Преподобный Евфимий Новый, Солунский, в миру Никита, был уроженцем города Анкиры в Галатии. Родители его, Епифаний и Анна, вели добродетельную христианскую жизнь, и сын их с детства был кротким, честным и послушным. Семи лет он остался без отца и вскоре стал опорой матери во всех делах. Пройдя воинскую службу, Никита по настоянию матери женился. После рождения дочери он тайно оставил дом, чтобы поступить в монастырь. 15 лет преподобный Евфимий подвизался на горе Олимп, где научился у старцев монашеским подвигам.
Потом преподобный переселился на Святую Афонскую Гору. По дороге, узнав, что его мать и жена в добром здравии, он известил их о том, что стал иноком, и послал им крест, призывая последовать его примеру. На Афоне преподобный принял великую схиму и жил три года в пещере, в полном безмолвии, борясь с искушениями. Долгое время святой Евфимий подвизался на столпе, недалеко от Солуни, наставляя приходящих за советом и врачуя болезни. Преподобный настолько очистил свой ум и сердце, что сподобился Божественных видений и откровений. По повелению Господа святой Евфимий в 863 году на горе Перистера, недалеко от Солуни, основал две обители, которыми управлял 14 лет, оставаясь в сане диакона. В одной из них приняли постриг его мать и жена. Перед кончиной преподобный удалился на островок, находящийся у Афона, и там почил в 889 году. Мощи его перенесены в Солунь. Преподобного Евфимия называют Новым в отличие от преподобного Евфимия Великого (память 20 января).
Традиции, обычаи, поверья и приметы.
Ефимий Осенний (Пчельник). Ефим Благочестивый. "Дневная вечерка - Тряпушка".
-
С этого самого дня в дома возвращалась кикимора, которая была изгнана еще в летний период.
Она начинала мешать женщинам и девицам.
Это невидимое существо, которое прядет в своем доме, сидя на голбце
— небольшой пристройке возле русской печи, крыша которой часто используется как лежанка, внутри находится лестница, ведущая в подполье. Она не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром.
-
Кикиморы — это умершие или похищенные темной силой дети, а также те, кто скончался во сне.
Приметы.
-
Снег выпал - следующая осень будет богатая урожаем хлеба.
Что можно делать?
Измятый лён трепали, чтобы очистить от остатков кострики. Работали очень быстро, чтобы лён влагой не успел наполниться. Иначе его приходилось снова досушивать.
Ефим на дворе и суета во дворе, лен пришел трепать, да девок подгонять.
Ефим работу пронес, девкам все невдомек.
Ефим у ворот стоит и по сторонам глядит, где лад, где порядок, там подмога придет.
-
Трепали лен разными способами – ударяя волокном о стену.
Чаще применяя «трепало» ‒ дощечку из хвойного дерева ноже видной или лопатообразной формы.
Девки хлестают, хлестают, да лен подбирают.
Лен хорош, здесь сила нужна, да и голова, как подумаешь, так работушка сложна.
Парни ходили по дворам и присматривали себе невесту.
Какая труда не боится на нее глаз положат, а на ленивую и не посмотрят.
Девки работали, да парням подмигивали.
Ефим радуется, что лен хлестают и девок парни выбирают.
Девки хороши, ладные и работушка у них спорится, а вот какая моя Ефимушка рассуди и мне подскажи, чтобы моей женушкой была.
-
Для трепания женщины собирались в бане, в пустом хлеву, в летней избе.
Трепание – грязное и тяжелое занятие.
Стены и окна помещения покрывались серой льняной пылью.
Если погода была хорошая, работали на свежем воздухе.
-
Во время работы обсуждали разные события, пели песни, сочиняли частушки. Называли - "Дневная вечерка - Тряпушка".
На вечерку пойду, лен помну, да все сплетни соберу.
Тряпушка по всей деревне слышна - это Ефим работу проверяет и всех Благословляет.
Ефим на пороге у ворот стоит, да подсматривает, кто как работает, кто худо - уходит, а кто во славу, тому и награду.
Лен трепать - это тебе не петь и не плясать.
Лен трепала, ох устала, силушки нет, до дому дошла и на печь легла, а милый ждет, меня не поймет и даст отворот.
-
Сортировали трепаный лен по качеству и цвету.
Оставшиеся отходы использовали для хозяйственных нужд – вили грубые веревки, делали жгуты, подстилали скоту, конопатили деревянные строения.
Лён чесали 2-4 раза, при этом используя разные щетки: железные, деревянные, из свиной щетины.
Отчёсанный и подготовленный для пряжи лён называли куделью.
Лен Ефим начесал, да всю кудель подобрал.
Кудель во дворе, а Ефим на крыльце, прибери ее, а то вымокнет она и вся работа в никуда.
-
Знахари читали заговор на тягу к женскому телу.
Для этого брали кость, оставшуюся от обеда человека, равнодушного к женскому полу, и бросали её бродячей собаке. Когда собака возьмёт косточку, нужно сказать: "Как на кость собака бросается, так у раба Божьего (имя) желание к женскому телу просыпается. Ныне, присно, на все времена"!
-
Девицы полученную кудель (лен) в сторонку откладывали, а вечерком обереги крутили.
Оберег для милого и для себя.
Парням раздавали и судьбу узнавали.
Кто оберег возьмет, значит ладная ты ему и по нраву.
-
Оберег, когда крутили (вязали), то и шептали: "Милый мой погляди на меня, да и не оставляй меня, не проходи мимо, оберег возьми и на меня взгляни".
-
Оберег на здоровье. Заговор; "Ниточка льняная, обвяжи меня, недуг забери, силы дай, да и хворь за ворота отдай".
Ниточку повязывали и накладывали на руку или на то место, где болит.
-
Заговор, чтобы понести (забеременеть).
Заговор: "Ефим Благочестивый помолись за меня, чтобы я понесла, дай мне милость дитя родить, буду век тебя БЛАГОДАРИТЬ. Аминь!".
-
День тяжелый, много работы, надо, как можно больше сделать в этот день потрепать лен, а то с каждым днем все холоднее будет, да сырости много, а лен сырость не любит.
-
Вечером баньку топили, да от льна пыль и грязь смывали.
Что нельзя делать?
-
Нельзя работать в доме (убираться, мыть и подметать пол).
-
Нельзя работать в огороде и в поле.
-
Нельзя смотреть на ночной небосвод.
-
Нельзя ходить в лес – женщинам и девицам.
-
Нельзя свататься.
-
Нельзя свадьбы играть.
-
Нельзя обижаться.
-
Нельзя конфликтовать.
-
Нельзя ругаться.
-
Нельзя оскорблять.
Погода.
-
Луна в кругах и небо чистое - к морозу.
-
Красноватые и расплывчатые круги возле луны – к снегу и ветру.
-
Над восходящим солнцем виднеется облако – к ненастью.
-
Кошка пьет воду больше обыкновенного – к непогоде.
-
Собака есть отказывается - к ненастью.
-
Много мышей на гумне – к теплой зиме.
-
Перед взлетом на насест петух 12 раз пропоет - завтра погода переменится.
-
Куры скребутся – к дождю.
-
Комары появились - к теплой зиме.
Православный календарь.
ПОНЕДЕЛЬНИК (25 октября). Седмица 19 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799). Прп.Космы́, епископа Маиумского, творца канонов (ок. 787); Прова, Тара́ха и Андрони́ка (304).
ВТОРНИК (26 октября). Седмица 19- я по Пятидесятнице. Поста нет. И́верской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.).
СРЕДА (27 октября). Седмица 19 - я по Пятидесятнице. Постный день. Прп.Параске́вы-Пе́тки Сербской (XI); Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Ке́лсия (54–68).
ЧЕТВЕРГ (28 октября). Седмица 19 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Прп.Евфи́мия Нового, Солунского, иеродиакона (898); прмч. Лукиа́на Антиохийского, пресвитера (312);
ПЯТНИЦА (29 октября). Седмица 19 - я по Пятидесятнице. Постный день. Мч.Ло́нгина Сотника, иже при Кресте Господни (I).
СУББОТА (30 октября). Седмица 19 - я по Пятидесятнице. Поста нет. Прор.Оси́и (820 г. до Р. Х.); прмч. Андре́я Критского (767).
ВОСКРЕСЕНЬЕ (31 октября). Седмица 19- я по Пятидесятнице. Поста нет. Апостола и евангелиста ап. от 70-ти Луки́ (I); Обре́тение мощей прп. Ио́сифа, игумена Волоцкого (Волоколамского), чудотворца (2001).
Сад и огород (на неделю с 25 октября по 31 октября)!
Понедельник (25 октября).
Проводим работы в цветнике.
Проводим сбор семян.
Вторник (26 октября).
Сеем озимые овощные культуры и цветы.
Укрываем на зиму растения.
Среда (27 октября).
Проводим обрезку многолетников (в южных регионах).
Укрываем на зиму растения.
Четверг (28 октября).
Делаем ямы для весенней посадки саженцев.
Пятница (29 октября).
Обрезаем плодовые деревья, ягодные и декоративные кустарники.
Суббота (30 октября).
Перекапываем землю — вокруг деревьев и кустарников, на грядках,
Воскресенье (31 октября).
Собираем компостную кучу - листьев, ботвы.
Чистим канавы, желоба и дренажную систему.
Производили мятье и трепание льна. Трепали лен разными способами – ударяя волокном о стену. Во время работы обсуждали разные события, пели песни, сочиняли частушки. Называли - "Дневная вечерка - Тряпушка". Знахари читали заговор на тягу к женскому телу. Девицы полученную кудель (лен) в сторонку откладывали, а вечерком оберег крутили. Оберег, когда крутили (вязали), то и шептали Оберег на здоровье. Заговор, чтобы понести (забеременеть). Вечером баньку топили.