-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 110207
Комментариев: 6802
Написано: 118680


17 апреля родились...

Воскресенье, 17 Апреля 2011 г. 00:33 + в цитатник
 (581x699, 78Kb)
1874
Михаил Константинович Дитерихс
российский генерал-лейтенант (1919). Из семьи офицера чешского происхождения, служившего в русской армии на Кавказе. Образование получил в Пажеском корпусе и академии Генерального Штаба в 1900 г. Служил в Туркестане. После участия в русско-японской войне служил в Главном управлении Генерального Штаба. Участник Первой мировой войны, в начале 1915 г. – генерал-квартирмейстер Юго-Западного фронта, под его контролем разрабатываются все основные операции фронта. Генерал-майор с декабря 1915 г. Начальник штаба 3-й армии в Греции, командующий Экспедиционным корпусом в Салониках в 1916 г. Был близок к Алексееву. Начальник штаба особой Петроградской армии при Крымове при походе на Петроград Корнилова. В августе 1917 г. – ему был предложен пост военного министра, отказался от него, с сентября 1917 г. назначен генерал-квартирмейстером Ставки главковерха, а с 3 ноября – начальник штаба Ставки, при захвате ее большевиками ареста избежал. Дитерихс 8 ноября 1917 г. уехав в Киев к семье, вскоре стал начальником штаба Чехословацкого корпуса по предложению самих чехов и словаков (март 1918 – январь 1919 гг.). В 1918 г. – один из организаторов успешного выступления Чехословацкого корпуса против Советской власти в конце мая того же года. Командующий Забайкальской группой сил Сибирской группировки Чехословацкого корпуса в районе Иркутск - Чита - Владивосток. Находясь во главе передовых его эшелонов, он в июне 1918 г. взял Владивосток. Продвигаясь в Сибирь, соединился с силами Гайды 11 июля 1918 г. в районе Иркутска. На просьбы Войцеховского и Каппеля прислать подкрепления под Уфу заявил, что сможет прислать 1-е уральские части туда лишь в начале декабря 1918 г. Во время переворота Колчака 18 ноября 1918 г. находился в Уфе. Получил приказ от Колчака: арестовать деятелей КОМУЧа за их подрывную деятельность против установления власти Верховного Правителя, но некоторое время колебался и лишь 26 ноября 1918 г. исполнил приказание и ушел из рядов Чехословацкого корпуса "в отставку", поссорившись с чехами и словаками. Этот эпизод его биографии надолго задержал продвижение Дитерихса к высшим командным постам белых сил на востоке России. Сразу после ухода из Чехословацкого корпуса, просит у Колчака личного разрешения отбыть на Дальний Восток со специальной задачей – доставки туда реликвий Императорской семьи, собранных им на Уральском фронте. В апреле 1919 г. приезжает в Омск в "японофильском поезде", в распоряжение русской белой армии на востоке России, являлся кандидатом № 1 на пост Начальника штаба армии Колчака. Не выбран под предлогом из-за нахождения его на чехословацкой службе. Генерал для поручений при Колчаке. В 1919 г. некоторое время занимался изучением обстоятельств убийства царской семьи, руководитель комиссии по расследованию с января по июль 1919 г. В июле 1919 г. командовал Сибирской армией Колчака, генерал-лейтенант. Выступал противником проведения Челябинской операции летом 1919 г., считая, что возлагать ее на ослабленные силы одной Западной армии нельзя. 22 июля – 17 ноября 1919 г. – командующий белым Восточным фронтом, одновременно, после ухода Лебедева с поста начальника Штаба, назначается на его место, а также военным министром. Инициатор проведения борьбы против большевиков как религиозной. Благодаря ему созданы добровольческие отряды – дружины Святого Креста и Полумесяца, целиком погибшие в боях против красных. Проводит Тобольскую наступательную операцию августа - сентября 1919 г., после ряда выдающихся успехов (большевики были отброшены за Тобол, понеся большие потери) завершившуюся неудачно во многом из-за преступной медлительности командующего казачьими сибирскими корпусами Иванова-Ринова, отставки которого он вскоре добился. В ноябре 1919 г. отстранен Колчаком от командования Восточным фронтом во многом из-за интриг против него Сахарова в момент, когда для спасения белой армии на востоке России он предлагал оставить заблаговременно Омск и вывезти оттуда все ценности и тыловые части. Вскоре Колчак снова предложил ему этот пост, но Дитерихс поставил условием занятия им его отставку Колчака и отъезд его заграницу. Совершил с остатками армии Колчака Великий Ледовый Поход. Предлагал Колчаку план, согласно которому для сохранения армии надо было отойти за Иртыш. Эмигрировал после отклонения его предложения. Жил в Харбине с конца декабря 1919 по июнь 1922 гг. с перерывами. До конца лета 1920 г. – Управляющий военного ведомства Забайкалья. В июле - августе 1920 г. направлен Семеновым для переговоров с Приморским коалиционным правительством относительно дальнейшей переброски белых сил в Приморье для устройства их там и реорганизации. Посланцы Семенова сорвали его переговоры с Владивостоком. Семенов считал, что Дитерихс был главным инициатором развернутой в войсках в 1920 г. против него кампании. Из-за интриг в армии Вержбицкого против Лохвицкого решил отстраниться от участия в борьбе в Забайкалье и уехал в Харбин, так как, по его мнению, там сложилась "нерабочая обстановка". После падения правительства Меркуловых 1 июня 1922 г. вступил в командование белыми силами Приморья после ухода Вержбицкого. Официально вступил в должность после передачи ему полномочий временно исполняющим обязанности командующего белыми силами в Приморье генералом Молчановым 8 июня 1922 г. В этот же день он принимал парад свергнувших Меркуловых войск и стал Председателем Правительства. Управляющие Ведомствами Правительства 9 июня 1922 г. примкнули к нему. Дитерихс не хотел устранения правительства Меркуловых и желал, опираясь на него, вести борьбу против большевиков. Он 10 июня 1922 г. добился самороспуска Народного Собрания. Дитерихс объявил, что в условиях смуты он подчиняется Приамурскому Временному Правительству до созыва в Приморье Земского Собора. Созывом Земского Собора он рассчитывал создать авторитетную власть и привлечь обывателей на свою сторону. Несмотря на сохранение правительства Меркуловых и внешне хорошие отношения, между Дитерихсом и Правительством шла борьба, так как Меркуловы не хотели включения в правительство представителей армии. С объявлением Японией летом 1922 г. об эвакуации своих войск, призвал всех в Приморье сохранять спокойствие. Дитерихс открыл 23 июля 1922 г. в Приморье монархический Земский Собор и избран им "единоличным правителем и воеводой земской рати" – силами приморских белогвардейцев. Это было обусловлено разногласиями между семеновцами и каппелевцами по вопросу о государственном управлении белым Приморьем. Фактически, власть ему была передана Меркуловыми. Выдвигал Гондатти на пост Председателя Правительства. Почти единогласно Дитерихс 8 августа 1922 г. был избран Председателем Правительства и 9 августа 1922 г. объявил себя Правителем Приамурского Земского Края и Воеводой Земской Рати. Объявил реорганизацию в армии: корпуса стали группами, полки – дружинами. Это вызвало в армии кривотолки. Дитерихс сократил тыловые части, переорганизовал снабжение войск, учитывая все особенности войны при нахождении белых сил в рамках Приморья. Упразднил систему контрразведок. Несмотря на все его меры по повышению боеспособности армии, этого ему добиться не удалось. Перестроил гражданскую жизнь в крае: организовал Земскую Думу, Совет Внешних Дел, Поместный Совет, подготовлял Поместный Собор; Совет Земской Группы должен был решать все гражданские дела. Всегда был против претензий всех белых правительств на "всероссийскость", желая подготовить условия для будущего воссоздания России постепенно. Объявил "крестовый поход" против Советской России, выступал за восстановление монархии. В армии, особенно в частях "семеновцев", назывался "титулом" "Ваше Преосвященство". С полевым штабом и Земской Думой 26 августа 1922 г. Дитерихс переехал в Никольск-Уссурийский, чтобы укрепить оборону белых войск в связи с уходом японцев. Установил основной административной единицей Южного Приморья церковный приход. Содействовал усилению антибольшевистской борьбы в Якутии в 1922 г. Дитерихс выехал в Спасск 5 сентября 1922 г., чтобы ознакомиться с обстановкой под городом и лично встретиться с местным населением для информирования его о дальнейших мероприятиях власти. Во время этой поездки заболел. Будучи больным, 15 сентября 1922 г. выступил на открытии Национального Съезда. В этой речи призвал приморцев к жертвенности в пользу Белой армии, в результате чего была получена крупная сумма денег и много теплых вещей. Под руководством Дитерихса была успешно проведена мобилизация. Потерпел неудачу снова вовлечь Японию в кампанию против коммунистов. Он желал за ее счет пополнить запасы оружия и боеприпасов. Публиковал во Владивостоке свои изыскания по делу об убийстве Царской семьи: "Убийство царской семьи и членов дома Романовых на Урале". Под его командованием белые войска разбили красных под Хабаровском, но в силу разных причин, важнейшей из которых было резкое ухудшение погодных условий в Приморье, не смогли ликвидировать красный Анучинский партизанский район. После неудачи в октябре его сил под Спасском, объявил об отходе в Китай и Корею, "но не к японцам". В то же время, Дитерихс добился эвакуации семей военных на судах японцев, а также привлек для этого Красный Крест США и Великобритании, которые, по его настоянию, взяли на себя заботы о раненых и больных. Сам он отступал во главе самой крупной группировки белых из Приморья, насчитывавшей 9 тысяч человек и 3 тысячи лошадей. Отошел с ними к Посьету и Новому Киеву, где находился до сдачи Владивостока 25 октября 1922 г. Отошел с этой группировкой в Гензан. С 25 октября 1922 г. – эмигрант, один из главных лидеров белой эмиграции на Дальнем Востоке. До мая 1923 г. находился в эмигрантском лагере. Глава Дальневосточного отдела РОВС. В 1931 г. из Шанхая он обратился с листовкой "К белой русской эмиграции всего мира", в которой призвал к борьбе с Советской Россией. Умер в Шанхае 9 сентябре 1937 года.

1875
Василий Георгиевич Болдырев
Генерал-лейтенант (1918), в 1918 главнокомандующий войсками Временного Всероссийского правительства (Директории), контролировавшего в ноябре 1918 территорию Сибири. Родился в Сызрани. Из крестьян Симбирской губернии. Окончил Пензенское землемерное училище, военное топографическое училище (1895) и Академию Генерального штаба (1903). Полковник (6 декабря 1911). Преподавал в Академии Генерального штаба (1911—1914). Участник русско-японской войны, капитан. Был ранен при штурме Новгородской сопки в Маньчжурии. В 1-ю мировую войну командир 45-го артиллерийского корпуса (апрель 1917), командующий 5-й армией (сентябрь 1917). Награды: орден Святого Георгия 4-й степени, Георгиевское оружие, ордена Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 2-й степени с мечами, 3-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 3-й и 4-й степени с надписью «За храбрость». Арестован большевиками (октябрь 1917), но вскоре освобожден. Один из руководителей подпольной антибольшевистской организации «Союз возрождения России» (март 1918). На основании решения Уфимского совещания 4 сентября 1918 вступил в должность Верховного главнокомандующего. Верховный главнокомандующий всеми сухопутными и морскими силами Временного Всероссийского правительства Директории (24 сентября 1918 — 18 ноября 1918). После прихода к власти адмирала А.В.Колчака, близкий к эсерам Болдырев не признавал его как Верховного правителя и уехал в Японию (формально 21 ноября 1918 был командирован за границу). Вернулся в январе 1920 во Владивосток, где 23 марта 1920 был назначен на должность председателя комиссии при военном совете Приморской областной земской управы по разработке военных и военно-морских законопроектов. Командующий сухопутными и морскими силами Дальнего Востока (8 апреля — 12 декабря 1920). Член Военного Совета Временного правительства Дальнего Востока (с 17 апреля 1920). Управляющий военными и морскими силами, председатель особого комитета по организации работы для демобилизуемых военнослужащих (с 28 мая 1920). Управляющий военными и морскими делами Временного правительства Дальнего Востока (с 1 июля 1920). Председатель Российской делегации по русско-японской согласительной комиссии (с 1 июня 1921). Член (с 7 июля 1921), товарищ председателя (с 26 июля 1921) Приамурского народного собрания. После окончания Гражданской войны остался во Владивостоке. Арестован, находился в заключении (5 ноября 1922 — 1923). Освобожден после заверения о желании служить большевикам. Член коллектива редакции Сибирской Советской энциклопедии. Второй раз арестован 23 февраля 1933, обвинен в контрреволюционном заговоре и расстрелян в Новосибирск с группой бывших офицеров 5 августа 1933 года. Сочинения: Бой на реке Шахэ. — Санкт-Петербург, 1905; Осада и взятие Риги русскими войсками в 1709-1710 гг. — Рига, 1910; Автомобиль и его тактическое применение. Лекции, читанные в Академии Генерального штаба. — Санкт-Петербург, 1912; Атака укрепленной позиции. Действия артиллерии. — Санкт-Петербург, 1912; Атака укрепленных позиций. Тактическое исследование на почве исторических примеров. — Санкт-Петербург, 1914; Переворот братьев Меркуловых // Сибирь. — 1925. — № 5-6. — Страницы 23-25; Директория. Колчак. Интервенты: Воспоминания: (Из цикла «Шесть лет», 1917-1922 гг.). — Новониколаевск, 1925; Япония и Советский Дальний Восток // Сибирские огни. — 1925. — № 1. — Страницы 187-194; Сибирский край в цифрах. — Новониколаевск, 1925 (в соавторстве с П.А.Гуриновичем); Районированная Сибирь. Краткий культурно-экономический очерк округов. — Новониколаевск, 1926; Энергетические ресурсы Ойротии. — Новосибирск, 1932.

1877
Павел Елисеевич Щеголев
российский литературовед, историк. Родился в селе Верхняя Катуковка (ныне - Воронежская область). С 1895 года учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета. В 1899 году он был исключен за участие в студенческих волнениях и выслан в Вологодскую губернию. Университетский курс окончил позже, уже по историко-филологическому факультету. Первоначально Щеголев занимался историей русской литературы, потом перешел к истории общественных движений. В 1903 году он опубликовал работу "Первый декабрист Владимир Раевский", в 1905 - "Грибоедов и декабристы". В 1906-1907 гг. совместно с В.Я.Богучарским и В.Л.Бурцевым издавал историко-революционный журнал "Былое", в 1908 году - журнал "Минувшие годы". В июле 1917 года публицист возобновил издание "Былого", и журнал выходил до 1926 года. В 1905-1917 гг. Щеголев опубликовал воспоминания декабристов М.А.Фонвизина, Е.П.Оболенского, В.И.Штейнгеля, А.Е.Розена и Н.В.Басаргина. В 1916 году вышло первое издание известной книги П.Е.Щеголева "Дуэль и смерть Пушкина", выдержавшая с тех пор множество переизданий. После Февральской революции 1917 года Щеголев вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, расследующей преступления царского режима, разбирал архивы Департамента полиции. После Октябрьской революции он опубликовал сборник документов "Падение царского режима" (тома 1-7, 1924-1927), "Петрашевцы" (тома 1-3, 1926-1928). Выдающийся текстолог и источниковед, Щеголев - автор ряда трудов по истории революционного движения в России, исследований о жизни и творчестве А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, написанных главным образом на основании архивных материалов. В 1930-31 годах он был членом редакционного комитета по изданию первого советского полного собрания сочинений Пушкина. В 1920-е годы Павел Щеголев совместно с Алексеем Толстым написал пьесы "Азеф" и "Заговор императрицы", а вместе с Ольгой Форш - киносценарий "Дворец и крепость". Он был также одним из основателей Музея революции в Ленинграде. Умер 22 января 1931 года.

1880
Гвидо Бонанно (Guido Bonanno)
итальянский шахматист. Умер 23 февраля 1961 года.

1880
Чарлз Леонард Вули
английский археолог. В 1907-1912 участвовал в раскопках в Нубии, в 1912-1914 и 1919 - в раскопках Кархемиша на Евфрате. В 1921-1922 руководил раскопками в Тель-эль-Амарне. В 1922-1934 руководил работами англо-американской археологической экспедиции в Уре, где были открыты архив храмового хозяйства (28 в. до н. э.), царские гробницы I династии Ура, ряд храмов, архив царского хозяйства III династии Ура и многочисленные надписи. Раскопки в Уре позволили восстановить общие черты истории этого города-государства. В 1936-1939 и 1946-1949 Вули вёл раскопки Алалаха в Турции. В своих исторических построениях Вули идеализировал общественный строй и культуру древнейших государств Месопотамии.

1880
Евгений Карлович Мазинг
советский ученый, специалист в области двигателей внутреннего сгорания, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1941). Родился в Москве. В 1906 окончил Московское высшее техническое училище и начал работать там в лаборатории двигателей внутреннего сгорания; с 1920 профессор, заведующий кафедрой. Развивая идеи своего учителя В. И. Гриневецкого, М. разработал методику теплового расчёта двигателей, исследовал вопросы генерирования газа и его использования в двигателях. Труды М. по вопросам сгорания твёрдого и жидкого топлива нашли применение при проектировании двигателей внутреннего сгорания. Большую работу М. проводил по подготовке научных и инженерных кадров. Умер в Москве 24 марта 1944 года. Литература: Евгений Карлович Мазинг, в книге: Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания и их агрегатов. Сборник статей, Москва, 1946; Черногубовский И., Памяти Евгения Карловича Мазинга, «Бюллетень Комиссии по газосиловым установкам», 1945, № 1.

1881
Антон Вильдганс
австрийский поэт и драматург. По образованию юрист. В течение ряда лет был директором венского Бургтеатра. В лирике Вильдганса выделяется тема любви (сборники "С дороги", 1903, "И не ведайте любви", 1911, "Сонеты", 1913). Социальный пафос отличает сборники "Осень - весна" (1909), "Австрийские стихи" (1914), "Венские стихи" (1926) и другие, а также пьесы "Бедность" (1914), "Любовь" (1916), "Dies irae" (1918). Автор антимилитаристского сатирического эпоса "Кирбиш" (1927). Скончался 3 мая 1932 года.

1882
Роберт Моррисон Макивер
американский социолог. Родился в Сторновее на островеЛьюис (Шотландия). Окончил Оксфордский и Эдинбургский университеты. В 1907–1915 читал лекции по политологии и социологии в Абердинском университете, в 1915–1927 преподавал политологию в Торонтском университете (Канада), где в 1922 возглавил факультет политологии. В 1927–1950 преподавал социологию в Барнард-колледже и Колумбийском университете. В 1964–1966 был президентом и почетным ректором Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Среди трудов Макивера – Община – социологический очерк (Community: A Sociological Study, 1917), Начала социальной науки (Elements of Social Science, 1921), Современное государство (The Modern State, 1926), Общество: хрестоматия по социологии (Society: A Textbook of Sociology, 1937), Свобода науки в наше время (Academic Freedom in our Time, 1955), Стремление к счастью (The Pursuit of Happiness, 1955) и Трансформация власти (Power Transformed, 1964), Как по-писаному (As a Tale that is Told, 1968), Политика и общество (Politics and Society, 1969). Умер в Нью-Йорке 15 июня 1970 года.

1882
Артур Шнабель
австрийский пианист, композитор и педагог. Ученик Т.Лешетицкого. С 1925 г. профессор Высшей музыкальной школы в Берлине. В 1933 г. эмигрировал. С 1939 г. в Нью-Йорке, с 1946 г. в Швейцарии. Крупнейший интерпретатор сочинений Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта, И.Брамса. Гастролировал (в России с 1911 г. неоднократно).

1884
Надежда Николаевна Бромлей (во втором браке - Сушкевич)
русская актриса, режиссер, драматург. Заслуженная артистка РСФСР. Родилась в Москве в богатой семье промышленника из обрусевших англичан. Окончила Музыкально-драматическое училище при Филармонии. С 1908 актриса МХТ. Вводы на роли: графиня-внучка в Горе от ума А.С.Грибоедова, Вода в Синей птице М.Метерлинка и др. Активно участвовала в литературных движениях, сотрудничала с группой «Центрифуга». В 1911 выпустила книгу Пафос (в духе идей и тем раннего футуризма). С 1918 актриса 1-й Студии МХАТа. Среди ролей в Студии: русалка Гоплана в Балладине Ю.Словацкого (играла в очередь с О.Пыжовой; 1920), мать Эрика в Эрике XIV А.Стриндберга (1921), Шут в Короле Лире Шекспира (1923), Мякишева в Расточителе Н.Лескова (1924) и др. Совместно с Л.И.Дейкун поставила здесь Дочь Йорио Г.Д'Аннунцио (1919). В 1922 ее трагифрас Архангел Михаил начал репетировать Е.Б.Вахтангов (вместе с Б.М.Сушкевичем, мужем Бромлей), мечтавший сыграть главную роль средневекового художника, обожествленного за свое прекрасное искусство, но потерявшего связь со своим народом. Из-за болезни Вахтангова роль была передана М.Чехову. Прошло пять генеральных репетиций, но на публике спектакль показан не был. В 1925 Сушкевичем была поставлена на сцене МХАТа 2-го пьеса Бромлей Король Квадратной республики (1925). Спектакль, где речь шла о революции в некоей фантастической стране, не получил ни официального, ни зрительского признания и вскоре был снят с репертуара. Бромлей входила в режиссерское управление МХАТа 2-го. После ухода из МХАТа 2-го Сушкевича (сезон 1932-1933) уехала в Ленинград. В 1934–1941 работала в Академическом театре драмы имени Пушкина, где поставила свою пьесу Дуэль (по одноимен. рассказу А.П.Чехова, 1934), спектакль Петр I по А.Н.Толстому (1935), с комедийной легкостью и тонким юмором сыграла в нем Екатерину I (впервые исполнила эту роль в 1-й Студии МХАТа). Была постановщиком спектакля Зыковы по пьесе М.Горького (1940) и др. В 1944–1956 Бромлей – режиссер Ленинградского Нового театра (с 1956 – Театр имени Ленсовета). Тяготела к произведениям авторов-романтиков, создавая яркие и красочные спектакли: Мера за меру Шекспира (1937), Мария Стюарт (1938), Заговор Фиеско (1939) и Дон Карлос Фр.Шиллера (1950; две последние в своем переводе), Измена А.И.Сумбатова (1946), Нора Х.Ибсена (1949), Маскарад М.Ю.Лермонтова (1952). Умерла в Ленинграде 25 мая 1966 года.

 (644x699, 143Kb)
1884
Василий Васильевич Каменский
русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов. Каменский родился близ Сарапула на пароходе в семье смотрителя золотых приисков графа Шувалова. Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; в пять лет потерял родителей и воспитывался в семье тёти, муж которой служил управляющим буксирным пароходством в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов». Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве). В 1906 году приехал в Москву и с 1908-го года работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими). В 1910 году организовал группу «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). В это время Каменский активно путешествовал по стране, в 1911 году одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». ). Ввел в обиход слово «самолет». Некоторое время жил в своей собственной усадьбе под Пермью, но в 1913 году переехал в Москву. Увлечение авиацией не поставило крест на литературной деятельности Каменского — в 1914 году выходит его поэтический сборник «Танго с коровами», в 1915 — поэма «Стенька Разин» (в 1919 переработана в пьесу, в 1928 в роман). Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов. Участник группы «ЛЕФ». В 1930-х годах писал мемуары. 19 апреля 1948 года поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным. Умер в Москве 11 ноября 1961 года. Произведения: Землянка (1910, роман); Танго с коровами (1914, сборник стихов); Девушки босиком (1916, сборник стихов); Стенька Разин (1916, поэма); Уральские поэмы (1934, сборник). Литература: Стихотворения и поэмы. Вступительная статья Н.Л.Степанова. — Москва; Ленинград, 1966; Лето на Каменке: Избранная проза. — Пермь, 1961. Библиография: Гинц С. Василий Каменский. — Пермь, 1984. Именем Василия Каменского названа улица в микрорайоне Парковый города Перми. В селе Троица в Пермском районе Пермского края в доме, где в 1932—1951 годах жил поэт, открыт Мемориальный дом-музей В.В.Каменского

1884
Николай Федорович Новиков (Николай Черешнев)
русский поэт, драматург, писатель, автор фантазий «В долине бессмертия», «Сал крови» и др. Умер в 1916 году.

1885
Сесиль Бёрли
американский композитор.

1885
Карен Бликсен-Финике (Исак Динесен; Пьер Андрезель)
датская писательница и журналистка. Печататься начала в 1907. В 1914-1931 жила в Кении. Первая книга "Семь готических рассказов" вышла на английском языке в 1934, на датском языке в собственном переводе под названием "Семь фантастических рассказов" - в 1935 (псевдоним Исаак Динесен). В основе рассказов Бликсен лежат вымышленные исторические сюжеты в стиле датской и западноевропейской романтики. Книга "Африканская ферма" (1937) и повесть "Фарах" (1950) проникнуты сочувствием негритянскому населению Кении, угнетаемому колониалистами. Бликсен - автор сборника эссе "Дагерротипы" (1951) о нравах и обычаях 19 века. Для сборников новелл "Зимняя сказка" (1942), "Кони-призраки" (1955), "Роковые анекдоты" (1958) характерен глубокий психологизм. Скончалась 7 сентября 1962 года.

1885
Эжен Минковский
французский психиатр польского происхождения. Родился 17 апреля 1885 в Варшаве. В лицее заинтересовался философией, испытал влияние идей Л.Н.Толстого о хождении в народ, мечтал стать врачом в деревне. В 1905, после того как Варшавский университет, где учился Минковский, был закрыт в связи с началом русской революции, уехал в Берлин. Сильное впечатление на него произвел Опыт о непосредственных данных сознания Бергсона; Минковский был удивлен, что о таких вопросах можно «писать всерьез». Примерно в то же время прочел Феноменологию чувства симпатии Шелера, что дало ему возможность познакомиться с феноменологией Гуссерля. Минковский завершил свое медицинское образование в Мюнхене, защитил диссертацию, посвященную биологической химии. Публиковал статьи о восприятии цветов, о психофизиологическом параллелизме, о принципе идентичности; иногда посещал лекции по философии. В августе 1914, после начала Первой мировой войны, уехал в Цюрих, где его жена изучала медицину и работала в клинике известного психиатра, исследователя шизофрении Блейлера. Минковский стал ассистентом Блейлера, и тот недолгий период, который он провел в Цюрихе, определил его дальнейшую профессиональную судьбу. В марте 1915 Минковский приехал в Париж, вступил во французскую армию. На войне начал писать заметки под общим названием Смерть (La mort), которые позже в переработанном виде вошли в книгу Жизненное время (Temps vecu, 1933). Следуя Бергсону, развивал идею о том, что психопатологические феномены можно понять, исходя, с одной стороны, из феномена времени, поскольку «жизненное время» есть, по сути, синоним самой жизни, «становления» в бергсоновском смысле, а с другой – из сопоставления нормального и патологического. Минковский стремится определить природу различия между психикой больного и здорового человека. Феномен контакта с реальностью, столь важный для различения нормального и патологического, подчинен, с его точки зрения, «жизненному времени» и обусловлен тем, гармонизирует или не гармонизирует «жизненный порыв», присущий каждому человеку, те ситуации, в которые он попадает в реальном существовании. Исследование расстройства психики осуществляется психиатром путем «интуитивной симпатии», т.е. проникновения в сознание человеческой личности, что позволяет понять больного и правильно вести лечение. Наряду с таким интуитивным знанием необходим, по Минковскому, и феноменологический анализ самой структуры синдрома и бредовых идей, пространственно-временных отношений, в которых существует человеческое «я». Вскоре после окончания войны Минковский вместе с группой единомышленников основал журнал «Развитие психиатрии» («Evolution psychiatrique»), который составил важную веху в истории психиатрических исследований и практики. Всю жизнь сочетавший в себе свойства психиатра-психопатолога и философа-метафизика, Минковский определял свой подход как феномено-структурный, а свое понимание психопатологии – как антропологическое. В послевоенный период Минковский познакомился с Лавелем, ведшим тогда философскую рубрику в «Le Temps», и в 1936 опубликовал в его серии «Философия духа» книгу К космологии. Философские фрагменты (Vers une cosmologie. Fragments philosophiques). После этого отдавал предпочтение малым формам. Его работы, поддерживающие традиции философского осмысления психиатрии, оказали влияние на западную философию 20 в. Умер в Париже в 1972 году.

1888
Мэгги Тейт
Английская певица (сопрано)

1889
Махмуд Абдулвахитович Дулат-Али (до 1918 - Алеев)
участник революционного движения в Татарии. Член Коммунистической партии с 1907. Родился в , Казани. Образование получил в медресе в Казани. В 1907-1912 сотрудник газеты "Эльислах" ("Реформа") и др. периодических изданий, затем был рабочим в Старой Бухаре. В 1915-17, будучи солдатом на Северном фронте, вел революционную работу среди солдат, был председателем социалистического комитета. В 1917 член мусульманского военного комитета 5-й армии, затем фронтового комитета Северного фронта, редактор солдатской газеты на татарском языке "Сугыш сафы" ("Фронт"), затем сотрудник Центрального мусульманского комитета в Наркомнаце в Петрограде и Москве. С начала 1918 работник мусульманского социалистического комитета в Казани. В ноябре 1918 участник 1-го Всероссийского съезда коммунистов-мусульман в Москве, был избран кандидатом в члены центрального Бюро по мусульманским партийным организациям при ЦК РКП(б). В 1918-19 председатель Мусульманского бюро Казанского губкома РКП(б), член президиума Казанского губсовета. С июня 1919 работал в Стерлитамаке. Находясь в командировке, был схвачен и расстрелян в Баймаке во время контрреволюционного мятежа анархистов в июле 1920 года. Литература: Насыров Т.М., Бессмертные имена. Хасан Урманов, Казань, 1967, страницы 18-19.

1890
Джонни Сент-Сир (Джонни Александр Сент-Сир)
американский банджист и гитарист. Известен как партнер Луи Армстронга и Джелли Ролл Мортона. Критики считают, что он, разработан специальный аккордовый аккомпанемент, проложил дорогу от блюза к традиционному джазу. Отец играл на флейте и гитаре, учил мальчика музыке. Быстро освоил банджо и уже в 15 лет руководил ансамблем в Новом Орлеане. Параллельно приобрел профессию штукатура. Сотрудничал со многими новоорлеанскими музыкантами: с Кидом Ори, с Кларенсом Уильямсом, с оркестром «Tuxedo Band». В 1917-1919 гг. вместе с Луи Армстронгом работал на прогулочных пароходах в бэнде Фэтса Марейбла. В 1922 г. Кинг Оливер вызвал его в Чикаго и в 1925-1927 гг. участвовал в записях групп Лун Армстронга «Hot Five» и «Hot Seven». В 1926-1927 гг. играл в оркестре Джелли Ролл Мортона «Red Hot Peppers» и входил в оркестр Джонни Додса «Black Bottom Stompers». В 1930 г. вернулся в Новый Орлеан, играл только по уик-эндам, вновь работал штукатуром. Только в 1955 г. переехал в Лос-Анджелес и собрал собственную группу «Johnny St. Cyr And His Hot Five». В 1961 г участвовал в телевизионном шоу «Chicago And All That Jazz». В 1965 г. попал в автокатастрофу и больше не выступал.

1893
Григорий Наумович Войтинский (псевдоним; настоящая фамилия - Зархин)
советский политический деятель, учёный-китаевед. Родился в Невеле. В 1918 году вступил в ВКП(б). Участник Гражданской войны на Дальнем Востоке и в Сибири. В 1920-1927 — на ответственной работе в Исполкоме Коминтерна (ИККИ), заведующий дальневосточным сектором восточного отдела[1]. В 1920 ездил в Китай, встречался с Ли Дачжао и Чэнь Дусю. В качестве представителя Коминтерна принимал участие в работе 4-го (в 1928 году) и 5-го (в 1929 году) съездов Коммунистической партии Китая, майского (1924), октябрьского (1925) и июльского (1926) пленумов ЦК КПК. В 1926 году — председатель Дальневосточного Бюро ИККИ в Шанхае. В 1927 году в Иркутске на хозяйственной работе. С 30-х годов на научно-исследовательской и преподавательской работе в Москве (профессор с 1935). Умер в Москве 11 июня 1953 года. Сочинения: КВЖД и политика империалистов в Китае. Москва 1930. 72 страницы. (Коммунистический Академический Институт мирового хозяйства и мировой политики).

1893
Михаил Григорьевич Попов
советский ботаник, член-корреспондент Академии Наук Украинской ССР (1945). Родился в Вольске. Окончил Петроградский университет (1917). Преподавал в Саратовском и Ташкентском университетах (1917—1927). Работал во Всесоюзном институте растениеводства, Казахском филиале Академии Наук СССР и Батумском ботаническом саду (1927—1940). Профессор университетов в Самарканде (1940—1944), Киеве (1944—1945), Львове (1945—1948). Заведующий сектором Сахалинского филиала Академии Наук СССР (1948—1950), заведующий лабораторией Восточносибирского филиала Академии Наук СССР (с 1950). Основные труды по филогении, систематике и исторической географии цветковых растений, флоре Средней Азии, Казахстана, Карпат, Сибири и Дальнего Востока. Разрабатывал учение о роли гибридизации в эволюции растений. Установил и охарактеризовал субтропическую аридную область древнего Средиземноморья. Сторонник теории гибридогенного происхождения видов.Умер в Ленинграде 18 декабря 1955 года. Сочинения: Избранные сочинения, Ашхабад, 1958; Очерк растительности и флоры Карпат, Москва, 1949; Основы флорогенетики, Москвва, 1963. Литература: Липшиц С.Ю., Светлой памяти Михаила Григорьевича Попова, «Ботанический журнал», 1956, том 41, № 5, страницы 736—769.

Фаина Васильевна Шевченко 1 (465x600, 112Kb)
1893
Фаина Васильевна Шевченко
Русская советская актриса, народная артистка СССР (1948). Родилась в Воронеже. С 1909 сотрудница Московского художественного театра, с 1911 училась в школе театра, в 1914 вступила в труппу. Характерная актриса, щедро использовавшая яркие бытовые подробности, обладавшая сочностью речи, выразительностью жеста, сатирической остротой. Театральные работы: Васка ("Унтиловск" Леонова), Марселина ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше), Дунька ("Любовь Яровая" Тренёва), Матрёна, Кабаниха, Глафира Фирсовна ("Горячее сердце", "Гроза", "Последняя жертва" А.Н.Островского), Василиса, Меланья ("На дне", "Егор Булычев и другие" Горького), Табун-Турковская ("Золотая карета" Леонова). Сталинская премия СССР (1943, 1946). Награждена орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Умерла в Воронеже 10 мая 1971 года.

 (588x699, 98Kb)
1894
Моисей Павлович Венгров (Файвелевич; псевдоним - Натан Венгров)
детский поэт, писатель, литературовед, критик. В семье врача в городе Прилуки Полтавской губернии. Член ВКП(б) с 1920 г. Член союза писателей с 1934г. Учился в гимназии в Прилуках, (Украина) закончил в 1912 г. - в Могилеве (Белоруссия) с серебряной медалью. Право же поступления в ВУЗ для еврея давала лишь золотая медаль. С 1912 г. в Санкт-Петербурге (Петрограде) занимался репетиторством, публиковал (с августа 1913 г.) лирические стихи, рецензии, заметки по литературе и искусству, слушал лекции в Психоневрологическом институте. В 1915 г. познакомился с А.М.Горьким, под влиянием которого и при его содействии сотрудничал в журналах "Летопись", "Новая жизнь". В круг знакомых Моисея Павловича в тот период входили многие, литераторы, художники Н.Любавина, В.Ходасевич (написавшая в 1916 г. его известный портрет), М.Андреева, С.Есенин, А.В.Луначарский и другие. В 1915 г. поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, но уже в 1916 г. был арестован за хранение нелегальной большевистской литературы. В освобождении его из тюрьмы участвовал А.М.Горький (в архив музея Горького передано его большое письмо на имя матери Моисея Павловича). Мать Моисея Павловича приезжала в Питер и заплатила выкуп за его освобождение. После февральской революции 1917 г. - амнистирован. В июне 1918 г. заболел туберкулезом и жил у родителей в Могилеве.В декабре И.Я.Хургин (брат) пригласил к себе в Киев, где Моисей Павлович начал свою деятельность в системе Народного Комиссариата Просвещения (НКП), заведующим Подотделом искусства, в работе которого участвовали очень известные впоследствии люди: А.К.Гастев, В.О.Перцов, К.А.Марджанов, Н.А.Шифрин, И.Эринбург, и другие. В августе 1919г., в связи с наступлением белой армии, участвовал в эвакуации НКП Украины из Киева в Москву. С этого времени начал работать под руководством Луначарского (которого знал с 1916 г.) и Крупской в НКП РСФСР, откуда неоднократно отправлялся на периферию, а также мобилизовался на партийную работу по линии ЦК ВКП(б). В сентябре 1919 г. направлен в агитпоезд имени Ленина в Сибирь, по возвращении - начальник организационного управления, редактор журнала "Народное просвещение" (1921-1923 гг.) В 1922 г.- в Брянске, заведующий губернским отделом народного образования (ОНО). В 1924-1925 гг.-уполномоченный НКП РСФСР по Сибири, заведующий Сибирским ОНО, основатель и председатель Сибирского краевого издательства, редактор "Сибирского педагогического журнала", автор (с соавтором) букваря и книг для чтения в сибирской школе, выдержавших до 1930 г. несколько изданий. В связи с заболеванием туберкулезом отозван в Москву. В 1926 - 1928 гг. - в НКП РСФСР - ученый секретарь Государственного Учённого Совета (ГУС) НКП. Одновременно заведовал отделом детской литературы Госиздата (ГИЗ), издал несколько сборников своих стихов, организовал и редактировал журнал "Ёж". Стал одним из создателей советской детской литературы, содействовал публикации книг многих впоследствии знаменитых детских писателей (А.Барто, 3.Александрова, Е.Благинина, Л.Кассиль и других). Позже в 1932-1936гг. - редактор журнала "Мурзилка". В 1929-1932гг. - мобилизован ЦК ВКП(б) в числе "50" на партийную работу в Ивановскую область (город Родники, Иваново). После тяжелой болезни (подстроенное падение с большой высоты) вернулся в Москву в 1932г. и был направлен в ОГИЗ - начальник редакционно-планового отдела. В 1932-193 6гг. окончил с отличием вечернее отделение института Красной профессуры Литературы и направлен в объединенное научно-техническое издательство (ОНТЙ) - заведующим редакционно-планового отдела. В 1937 г. был понижен в должности и получил серьезное партийное взыскание за "претупление партбдительности и неразоблачение врага народа".В 1938г. приглашен на работу в институт мировой литературы (ИМЛИ), где и работал до конца жизни (ученый секретарь, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник). В 1941-1942гг. был в эвакуации вместе с ИМЛИ в Ташкенте. Автор книг исследований об А.Блоке, Н.Островском, Д.Фурманове. Очерков о многих известных поэтах и писателях (опубликованы в 3-х томной "Истории русской советской литературы"), многочисленных критических статей в журналах и газетах. Книга для детей "Жизнь Н.Островского" (с соавтором) выдержала несколько изданий у нас и за рубежом. Умер в Москве 22 августа 1962 года. Похоронен на Ново-Девичьем кладбище (Участок N3)

1894
Исидор Григорьевич Фрих-Хар
русский художник, мастер декоративной скульптуры. Родился в Кутаиси в семье мелкого предпринимателя. Мобилизованный в годы Первой мировой войны, был ранен под Брестом и отправлен на лечение в Самару. В 1918–1921 воевал на стороне красных на Волжском и Туркестанском фронтах. Сформировался как художник самостоятельно; уже в 1918, в Самаре, лепил глиняные фигурки. С 1921 жил под Москвой, в Томилино, затем в Москве. Основатель и руководитель художественной лаборатории Фаянсового завода имени М.И.Калинина в Конакове (1934). Его ранние вещи рождались как вольные импровизации для друзей: Поэт пустыни (Узбек) (дерево, медь и другие материалы, 1921–1923, Третьяковская галерея). Делая карьеру, исполнил немало достаточно скучных официозных вещей (Портрет С.Катаямы, одного из основоположников компартии Японии, дерево, 1925, Музей революции, Москва; Отличница Галя, мрамор, 1949, Третьяковская галерея; Е.Пугачев на допросе, мрамор, 1954, Исторический музей, Москва; и др.). Однако подлинный авторитет завоевал как мастер декоративной скульптуры, яркой и красочной, по-своему фольклорной, представляющей как бы лукавую изнанку соцреализма («Я не мог позволить себе роскоши стать серьезным художником», – заявил мастер к концу жизни). Органичней всего это нарочито «наивное» ар-деко воплотилось в керамической пластике, которой Фрих-Хар увлекся с конца 1920-х годов. Его произведения пользовались большой популярностью на выставках и хорошо расходились в тиражных копиях. Среди характерных образцов такого рода творчества (в фарфоре или фаянсе) – «антологические» для этой эпохи Птичница (1934), Грузинский шашлычник (1934; в нем почему-то видели аллегорический образ И.В.Сталина), многочисленные «голуби» (1937–1938), Карандаш (артист М.Н.Румянцев) (1945), Гармонист (1947; большинство этих вещей представлено в Музее керамики при усадьбе Кусково). Создал немало моделей для посуды, а также крупных объектов для украшения интерьеров (майоликовый фонтан Источник в бывшем Дворце культуры и науки в Варшаве, 1955). Обращался к различным материалам. Под впечатлением сенсационной выставки чешского стекла (1958) активно занялся в 1960-е годы и художественным стеклом, сотрудничая с заводом в Гусь-Хрустальном. Оставил живую и остроумную Повесть о жизни и творчестве (опубликованную в каталоге выставки 1994). Умер в Москве 19 апреля 1978 года.

 (699x576, 73Kb)
1894
Никита Сергеевич Хрущёв
советский государственный и партийный деятель: 1-й секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР, генерал-лейтенант. Родился в селе Калиновка ныне Хомутовского района Курской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1918 года. Участник Гражданской войны, затем на хозяйственной и партийной работе на Украине. Окончил рабфак, в 1929 году учился в Промышленной академии. С 1931 года на партийной работе в Москве, с 1935 года - 1-й секретарь Московского комитета и Московского городского комитета ВКП(б). С 1938 года - 1-й секретарь ЦК Коммунистической партии Украины. В годы Великой Отечественной войны Н.С.Xрущёв - член военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского, 1-го Украинского фронтов. 12 февраля 1943 года Хрущёву Н.С. присвоено воинское звание "генерал-лейтенант". В 1944-47 годах - Председатель Совета Народных Комиссаров (с 1946 года - Совета Министров) Украинской ССР. С 1947 года - 1-й секретарь ЦК КП Украины. С 1949 года - секретарь ЦК и 1-й секретарь Московского комитета ВКП(б). С марта 1953 года Н.С.Хрущёв - секретарь и с сентября 1953 года по 14 октября 1964 года - 1-й секретарь ЦК КПСС. Восхождение Хрущёва на вершину власти после смерти И.В.Сталина сопровождалось просьбой его и Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова к командующему войсками Московского района (переименованного в округ) ПВО генерал-полковнику Москаленко К.С. подобрать группу военных, в число которых вошли Маршал Советского Союза Жуков Г.К. и генерал-полковник Батицкий П.Ф. Последние 26 июня 1953 года участвуют в аресте на заседании Президиума Совета Министров СССР заместителя Председателя Совета Министров СССР, министра внутренних дел СССР, Маршала Советского Союза Берия Л.П., которого позже обвинят в "антипартийной и антигосударственной деятельности, направленной на подрыв Советского государства", лишат всех наград и званий и 23 декабря 1953 года приговорят к расстрелу, и в тот же день приведут приговор в исполнение. В дальнейшем, занимая пост 1-го секретаря ЦК КПСС, Н.С.Хрущёв в 1958-1964 годах одновременно является Председателем Совета Министров СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1954 года "за выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией и Советским народом, в связи с 60-летием со дня рождения" 1-му секретарю ЦК КПСС Хрущёву Никите Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот" (№ 6759). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1957 года "отмечая выдающиеся заслуги 1-го секретаря ЦК КПСС товарища Хрущёва Н.С. в разработке и осуществлении мероприятий по освоению целинных и залежных земель" Хрущёв Никита Сергеевич награждён орденом Ленина и второй золотой медалью "Серп и Молот". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года "за выдающиеся заслуги в руководстве по созданию и развитию ракетной промышленности, науки и техники и успешном осуществлении первого в мире космического полёта советского человека на корабле-спутнике "Восток", открывшего новую эру в освоении космоса" 1-й секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Хрущёв Никита Сергеевич награждён орденом Ленина и третьей золотой медалью "Серп и Молот". Н.С.Хрущёв являлся членом ЦК КПСС в 1934-1964 годах, членом Политбюро ЦК КПСС в 1939-1964 годах (кандидат с 1938 года). Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-6-го созывов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1964 года "за выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в строительстве коммунистического общества, укреплении экономического и оборонного могущества Советского Союза, развитии братской дружбы народов СССР, в проведении ленинской миролюбивой политики и отмечая исключительные заслуги в борьбе с гитлеровскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, в связи с 70-летием со дня рождения" 1-му секретарю ЦК КПСС Председателю Совета Министров СССР Хрущёву Никите Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11220). Один из инициаторов "оттепели" во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий, Н.С. Хрущёв предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного и государственного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым. На XX-м (1956) и XXII-м (1961) съездах КПСС он выступил с резкой критикой так называемого "культа личности" и деятельности И.В.Сталина. Однако сохранение в стране тоталитарного режима - подавление инакомыслия, расстрел рабочих демонстраций (Новочеркасск, 1962 год и другие), произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела других государств (вооруженная интервенция в Венгрии, 1956 год и другие), обострение военного противостояния с Западом (берлинский 1961 года и карибский 1962 года кризисы и другое), а также политическое прожектёрство (призывы "догнать и перегнать Америку!", обещания построить коммунизм к 1980 году) делали его политику непоследовательной. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к тому, что пленумом ЦК КПСС 14 октября 1964 года Н.С.Хрущёв был освобождён от обязанностей 1-го секретаря ЦК КПСС и члена Президиума ЦК КПСС... Как сообщалось в единственном некрологе, опубликованном в газете "Правда": "… 11 сентября 1971 года после тяжёлой, продолжительной болезни на 78 году жизни скончался бывший первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР, персональный пенсионер Никита Сергеевич Хрущёв". Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На могиле - памятник работы скульптора Э.Неизвестного. Награждён семью орденами Ленина, орденами Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями, иностранными наградами. Памятники Н.С.Хрущеву установлены в Краснодарском крае и городе Владимире. В сентябре 2009 года мраморный бюст установлен в его родном селе Калиновка Хомутовского района. Сочинение: Воспоминания. Избранные фрагменты. - Москва: "Вагриус", 1997.

Schukin (425x600, 27Kb)
1894
Борис Васильевич Щукин
русский актер. Народный артист СССР (1936). Лауреат Сталинской премии СССР (1941, посмертно). Родился в Кашире. С 1913 учился в высшем техническом училище, в Первую мировую войну прапорщик на австро-германском фронте. После демобилизации недолго работал машинистом железнодорожного депо в Кашире, был вновь призван на военную службу, попал в школу инструкторов при 2-й артиллерийской бригаде в Москве, служил в Красной Армии. В 1920 поступил в драматическую студию Е.Б.Вахтангова. С 1922 артист 3-й Студии МХТ (впоследствии Театр имени Евг.Вахтангов). С первых шагов Щукин обратил на себя внимание Вахтангова упорством, ясностью мысли и оригинальным юмором. Щукин с радостью, легко выполнял все изобретенные смешные трюки, использовал приемы буффонады, гротеска, чувствуя себя «настоящим» Кюре (Чудо святого Антония М.Метерлинка, 1921), Тартальей (Принцесса Турандот К.Гоцци, 1922), Львом Гурычем (Лев Гурыч Синичкин Д.Т.Ленского, 1924) и др. Щукин свободно владел вахтанговским стилем импровизационной игры и делал роли «рукой мастера, радующегося жизни». Подлинное актерское самоопределение Щукина произошло на спектаклях советского репертуара. Артист создал галерею замечательных, целостных характеров большевиков, людей, идущих к постижению народной правды: Павел Суслов (Виринея Л.Н.Сейфуллиной, 1925), Антон (Барсуки Л.М.Леонова), капитан Берсенев (Разлом Б.А.Лавренева, 1927). С зоркостью честного художника Щукин снял с людей Гражданской войны театральную приподнятость, какой украшали их другие актеры. Щукин показал эти характеры в строгом реалистическом рисунке. Творчество артиста словно делилось надвое: в одни вечера он был вахтанговским, в другие мхатовским актером – в зависимости от драматургического материала. Вершиной творческих достижений Щукина стал образ Егора Булычева в спектакле Егор Булычев и другие М.Горького (1932). В этой роли, отмеченной глубокой мыслью и импровизационной свободой, органически слились обе стороны актерского искусства Щукина. Актер остро ощутил драматизм могучей фигуры Булычева, его бунтующую натуру. В парадоксальности героя он выделял одновременно его язвительную насмешку над окружающими и тревожное, нетерпеливое ожидание неведомого будущего. Вахтанговское мироощущение вело Щукина к космическим метафорам: смерть – праздник жизни, жизнь – торжество смерти. После сильного впечатления от щукинского Булычева Горький подсказал театру и актеру сыграть роль Ленина. В 1937 Щукин стал одним из первых исполнителей роли Ленина на сцене и в кино. Сыграл Ленина в спектакле Человек с ружьем Н.Погодина и в фильмах Ленин в Октябре (1937) и Ленин в 1918 году (1939) режиссера М.И.Ромма. Подобно многим крупным артистам, Щукин принимал участие в постановках как режиссер: Темп Н.Погодина (1930), Человеческая комедия О.Бальзака (1934) и др. В 1939 имя Б.В.Щукина было присвоено театральному училищу, история которого шла от Студенческой студии, организованной в 1913 Е.Б.Вахтанговым. Умер в Москве 7 октября 1939 года.

1897
Антон Колен (Coolen)
голландский писатель. Представитель так называемого регионального романа в литературе Нидерландов. Родился в Вейлре. В романах «Дети нашего народа» (1928), «Рабочие из Пела» (1930), «Добрый убийца» (1931) и др. нарисована жизнь тружеников Брабанта. Пытался выйти за пределы областной тематики в романах «Деревня на реке» (1935), «Три брата» (1936) и др. В 1941-1959 гг. опубликовал сборник «Сказки разных стран». В книге «Женщина и шестеро лежебок» (1953) реальная жизнь крестьян переплетается с фантастическими приключениями. В пьесах 50-х гг. обратился к сюжетам легенд («Семь роз», 1952, и др.). Умер в Валре 9 ноября 1961 года. Сочинения: De grote voltige, "s-Gravenhage, 1957; Stad aan de Maas, 5 druk, "s-Gravenhage, (1963). Литература: Oomes ., A. Coolen, Brugge, 1959; Renes Т., Bibliografie van Antoon Coolen, 2 druk, "s-Gravenhage — Rotterdam, 1961.

 (699x618, 65Kb)
1897
Харальд Северуд (Harald Sæverud)
норвежский композитор, автор множества произведений, в основу которых положен своеобразный фольклор Западной Норвегии. Родился в Бергене. Наиболее известен как автор музыки к пьесе Генриха Ибсена «Пер Гюнт» (1947, не путать с произведениями другого уроженца Бергена Эдварда Грига) и таких произведений, как «Страстное рондо» и знаменитой «Баллады протеста» (норв. Kjempeviseslåtten), которая была написана во время Второй мировой войны и представляет собой символическое музыкальное воплощение воли норвежцев против немецкой оккупации. Северуд написал девять симфоний и множество фортепианных концертов. Часто приглашался в качестве дирежёра для исполнения своих произведений с Бергенским филармоническим оркестром. Харальд Северуд родился в городе Бергене. Музыкальное образование будущий композитор начал в 1915 году с обучения в местной консерватории (Musikakademie von Bergen). Изучал игру на фортепиано и теорию музыки у Боргхилда Холмсена (Borghild Holmsen) — видного пианиста и композитора из лейпцигской консерватории. После окончания учёбы в Бергене Северуд отправился в Берлин (1920—1921), а за тем Париж (1925). Ещё во время учёбы в Бергена он начал работать над тем, что должно было стать его первой симфонией — двумя большими симфоническими фантазиями. Первая фантазия была закончена в 1919 году и была исполнена в Кристиании (позже Осло) в 1920 году. Это раскрыло выдающийся талант и дало необходимые подготовку и опыт для будущей учёбы в Staatliche Hochshule Für Musik, где на протяжении дух лет его учителем был Фридерих Кох. В Берлине Северуд закончил финальную часть своей первой симфонии, которая и была представлена Берлинским Филармоническим оркестром. Исполнение проходило под руководством его друга дирежёра Ludwig Mowinckel. Критика была благосклонна к работе Северуда, что во многом способствовало его дальнейшему увлечению симфонической и оркестровой музыкой. Музыку Харальда Северуда можно разделить на две категории: произведения для фортепиано и произведения для симфонического оркестра. Среди его оркестровых работ находятся девять симфоний и различные концерты для гобоя, тромбона, фортепиано и скрипки. Его музыка к «Пер Гюнту» Ибсена представляется как антиромантический контраст аналогичной работе Эдварда Грига. По его словам, Моцарт и Гайдн были важнейшими источниками его вдохновения. Умер в Бергене 27 марта 1992 года.

1897
Торнтон Найвен Уайлдер
американский драматург и романист. Родился в Мадисоне (штат Висконсин). В 1920 окончил Йельский университет, в 1925 получил степень магистра в Принстонском университете. С 1930 по 1936 читал курс сравнительного литературоведения в Чикагском университете. Преподавал в Гарвардском и ряде других университетов, в том числе в Европе. Литературную деятельность начал в 1926 романом Каббала (The Cabala) и пьесой Труба затрубит (The Trumpet Shall Sound). Был удостоен Пулитцеровской премии в 1928 за повесть Мост короля Людовика Святого (The Bridge of San Luis Rey, 1927), в 1938 за Наш городок (Our Town, 1938) и в 1943 за пьесу На волосок от гибели (The Skin of Our Teeth, 1942). Награжден Золотыми медалями Американской академии искусств и литературы в 1952 и 1962, а в 1965 – первой Национальной медалью. За роман День восьмой (The Eight Day, 1967; рус. перевод 1976) в 1967 получил Национальную книжную премию. Отличительная черта пьес Уайлдера – намеренное нарушение общепринятой драматургической техники. В Купце из Йонкерса (The Merchant of Yonkers, 1938; в 1954 переделана в Сваху – The Matchmaker) Уайлдер приблизил зрителей к сценическому действию, заставив персонажей обращаться прямо к публике. Наш городок исполняется на сцене без декораций и занавеса. Используется несколько бутафорских предметов, перемещаемых по сцене помощником режиссера, который к тому же комментирует действие и характеризует персонажей. Фактически пьеса представляет собой рассказ этого комментатора и разыгрывается под его руководством. Отсутствие декораций акцентирует тему: вечность и универсальность жизненных ритмов, не ограниченных географическими и временными рамками. Пьеса На волосок от гибели представляет в драматической форме вечную борьбу человечества за существование и охватывает весь путь цивилизации – от ледникового периода через библейские времена к современному Нью-Джерси. Так же, как в драматургии, варьируется фон и в прозе Уайлдера – от дохристианской Греции в Женщине с Андроса (The Woman of Andros, 1930) до США в 1920-е годы в Теофиле Норте (Theophilus North, 1973) и в кризисные 1930-е годы в романе Небо – моя обитель (Heaven's My Destination, 1935). Уайлдер затрагивает в своих романах нравственные и философские темы, занимавшие человечество на протяжении всей истории. В повести Мост короля Людовика Святого катастрофа на мосту служит толчком к размышлениям о том, что управляет человеческой судьбой – промысел или случай. Жизнь трактуется как целостный, хотя и таинственный процесс. В Мартовских идах (The Ides of March, 1948) через вымышленные письма и документы Юлий Цезарь изображен как деятель, стоящий перед той же дилеммой – свобода воли или предопределение. Умер в Хамдене (штат Коннектикут) 7 декабря 1975 года.

1899
Винсент Вигглесворт
английский энтомолог, известный исследованиями в области физиологии насекомых.

1899
Ольга Андреевна Жизнева
советская актриса театра и кино («Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Подкидыш», «Гранатовый браслет», «Щит и меч», «Доживем до понедельника»). Родилась в Санкт-Петербурге. Окончила Драматическую школу Государственного показательного театра и Школу при театре бывшего Ф.Корша (1920). С 1920 – актриса Театра имени М.Горького в Нахичеване, работала в театрах Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Казани. С 1946 – актриса Театра-студии киноактера. В кино снималась с 1924 года. Вначале выступала как комедийная актриса. Лауреат Сталинской премии (1949, за роль Татьяны Добротворской в фильме «Суд чести»), Заслуженная артистка РСФСР (1950), Народная артистка РСФСР (1969). Умерла 10 ноября 1972 года.

1899
Лидия Ивановна Ржецкая
белорусская советская актриса, народная артистка СССР (1955). Член КПСС с 1952. Творческая деятельность начала в 1916. С 1920 в труппе Белорусского театра имени Я.Купалы (Минск). Исполнительница драматических, остро характерных и комедийных ролей: тётя Катя ("Кто смеется последним" Крапивы), Степанида ("Гибель волка" Самуйлёнка), Авдотья Захаровна ("Поют жаворонки" Крапивы, Сталинская премия СССР, 1952), Альжбета ("Павлинка" Купалы), Каспариха ("Соловей" Бядули), Шаблова, Мурзавецкая ("Поздняя любовь", "Волки и овцы" Островского), Марфа ("Метель" Леонова) и др. Награждена орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 другими орденами, а также медалями. Скончалась в 1977 году. Ушла из жизни в Минске 24 октября 1977 года

1900
Вилли Буркхард
швейцарский композитор. С 1942 г. преподавал в консерватории в Цюрихе. Среди сочинений: опера «Черный паук» (постановка 1949); оратории – «Видение Исайи (1936), «Год» (1941); 4 кантаты, в том числе «Тиль Уленшпигель» (1929), «Гимн нашей земле» (1943); 2 симфонии (1928, 1944); «Небольшая веселая симфония для малого оркестра» (1949); концерты (с оркестром) – для скрипки (1925, 1943), альта (1953); 2 струнных квартета; соната для струнных и ударных инструментов, дивертисмент для струнного трио; сонаты – для скрипки и фортепьяно, виолончели и фортепьяно, альта соло; пьесы для фортепьяно, органа; песни.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку