Тут в ВК народ немножечко истерит по поводу планов отечественного производителя ввести некий аналог пионерской организации, мол будут оболванивать наших детей и растить из них "патриотическое мясо"... Скорее всего, так оно и будет. Но аргументация противников, мол воспитанием должна заниматься семья, а коллективизация - зло, породило у меня довольно многословный коммент, который я хочу сохранить просто чтобы столько слов не уплыли в небытие, как это происходит со всеми комментариями :)
Возлагать задачу воспитания на семью, к сожалению, провально. Семьи сейчас тотально некомпетентны в этом вопросе, а главное - не желают брать эту задачу на себя. Говорю по сумме опыта педагогов и врачей.
Если, допустим, в околоперестроечное время и раньше вызов родителей в школу приводил к совместному пропесочиванию провинившегося школьника за поведение/оценки, то сейчас родители приходят с претензией, а чего это вы так моего ребенка плохо учите, что у него двойки и окна он бьет? Как будто это зависит только от воли педагога, в одностороннем порядке. Ребенок воспринимается как объект, а не субъект, и таким образом в любой проблемной ситуации становится невинной жертвой.
Врачи вообще печально шутят, что пора вводить помимо водительских прав еще и родительские, с экзаменами и прочим. Родители ухитряются не замечать наркомании, беременности, серьезных проблем со здоровьем у своих детей. Как можно говорить о воспитании, если родитель просто отрицает очевидное? Нет, мой Мишенька не может быть наркоманом, он моя кровиночка, а вы все врете, что он терроризирует одноклассников и барыжит спайсом.
Решается, конечно, это не принудительным контролем, а предоставлением заманчивых альтернатив. Идеальный вариант - такое обилие кружков/секций/соревнований/клубов, интересных ребенку, что он не успевает на всё, чем ему хотелось бы заниматься. Тогда любая свободная минута расходуется на то, что очень хотелось, но раньше не было времени этим заняться.
При этом в коллективизации нет чего-то по определению плохого, все зависит от того, как идея реализована. Любому человеку надо развивать навыки социального общения, если он не планирует жить в Сибири натуральным хозяйством. Для этого должны быть [безопасные] пространства, где можно оттачивать навыки коллективного взаимодействия. Сейчас это разнообразные субкультуры с упрощенной социальной системой. Ты можешь влиться, если подстроился под сигнальную систему субкультуры (условно кольцо в носу и пальмовая юбка показывают всем папуасам, что ты тоже папуас). Ты можешь успешно общаться, освоив сленг. Ты можешь занять почетное место в иерархии, добившись определенных целей (повесив самое большое кольцо в нос) или просто выслугой лет ("а это - олдовый папуас Вася, он помнит еще кружок папуасов при ИСААФ"). Дальше такие навыки позволяют либо экстраполировать их на обычную жизнь (понять, что в социуме считается кольцом в носу), либо компенсировать неуспешность (как человек ее понимает) в обычной жизни высокой иерархией в субкультуре ("пусть я слесарь в ЖЭКе, зато самый уважаемый папуас Москвы").
Собственно, пионерия - такая же субкультура, только более регулируемая. Например, в субкультуре папуасов может появиться "нежелательная" практика (лизание ядовитых лягушек, допустим), а в пионерии этому можно воспрепятствовать.