики Д.Мережковского), Катерина (Гроза А.Островского), Беата (Бесчестные Ф. Филиппи), Нина (Маскарад М.Лермонтова) и др. Ее игра отличалась изяществом, тонкостью нюансов, выразительностью интонаций, глубиной переживаний. В 1918 уехала с мужем-офицером, графом С.Игнатьевым, из Москвы на юг, в 1919 эмигрировала. В Париже впервые выступила на вечере памяти Л.Н.Толстого 5 января 1921. В 1922 участвовала в спектакле Русского театрального агентства «Ревность» М.П.Арцыбашева. Организовав свою труппу, открыла Русский Камерный театр и студию в Риге, которые просуществовали два сезона. В 1925 вернулась в Париж, где при материальной поддержке кн. Ф.Юсупова давала спектакли в театре «Альбер». В 1926 отмечалось 25-летие сценической деятельности Рощиной-Инсаровой, ее приветствовали А.Куприн, И.Бунин, К.Бальмонт, Н.Тэффи, Б.Зайцев, Вас.И.Немирович-Данченко. В своем приветственном слове Мережковский назвал ее «одной из наших самых тонких и пленительных артисток». В 1928 Рощина-Инсарова разошлась с мужем, с 1933 жила в парижском пригороде Булонь-Бийянкур. Участвовала в литературно-художественных вечерах, концертах, сборных спектаклях, давала уроки актерского мастерства. Среди ее учениц – Ани Вернье, Лиля Кедрова. Играла на французском языке в театре Жоржа и Людмилы Питоевых. Была режиссером и исполнительницей ролей в пьесах Цена жизни Немировича-Данченко, Старинный романс Н.Тэффи, Без вины виноватые и Женитьба Бальзаминова Островского. Рощина-Инсарова играла до 1949. Последний раз выступила в 1957 на вечере памяти Н.Тэффи. В том же году переехала в Кормей-ан-Паризи (пригород Парижа) в русский старческий дом. Умерла Рощина-Инсарова в Париже 28 марта 1970 года.

1885
Сергей Иванович Иванов
российский художник театра и живописец. Учился в Строгановском училище (1897-1907) и Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1916) у К.А.Коровина. В московских театрах оформил ряд оперных постановок, а также драматические спектакли: «Елизавета Петровна» Д.П.Смолина (1925, МХАТ 2-ой), «В людях» по М.Горькому (1933, МХАТ). В 1924-1940 гг. – художник Малого театра, где оформил спектакли: «Иван Козырь и Татьяна Русских» Смолина (1925; вариант - в театре-студии Ленинградского театра драмы, 1925), «Лево руля!» В.Н.Билль-Белоцерковского (1926), «Ледолом» В.М.Чуркина (1930), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1931) и «На бойком месте» (1933) А.Н.Островского, «Стакан воды» Э.Скриба (1940) и др. Один из значительных мастеров бытовой декорации, замечательно владел техникой сцены, искусством освещения. Исполнял портреты деятелей театра.

1886
Генри Кинг
американский режиссер.

Grebenshchikov (469x700, 177Kb)
1887
Илья Васильевич Гребенщиков
выдающийся российский химик и технолог, профессор (1922), академик Академии Наук СССР (1932), член Президиума Академии Наук СССР (с 1938), основатель школы химии и физики силикатных и несиликатных систем, создатель химической теории полирования и шлифования стекла, метода поверхностной обработки оптических деталей — просветления оптики. Депутат Верховного Совета СССР III созыва. Родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Окончил Санкт-Петербургский университет по специальности «Физическая химия» с дипломом I степени (1910). Один из организаторов Государственного оптического института (ГОИ) в 1918 году. По поручению директора ГОИ академика Д.С.Рождественского создал химическую лабораторию, преобразованную затем в научный химический отдел, которым руководил до 1953 года. В 1932 году избран академиком Академии наук СССР по отделению «Математика и естественные науки». С 1938 года был членом Бюро отделения химических наук и членом Президиума Академии наук СССР. После смерти академика Н.С.Курнакова исполнял обязанности директора Института общей и неорганической химии Академии Наук СССР (1941), основал Лабораторию химии силикатов, территориально расположенную в ГОИ (1938—1941). Начиная с 1943 года, работал над созданием Института химии силикатов Академии Наук СССР и научного журнала «Физика и химия стекла». В 1948 году Лаборатория химии силикатов была реорганизована в Институт химии силикатов Академии Наук СССР (Ленинград), который возглавлял до 1953 года. В 1962 году институту было присвоено его имя. С 1912 по 1932 год преподавал в Санкт-Петербургском Электротехническом институте на кафедрах физической химии и теоретической электрохимии. С 1921 по 1930 год был заведующим кафедрой физической и теоретической химии. Совместно с Н.Н.Качаловым положил начало развитию отечественного производства оптического стекла на Императорском Фарфоровом заводе (1915—1918). Разработал отечественную технологию просветления оптики, технологию получения пористых стекол, создал химическую теорию полировки металлов. Изучал (с 1944) физико-химические свойства прозрачных полимеров. Один из основоположников научно-педагогической школы университета "Оптическое материаловедение и оптические технологии". Основные фундаментальные и технологические проблемы, над решением которых работал И.В.Гребенщиков с сотрудниками: гетерогенные равновесия и физико-химический анализ силикатных и несиликатных систем; структура стекол и жидкостей; электрохимические свойства стекол; поверхностные свойства стекла и металлов; полировальные пасты (пасты ГОИ); процессы спекания и реакций в твердом состоянии; способы изготовления новых пористых стекол, обладающих адсорбционными свойствами; методы серебрения и омеднения различных стекол, термическая стойкость зеркал и влияние термической обработки на механические свойства серебряного покрытия; спектрофотометрические характеристики красителей стекла и их зависимость от состава стекла, условий варки и термообработки (разработки положены в основу создания Отечественного каталога цветного оптического стекла). Умер 8 февраля 1953 года. Награды: Орден Ленина (1942, 1952); Орден Трудового Красного Знамени (1947); Орден Отечественной войны I степени (1946); Орден Красной Звезды (1937); Сталинская премия (1942, 1952). Основные труды: Гребенщиков И.В. Теоретическая электрохимия. Курс лекций по специализации электролиз. Ленинград: Издательская Комиссия электротехнического института имени В.И.Ленина. 1930.167 страниц; Гребенщиков И.В., Власов А.Г., Непорент Б.С, Суйковская Н.В. Просветление оптики. Уменьшение отражения света поверхностью стекла / Под редакцией академика И.В.Гребенщикова Москва-Ленинград: ОГИЗ. 1946.212 страницы.

1887
Фридьеш Каринти (Karinthy)
венгерский писатель. Родился в Будапеште. Литературную деятельность начал в 1907 г., сотрудничал в прогрессивном журнале "Нюгат". Повесть "Извините, господин учитель" (1916) написана в реалистических традициях. В 1918 г. опубликован сборник антивоенных статей "Христос или Варрава". В драмах "Завтра утром" (1921) и других, романах "Капиллярия" (1921), "Путешествие вокруг собственного черепа" (1937), использует гротеск и фантастику. Писал также пародии "Вот как вы пишете" (1912), фельетоны, стихи, переводил на венгерский язык Дж.Свифта, Г.Гейне, М.Твена и др. Умер в Шиофоке 29 августа 1938 года. Сочинения: цtйltбnc, Bdpst, 1958; Az irу becsьlete, Bdpst, 1962; бlogatott mьvei, Bdpst. 1962. Литература: Кланяцаи Т., Саудер И., Сабольчи М., Краткая история венгерской литературы XI-XX в., Будапешт, 1962, с. 231-32; Szalay К., Karinthy Frigyes, Bdpst, 1961.

1888
Кал Байор
американский журналист, поставивший науку "паблик рилейшнз" на профессиональные рельсы.

1888
Дунгам Джексон
американский математик. Был профессором университета в Минесоте, вице-президентом и президентом Американского математического общества. Его основные труды относятся к теории приближения функций (теорема Джексона об аппроксимации). На русский язык переведена его монография «Ряды Фурье и ортогональные полиномы».

1888
Николай Васильевич Смолич
украинский и российский режиссер, народный артист СССР (1944). В 1905-1908 гг. учился в Санкт-Петербургском университете, в 1911 г. окончил драматические курсы. В 1911-1917 гг. актёр Александринского театра, с 1916 г. - режиссёр. С 1922 г. режиссёр Государственного театра оперы и балета (с 1935 г. - Театр оперы и балета имени Кирова). Поставил спектакли: «Травиата» Верди (1923), «Севильский цирюльник» Россини (1924), «Гугеноты» Мейербера (1935, 1951), «Фауст» Гуно (1949), «Кармен» Бизе (1950). В 1924-1930 гг. художественный руководитель и директор Ленинградского Малого оперного театра. Способствовал повышению культуры оперного театра, расширению его репертуара. Впервые поставил оперы: «Нос» (1930), «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1934) Шостаковича и др. В 1930-1936 гг. главный режиссёр, в 1947-1948 гг. режиссёр Большого театра, в 1938-1947 гг. режиссёр, художественный руководитель и директор Театра оперы и балета имени Шевченко (Киев). В 1961-1963 гг. преподавал в Московской консерватории. Умер в 1968 году.

1889
Гьончо Белев
болгарский писатель. Печатался с 1914 г. Серия романов «Случаи из жизни Минко Минина» (1940-1958; в новом издании получила общее название «Панорама эпохи»), не лишенная автобиографических черт, рисует процесс развития болгарского общества на рубеже XIX-XX вв. Для него характерно искусство бытописания, широкий охват событий, включение публицистического элемента. Димитровская премия (1950).

1892
Ольга Ивановна Шестипалова (псевдоним – Ырзем)
российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1957). Училась в Казанском педагогическом институте. Была сельской учительницей. Одна из основателей чувашского профессионального театра. В 1918 г. выступила в роли Груши («Не так живи, как хочется» А.Н.Островского) в первом спектакле Чувашского драматического театра. В 1922 г. состоялась премьера спектакля «Нарспи» по К.В.Иванову, где исполнила главную роль. Среди других работ: Емок («В деревне» Ф.П.Павлова), Пикерби («Айдар» П.Н.Осипова), Верук («Безвременная смерть» М.Ф.Секамова-Аруя), Луиза («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Бланш («Королевский брадобрей» А.В.Луначарского).

1894
Ене Ленер
венгерский скрипач. Ученик Е.Хубая. В 1918 г. организовал и возглавил струнный квартет, завоевавший мировую известность как «Квартет Ленера» (с 1929 г. в США).

 (537x699, 84Kb)
1895
Джек Демпси (William Harrison Dempsey; псевдоним, настоящее имя - Вильям Гаррисон)
американский спортсмен (бокс). Боксом начал заниматься в 1912 г., работая на рудниках в штатах Юта и Колорадо (выступал под прозвищем Кид Блэки). В июле 1919 г. в Толидо (штат Огайо) завоевал титул чемпиона мира в тяжелом весе, нокаутировав в третьем раунде Дж.Уилларда, который был на 26 кг его тяжелее. Ему удалось еще пять раз отстоять свой титул. Благодаря удачливому промоутеру Дж.Риккарду пять матчей с участием Демпси дали сборы свыше миллиона долларов (впервые в истории бокса). В сентябре 1926 г. уступил звание чемпиона мира Дж. Танни. В повторном матче, состоявшемся в сентябре 1927 в Чикаго, вновь проиграл Танни. После этого фактически ушел с ринга, выступая лишь в показательных матчах (до 1932 г.), а затем в качестве рефери по боксу и борьбе. В годы второй мировой войны служил в береговой гвардии, занимаясь физической подготовкой солдат. Уйдя из спорта, занялся бизнесом, стал владельцем фешенебельного ресторана в Нью-Йорке, в котором устраивал на Рождество благотворительные вечера для ветеранов бокса. В 1954 г. его имя было занесено в Зал славы боксеров. В 1977 г. опубликовал свою биографию. Обогатил тактико-технический арсенал бокса, разработав несколько эффективных приемов, действий, ударов и защит. Скончался 31 мая 1983 года

1897
Антон Николаевич Вольский
советский металлург, академик Академии Наук СССР (1960; член-корреспондент 1953). Окончил Московский институт народного хозяйства (1924). Основные труды по теории химических равновесий в расплавах применительно к процессам в цветной металлургии. Сталинская премия СССР (1949, 1953), Ленинская премия. Награждён 3 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.

1897
Даниэль Людвиг
американский бизнесмен, основатель судовладельческой империи.

 (471x699, 43Kb)
1897
Анатолий Борисович Мариенгоф
русский поэт, прозаик, драматург. Родился в Нижнем Новгороде. И мать, и отец были отпрысками разорившихся дворянских семейств. Среди ближайших родственников еще оставался, по воспоминаниям самого писателя, апломб представителей первого сословия, однако в реальности только деловитость и жизненная «гибкость» отца, Бориса Михайловича, позволяла сохранять в доме относительное благоденствие. До 1913 Мариенгофы жили в Нижнем Новгороде, где их сын учился в Дворянском институте. Вскоре в семье случилась трагедия – от рака умерла мать. Отец, воспользовавшись приглашением английского акционерного общества «Граммофон», стал его представителем в Пензе и переехал туда с детьми. Детство Анатолия Мариенгофа прошло под сильнейшим влиянием отца. Обширные мемуары писателя, созданные уже во второй половине столетия, отводят отцу роль наиболее здравомыслящего и тонкого человека среди всего их тогдашнего окружения, да и среди позднейших знакомств. Едкий скептик, даже, во многом, циник, он (по крайней мере, в изображении сына) он являл собой тип некоего прекрасного интеллигента начала века: критически и либерально настроенного моралиста. Борис Михайлович, вероятно, участвовал и в формировании литературного вкуса сына. Одно из первых произведений Мариенгофа Гимн гетере (уже в самом названии угадывалось влияние символистов и конкретно Блока, которым, в числе многих поэтических неофитов, зачитывался тогда Мариенгоф), было оценено отцом, как «что-то лампадное… семинарское…», т.е. очень высокопарное. «Назови: „Гимн бляди", – посоветовал он. – По крайней мере, по-русски будет». Чрезвычайная антирелигиозность Анатолия Мариенгофа, судя по всему, также была воспитана отцом. Поэзия Мариенгофа так и не избавилась от налета высокопарности. Вадим Шершеневич, его большой друг, следующим образом отмечал эту особенность: «Толя был очень прост в жизни – и очень величав в стихах. В спокойствии его строк есть какой-то пафос, роднящий его с О.Мандельштамом. Сложность стихов Мариенгофа – органическая, от переполненности» Возможно, чтобы как-то компенсировать это свойство, Мариенгоф пытался использовать в стихах элементы так называемого семантического «низа», и, в конце концов, сделал это своим главным стилеобразующим принципом: нарочито резкое, буквальное сопоставление «чистого» и «нечистого» материала (как он сам сформулировал это в своем теоретическом тексте Имажинизм (1920). В 1916 Мариенгоф уезжает в Москву и поступает на юридический факультет Московского университета. Не проучившись и полгода, попадает на фронт: в составе инженерно-строительной дружины занимается устройством дорог и мостов. Демобилизация случилась сама собой: пока он ехал в отпуск, произошла революция. И в школьные годы, и на фронте он писал стихи. Возвратившись в Пензу, с удвоенной силой принимается за литературную деятельность, участвует в нескольких поэтических сборниках, выпускает первую собственную книжку Витрина сердца (1918). Ранняя поэзия Мариенгофа во многом наследует стилистику Облака в штанах Маяковского: Опять же: – Что Истина?.. / Душу прищемили, как псу хвост дверью, / И вот, как зверь, / Не могу боль выстонать (сборник Витрина сердца). Также ощутимо влияние Брюсова, чье знаменитое О, закрой свои бледные ноги! вызывало в Мариенгофе, судя по его воспоминаниям, настоящий восторг. Меж тем, в этом дебюте можно было разглядеть действительно интересное поэтическое дарование, творческий кураж, направленный, в том числе, на формальный поиск, на эксперименты в области строфики и рифмовки, где стихи Мариенгофа достигают большой выразительности. Нежные отношения Мариенгофа с отцом оборвала нелепая случайность. В 1918 шальная пуля во время уличных боев убивает Бориса Михайловича. Анатолий Мариенгоф навсегда покидает Пензу и переезжает в Москву. В Москве, работая литературным секретарем издательства ВЦИК, Мариенгоф знакомится с Сергеем Есениным. Начинается дружба двух поэтов. Имажинист Матвей Ройзман писал: «…ведь какая дружба была! Вот уж правильно: водой не разольешь!». «Мы жили вместе, – вспоминает Мариенгоф, – и писали за одним столом. Паровое отопление тогда не работало. Мы спали под одним одеялом, чтобы согреться. Года четыре кряду нас никто не видел порознь. У нас были одни деньги: его – мои, мои – его. Проще говоря, и те и другие – наши. Стихи мы выпускали под одной обложкой и посвящали их друг другу». Есенин, в отличие от Мариенгофа, был в тот момент уже довольно знаменит, по крайней мере, в литературных салонах. Но, меж тем, почти все исследователи склоняются к мысли, что художественная манера Мариенгофа наложила большой отпечаток на его последующее творчество. Почти с тем же единодушием исследователи поэзии Есенина (Ю.Прокушев, Е.Наумов, А.Марченко и др.) говорят о губительности данного влияния. Вскоре сложилась компания из четырех друзей-поэтов – Есенина, Мариенгофа, Рюрика Ивнева и Вадима Шершеневича. Именно эта четверка стала костяком нового литературного движения – имажинизм (от франц. image – «образ»). Позже к имажинистам присоединились И.Грузинов, А.Кусиков, Н.Эрдман, М.Ройзман и др. С 1919 группа активно работает, вкладывая свою энергию не только в написание и публикацию стихов, но и в коммерческо-хозяйственную деятельность: имажинистам «принадлежит» книжный магазин, кинотеатр «Лилипут», знаменитое кафе «Стойло Пегаса». Заимствовав у футуристов их методы публичного позиционирования, имажинисты проводят ряд шумных и скандальных «акций». Под покровом ночи «переименовываются» несколько центральных московских улиц; им даются имена самих имажинистов. Стены Страстного монастыря расписываются богохульными стихотворными цитатами. На шее у памятника Пушкина появляется табличка: «Я с имажинистами». Кроме того, все «imago», как назвал их Хлебников, становятся участниками и организаторами многих литературных чтений, которые, следуя все той же футуристской традиции, перерастали каждый раз в яростные диспуты, сопровождались взаимными оскорбительными выпадами выступающих и зала, шумом в прессе. В это время судьба Мариенгофа почти синонимична судьбе движения. Он являлся наиболее последовательным и самозабвенным участником этой литературной группы, не без основания претендуя на некий особый статус. Известен случай, когда он подделал подписи остальных участников под письмом об исключении Есенина из группы, видимо, считая себя в данном случае в праве говорить от общего имени. Литературная репутация, которую создавал себе Мариенгоф в те годы с помощью имажинизма, принесла ему быструю и шумную известность. Поэтика его «имажинистских» стихов блещет эпатирующей образностью, богохульскими мотивами, тематикой насилия, революционной жестокости и т.д. В этой черепов груде / Наша красная месть! Или: Твердь, твердь за вихры зыбим, / Святость хлещем свистящей нагайкой / И хилое тело Христово на дыбе / Вздыбливаем в Чрезвычайке (сборник Явь). В кругу самих имажинистов Мариенгоф даже получил прозвище «Мясорубка», по одному из своих постоянных поэтических образов. На фоне этого продолжается авангардистский поиск в области поэтики: Человек. Красивый, какой красивый – / – месиво!.. / Танки кости, как апрель льдинки. / Досыта человечьей говядины псы. (поэма Кондитерская солнц). Наиболее резкие стихи Мариенгофа из сборника Явь (1919) повлекли за собой резкую отповедь в «Правде», которая заклеймила поэзию Мариенгофа как «оглушающий визг, чуждый пролетариату». Имажинистский сборник Золотой кипяток (1921) нарком просвещения Анатолий Луначарский назвал на страницах «Известий» «проституцией таланта, выпачканной … в вонючих отбросах». Сурово критикуемый властью, Мариенгоф вместе с остальными имажинистами не вызывал одобрения и у иного, во многом противоположного крыла общества. Подозрительной и непонятной выглядела их бешеная печатная деятельность в условиях тотального бумажного дефицита. Еще более смущала современников дружба Мариенгофа, Есенина с представителями ЧК, в первую очередь – с террористом-эссером Яковым Блюмкиным. Последний организует им встречу с Троцким; так же легко «пробиваются» все необходимые для них разрешения у Каменева. В конце концов, будучи неоднократно арестованы за свои «акции», имажинисты чудесным образом избегают каких бы то ни было последствий. В то же время среди широкой публики выступления имажинистов собирали всегда аншлаги. Издав несколько десятков стихотворных сборников, движение впадает в затяжной кризис. В 1923 году происходит ссора Мариенгофа и Есенина, и отношения так должным образом и не налаживаются вплоть до самоубийства Есенина в 1925. Творческое сотрудничество Мариенгофа с Есениным еще в пору расцвета их общего детища – имажинизма – воспринималось многими современниками как неадекватное, несоизмеримое по степени таланта. М.Ройзман, например, писал: «...Анатолий не переносил, когда, даже в шутовском тоне ему намекали, что Есенин талантливее его». Со смертью Сергея Есенина Мариенгоф начал подвергаться уже совершенно безапелляционным нападкам, обвиняющим его в косвенном убийстве Есенина (Б.Лавренев, Казненный дегенератами, 1925).
 (420x700, 191Kb)
Опубликованные в начале 1926 в серии «Библиотека „Огонька"» Воспоминания Мариенгофа, посвященные Сергею Есенину, несмотря на их лирическую интонацию скорби и тоски по другу, не изменили отношения к Мариенгофу со стороны прессы. А после того, как в конце 1926 вышел его нашумевший Роман без вранья, куда Воспоминания вошли в переработанном виде, гневу критиков не было предела. Роман обвиняли в «тенденциозности» и «реакционности», в прямом подлоге и подтасовке фактов, в кощунственном отношении к памяти покойного поэта. За Романом без вранья прочно закрепился эпитет «вранье без романа». Меж тем, роман имел большой читательский успех и сразу же был издан 2-м и 3-м изданиями. Специфика романа заключается в очень характерной для прозы Мариенгофа черте: по-настоящему трепетное, поэтичное отношение к материалу сокрыто маской ерника и бесстыдного ниспровергателя всяческих мифов. «Великий плач по Есенину, обратившийся враньем, – пишет современный исследователь А.Устинов, – заставил Мариенгофа обострить свои отношения со временем и написать Роман без вранья. Сегодня роман Мариенгофа остается важным неприкрашенным документом, проясняющим «литературный быт» Сергея Есенина. И, в то же время, сложно не заметить, какой личной трагедией проникнуто все мариенгофовское повествование». В 1928 в берлинском издательстве «Петрополис» вышла новая книга Мариенгофа – Циники, ставшая вершиной его творчества. По утверждению Иосифа Бродского, это «одно из самых новаторских произведений в русской литературе [двадцатого] века, как по своему стилю, так и по структуре». Прообразом событий, описанных в Циниках, стала трагическая история взаимоотношений Вадима Шершеневича и актрисы Юлии Дижур, застрелившейся после одной из ссор. Роман также включает в себя множество автобиографических мотивов и в целом описывает период жизни страны с 1918 по 1924. Основной структурной особенностью Циников является характерный монтажный принцип, чередующий элементы художественного повествования с документальными элементами: с цитатами из газет, с объявлениями, с отрывками государственных декретов и т.д. Во многом такой метод можно сравнить с техникой Дон-Пассоса; он напоминает и идеи «монтажного аттракциона» С.Эйзенштейна, и теорию «фотомонтажа» А.Родченко. Надо отметить, что ернический, язвительный язык Мариенгофа здесь оправдан общим психологическим сюжетом книги. Эта манера высказывания вкладывается в уста героев-циников и, таким образом, обретает мощную убедительность, объединяя поэтику и тематику романа. Излюбленный Мариенгофом прием стравливания «высокого» и «низкого», нарушения различных этических и культурных норм становится в романе причиной экзистенциального кризиса героев, как, по всей вероятности, случилось и с самим автором. В этом смысле роман почти исповедален, и трагический финал в нем предрекал резкую смену стилистики, произошедшую в творчестве Мариенгофа чуть позже, в начале 1930-х. С публикацией книги был связан очередной скандал, но на сей раз не столько общественный, сколько политический. Завершение романа (конец 1928) совпало с кардинальным пересмотром властью своего участия в культурной жизни страны. Издание Циников, планировавшееся ЛЕНОТГИЗом, было резко приостановлено. Однако рукопись, еще до фактического запрещения романа, успела (с официального разрешения Контрольной комиссии по вывозу за границу) попасть в Германию и была там моментально опубликована. К лету 1929 в советской прессе, в рамках кампании, направленной против Пильняка и Замятина, началась травля Мариенгофа, организованная РАППом и поддержанная Союзом Писателей. Поначалу Мариенгоф негодовал, даже написал протестное письмо в СП («Я должен сказать, что считаю „отказ в публикации" ханжеством и святошеством нового порядка... и т.д.»). Однако под давлением рапповских критиков был вынужден публично покаяться за свой роман в «Литературной газете» от 4 ноября 1929. Всего через полгода, весной 1930, в том же берлинском издательстве «Петрополис» вышел другой роман Мариенгофа – Бритый человек. Видимо, он был переслан туда еще до того, как давление на автора достигло своего пика, но «Петрополис» по каким-то причинам не выпускал его. Причины эти, судя по всему, были просты: роман нельзя назвать удачным. К началу 1930-х Мариенгоф ушел с широкой литературной арены. По мере сил он продолжал творческую деятельность, писал эстрадные скетчи, пьески, миниатюры, пытался заниматься исторической прозой. Кое-что из написанного даже смог издать (Екатерина. Фрагменты из романа // «Литературный современник», 1936, № 10; Козаков М., Мариенгоф А. Остров великих надежд. Пьеса в 4-х действиях. // Звезда, 1951, № 5 и др.). Но из актуального литературного процесса Мариенгоф выпал. Его дальнейшая жизнь резко отличалась от феерического дебюта (за 1919–1920 Мариенгоф стал одним из самых издаваемых поэтов в России) и от яркой, шумной деятельности всех 1920-х. Вплоть до самой смерти он продолжал писать «в стол» стихи, в корне поменяв их поэтику, отказавшись от вычурной образности, от деструктивных задач в отношении строфики, рифмовки; сделавшись моралистичной и, после смерти единственного сына, окончательно трагичной фигурой. В 1940 семнадцатилетний Кирилл Мариенгоф, талантливый и красивый юноша, повесился – точно так же, как, по рассказам отца, сделал это «друг Есенин». Конец 1950-х отмечен для Мариенгофа работой над обширной книгой мемуаров, которая позднее, включив в себя Роман без вранья, получила название Бессмертная трилогия. Это во многом художественная проза, т.е. принцип документальности и исторической достоверности в ней не всегда соблюдается. Меж тем, большинство исследователей творчества Мариенгофа именно здесь черпают свои сведения. Умер 24 апреля 1962 года. Книга мемуаров была издана после смерти автора (24 июня 1965 года в Ленинграде) и стала культурным событием уже, скорее, 1980-х.
 (448x699, 302Kb)
Что касается романа Циники, то он был переведен на многие языки и вышел во многих странах, однако отечественный читатель впервые смог его прочитать лишь в 1988. Сочинения: Проза поэта: Циники. Бритый человек. Москва: Вагриус, 2000;Бессмертная трилогия. Москва, Вагриус, 1998; Роман без вранья. Циники. Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. Ленинград, Художественная литература, 1991; Стихотворения и поэмы. Санкт-Петербург, 2002. (Новая библиотека поэта. Малая серия); Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. Москва, 1990

1897
Николай Михайлович Суетин
русский художник по фарфору, живописец и оформитель.

 (542x699, 82Kb)
1897
Георгий Борисович Петерс
командир 5-й гвардейской Городокской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта, гвардии генерал-майор. Родился в Москве в семье служащего. Русский. В 1916 году окончил реальное училище. В Красной Армии с 1918 года. Окончил школу краскомов. Участник Гражданской войны. Воевал на Южном фронте, в Закавказье. В 1924 году окончил Московскую военно-инженерную школу, в 1929 году – Военную академию имени М.В.Фрунзе. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Был начальником штаба инженерных войск 33-й армии Западного фронта. С июля 1942 года - заместитель командира, с ноября 1942 по октябрь 1944 года – командир 110-й стрелковой дивизии, 10 апреля 1943 года ставшей 84-й гвардейской стрелковой дивизией. С января 1945 года и до конца войны – командир 5-й гвардейской стрелковой дивизии. Воевал на Западном, Брянском, Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Участвовал: в Московской битве в районе Боровска и Наро-Фоминска – в 1941 году; в контрнаступлении под Москвой, в боях в окружении на реке Угра южнее Вязьмы – в 1942; в ликвидации Ржевско-Вяземского выступа и освобождении города Вязьма, в боя на Орловско-Курской дуге и освобождении города Карачев, в Невельской и Городокской операциях – в 1943; в Белорусской операции, в том числе в освобождении города Орши, в боях на реке Неман с завоеванием плацдарма – в 1944; - в сражении в Восточной Пруссии, взятии городов Велау (Знаменск), Кёнигсберг (Калининград) и морской базы Пиллау (Балтийск) – в 1945. Командир 5-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии генерал-майор Петерс умело управлял частями при штурме морской крепости Пиллау, которая была освобождена войсками 11-й гвардейской армии 25 апреля 1945 года. На следующий день дивизия форсировала морской пролив и захватила плацдарм на косе Фрише-Нерунг (Балтийская коса). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии генерал-майору Петерсу Георгию Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5373). После войны Г.Б.Петерс продолжал службу в армии. С 1959 года - в отставке. Жил в городе-герое Москве. Занимался педагогической и военно-научной деятельностью. Умер 18 мая 1978 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок 4). Награждён 3 орденами Ленина (19 апреля 1945; 5 мая 1945; 6 ноября 1947), 5 орденами Красного Знамени (9 марта 1942; 12 марта 1943; 29 февраля 1944; 3 ноября 1944; 19 ноября 1951), орденами Суворова 2-й степени (4 июля 1944), Кутузова 2-й степени (27 августа 1943), медалями.

1898
Хосе Давид Торо Руйлова
боливийский государственный и политический деятель. Полковник. Президент Боливии в 1936-1937 гг. Его правительство национализировало собственность компании «Стандард ойл» в Боливии, создало в 1936 г. государственную нефтяную компанию «Ясимьентос петролиферос фискалес боливьянос», приняло ряд мер по усилению государственного контроля над деятельностью иностранного капитала в стране. Свергнут в 1937 г. в результате военного переворота.

Prozorov_PA (475x700, 22Kb)
1899
Пётр Алексеевич Прозоров
председатель колхоза «Красный Октябрь». Дважды Герой Социалистического Труда, четырёхкратный кавалер ордена Ленина. Член КПСС с 1926 года. Родился в деревне Чекоты Вожгальской волости Вятской губернии (ныне Кумёнский район Кировской области). В 1924 году организовал в родной деревне Чекоты сельскохозяйственное товарищество, затем преобразовавшееся в колхоз «Красный Октябрь». Под руководством Прозорова колхоз стал одним из передовых хозяйств страны и был награждён в 1967 году орденом Ленина. Избирался депутатом XX, XXI[3], XXII, XXIII съездов КПСС, а также депутатом Верховного совета РСФСР с 37-го созывов. Награды: Дважды Герой Социалистического Труда (17 марта 1948 — за высокие урожаи ржи, 24. апреля 1958 — за успехи в развитии сельского хозяйства); Орден Ленина (четырежды); Малая золотая медаль ВДНХ; Золотая медаль ВДНХ; Большая золотая медаль ВДНХ. Умер в селе Вожгалы Кировской области2 июня 1968 года. Сочинения: Колхоз "Красный Октябрь", Киров, 1954; Из опыта работы колхоза "Красный Октябрь", 2-е издание, Москва, 1957; Вчера и сегодня вятской деревни, Москва, 1958; Колхоз и коммунизм, Москва, 1960; Северный маяк, Москва, 1962. Литература: Федоров Р., Шаг в будущее, (Киров), 1951; Кураева И., Творцы новой жизни, Москва, 1955; Шумилов П.В., Колхоз "Красный Октябрь", (Киров), 1958.

1899
Маделон Секели-Люлофс
нидерландская писательница, подолгу жившая в Индонезии и в Венгрии. Известна главным образом как автор психологических романов, реалистически описывающих жизнь голландских колоний. В наиболее значительном из них - романе "Каучук" (1931) сатирически обрисованы нравы и быт колониального начальства на крупной плантации; фильм, снятый по этой книге, пользовался в свое время большой популярностью.

1900
Давид Абрамович Прицкер
российский композитор. Среди сочинений: опера «Утренний снег» (1965); оперетта «Девушка его мечты» (постановка 1964, совместно с Б.Кияновым); концерт для фортепьяно с оркестром (1944), соната для скрипки и фортепьяно, пьесы для фортепьяно; хоры, романсы, свыше 200 песен; обработка народных песен; музыка для театра и кино.

1900
Кузьма Чорный (псевдоним Николая Карловича Романовского)
белорусский советский писатель. Член КПСС с 1943. Родился в семье крестьянина-батрака. Учился на литературно-лингвистическом отделении БГУ (1923-25). Печатался с 1921. Автор сборников рассказов "Серебро жизни" (1925), "По дороге", "Чувства" (оба - 1926), "Сентябрьские ночи" (1929) и др., романов "Сестра" (1927 - 1928), "Земля " (1928). Чорный остро осознал и выразил стремление белорусской литературы овладеть опытом психологического письма (особенно опытом Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского). Повесть "Левон Бушмар" (1930), роман "Отечество" (1931) воссоздают революционную действительность в крупных характерах. Философски осмысленная история становится "действующим лицом" книг Чорного. Роман "Третье поколение" (1935) и повесть "Люба Лукьянская" (1936) - звенья задуманного цикла социально-философских произведений, охватывающих многие десятилетия истории белорусского народа. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 продолжал работать над этим циклом: военные романы "Великий день" (опубликован 1947), "Поиски будущего" (опубликован 1950), "Скипьёвский лес" (опубликован 1955). философский роман "Млечный путь" (опубликован 1954). Переводил произведения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и других русских классиков. Произведения Чорного переведены на языки народов СССР. Награжден орденом Красной Звезды и медалями. Скончался 22 ноября 1944 года.

1901
Гарри Парч
американский композитор и инструментальный мастер

Blinov_IP_gst43-2 (486x700, 55Kb)
1904
Иван Петрович Блинов
машинист депо Курган Южно-Уральской железной дороги Родился в селе Вялсы Елатомского уезда Тамбовской губернии, ныне Сасовского района Рязанской области, в крестьянской семье. Русский. Трудовую деятельность начал в 1912 году пастухом. В 1916 году, в 12 лет, пришел работать на железную дорогу. В паровозном депо станции Сасово Московско-Казанской железной дороги подростка поставили обтирщиком, затем получил квалификацию слесаря. С 1924 года работал в локомотивном депо станции Курган Южно-уральской железной дороги. Самостоятельно изучил устройство паровоза. В 1927 году стал помощником машиниста, а через два года сдал теоретические и практические испытания и получил права машиниста. В 1936 году Блинову, как лучшему машинисту, доверили новый локомотив - ФД («Феликс Дзержинский») № 20-2697. Паровозы этой серии были самым мощными советскими локомотивами. Блинов приложил все силы и умение, чтобы максимально использовать возможности новой техники, включился в кривоносовское движение. Он одним из первых перешагнул запретный барьер весовых норм поездов и стал водить поезда двойного, а затем и тройного веса. В том же 1936 году провел на Курганском отделение по графику состав весом 10400 т при норме 1800 т. Также он постоянно перевыполнял задания по технической скорости, а среднесуточный пробег его паровоза составлял 140-150 км. Основой успеха являлось поддержание отличного технического состояния локомотива. В годы Великой Отечественной войны водил с высокой скоростью поезда-тяжеловесы, экономил топливо. Бригада ремонтировала паровоз своими силами, довела его пробег между подъемками до 120 тысяч километров при норме 40 тысяч. Был инициатором работы зимой по нормам летнего графика. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Блинову Ивану Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1945 году получил назначение на должность начальника паровозного хозяйства Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги. За три года коллектив под его руководством вернул к жизни 22 разбитых паровоза, активно участвовал в восстановлении депо и путевого хозяйства в Краснодаре и Новороссийске. В 1947 году Блинов вернулся в Курган и вновь встал за штурвал своего паровоза. В 1957 году он стал водить электровоз, а в 1959 году ушел на заслуженный отдых. За 40 лет работы на железной дороге внес более 60 рационализаторский предложений с годовой экономией более 100 млн рублей. Щедро делился своим опытом, воспитал десятки учеников, в том числе и будущих Героев Социалистического Труда. Жил в городе Кургане. Скончался в 1981 году. Похоронен на кладбище в районе Рябково города Кургана. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями; тремя знаками «Почетный железнодорожник».
Blinov_IP_md (700x528, 106Kb)
В 2008 году на доме 94 по улице Красина где жил герой–железнодорожник установлена мемориальная доска.
Blinov_IP_memor (486x700, 127Kb)
Его имя увековечено на мемориале в Парке Победы
Blinov_IP_stela (453x700, 101Kb)
и на Доске почета курганских железнодорожников, напротив здания управления по улице Станционной.
Blinov_IP_parovoz (700x394, 77Kb)
У станции Курган 1 августа 1980 года открыт памятник трудовой славы курганских железножорожников – локомотив ФД № 20-2697, на вечную стоянку его привел лично Иван Петрович Блинов.

1904
Иван Дмитриевич Климов
советский военачальник, генерал-полковник авиации (1944). Член КПСС с 1939. Родился в селе Волосово-Звегино, ныне Козельского района Калужской области. В Советской Армии с 1926. Окончил военно-теоретическую школу ВВС (1927), военную школу летчиков (1928) и Военную академию Генштаба (1948). Накануне Великой Отечественной войны 1941-45 командовал авиационной дивизией. В Великую Отечественную войну участвовал в обороне Москвы, в боевых действиях в Крыму и на Воронежском фронте. В 1941-42 командир корпуса ПВО, заместитель командующего войсками ПВО территории страны, командир авиационной группы и истребительной авиационной дивизии. С февраля по сентябрь 1943 командовал истребительным авиационным корпусом, с 1943 по январь 1947 командующий истребительной авиацией ПВО. С февраля 1949 генерал-инспектор и заместитель Главного инспектора министерства обороны. С февраля 1959 в запасе. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й степени, орденом Суворова 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку