-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110230
Комментариев: 6802
Написано: 118703


19 марта родились...

Понедельник, 19 Марта 2012 г. 00:03 + в цитатник
 (557x699, 34Kb)
1832
Арминий Вамбери или Герман Бамбергер (венгерское имя - Бrmin Vбmbйry, немецкое имя - Hermann Bamberger)
венгерский востоковед, путешественник, полиглот. Родился в Нидермаркте. Вамбери происходил из бедной еврейской семьи. Учился в Братиславе, Вене, Кечкемете, Будапеште. Увлеченный культурой и литературой Османской империи, в 20 лет Вамбери совместно с Йожефом фон Этвёшем совершил путешествие в Стамбул, где зарабатывал на жизнь преподаванием европейских языков. В скором времени он устроился на работу в доме Хуссейн Даим-паши, благодаря которому познакомился с Мехмедом Фуад-пашой, у которого получил место секретаря. К этому времени, благодаря переводам трудов османских историков, Вамбери также получил степень члена-корреспондента Венгерской академии наук В 1858 г. он опубликовал Турко-немецкий словарь, а позже написал еще несколько работ по лингвистике. В 1861 г. Вамбери вернулся в Будапешт и, получив несколько тысяч рынских от академии, в этом же году, переодевшись в дервиша (нищенствующего проповедника), под именем Решид Эфенди совершил путешествие в страны Средней Азии. Его путь лежал через Трабзон в Тегеран. Там он присоединился к возвращающимся из Мекки паломникам и несколько месяцев вместе с ними провел в Центральном Иране, посетив Тебриз, Зенджан и Казвин. Далее через Исфахан и Шираз в июне 1863 г. он прибыл в Хивинское ханство, а затем в Бухарское ханство. При дворе Самаркандского правителя он вызвал подозрение, однако в результате получасовой беседы с правителем, тот одарил его подарками. Обратный путь Вамбери лежал через Герат и Тегеран, где он оставил группу дервишей и присоединился к каравану, идущему в Стамбул. В город он прибыл в марте 1864 г. Вероятно, путешествие, совершенное Вамбери, было первым европейским путешествием такого рода. В 1964 г. вышла его книга о пережитых приключениях. В Будапеште с 1865 по 1905 гг. преподавал восточные языки в Будапештском университете Вамбери писал на немецком, венгерском, английском языках, оставил автобиографию, написанную по-английски. Его сочинения переведены на многие языки, включая фарси. Вамбери был сторонником гипотезы о тюркском происхождении венгерского языка, и одной из целей его путешествия на Восток было накопить материал в поддержку своей гипотезы. Его гипотезу опровергли приверженцы фино-угорской теории происхождения венгерского языка.
 (576x698, 47Kb)
Бюст Вамбери, установленный в городе Дунайска Стреда, Словакия
Наладив тесные связи с политической верхушкой Османском империи, Вамбери попытался извлечь выгоду из своего положения. Он 4 раза переходил из иудаизма в ислам. В 1900—1901 г. Вамбери попытался организовать встречу Теодора Герцля и султана Абдул-Хамида II. Попытка наладить отношения с сионистами была частью дипломатической игры Османской империи с премьер-министром Франции Морисом Рувье в вопросе списания денежного долга. Однако главной его задачей во время переговоров о так и не состоявшемся знакомстве лидера сионистского движения и султана было получение от Герцля денег. Вамбери также выступал против проникновения Российской империи в Среднюю Азию. В 2005 г. Британский национальный архив рассекретил документы, согласно которым Вамбери во время своего путешествия был задействован Британской разведкой для противодействия попыткам России расширения сферы влияния в Центральной Азии и на Индийском субконтиненте. Вамбери был хорошо знаком с Брэмом Стокером, консультировал его по истории и этнографии Трансильвании, упомянут в его знаменитом романе «Дракула» (1897). Умер в Будапеште 15 сентября 1913 года. Сын А.Вамбери Рустем Вамбери (1872 - 1948) — был известным венгерским юристом, судьёй, позднее послом в США. Литература: Bock-Luna B. Reiseleben — Lebensreise: der ungarische Orientalist Hermann Vambйry (1832—1913) ьber Zentralasien. Mьnster: Lit, 2003; Bartholomд R. Von Zentralasien nach Windsor Castle. Leben und Werk des ungarischen Orientalisten Arminius Vбmbйry (1832—1913), Wьrzburg: Ergon, 2006.

1834
Юзеф Гауке (Хауке-Босак)
польский революционер. С 1855 на службе в русской армии (в конце 1862 вышел в отставку в чине полковника). Осенью 1863 - весной 1864 под псевдонимом "Босак" руководил восстанием в юго-западной части Королевства Польского. После поражения восстания примыкал к революционно-демократическому крылу польской эмиграции. Осенью 1870 во время франко-прусской войны 1870-1871 вступил в Вогезскую армию, руководимую Дж.Гарибальди и выступавшую на стороне французов. Погиб 21 января 1871 в бою под Дижоном.

 (532x698, 60Kb)
1835
Франц Бетц (немецкое имя - Franz Betz)
немецкий оперный певец (бас-баритон). Родился в Майнце. Обучался пению в Карлсруэ. Дебютировал на сцене Придворного театра Ганновера в опере Вагнера «Лоэнгрин», после чего выступал в различных театрах Германии. В 1859 году, успешно выступив в Берлинской придворной опере в «Эрнани» Верди, вошёл в состав её труппы, где оставался до 1897 года. Уход Бетца из театра был отмечен присвоением ему почётного звания «Каммерзенгер» Берлинской оперы. Был женат на оперной певице (колоратурное сопрано) Йоханне Бетц (1837—1906). Первый исполнитель партии Ганса Сакса в опере Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» и Вотана в «Золоте Рейна» и «Валькирии» на премьере полного цикла «Кольцо Нибелунга». В роли Сакса Бетц выступил на сцене более ста раз, и стал ассоциироваться преимущественно с этим персонажем. В мае 1872 года вместе с тремя другими певцами исполнял Девятую симфонию Бетховена на церемонии закладки первого камня в фундамент Байройтского фестивального театра. Умер в Берлине 11 августа 1900 года. Литература: Newman, Ernest, The Life of Richard Wagner (4 Vols). Alfred Knopf, 1946; Rosenthal, H. and Warrack, J., «Betz, Franz», The Concise Oxford Dictionary of Opera, 2nd Edition, Oxford University Press, 1979, p. 49. ISBN 019311321X.

Gevorg_Chmshkyan (512x700, 41Kb)
1837
Георг Арутюнович Чмшкян
армянский актёр, режиссёр и театральный деятель. Родился в Тифлисе. На сцене с 1862 (Тифлис). Участвовал в организации армянского профессионального театра в Тифлисе. Один из образованнейших деятелей своего времени, стоял на прогрессивных позициях; утверждал и пропагандировал творчество У. Шекспира, Мольера, русскую классическую драматургию - Н.В.Гоголя, А.Н.Островского. Выступал как переводчик русских и французских пьес, писал водевили, комедии, драмы («Учительница», 1890, и др.). Творческая дружба с Г.М.Сундукяном (Чмшкян считался лучшим исполнителем его пьес) способствовала утверждению реализма на национальной сцене, реформе армянского театра. Труппа Чмшкяна гастролировала во многих городах Закавказья (где преимущественно проживали армяне). В 1879 пригласил в свою труппу выдающихся армянских актёров (работавших в Константинополе) - Петроса Адамяна, Сирандиш и др. Лучшие роли: Отелло, Шейлок («Отелло», «Венецианский купец» Шекспира), Пэпо («Пэпо» Сундукяна), Кречинский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина). Умер в Петрограде 10 января 1916 года.

 (641x698, 64Kb)
1838
Йосеф Юлиус Векселль (Josef Julius Wecksell)
финский поэт и драматург; писал на шведском языке. Судьба Векселля – одна из наиболее драматичных в финской литературе: в 23 года он психически заболел и оставшиеся четыре с лишним десятилетия жизни провел в психиатрической лечебнице. Векселль рано начал писать стихи, водевили с куплетами, драматические монологи. Его комедия "Три жениха", высмеивавшая мещанские нравы, игралась на любительской сцене в Хельсинки и Турку, когда автору едва исполнилось 16 лет. В годы учебы в университете Векселль публикует сборник "Избранные юношеские стихотворения" (1860), оставшийся единственным. Представленная в нем лирика обнаруживает заметное влияние Гейне, помогшего своему финскому последователю преодолеть сентиментальность, свойственную ранним стихам, существенно обогатить внутренний мир лирического героя. Последующие поэтические сочинения Векселля, в частности, стихотворения "Месть гнома", "Прощание Дон Жуана с жизнью" обнаруживают отчетливое неприятие действительности с ее торгашеским духом и крах надежд на установление справедливого и гармоничного общественного строя. В связи с этим в его поэзии появляются ноты безысходного трагизма. Духовная эволюция поэта сказалась и в исторической драме "Даниэль Юрт" (1862), ставшей его последним и наиболее значительным сочинением. Действие пьесы происходит в конце XVI в., в период междоусобной войны между королем Швеции и Финляндии Сигизмундом и его племянником Карлом. Начиная в 1861 работу над пьесой, Векселль чувствовал недостаток знаний и опыта и пополнял образование, поглощая книги по истории, философии, эстетике, перечитывая Шекспира, ставшего для него в это время главным художественным ориентиром. Интенсивная работа стимулировала уже обнаружившиеся психические отклонения, и полученный театром текст пьесы остался недоработанным. Имя заглавного героя, сына человека, восставшего против короля и казненного, упоминается в исторических хрониках. У Векселля он решает важную для себя социально-этическую проблему: нравственно ли бунтарство, сопротивление законной власти, если власть эта угнетает народ? Юрт приходит к выводу, что с точки зрения подлинной нравственности и человеколюбия преступлением является не сопротивление гнету, а рабская готовность сносить его. Этот этический урок, преподанный двадцатитрехлетним юношей, явился существенным моментом в развитии финской демократической мысли XIX в. Умер 9 августа 1907 года.

1837
Эуген Корнелиус Йозеф фон Ломмель (Eugen Cornelius Joseph von Lommel)
немецкий физик-оптик. Окончил Мюнхенский университет (1858), где работал (с 1868 г. – профессор, в 1899 г. – ректор). Работы относятся к оптике и спектроскопии. Исследовал интерференцию, дифракцию и дисперсию света, люминесценцию. Умер 19 июня 1899 года.

 (500x700, 73Kb)
1838
Сёдзиро Гото
японский государственный и политический деятель. Родился в семье самурая из княжества Тоса. Активно участвовал в незавершённой революции 1867—1868 годах, был одним из вождей движения за свержение сёгуната Токугава. В 1870—1880-х годах XIX века был одним из лидеров либерального движения, возглавлял группировку так называемой «новой буржуазии» в партии Дзиюто. С конца 1880-х годов Гото Сёдзиро за объединение с консервативными элементами с целью разработки общей как внутренней политики, направленной на сохранение стабильности в Японии, так и внешней политики, подготавливающей почву для японской территориальной экспансии. Эта позиция Гото Сёдзиро явилась базовой для соглашения между либеральной оппозицией и японским правительством. В связи с этим Гото неоднократно (в 1889, 1891 и 1892 годах) занимал министерские посты. Умер в Токио 4 августа 1897 года. Литература: Норман Г. «Возникновение современного государства в Японии», Москва 1961.

 (553x699, 83Kb)
1839
Дадли Бак (Dudley Buck)
американский композитор и органист. Умер 6 октября 1909 года.

 (476x698, 69Kb)
1841
Виктор Петрович Буренин
известный критик, поэт и драматург, сын архитектора. Учился в московском дворцовом архитектурном училище. Виктор Петрович Буренин начал службу архитектором. Строил усадьбы, принадлежавшие родственникам декабристов - отсюда и были его знакомства. Потом работал в Санкт-Петербурге: состоял помощником инженера-архитектора при клинике Виллие, находившейся на Выборгской стороне. Впрочем, архитектура Буренина занимала недолго. Его влекла к себе литература. Начинал он, как и все в те годы, с либеральных увлечений. Переводил революционных поэтов и даже в чем-то помог Некрасову собирать материалы для поэм. Первыми печатными произведениями его были юмористические куплеты: "Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 г." (в "Искре" 1862 г.) и "Драматические сцены" по поводу выхода "Современника" (в "Современнике" 1863 г., книга 4), за подписью "Владимир Монументов". На страницах "Искры" 1863 - 66 годов появился ряд юмористических стихотворений Буренина. В 1863 г. в журнале "Зритель" Буренин поместил ряд стихотворений оригинальных и переводных, а также юмористических очерков в стихах и прозе под разными псевдонимами. В это время появляются его переводы стихотворений Барбье, Томаса Гуда, Виктора Гюго, Гейне, Байрона, Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи, Гуцкова, Кальдерона, Леопарди, Ариосто и др. Некоторые из них были напечатаны в "Библиотеке для чтения" Боборыкина, в "Русском Слове" Благосветлова и в "Вестнике Европы" (с 1868 г.), "Беседе", "Деле"; писал также в "Неделе" (под псевдонимом "Благонамеренного гражданина"), в "Отечественных Записках" редакции Некрасова; здесь в числе различных пьес Буренина, переводных и оригинальных, был напечатан ряд юмористических его стихотворений-пародий под общим заглавием "Военно-поэтические отголоски" (1871, книги 1 и 3). Эти стихотворения подписаны псевдонимом "Выборгский пустынник" так же, как и "Песнь о Педефиле и Педемахе" (вышучивание Каткова и Леонтьева ), напечатанные в том же журнале (1871, книга 6). Начиная с 1865 г., Буренин отдался преимущественно газетной деятельности, работая в качестве одного из постоянных сотрудников "Санкт-петербургских Ведомостей" редакции В.Ф.Корша, где еженедельно, почти в течение 10 лет, появлялись его обзоры "Журналистики" и критические фельетоны, подписанные буквою Z. Под псевдонимом "Маститого Беллетриста" он печатал там же свои рассказы и повести. Наравне с А.С.Сувориным Буренин был один из видных застрельщиков воинствующего либерализма. Его язвительные насмешки над консервативными писателями "Русского Вестника" так ожесточили последних, что по проискам их у Корша в 1874 г. была отнята газета. Но вскоре деятельность Буренина изменяется до неузнаваемости. Он становится членом редакции газеты "Новое Время" и одним из главных застрельщиков реакции 1880-х годов. Еженедельно появлялись его "Критические очерки" и время от времени пародии и памфлеты в стихах под псевдонимом "Граф Алексис Жасминов". Отдельные сборники сочинений Буренина: "Очерки и пародии"; "Былое", стихотворения (Санкт-Петербург, 1880); "Стрелы", стихотворения (Санкт-Петербург, 1880; 2-е издание, Санкт-Петербург, 1889); "Песни и шаржи", новые стихотворения (Санкт-Петербург, 1886); I - "Мертвая нога" (таинственный процесс) и II - "Роман в Кисловодске" (3-е издание, Санкт-Петербург, 1889 - две повести); "Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и пр." (Санкт-Петербург, 1879); "Критические очерки и памфлеты" (Санкт-Петербург, 1884); "Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд" (Санкт-Петербург, 1884); "Критические этюды" (Санкт-Петербург, 1888); "Хвост" (собрание пародий, 1891; 3-е издание, 1893); "Пипа и Пуся", юмористические рассказы" (Санкт-Петербург, 1894); "Голубые звуки и белые поэмы" (1895). Буренин написал либретто к опере Ц.Кюи "Анджело" (Санкт-Петербург, 1875) и драматические произведения: "Медея" (Санкт-Петербург, 1884, в сотрудничестве с А.Сувориным); "Мессалина" (1885); "Смерть Агриппины" (Санкт-Петербург, 1886); "Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне" (Москва, 1890); "Пленник Византии" (драма, 1893); "Диана Форнари" (драма, 1894); "Все хорошо, что хорошо кончилось" (комедия, 1893); "Матрона Эфесская" (оперетта, музыка Иванова ); "Ожерелье Афродиты" (драма, 1896); "Потонувший колокол" (перевод сказки-драмы Г.Гауптмана, 1897); "Сердце принцессы Озры" (1898); "Забава Путятишна" (текст к опере, музыка М.Иванова, 1897); "Не знаешь, где найдешь" (комедия, перевод); "Женщина с кинжалом"; "Нерон" (трагедия, перевод); "Императрица Византии" (драма) и др. Часть драматических произведений вошла в сборник "Театр" (тома I-II). Буренин, как лирик, превосходно владеет стихом; очень удачны его переводы иностранных поэтов; в оригинальных серьезных стихотворениях раннего периода чувствуется поэтическая жилка. Часто блестяще остроумны, при всей своей грубости, пародии и шаржи Буренина. Как критик он лишен определенных критериев, вялый в тех чрезвычайно редких случаях, когда хвалит, ярок только в своих отрицательных оценках. Все литературное движение последних 40 лет находило в нем ожесточеннейшего противника. Но литературная физиономия Буренина определяется не столько этим враждебным отношением, сколько теми приемами, к которым прибегал критик в своих выпадах. В академических выражениях эти приемы не могут быть охарактеризованы. Все то, что неразрывно связано с представлением о "Новом Времени", в лице Буренина получило свое наиболее яркое выражение. Жизнь этого человека вместила в себя самые разные эпохи. Собеседник Пущина и свидетель социалистической реконструкции. Ушел из жизни в Ленинграде 15 августа 1926 года. Библиография: Сочинения, тома I—V, Санкт-Петербург, 1912—1917 (не окончено); «Очерки и пародии» (Санкт-Петербург, 1874); 2-е издание, 1895; «Былое», стихотворения (Санкт-Петербург, 1880); «Стрелы», стихотворения (Санкт-Петербург, 1880; 2-е издание, Санкт-Петербург, 1889); «Песни и шаржи», новые стихотворения (Санкт-Петербург, 1886); I — «Мертвая нога» (таинственный процесс) и II — «Роман в Кисловодске» (3-е издание, Санкт-Петербург, 1889 — две повести); «Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и пр.» (Санкт-Петербург, 1879); «Критические очерки и памфлеты» (Санкт-Петербург, 1884); «Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд» (Санкт-Петербург, 1884); «Критические этюды» (Санкт-Петербург, 1888); «Хвост» (собрание пародий, 1891; 3-е издание, 1893); «Пипа и Пуся», юмористические рассказы" (Санкт-Петербург, 1894); «Голубые звуки и белые поэмы» (1895, пародия); "Горе от глупости", Санкт-Петербург, 1905; либретто к опере Ц.Кюи «Анджело» (Санкт-Петербург, 1875). Пьесы: «Медея» (Санкт-Петербург, 1884, в сотрудничестве с А.Сувориным); «Мессалина» (1885); «Смерть Агриппины» (Санкт-Петербург, 1886); «Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне» (Москва, 1890); «Пленник Византии» (драма, 1893); «Диана Форнари» (драма, 1894); «Все хорошо, что хорошо кончилось» (комедия, 1893); «Матрона Эфесская» (оперетта, музыка Иванова); «Ожерелье Афродиты» (драма, 1896); «Потонувший колокол» (перевод сказки-драмы Г.Гауптмана, 1897); «Сердце принцессы Озры» (1898); «Забава Путятишна» (текст к опере, музыка М.Иванова, 1897); «Не знаешь, где найдешь» (комедия, перевод); «Женщина с кинжалом»; «Нерон» (трагедия, перевод); «Императрица Византии» (драма); «Театр» (тома I—II, 1903—1905). Литература: М.П.Лепехин, А.И.Рейтблат. Буренин Виктор Петрович // Русские писатели. 1800—1917. Москва, 1989, страницы 365—367.

 (535x699, 127Kb)
1844
Минна Кант (Minna Canth; псевдоним; настоящее имя - Ульрика Вильхельмина, урожденная Ионсон, Johnson)
финская писательница. Родилась в Тампере, в семье торговца. В первых произведениях Кант изображена жизнь финской деревни: "Новеллы и рассказы" (1878), пьесы "Кража со взломом" (1882), "В доме Ройнила" (1883). В пьесе Кант "Жена рабочего" (1885, в русском переводе "Хомсанту", 1960), новеллах ("Бедные люди", 1886, и др.) реалистически показаны бесправие и нищета рабочего люда Финляндии, назревающий протест против эксплуатации. В драме "Дети горькой судьбы" (1888) впервые в финской литературе представлен образ бунтаря. В новеллах ("Ханна", 1886, и др.), пьесе "Сюльви" (1893, русский перевод 1960) и др. Кант разоблачает буржуазную мораль и воспитание, выступает за равноправие женщины. В произведениях Кант 1890-х гг. острота социальных проблем сменяется морализаторской, примирительной тенденцией ("Семья пастора", 1891; "Анна-Лийса", 1895). Скончалась в Куопио 12 мая 1897 года. Сочинения: Kootut teokset, nide 1—4, Hels., 1925—1928; Valitut teokset, Hels., 1957. Литература: (Драматургия М.Кант), в книге: Карху Э.Г., Финляндская литература и Россия. 1850—1900, Москва — Ленинград, 1964: Frenckell-Theslleff G., Minna Canth, Hels., 1944; Tarkiainen ., Kauppinen E., Suomalaisen kirjallisuuden historia, Hels., 1961; Kannila ., Minna Canthin kirjallinen tuotanto. Henkilцbibliografia, (Hels., 1967).

 (579x698, 76Kb)
1847
Константин Димитреску (Constantin Dimitrescu)
румынский виолончелист, композитор, педагог. Основоположник национальной школы виолончельного искусства. Родился в местечке Блежой, Прахова. Учился в консерваториях Бухареста (у А.Флехтенмахера, 1864-1867), Вены (у К.Шлезингера, 1867-1869) и Парижа (у О.Франшомма, 1869-1870). Основал первый румынский постоянный струнный квартет (1880). Был первым виолончелистом симфонического оркестра Филармонического общества (1870-1904), виолончелистом (1870-1893) и дирижёром (1893-1900) Национального театра в Бухаресте, дирижёром оркестра Министерства народного образования (1906-1916). Много концертировал по стране и за рубежом. Профессор Бухарестской консерватории (класс виолончели, 1873-1916). Среди его учеников – Д.Джорджеску и Д.Динику. Автор комич. оперы "Нини" (1898, Бухарест), оперетт, музыуальных комедий, ряда симфонических и камерных сочинений, в том числе 3 концертов для виолончело с оркестром, пьес для виолончело, хоров. Его 7 струнных квартетов (1883-1923) являются одними из первых камерных произведений румынской музыки.Умер в Бухаресте 9 мая 1928 года. Литература: Foni F., Un pionier al muzicii de camera romоnesti Constantin Dimitrescu, "Studii si cercetari de istoria artei", Buc., 1961, No 1; Dolinesсu E., Constantin Dimitrescu, "Muzica", 1968, No 8.

 (483x699, 66Kb)
1847
Франк Уиглсуорт Кларк (Frank Wigglesworth Clarke)
американский геохимик, член Академии искусств и наук (1911). Родился в Бостоне. Кларк закончил Гарвардский университет в 1867 году, в период с 1874 года по 1883 год преподавал в университете Цинциннати. С 1883 года по 1924 год он был главным химиком Геологической службы США. Основные труды посвящены определению состава различных неорганических природных образований и земной коры в целом. Кларк первым рассчитал средний состав земной коры. Средние концентрации элементов названы по его имени кларками, однако этот термин сейчас используется всё реже. В честь Кларка назван также урансодержащий минерал кларкеит.Умер в Вашингтоне 23 мая 1931 года. Сочинения: Data of geochemistry, 5 ed., Wach., 1924; The composition of the Earth’s crust, Wash., 1924 (совм. с H. S. Washington); The evolution and disintegration of matter, Wash., 1924. Библиография: F. W. Clarke, «Quarterly Journal of the Geological Society of London», 1932, v. 88; L. М. Dennis, F. W. Clarke, «Science», 1931, v. 74, p. 212-213.

Albert Pinkham Ryder2 (517x699, 140 Kb)
1847
Альберт Пинкхем Райдер (Albert Pinkham Ryder)
американский художник, один из лидеров символизма в национальном изобразительном искусстве. Родился в Нью-Бедфорде (штат Массачусетс). Поселившись в Нью-Йорке (1870), посещал Национальную академию рисунка (1871), но в основном был самоучкой. Не раз бывал в Лондоне (в 1877–1896), в 1896 также путешествовал по Франции, Испании, Италии и Швейцарии. Первоначально писал в основном наивно-идиллические пейзажи. Его самобытный стиль сформировался сравнительно поздно, продемонстрировав слияние позднего романтизма с символизмом. Был страстным почитателем Э.А.По, однако выступал скорее как духовный двойник А.Бирса. Часто вдохновлялся образами того же По, а также Библии, У.Шекспира и Р.Вагнера. Впрочем, многие композиции Райдера представляют собою простые натурные мотивы, которые превращаются у него в смутные и тревожные фантомы – с фигурами и предметами, буквально тонущими в плотных слоях краски, часто наложенной не кистью, а мастихином. Среди его картин – Пасущаяся лошадь (около 1880, Бруклинский музей, Нью-Йорк), Труженики моря (1884, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Летучий голландец (1887, Смитсоновский институт, Вашингтон), Мертвая птица (1890–1900, Музей собрания Филлипс, Вашингтон), Зигфрид и дочери Рейна (ок. 1891, Национальная галерея, Вашингтон), Гонка по кругу (1895–1910, Художественный музей, Кливленд), Иона и кит (1890-е годы, Национальная коллекция изящных искусств, Вашингтон). В поздний период часто переписывал свои вещи, еще больше уплотняя живопись, что привело к плохой сохранности многих его работ. Жил уединенно, в основном в своем загородном доме-студии. Умер в Элмхёрсте (штат Нью-Йорк) 28 марта 1917 года.

 (561x699, 82Kb)
1848
Уайатт Берри Стрэпп Эрп (Wyatt Earp)
авантюрист, ганфайтер и картежник, чья жизнь стала основой легенды о национальном герое Америки - бесстрашном страже закона времен освоения американского Запада, который вел безжалостную борьбу с бандитами в "скотоводческих городках" штатов Канзас и Аризона, среди которых особо прославился Додж-Сити (Тумбстоун). В последние годы жизни консультировал голивудских режиссеров во время съемок вестернов. Умер 13 января 1929 года. Сегодня определить, где кончается реальная история Уайатт Эрпа и начинается легенда, вряд ли возможно. Подвиги и образ Уайатт Эрпа на киноэкране воплотили Генри Фонда в фильме "My Darling Clementine" (1946), Берт Ланкастер в фильме "Gunfight at the O.K.Corral" (1957), в котором роль друга Эрпа - не менее легендарного "Дока" Холлидэя играл Кирк Дуглас, Джеймс Гарнер в фильме "Hour of the Gun" (1967), Курт Рассел в фильме "Tombstone" (1993) и Кевин Костнер в "Wyatt Earp" (1994)

 (458x698, 61Kb)
1848
Хосе Педро Варела ((Josй Pedro Varela)
уругвайский педагог и деятель народного образования; в 1875-1876 президент республики. Организовал в 1868 "Общество народного образования", при котором в 1869 была основана в городе Кардона первая экспериментальная начальная бесплатная школа. Варела был инспектором Главного управления начальных школ (1877-/9), организатором учительских съездов, основателем "Педагогической энциклопедии" (1878). Автор закона от 24 августа 1877 о всеобщем обязательном бесплатном начальном обучении, в основу которого легли главные положения его работы "О школьном законодательстве" (1876). Подобно др. просветителям Варела преувеличивал значение просвещения в политическом освобождении народа и социальном преобразовании страны. Педагогические взгляды Варелы изложены в его основном теоретическом труде "Воспитание народа" (1874). Умер в Монтевидео 24 октября 1879 года.

 (619x699, 180Kb)
1849
Федор Григорьевич Зброжек
российский инженер-гидротехник. Родился в Чернигове. По окончании Института инженеров путей сообщения в 1872, поступил на службу в Санкт-Петербургский округ. С 1878 по 1886 был начальником царскосельской дистанции, затем заведовал отделением естественных водных путей в департаменте шоссейных и водных сообщений, а с 1893 вице-директором того же департамента в техническому отделу. С 1899—1900 гг. был начальником отдела водных и шоссейных сообщений. Зброжек был неоднократно командирован для осмотра водных путей и принимал участие в разрешении вопросов о регулировании пограничной с Австрией части pек Вислы и Днестра, реки Днепра у Киева, реки Немана у Августовского канала и др. Кроме службы в департаменте, Зброжек вёл практические занятия со студентами на кафедре внутренних путей сообщения. В 1888 Зброжек принял на себя главное руководство работами по устройству Новороссийского порта. В 1889 был утвержден в звании преподавателя курса, позже профессора внутренних водяных сообщений в Институте инженеров путей сообщения. С 1893 также занимал должность помощника генерала А.А.Тилло в комиссии по исследованию верховьев русских рек, а с 1900 был назначен председателем этой комиссии. Зброжеку принадлежит много исследований по разным вопросам речной гидравлики, напечатанных в «Журнале Министерства Путей Сообщения» и обширный «Курс внутренних водяных сообщений» (с атласом из 136 таблиц, 2-е издание, Санкт-Петербург, 1898). Умер в Санкт-Петербурге 28 февраля 1902 года. Литература: Некролог Зброжека в «Известиях Собрания Инженеров Путей Сообщения» (1902, № 2); Максимович H.M. «Памяти Фёдора Григорьевича Зброжека»; Нестерук Ф. Профессор Фёдор Григорьевич Зброжек // «Речной транспорт», 1962, № 5.

 (700x699, 212Kb)
1849
Альфред фон Тирпиц (Alfred von Tirpitz)
германский военно-морской деятель, гросс-адмирал (27 января 1911), командующий флотом. Альфред Тирпиц родился в Кюстрине, в семье высокопоставленного государственного чиновника, вырос во Франкфурте-на-Одере. В 1865 году в возрасте 16 лет Альфред поступил на службу в прусский флот. В 1869 году он успешно окончил Морскую школу в Киле. В 1871 году, после создания германского флота, Тирпиц служил в эскадре миноносцев. В 1877 году в результате повышений Тирпиц становится главой миноносных сил, которые реорганизуются им в миноносный инспекторат. В 1892 году капитан Тирпиц входит в состав штаба флота, а в 1895 году получает звание контр-адмирала. В 1900 году он получает дворянство и приставку «фон» к фамилии. Тирпиц подготовил план создания мощного флота, который позволил бы Германии добиться авторитета на мировой сцене, так называемый «план Тирпица». Благодаря его реализации к 1914 году флот Германской империи по своей мощи занимал второе место в мире, уступая при этом британскому флоту по размерам на 40 %. В состав германского флота входило семь новых дредноутов, пять линейных крейсеров, двадцать линкоров, двадцать пять крейсеров и более сорока субмарин. Укрепление германского флота вызвало беспокойство Великобритании, которая провела дорогостоящую программу перевооружения своего флота. Фон Тирпиц разработал «теорию риска», в которой утверждал, что если германский флот сравнится с британским по силе, то Великобритания будет избегать конфликтов с Германией, так как в случае военного столкновения германский флот будет иметь шанс нанести британскому флоту урон, достаточный для потери британцами господства на море. Расчёт строился на том, что если британский флот будет блокировать выходы из германских портов в Атлантику через Северное море, то германский флот навяжет сражение в Северном море. В 1911 году фон Тирпиц удостоен звания гросс-адмирала. Программа строительства флота по плану должна была быть закончена в 1917 году. Видя, что надвигается война, и что германский флот не будет закончен до её начала, а, следовательно, не сможет бросить вызов британскому флоту, фон Тирпиц становится сторонником неограниченной подводной войны. По его мнению, подводные лодки в войне будут способны прорвать британскую блокаду и создать собственную блокаду британских островов. После многократных безрезультатных попыток убедить Кайзера в необходимости снять ограничения на применение подводных лодок Тирпиц подал в отставку, сложив с себя полномочия 15 марта 1916 года. В 1917 году он становится главой Немецкой отечественной партии (нем. Deutsche Vaterlandspartei), созданной с целью пропаганды объединения усилий всей страны для победы в Великой Войне. Партия, однако, просуществовала очень недолго. После поражения Германии фон Тирпиц стал членом правого крыла Немецкой национальной народной партии (Deutschnationalen Volkspartei) и в 1924—1928 годах являлся её представителем в Рейхстаге. Умер в Эбенхаузене, под Мюнхеном 6 марта 1930 года.

 (485x699, 81Kb)
1850
Алиса Френч (Alice French; писала под псевдонимом Октав Танет, Octave Thanet)
американская писательница, автор сборника рассказов "Рыцарь Отто и другие Транс-Миссисипские истории" и романа "Шериф-миссионер". Умерла 9 января 1934 году.

1851
Адольфо Бартоли (Adolfo Bartoli)
итальянский физик. Родился во Флоренции Учился в Болонском университете. В 1878 г. стал профессором физики университета в Сассари, в 1879 г. – в Технологическом институте во Флоренции, в 1886 г. – профессор и директор обсерватории в Катании, позже – в Павии. Научные работы относятся к теплоте. Теории теплового излучения. Физической химии. В 1876 г., исходя из термодинамических соображений. Нашел выражение для давления излучения, полученное ранее (1873) английским физиком Дж.Максвеллом в его электромагнитной теории света. Исследовал удельную теплоту воды. Умер в Павии 18 июля 1896 года.

Roque_Saenz_Pena (509x700, 47Kb)
1851
Роке Саэнс Пенья (испанское имя - Roque Sбenz Peсa Lahitte)
аргентинский государственный и политический деятель, 17-й президент Аргентины с 12 октября 1910 года по 9 августа 1914 года. По образованию юрист, специалист в области международного права. Участвовал добровольцем в Тихоокеанской войне 1879-1884 гг. на стороне Перу против Чили. Был послом в Испании и Италии, министром иностранных дел в правительстве М.Хуареса Сельмана (1886-1890). С 1909 г. лидер консерваторов. На его счету введение в действие знаменитого Закона 8871, известного как «Закон Саэнса Пеньи», который реформировал систему выборов в Аргентине. Голосование стало тайным, всеобщим и обязательным для мужского населения. Закон Саэнса Пеньи положил конец подлогам, которыми постоянно занималась консервативная аргентинская олигархия. Благодаря ему во время первых свободных выборов к власти пришел Радикальный Гражданский Союз. В честь президента Роке Саэнса Пеньи названа одна из улиц Буэнос-Айреса. Саэнс Пенья принимал участие во Второй тихоокеанской войне (1879—1883) в качестве офицера Перуанской армии, после чего попал в плен и в течение шести месяцев находился в лагере в Чили. Его дочь вышла замуж за Карлоса Сааведру Ламаса. Саэнс Пенья умер до истечения своих президентских полномочий 9 августа 1914 года.

glama-mescherskaya-ay (532x700, 94Kb)
1856
Александра Яковлевна Глама-Мещерская (настоящая фамалия - Барышева)
российская актриса, педагог. Обучалась драматическому искусству у В.В.Самойловой. Окончила драматическое отделение Московской консерватории (курс И.В.Самарина). В 1878 г. дебютировала в Александрийском театре, но не осталась в нем, играла в других городах. С 1880 г. в Пушкинском театре (театр А.А.Бренко) в Москве, после закрытия которого перешла в театр Ф.А.Корша, где с перерывами выступала в 1882-1892 гг. Сезон 1883-1884 гг. играла в театре М.В.Лентовского, 1892-1893 гг. в Киеве в театре Н.Н.Соловцова. С 1895 г. по болезни оставила сцену и до 1927 г. занималась педагогической деятельностью. Начинала с амплуа инженю, затем перешла на амплуа гранд-кокет, играла роли милых, обворожительных женщин. Лучшие роли: Варенька и Ренева («Дикарка» и «Светит, да не греет» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьева), Аксюша («Лес» Островского), Сюзанна («В царстве скуки» Э.Пальерона), Ольга Ранцева («Чад жизни» Б.М.Маркевича). Автор «Воспоминаний» (1937). Умерла 4 февраля 1942 года.

Kang-youwei2-large (479x700, 130Kb)
1858
Кан Ювэй (Кан Наньхай, Кан Гуанся, Кан Цзуи, Кан Чансу, Кан Гэншэн, Кан Минъи)
китайский мыслитель, философ, ученый, государственный и общественный деятель, лидер реформаторского движения за в Китае на рубеже 19–20 вв. Родился в уезде Наньхай провинции Гуандун. Выходец из интеллигентной помещичье-чиновничьей семьи, возводившей свою родословную к концу II тысячелетия до н.э. и насчитывавшей 13 поколений ученых. С детства проявил экстраординарные умственные способности. В 11 лет после смерти отца оказался на попечении деда, начальника областного департамента просвещения, под руководством которого получил традиционное домашнее образование С 19 лет учился у Чжу Цыци (1807–1881), известного знатока неоконфуцианства и сторонника школы Лу Цзююаня (1139–1193) – Ван Янмина (1472–1529); в 21 год после длительной медитации прозрел в себе «совершенномудрие». С молодых лет изучение классического конфуцианства и неоконфуцианства сочетал с глубоким интересом к буддизму и западным естественным наукам. В 1879 впервые посетил Гонконг, после чего начал активно штудировать литературу о странах Запада. В 1882 и 1888 не сумел сдать экзамен на вторую ученую степень цзюйжэнь. В 1884–1885 создал основу своего главного труда Да тун шу (Книга о Великом единении), содержащего идеи конфуцианизированной коммунистической утопии, но по цензурным соображениям не решился на публикацию. В 1888, будучи вольнослушателем столичной академии Гоцзыцзянь, направил первый (не достигший адресата) меморандум императору Дэ-цзуну (Гуансюй, правил в 1875–1908) с программой социальных реформ, предполагавшей введение парламентаризма. В 1889 вернулся в родную провинцию Гуандун, где в 1891 издал книгу Синь сюэ вэй цзин као (Исследование поддельных канонов синьского учения), в которой выступил против «каноноведческой школы текстов старых письмен» (гу вэнь цзин сюэ) и ее ведущего представителя Лю Синя (58 до н.э. – 23 н.э.), который при династии Синь (8–25 н.э.) добился официального признания своей версии канонических конфуцианских текстов, написанных «старыми письменами», т.е. иероглифами, использовавшимися до реформы письменности при династии Цинь (221–207 до н.э.). Доказывая поддельный характер канонов в версии школы текстов старых письмен, или «синьского учения», Кан Ювэй выступил как апологет противостоявшей ей «каноноведческой школы текстов новых письмен» (цзинь вэнь цзин сюэ), опиравшейся на конфуцианские каноны, написанные реформированной иероглификой. У истоков учения этой школы стоял Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), оно нашло продолжение в творчестве Хэ Сю (2 в.), в 18 в. его возродил Чжуан Цуньюй (1719–1788), в 19 в. развили сначала Лю Фэнлу (1776–1829), Линь Цзэсюй (1785–1850), Гун Цзычжэнь (1792–1841), Вэй Юань (1794–1856), а затем Ляо Пин (1852–1932) и Кан Ювэй. Согласно последнему, Конфуций был не пересказчиком взглядов древних совершенномудрых, а оригинальным социальным философом и основоположником новой религии, т.е. не просто мудрецом, но и святым, «некоронованным царем» (су ван), установившим «совершенномудрый закон изменения правления» (гай чжи чжи шэн фа), что нашло отражение в канонах, написанных «новыми письменами», но было фальсифицировано Лю Синем в угоду узурпатору Ван Ману, основавшему фальшивую династию Синь. В этих построениях конкретная текстология сочеталась с вольным изображением Конфуция в духе реформаторской идеологии самого Кан Ювэя. Официальные круги восприняли книгу как крамолу и добились издания императорского указа с повелением публично сжечь печатные доски с ее текстом и запретить ее распространение. Подобные же указы были выпущены в 1892 и 1900, в результате чего второй раз она увидела свет только в 1917. Следующая книга Кан Ювэя, реконструировавшая «подлинное» конфуцианство как протореформаторство Кун-цзы гай чжи као (Исследование [учения] Конфуция об изменении правления) была написана в 1892, но также ждала публикации до 1913. В 1891 в столице провинции Гуандун и крупнейшем городе южного Китая Гуанчжоу (Кантон) Кан Ювэй создал частную школу, в которой преподавание конфуцианских дисциплин сочеталось с буддизмом, даосизмом, естественными и гуманитарными науками Запада. В 1893 он получил вторую ученую степень цзюйжэнь. В 1895, прибыв в Пекин для сдачи экзаменов на высшую степень цзиньши, он возглавил спровоцированное поражением страны в японо-китайской войне 1894–1895 движение собравшихся в столице более 1200 цзюйжэней, направивших императору написанный Кан Ювэем и его учениками Лян Цичао (1873–1923) и Май Мэнхуа (1875–1916) коллективный меморандум в 10 000 слов с предложением реформ, включавших, в частности, активное привлечение на службу китайских эмигрантов, проживающих за границей, перенесение столицы из Пекина в более древний Сиань, выпуск государственным банком бумажных денег, чеканку разменной монеты, создание государственной почтовой системы, превращение конфуцианства в полноценную общегосударственную религию и создание при императоре выборного совещательного органа. В 1895, получив степень цзиньши и став делопроизводителем в Приказе общественных работ в Пекине, Кан Ювэй начал издавать единственную в столице неофициальную газету на китайском языке и организовал политический клуб «Общество науки об усилении [государства]» (Цян сюэ хой). Однако в том же 1895 эта деятельность была запрещена, и Кан Ювэй был вынужден вернуться к педагогической работе в провинции. В 1898 он возобновил свою политическую активность, основав в столице сначала вместе с земляками-гуандунцами Гуандунское научное общество (Юэ сюэ хой), а затем всекитайское Общество защиты государства (Бао го хой). Отстаивая тезис «Изменение – это Путь (дао) неба», Кан Ювэй в докладах на высочайшее имя (а всего их было семь) рекомендовал повторить опыт японской «революции Мэйдзи» (1867–1868) и реформ Петра I, посвятив последним специальное произведение – Направленная вверх предварительная записка об административных реформах Российского [царя] Петра Великого (Цзинь-чэн Элосы Да Бидэ бянь чжэн цзи сюй). Среди разрабатывавшихся им грандиозных проектов переустройства Срединной империи был план переселения китайцев в Бразилию для основания ими там Нового Китая. После двухчасовой аудиенции 16 июня 1898 Дэ-цзун назначил Кан Ювэя прикомандированным секретарем Главного управления иностранных дел с правом непосредственного доклада императору и принял его предложения, отразив их в указе «Об установлении основной линии государственной [политики]» (Мин дин го ши), ознаменовавшем начало кратковременного периода «ста дней реформ» (11 июня – 20 сентября 1898). Кан Ювэй предполагал отменить традиционную систему экзаменов на ученые степени, создать университет в Пекине и учебные заведения западного образца в провинции, учредить принятие государственного бюджета, провести модернизацию армии и флота, преобразование административной системы и другое. Конец этой реформаторской деятельности положили предательство генерала Юань Шикая (1859–1916) и дворцовый переворот вдовствующей императрицы Цыси (1835–1908), поместившей Дэ-цзуна под домашний арест и узурпировавшей власть. Кан Ювэю, приговоренному к смерти, удалось скрыться с помощью англичан в Гонконге. Шесть других руководителей партии реформ, в том числе Тань Сытун (1865–1898) и брат Кан Ювэя Кан Юпу (1867–1898), были казнены без суда и следствия в сентябре того же года. Следующие шестнадцать лет Кан Ювэй провел в эмиграции, странствуя по миру. Продолжая возлагать надежды на Дэ-цзуна, в 1899 в Канаде он основал Партию защиты императора (Бао хуан дан). После свержения империи в 1911 Кан Ювэй выступал за ее восстановление на конституционной основе и участвовал в провалившихся попытках реставрации в 1917 и 1924. В опубликованном в 1915 проекте первой конституции Китайской Республики провозглашалась институциализация конфуцианства как государственной религии, однако эта конституция не была принята. В конце жизни он оказался всеми покинут, и в разочаровании от неуспеха грандиозных замыслов сам стремился отрешиться от мира в «небесном странствии» (тянь ю), но умер от пищевого отравления в городе Циндао провинции Шаньдун 31 марта 1927 года. Основной проблемой, над которой всю жизнь бился Кан Ювэй и которая стала камнем преткновения для всех китайских мыслителей конца 19 – начала 20 вв., являлась модернизация страны при сохранении ее культурной идентичности. Стараясь решить эту проблему, Кан Ювэй искал аналог западной теории социального прогресса в классической конфуцианской литературе, в результате чего основным видом творчества для него стали комментарии: Чунь-цю Дун-ши сюэ (Учение господина Дун [Чжуншу] о „Веснах и осенях"), Чжун юн чжу (Комментарий к „Срединному и неизменному"), Лунь юй чжу (Комментарий к „Суждениям и беседам"), Ли юнь чжу (Комментарий к [главе] „Циркуляция благопристойности" [„Записок о благопристойности"]), Мэн-цзы вэй (Тонкости „Мэн-цзы") и другие. Главная теоретическая работа Кан Ювэя – Книга о Великом единении (Да тун шу, 1884–1902) в 19 в. оставалась известной лишь узкому кругу единомышленников автора и была опубликована только после Синьхайской революции 1911 (частично – в 1913, а полностью – уже после смерти автора, в 1935). Давшую название книге утопическую концепцию общества Великого единения (да тун) Кан Ювэй почерпнул из главы 9 Ли юнь (Циркуляция благопристойности или Действенность ритуала) конфуцианского канона Ли цзи (Записки о благопристойности), в которой он усмотрел «сущность великого учения Конфуция». В этом тексте, происхождение которого исследователи связывают не только с конфуцианством, но и с даосизмом, моизмом и другими философскими школами древнего Китая, устами Конфуция описываются два состояния общества: прежнее идеальное – Великое единение: «Когда действовало Великое дао, Поднебесная принадлежала всем» и современное приемлемое – Малое процветание (сяо кан): «Ныне, когда Великое дао уже скрылось, Поднебесная принадлежит [отдельным] семьям», – что обычно трактуется как противопоставление идеи всеобщего равенства и принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира – с другой. Кан Ювэй определил, что «Путем» (дао) общества Великого единения является «циркуляция гуманности» (жэнь юнь), а «путем» общества Малого процветания – «циркуляция благопристойности» (ли юнь), и в последнем состоянии Китай пребывает со времен Конфуция, более двух тысяч лет. Эту концепцию Кан Ювэй связал с идущей от Мэн-цзы (4–3 вв. до н.э.), Дун Чжуншу, школы текстов новых письмен, традиции Гунъян чжуань (Комментарий Гунъяна [к „Чунь цю"], 5–2 вв. до н.э.) и сформулированной Хэ Сю историософской доктриной трех стадий развития общества. В соответствии с традиционным китайским мировоззрением, представляющим мир как пространственно-временной континуум, эта доктрина предполагала корреляцию стадиальных изменений во времени и пространстве: «Для эпохи Пребывания в хаосе (цзюй луань) внутренним является отдельное [китайское] государство, а внешним – весь Китай; для эпохи Подъема к равновесию (шэн пин) внутренним является весь Китай, а внешним – варварское [окружение]: для эпохи Великого равновесия (тай пин) далекое и близкое, великое и малое становятся едины» (Лунь юй чжу). Кан Ювэй интерпретировал текст Ли юни как описание троичного цикла инволюции от эпохи Великого равновесия в «золотой век» древности, когда действовало Великое дао, т.е. осуществлялся «путь» Великого единения, к эпохе Подъема к равновесию в период трех первых династий (23–8 вв. до н.э.), когда воцарился «путь» Малого умиротворения, и, наконец, к эпохе Пребывания в хаосе при жизни Конфуция (6–5 вв. до н.э.), когда также имело место Малое умиротворение. Новаторским достижением Кан Ювэя стала трансформация этой традиционной инволюционной последовательности в эволюционную, согласно которой за эпохой Пребывания в хаосе, все еще господствующей на земле, должна настать эпоха Подъема к равновесию, к которой ближе всего подошли Европа и Америка, а затем в еще более отдаленном будущем последует и эпоха Великого равновесия с соответствующей сменой Малого процветания на Великое единение во всем мире. С каждой из эпох в эволюционной последовательности соотносился и определенный общественный строй: самодержавие, конституционная монархия, демократическая республика. Вместе с тем термин «три эпохи» (сань ши) имел у Кан Ювэя и самый общий методологический смысл, подобно «двум образцам» (лян и) – инь и ян или «пяти элементам» (у син). В каждой из эпох выделялся такой же троичный цикл, равно как и в каждой фазе последнего и так далее, в результате чего количество возможных элементов всей историософской конструкции подчинялось прогрессии: 3, 9, 81,... Ґ, показывающей неограниченность развития и после наступления Великого равновесия вместе с Великим единением. В соответствии с двояким смыслом «эпоха – мир», присущим иероглифу «ши» из терминологического бинома «сань ши», эта дифференциация мыслилась как во временном, так и в пространственном аспекте, и второй из них иллюстрировался существованием внутри прогрессивной Америки диких индейцев, а внутри цивилизованного Китая примитивных племен мяо, яо, чжуан и ли. Основу идеала «освобождения человечества от страданий и достижения высшего счастья» в Великом единении, соотнесенного и с руссоистским понятием естественного права (тянь юй жэнь чжи цюань), и с английским утилитаризмом, и с буддийской концепцией страдания, составляли представления о мире, избавленном от государственных, расовых, классовых, сословных, семейных, половых и других перегородок; о Поднебесной, находящейся в совместном владении всех ее жителей, а не одного правителя или его клана; об избрании мудрых и достойных на все руководящие должности, а не о передаче их по наследству; о равенстве и независимости, взаимном невмешательстве и запрете на убийства и войны в отношениях между людьми и государствами. В этом идеальном состоянии предполагалось даже удовлетворение желания физического бессмертия, хотя ранее Кан Ювэй объявлял бессмертие одной из причин страдания. Первыми шагами к установлению Великого единения могли бы стать добровольные альтруистические поступки вроде отказа от наследственных прав на имущество, добровольных отчислений на общественные нужды и тому подобное. Наступление Великого единения должно быть ознаменовано учреждением всемирного правительства, введением единого международного языка, упразднением частной собственности и заменой института семьи временными брачными соглашениями. В религиозной области предполагалось возобладание буддизма при постепенном отмирании всех прочих религий как пренебрегающих телесностью, уничижающих женщин или освящающих социально-экономические различия между людьми. Кан Ювэй полагал, что во множестве миров во Вселенной инопланетные мужчины и женщины живут жизнью, похожей на земную. Теоретическую основу подобной убежденности, а также веры в то, что все рожденные на Земле – единоутробные братья, составляет фундаментальная конфуцианская идея единотелесности мироздания. Следуя своей экуменической установке и привлекая достижения современного ему западного естествознания, Кан Ювэй трансформировал эту идею в тезис о единой космической субстанции – пневме (ци1), которая знаменует собой органическую связь человека с другими людьми и природой, проявляясь в нем как чувство сострадания, и которая на Западе именуется эфиром. Тончайшую форму пневмы – дух (шэнь1) Кан Ювэй отождествлял с электричеством. В целом построения Кан Ювэя оказались далеки от реализации, поскольку консерваторам представлялись слишком радикальными, а радикалам – слишком консервативными, но тем не менее они повлияли на развитие утопической мысли, а также способствовали включению традиционной китайской культуры в диалог с Западом. Литература: Агеева Н.Ю. Осмысление эволюционизма в раннем творчестве Кан Ювэя и Лян Цичао // XXXIII научная конференция «Общество и государство в Китае». Москва, 2003. Страницы 168-173; Борох Л.Н. Влияние буддийской философии на утопию Кан Ю-вэя // XXXIV научная конференция «Общество и государство в Китае» Москва, 2004. Страницы 153-160. Мартынов Д.Е. Теория «Великого единения» Кан Ювэя в зеркале западной историографии // XXXIX научная конференция «Общество и государство в Китае» Москва, 2009. Учёные записки Отдела Китая Института Востоковедения Российской Академии Наук. Выпуск 1. Страницы 266-273; Мартынов Д.Е. Этапы интеллектуальной биографии Кан Ювэя (1858—1927) // Хора . Журнал сравнительной философии и философской компаративистики. 2008.№ 2. Страницы 48-54; Мартынов Д.Е. Утопия Кан Ю-вэя и конфуцианское каноноведение (проблема субстрата и соотношения) // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока / Ответственный редактор С.В.Пахомов. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 2009. Страницы 98 — 118. ISSN1819-446X; Плешаков К.В. Универсалистский пацифизм Кан Ювэя // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. Москва, 2002. Страницы 149—161; Селлман Дж.Л. Кан Ювэй // Великие мыслители Востока. Москва, 1998. Страницы 154-160; Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ю-вэй Москва, 1980; Тихвинский С.Л. Китайский утопист Кан Ювэй (из истории китайской общественной мысли) // Вопросы философии. 1953. № 6. Страницы 126-139; Фельбер Р. Учение Кан Ювэя о мире Да-тун — теория утопического коммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов? // Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX -начало XX в.). Москва, 1988. Избранная библиография на западных языках: Chang Hao: Intellectual change and the reform movement, 1890—1898, in: Twitchett, Denis and Fairbanks, John (ed.): The Cambridge History of China, Vol. 11, Late Ch’ing, 1800—1911, Part 2 (1980). Cambridge: Cambridge University Press, pp. 274–338, esp. 283—300, 318—338; Franke, Wolfgang: Die staatspolitischen Reformversuche K’ang Yu-weis und seiner Schule (1935). (Ph.D.); Howard, Richard C., «K’ang Yu-wei (1858—1927): His Intellectual Background and Early Thought», in A.F. Wright and Denis Twitchett (eds.): Confucian Personalities. Stanford: Stanford University Press, 1962, pp. 294–316 and 382—386 (notes); Howard, Richard C.: The early life and thought of K’ang Yu-wei, 1858—1927 (1972). Ph.D. Columbia University; Hsiao, Kung-Chuan: A Modern China and a New World — K`ang Yu-wei, Reformer and Utopian, 1858—1927 (1975). Seattle and London: University of Washington Press; Karl, Rebecca and Zarrow, Peter (Hg.): Rethinking the 1898 Reform Period — Political and Cultural Change in Late Qing China (2002). Cambridge/Mass.: Harvard University Press, esp. pp. 24–33; Teng, Ssu-Yь and Fairbank, John K.: China’s response to the West — a documentary survey 1839—1923 (1954, 1979). Cambridge/Mass.: Harvard University Press, pp. 147–164 (chapter about Kang Youwei); Thompson, Laurence G.: Ta tґung shu: the one-world philosophy of K`ang Yu-wei (1958). London: George Allen and Unwin, esp. pp. 37–57; Zarrow, Peter: «The rise of Confucian radicalism», in Zarrow, Peter: China in war and revolution, 1895—1949 (New York: Routledge), 2005, 12-29; W. Franke, Die staatspolitischen Reformversuche K’ang Yu-weis u. seiner Schule. Ein Beitrag zur geistigen Auseinandersetzung Chinas mit dem Abendlande (in Mitt. des Seminars fьr Orientalische Sprachen, Bln. 38, 1935, Nr. 1, S. 1-83); R. C. Howard, K’ang Yu-wei (1858—1927): His Intellectual Background and Early Thought (in Confucian Personalities, Hg. A. F. Wright u. D. Twitchett, Stanford 1962, S. 294—316); K’ang Yu-wei. A Biography and a Symposium, Hg. Lo Jung-pang, Tucson 1967 (The Association for Asian Studies: Monographs and Papers, Bd. 23); G. Sattler-v. Sivers, Die Reformbewegung von 1898 (in Chinas groЯe Wandlung. Revolutionдre Bewegungen im 19. u. 20. Jh., Hg. P. J. Opitz, Mchn. 1972, S. 55-81); Chi Wen-shun, K’ang Yu-wei (1858—1927) (in Die Sцhne des Drachen. Chinas Weg vom Konfuzianismus zum Kommunismus, Hg. P. J. Opitz, Mchn. 1974, S. 83-109); Hsiao Kung-chuan, A Modern China and a New World: K’ang Yu-wei, Reformer and Utopian, 1858—1927, Seattle 1975; Kuang Bailin, Kang Youwei di zhexue sixiang, Peking 1980; Wuxu weixin yundong shi lunji, Hg. Hu Shengwu, Changsha 1983; Tang Zhijun, Kang Youwei yu wuxu bianfa, Peking 1984. — Ders., Wuxu bianfa shi, Peking 1984; Chang Hao, Chinese Intellectuals in Crisis. Search for Order and Meaning (1890—1911), Berkeley 1987; Pfister L. A Study in Comparative Utopias- K’ang Youwei and Plato // Journal of Chinese philosophy. Vol.16.1989. P. 59-117.

William_Jennings_Bryan (464x700, 20Kb)
1860
Уильям Дженнингс Брайан (William Jennings Bryan)
американский юрист и политический деятель, государственный секретарь при президенте Вудро Вильсоне. американский политик и государственный деятель. Родился в городке Салем в южном Иллинойсе, в семье юриста и политика Сайласа Брайнана и Мэри Энн Брайан. В 1866 семья переехала на 520-акровую (2,1 квадратных километра) ферму к северу от Салема, где и провел детство Уильям Брайан. Родитель Уильяма были глубоко религиозны, отец принадлежал к баптистской а мать к методистской церкви. До 10 лет Уильям Брайан учился дома. В 1874 он был оправлен в школу Whipple Academy в Джексонвилле. После окончания школы он поступил в колледж Иллинойса, где изучал классику, и окончил колледж лучшим учеником в 1881. Во время учёбы он был членом литературного общества Сигма Пи. После окончания колледжа он отправился в Чикаго для изучения права. В 1884 женился на Мэй Бёрд. В 1883—1887 Брайан занимался юридической практикой в Джексонвилле, а затем переехал в новый городок Линкольн в Небраске. В 1890 году Брайан был выбран в Конгресс США от демократической партии. В 1896 Брайан баллотировался на пост президента США. В это время ему было всего 36 лет и он был самым молодым кандидатом на пост президента за всю историю. Во время избирательной кампании Брайан выступал против золотого стандарта, выступая за биметаллизм и широкое использование серебряных денег, что обеспечило ему популярность среди фермеров, мелкой и средней буржуазии. Кроме демократической партии его поддерживала популистская партия и серебряная республиканская партия (фракция сторонников серебряных денег, отколовшаяся от республиканской партии). Однако выборы Брайан проиграл республиканцу Уильяму Маккинли с соотношением 176 против 271 голосов выборщиков. Брайан выступал в поддержку войны против Испании, но после её окончания выступал против аннексии Филиппин. В 1900 и 1908 Брайан снова безуспешно баллотировался на пост президента США. Будучи хорошим оратором, Брайан во время выборов совершал большие поездки по Америке, каждый день говоря по несколько часов перед народом в течение многих недель. За свою жизнь Брайан произнес тысячи речей. В 1913 году, когда президентом при поддержке Брайана был избран демократ Вудро Вильсон, Брайан был назначен Вильсоном государственным секретарём США. Русским послом Ю.П.Бахметевым дипломатическое искусство Брайана оценивалось невысоко: Первые шаги господина Брайана не оправдали надежд тех оптимистов, которые воображали, что он сразу поймёт ответственность и достоинство своей должности, укротит свой широкий нрав, и сдержит свой чересчур откровенный язык, но «горбатого может исправить только могила», и он остался тем же необузданным демагогом, что всегда был. Вместо того, чтобы взяться за изучение совершенно незнакомых ему дел, он через 10 дней после вступления в Государственный департамент уехал к себе домой в Небраску праздновать свой день рождения произнесением бесчисленных речей, переполненных по обыкновению самым пламенным либерализмом. В особенности в Чикаго, в день святого Патрика, он не удержался, и воодушевленный зелеными флагами и ирландскими песнями и «гимнами», пошел по-прежнему славить угнетённых и громить тиранов; восторгаясь успехами сторонников самоуправления, он объявил, что через 2 года ирландцы по всему свету будут праздновать свободу... Я лично имел, как и все мы, только два раза случай обменяться несколькими словами с виновником этого переполоха на официальных приёмах в Белом доме, и у него, и он произвел на меня впечатление совершенно типичного самородка, без всяких претензий на европейские манеры, сохранившего и в наружности, и в обращении уже начинающую исчезать характерность старых американских политиканов, состоя 20 лет неудачным, но деятельным и влиятельным главой своей партии, ему трудно будет оставить постоянную борьбу для спокойной работы в самом мирном и не причастном к домашним вопросам министерстве, и его сторонники и последователи едва ли дозволят ему передать боевое знамя другому и посвятить 4 года делам, которыми они совершенно пренебрегают. последняя выходка доказала, что он не может отстать от толпы и уединиться в рабочем кабинете. Накануне первой мировой войны Брайан выдвинул план разрешения международных конфликтов путём арбитража. Брайан заключил 28 договоров с различными странами, по которым в случае возникновения конфликта между этой страной и США конфликт должен был решаться путём арбитража. «Пацифизм» Брайана вступил в противоречие с антигерманской позицией США и привёл к его отставке в 1915. Брайан поддерживал введение Сухого закона. Другой сферой деятельность Брайана было противодействие преподаванию Теории эволюции. Брайан выступал в качестве обвинителя на Обезьяньем процессе. Умер в Дейтоне, штат Теннесси, 26 июля 1925 года. Брайан был у Льва Толстого в Ясной Поляне 5 декабря 1903 года. Он произвел благоприятное впечатление на Толстого. Вероятно, это произошло благодаря некоему сходству Брайяна с Генри Джорджем, которым Толстой очень восхищался. Тем не менее грубоватость и отсутствие культуры Брайяна не могли не вызывать чувства некоторой антипатии. Обычная культура не привлекала Толстого, и, вероятно, он нашел в Брайяне какое-то достоинство, не замеченное другими. В Брайяне Толстого интересовал не американский тип, а просто нравилась его искренность. "Оратор - человек, который говорит то, что он думает и чувствует то, о чем говорит".

1861
Люсьен Декав
французский писатель и публицист. Увлечение натурализмом сказалось в первом сборнике его новелл "Мучения Элоизы Пажаду" (1882). Те же тенденции характеризуют роман "Унтер-офицеры" (1889). Наиболее известный роман - "Колонна" (1901, русский перевод 1930). В 1900-1944 гг. - секретарь, с 1945 г. - президент Академии Гонкуров.

1862
Адольф Кнезер
Немецкий математик, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук - Отделение физико-математических наук (по разряду математических наук (математика)) c 6 деабря 1924, член-корреспондент Берлинской Академии Наук. Основные труды по теории интегральных уравнений, вариационному исчислению и теории разложения произвольных функций в ортогональные ряды. Ввел понятие слабой вариации и термин "экстремаль" (1900).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку