-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ася_Карповна_777

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

все что делает мою жизнь интереснее...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2017
Записей: 3554
Комментариев: 15
Написано: 6747


КОМПОЗИЦИЯ СНИМКА. КАК ВЫСТРОИТЬ КАДР

Пятница, 23 Июня 2017 г. 10:12 + в цитатник

ВВВ ВВЕДЕНИЕ В КОМПОЗИЦИЮ

http://photo-mir.at.ua/publ/sovety_nachinajushhemu...vedenie_v_kompoziciju/1-1-0-18

Когда художник приступает к написанию новой картины, перед ним стоит чистый холст. И он, художник, имеет возможность корректировать, или даже выстраивать композицию по своему усмотрению, при случае, исключая лишние детали. Фотограф- тоже художник, он русует светом, используя фотоаппарат. Поэтому изменяется подход к изобразительному искусству – мы принимаем решение о кадрировании, и выстраиваем композицию. Что такое композиция в фотографии? Это гармонично расположенные в кадре объекты, наполняющие изображение смыслом, раскрывающие замысел и идею фотографии.

Правила композиции – тема порой спорная, мнения на этот счет могут быть диаметрально противоположными. А так как сейчас увлечение фотографией настолько массово, что кого ни возьми – все «фотографы». Многие из них называют себя фотохудожниками, культивируя понятие «свободный взгляд». Дескать, «любые правила – рамки, сковывающие творческий полет». Возможно. Однако для меня более приемлемо наличие композиции, чем ее отсутствие. Все-таки хорошее фото – когда в нем нет места дисгармонии между смысловыми центрами.

Поэтому я предлагаю определение «грамотная композиция» – когда фотография воспринимается целостно, вызывает интерес у зрителя, рождает эмоциональный отклик. Понятие композиции возникло еще со времен возникновения изобразительного искусства. На сегодняшний день сформирован определенный набор правил композиции, знание которых существенно облегчит создание целостных, гармоничных для восприятия, фотографий.

Перед тем, как приступать к рассмотрению правил композиции, стоит уделить внимание инструментарию фотографа. Вспомните, что использует художник при написании картины? Это мольберт, холст, палитра, кисточки и т.п. У фотографа в арсенале имеются объективы для контроля над количеством пространства. Выбирая освещение, мы контролируем проработку форм, текстур, тоновую и цветовую гамму. Фотограф также может повлиять на линейный рисунок кадра, выбирая точку съемки и перспективу.
Начинающие фотографы обычно выстраивают кадр «как по учебнику», к тому же несколько сумбурно, шаблонно. Опытные же просто следуют интуиции, проявляя гибкость ума и используя наработанные навыки, не отвлекаясь на чисто технические аспекты.

С чего начинается хорошая композиция? Со смыслового центра, конечно же. Это отправная точка любого снимка.

При портретной съемке все понятно – это лицо модели. А как быть со съемкой пейзажа? Во-первых, смысловой центр не обязательно должен занимать большую часть кадра. Скорее наоборот, лишь малую его часть, однако, своей фактурой, контрастом, расположением -должен мгновенно «притягивать» взгляд. Если смысловых центров в кадре более одного – нужно искать наиболее выгодное их расположение в кадре.

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

Для этого следует не лениться, и поискать максимально выгодную точку съемки. Не бойтесь подходить поближе, ведь таким образом вы наверняка избавитесь от лишних деталей в кадре. Большинство фотографов снимают стоя, реже – сидя, и очень редко – сверху или лежа. Не следуйте за большинством, ищите свою точку съемки.

Пришло время рассмотреть основные правила композиции:

Правило одной трети.

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

Возможно, это наиболее известное правило. Предполагает условное разделение кадра на три равных части, при этом смысловой центр занимает либо две трети от площади кадра, либо одну треть.

Правило равновесия двух частей.

ВВВВ 

ВВВВ 

Предполагает построение кадра на контрасте света и тени, который условно разделяет фото на две части. Чаще по вертикали, и реже – по горизонтали или диагонали.

Правило пересекающихся линий.

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

ВВВВ 

Часто встречающееся на экране «цифрокомпакта» либо «зеркалки» начального уровня условное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на девять равных частей (визуально напоминает игровое поле для «крестики-нолики»). При этом точки пересечения этих линий принято считать оптимальными для расположения смысловых центров.

автор текста – Юрий Кривенко


Источник:ВВВВ http://photokubik.com/sovety-i-uroki-po-fotografii/nachinayushhemu-fotografu-3/

....

https://photo-monster.ru/books/read/14-printsipov-postroeniya-kompozitsii.html

Понимание композиции – это вещь, на которую каждый фотограф должен потратить время. Без необходимости инвестирования в дорогое оборудование, понимание элементов хорошей композиции, несомненно, улучшит вашу фотографическую работу. Развитие фотографического видения к кому-то приходит само собой, но другим необходимо потратить время и приложить усилия для оттачивания своих визуальных навыков и способностей. Здесь представлена выборка подсказок и советов, которые помогут вам в оценке и построении композиции ваших работ.

Если у вас есть время, найдите повод сконцентрироваться и попрактиковаться в этих навыках, и, безусловно, постарайтесь помнить о них в следующий раз, когда вы делаете кадр, это может помочь вам почувствовать разницу между съемкой хорошего кадра и великолепного кадра.

Шаг 1 – Не пытайтесь быть совершенным

Важно понимать, что не существует такой вещи как «совершенная» композиция. Так как это субъективная форма искусства, вы никогда не достигнете точки, в которой вы получите идеальный кадр, но вполне возможно иметь кадры с плохой и хорошей композицией. Существует множество элементов композиции фотографии, которые я детально рассмотрю в этой статье. Каждый из разделов является лишь простой рекомендацией, которая поможет вам получить более сильныеВВВВ  и привлекательные изображения.

Автор фотографии -ВВВВ Snow Peak

Шаг 2 - Простота

Одна из основных вещей, на которую стоит обратить внимание, это расположение элементов в кадре относительно друг друга. Исходя из этого, вам нужно будет решить, что вы включите в кадр, а что уберете из него. Часто возникает искушение заполнить кадр как можно большим количеством интересных объектов, но когда речь идет о композиции, лучше быть избирательным относительно того, что вы включаете в кадр и подходить к выбору осознанно. Некоторые из наиболее ярких фотографий имеют очень простую, но эффективную композицию, взгляд без помех следует по изображению, и зритель оказывается ВВВВ вовлеченным в ясный и эффектный кадр.

Автор фотографии -ВВВВ Ewan MacNeilage

Шаг 3 – Правило третей

Одно из простейших правил композиции – это правило третей, которое стало очень распространенным инструментом для любителей и профессиональных фотографов. Метод состоит в разделении кадра на трети, вертикально и горизонтально (так что фактически это девятые части), и в использовании этих линий для эффективного разделения вашего изображения и отделения областей изображения. Точки, в которых линии пересекаются, рассматриваются как ключевые области для главных объектов в кадре.

Это правило, хоть и очень простое, работает действительно хорошо при правильном применении. Например, в пейзажных фотографиях, горизонт может проходить через кадр по нижней горизонтальной линии, а вершина горного хребта пересекать верхнюю горизонтальную линию. Аналогично, с портретными кадрами, глаза могут быть размещены в точках, в которых верхняя горизонтальная линия пересекает две вертикальные линии.

Автор фотографии -ВВВВ nandadevieast

Шаг 4 – Композиция в пейзаже

Чрезвычайно важно эффективно использовать композицию при работе с пейзажами. Драматическая составляющая великолепного пейзажного кадра базируется на композиции и структуре. Спросите себя, о чем будет ваш кадр.ВВВВ  О воде, о горах в отдалении, о горизонте, закате или камнях на переднем плане? Какие элементы вы хотите выделить в кадре? Используя правило третей, постарайтесь убедиться, что в кадре есть разные ВВВВ уровни, убедитесь, что у вас есть интересный объект на переднем плане, чтобы добавить ощущение глубины и масштаба в изображение, и что главная точка фокуса в кадре четко расставляет приоритеты.

Автор фотографии -ВВВВ Simon Bray

Шаг 5 - Линии

Линии в изображении – один из наиболее эффективных способов сделать ваш кадр более ярким. Горизонтальные и вертикальные линии делают изображение четко структурированным, в то время как изогнутые линии воспринимаются более спокойно. Рассмотрите, где каждая линия в кадре начинается и куда ведет. Это очень эффективно – иметь в кадре линию, ведущую взгляд, например, от нижнего угла через изображение к противоположному углу. Тропинки, реки, железнодорожные пути и дороги могут послужить этой цели при правильном использовании.

Когда вы работаете с горизонтальными и вертикальными линиями в кадре, убедитесь, что снимок выглядит четко, что линии прямые. Вы не поверите, как много фотографий, из тех, что я видел, были испорчены немного наклоненной линией, например, горизонта. Конечно, возможно впоследствии обработать кадр, чтобы исправить эти ошибки, но гораздо лучше хорошенько попрактиковаться и корректно выравнивать его уже во время съемки.

Автор фотографииВВВВ Rob Ellis

Шаг 6 - Формы

Когда вы поймете роль, которую играют линии в композиции изображения, вы сможете оценить влияние форм. Попробуйте дистанцироваться от того, что вы смотрите через видоискатель на конкретный предмет и обратитесь к форме каждого элемента в кадре. Важно понимать, как формы взаимодействуют друг с другом. Сильные формы, такие как треугольники и квадраты, гораздо проще разместить в кадре, чем более мягкие округлые формы, но при помощи оценки того, как каждый элемент сформирован, вы сможете оказывать очень сильное воздействие через представление форм и их взаимодействия как основной темы снимка.

Автор фотографии -ВВВВ Chris Hiramatsu

Шаг 7 – Контраст

Когда речь идет о вашем основном объекте съемки, рассмотрите его в контексте и отношении к его окружению. Как цвета, формы, текстуры и оттенки основной точки фокуса соответствуют окружающему пространству? Если между ними существует сильная связь, вы сможете обыграть это и выделить в изображении при помощи композиции, объединив объект с окружением. Если объект и окружение сильно отличаются, постарайтесь использовать техники композиции для усиления этих различий.

Автор фотографии -ВВВВ Simon Bray

Шаг 8 – Формирование кадра

Эффективное формирование кадра – основа сильной композиции. Естественное желание - ВВВВ  ВВВВ  ВВВВ ВВВВ  поместить главную точку фокуса точно по центру, но это чаще всего выглядит странно и оторвано от окружения. Попробуйте расположить ее ближе к одной из сторон или к углу, чтобы посмотреть, сможете ли вы создать контекст и взаимосвязи. Стоит заметить, правда, что часто портреты выглядят наиболее ярко, когда объект расположен по центру.ВВВВ  Так что вам стоит поэкспериментировать, не принимайте одно единственное решение о компоновке кадра и не останавливайтесь на нем, исследуйте все ваши возможности.

Автор фотографии -ВВВВ Neil Singapore

Шаг 9 – Негативное пространство

Важно принимать во внимание негативное пространство в изображении. Когда вы работаете с небольшими объектами, тенденция состоит в том, чтобы попытаться поместить всю точку фокуса в кадр. На самом деле, композиция при съемке макро объекта становится гораздо более яркой, если вы либо заполните кадр объектом, разместив его вплотную, либо ВВВВ используете негативное пространство вокруг, чтобы позволить объекту «дышать» и гармонично разместиться в окружении.

Попробуйте поэкспериментировать с чем-нибудь простым, как, например, морская ракушка, или посмотрите, как вы можете изменить композицию, если вы не просто сделаете кадр обычным способом, а попробуете приблизиться, или, напротив, отдалиться.

Автор фотографии -ВВВВ Armando Maynez

Шаг 10 – Угол

Когда вы работаете с вашим объектом, рассмотрите угол, с которого вы снимаете.ВВВВ  Чаще всего самый простой способ – снять объект под углом, под которым вы его видите, но пока вы работаете над кадром, исследуйте различные углы и подходы. Вы можете найти более интересный способ для выражения главной темы снимка.

Шаг 11 - Слои

Так же, как в случае работы со слоями в пейзажных кадрах, не забудьте включить некоторые элементы глубины в ваши изображения. Помещение интересного объекта на передний план – самый простой способ это сделать, но даже использование зигзагообразно расположенного объекта добавит ощущение глубины и поведет взгляд вглубь изображения.

Автор фотографии -ВВВВ Simon Bray

Шаг 12 – Симметрия и узоры

Эффективная эксплуатация симметрии и узоров может способствовать созданию действительно мощного кадра, особенно когда вы работаете с такими объектами как архитектура. Потратьте время на исследование объекта и распознавание узоров и закономерностей (обращая внимание на формы и линии). Найдите среднюю точку и расположите камеру точно перпендикулярно к объекту. Избегайте отвлекающих внимание деталей, которые нарушат симметрию или узор, постарайтесь максимизировать желаемый эффект.

Автор фотографии -ВВВВ Simon Bray

Шаг 13 - Кадрирование

В наш век пост-обработки, если вы вдруг придете домой и обнаружите, что скомпоновали кадр не так, как вам того хочется, еще ничего не потеряно. Почти все утилиты для обработки изображений сейчас имеют инструмент кадрирования, при помощи которого вы можете обрезать лишние части фотографии. Вы можете сделать это с закрепленным соотношением сторон (большинство фотографий сегодня имеют соотношение 3:2), или же свободно обрезать кадр до формы, которую вы хотите получить, например, до квадрата, или создать панорамный пейзажный кадр, отсекая нижний и верхний уровни.

Шаг 14 – Практика, практика и еще раз практика

Итак, мы изучили ряд композиционных принципов, которые могут действительно помочь вам на вашем пути создания более сильных и увлекательных изображений. Как только у вас появится возможность, попрактикуйтесь в использовании этих предложений. Что бы вы ни снимали: пейзажи, портреты, макро, - всегда есть пространство для экспериментов по совершенствованию вашей композиции, шанс сделать ваш кадр хоть немного, но более ярким.

Только, пожалуйста, запомните, что не бываетВВВВ  простых и быстрых решений для создания великолепных кадров. Вышеперечисленные техники могут помочь вам, но переступать через них также не воспрещается. Когда вы решите, что поняли, как эффективно применять эти принципы на практике, не стесняйтесь начинать нарушать правила и снимать ваши объекты тем творческим способом, который вы считаете для себя оптимальным.

Автор фотографии -ВВВВ Paul Stevenson

Автор статьи -ВВВВ SimonBray

01/02/2012ВВВВ ВВВВ ВВВВ  Просмотров : 102053ВВВВ ВВВВ ВВВВ  Источник:ВВВВ photo.tutsplus.comВВВВ ВВВВ ВВВВ  Перевод:ВВВВ Анна Смолина

.........

КОМПОЗИЦИЯ СНИМКА. КАК ВЫСТРОИТЬ КАДР

ВВВВ 

http://www.cifrovik.ru/photoschool/archive/5735/

ВВВВ 

Автор: Михаил Ряузов | 24 ноября 2005 | Источник:ВВВВ Цифровик

Для того чтобы объяснить важность общей композиции снимка в фотографии, вместо множества непростых научных выкладок во вступлении о связи природы человеческого зрения с расположением фигур и линий в кадре лучше приведу один пример из собственной практики. Когда я, окончательно решив, что увлечение фотографией мне по душе, приобрел свой первый фотоаппарат (это была пленочная мыльница еще советского образца «Эликон»), мне, конечно, очень нравилась возможность создавать свои собственные кадры и самому же их потом проявлять и печатать. Но в скором времени, постепенно вникая в тонкости фотодела все больше и больше, я с некоторым разочарованием стал понимать, что не могу влиять на процесс съемки – камера работала только в автоматическом режиме, единственными доступными регулировками были установка светочувствительности пленки и выбор из трех позиций дальности фокусировки. А вот основных параметровВВВВ экспозицииВВВВ – ширины диафрагмы и выдержки (о них в следующих главах) я изменить не мог. Более того, нельзя было узнать, при каких показателях был сделан тот или иной кадр. Схожая, к слову, ситуация наблюдается со многими современными цифровыми компактами. И вот, набравшись смелости, я написал письмо экспертам в редакцию самого настоящего фотожурнала с изложением своих чаяний и просьбой совета – благо у них как раз была соответствующая рубрика. К моему удивлению, из редакции достаточно быстро пришло ответное письмо. Дословный ответ сейчас вспомнить довольно сложно, но общий смысл заключался в том, что по существу моя камера вовсе не такая уж плохая или ограниченная – для начинающего фотолюбителя подходит в самый раз. А хорошие кадры можно получать и любительской техникой, так как более половины составляющей в успешном кадре заключается в правильно выстроенной фотокомпозиции. Даже при идеальном соблюдении всех параметров съемки и использовании самой дорогой зеркальной камеры кадр будет неудачным, если он плохо выстроен. Приободренный этим рассказом, я стал ближе знакомиться с художественными основами составления кадра (составление, связь, соединение – именно так в переводе с латинского звучит слово «композиция»), которой и посвящен данный раздел.

Действительно, ведь если разобраться, именно композиция является неким связующим звеном между реально существующей действительностью и внутренним отношением автора к этой действительности, его личным философским осмыслением окружающего мира. И от того, какой смысл автор вложит в тот или иной прием построения кадра, зритель будет судить о стиле и мировоззрении фотографа.

Восприятие снимка так или иначе связано с линейной перспективой, т.к. трехмерное пространство в реальности отображается в кадре на двумерной плоскости и посредством определенных комбинаций методов компоновки снимка в большинстве случаев мы представляем именно объемный сюжет. Также к основным элементам композиции относятся такие факторы, как расположение смыслового и зрительного центров снимка, использование тональной перспективы, геометрическая ориентация снимка, точка съемки и контраст. Остановимся на каждом из них подробней, с тем, чтобы понять, в каких случаях выбрать тот или иной композиционный прием, когда законы построения нельзя нарушать, а когда от этих правил можно отойти для достижения нужного результата.

Сюжетно-композиционный центр.

Для точного и выразительного построения рисунка изображения, фотограф должен иметь четкое представление о сюжетном центре своей композиции. Именно сюжетном, а не геометрическом, на который и будет сделан акцент в его фото. Центральная сюжетная линия может включать в себя не один визуальный смысловой центр; они могут располагаться в разных частях кадра, но общей сути это не меняет – главное определить основную суть снимка. Затем необходимо найти детали и объекты, с наибольшей силой характеризующее отображаемое явление или предмет и проакцентировать на них внимание любыми доступными выразительными средствами. Остальные же элементы, занимающие периферийное положение и составляющие окружающую среду, будут способствовать усилению звучания главной идеи фотоснимка. Главное здесь – сделать так, чтобы отдельные части окружающей среды ни в коме случае не отвлекали от главного в кадре, например большей яркостью, габаритами и т.д. Необходимо помнить, что в любом художественном процессе, к коим, несомненно, относится фотография, даже самая незначительная деталь имеет свою эстетическую форму, поэтому нужно постараться выбрать именно те элементы, которые будут подчеркивать иерархию основных и второстепенных объектов, и напротив, исключить из кадра то, что будет вносить дисгармонию в общий рисунок. Сделать это можно разными способами: уменьшить границы кадра, снять с другого ракурса, изменить направление освещения, наконец, убрать самому, если это возможно, лишнее из кадра – все, что подскажет фантазия фотохудожника. Иногда, на практике трудно сразу определить, что будет лишним, а без чего снимок будет «пресным», и здесь конечно огромное преимущество есть у цифровых фотокамер – можно сразу же оценить полученный кадр и, если нужно, подкорректировав ошибки, снять новый.ВВВВ 

Размещение объектов в площади снимка.

Определившись со всеми элементами, которые будут фигурировать в изображении, необходимо правильно расположить их в кадре, для чего существуют определенные правила. Во-первых, сюжетно-важные элементы должны располагаться на снимке не хаотично, вразнобой, а образовывать простые геометрические фигуры – так проще воспринимать снимок. Во-вторых, желательно подчинять расположение объектов съемки так называемому правилу «трех третей» или иначе «золотого сечения», следуя которому основной элемент изображения располагается на расстоянии примерно 1/3 по высоте или ширине кадра от его границы.


Схема "золотого сечения". Оптимальные точки и линии расположения сюжетно-важных объектов в кадре.

Распространенной ошибкой начинающих фотолюбителей является совмещение сюжетного центра с геометрическим центром кадра, то есть расположение объекта по центру снимка – в результате получается центральная композиция, которая, как правило, считается неудачной. Целесообразным применение центральной композиции считается в случаях, когда изображению необходимо придать подчеркнутую статичность и монументальность, например при съемке архитектуры. Также желательно следить за рациональным использованием свободного места в кадре – частой ошибкой является оставление большого пространства, например, сверху кадра (небо, море, поле и т.д.) и «обрезка» части смыслового центра на ближних границах снимка. Если объект изображения имеет большие габариты или съемка ведется крупным планом, не следует занимать более 75-80% площади кадра, иначе снимок будет выглядеть загроможденным. Напротив, снимая слишком мелко, фотография будет выглядеть пустой, кроме того, хуже будет передана детализация объекта.

Правило равновесия.

Одним из требований к фотокомпозиции является гармония. Это может быть гармония горизонтальных и вертикальных линий, дополняющих друг друга, гармония цветов, света и тени и т.д. Но гармоническое единство невозможно без уравновешенности в кадре. То есть элементы изображения должны быть связаны друг с другом по объему, размеру, тону или смысловой окраске. К примеру, композицию, построенную на одних горизонталях, во избежание однообразия рекомендуют оживить каким-либо вертикальным акцентом или усложнить диагональными линиями. Равновесие также может быть достигнуто в результате симметричного построения фотоснимка, в случае же асимметрии не рекомендуют перегружать правый нижний угол по сравнению с левым, а также сильно загружать всю верхнюю область кадра. Как исключение, иногда, для усиления динамичности и психологического напряжения в снимке намеренно нарушают равновесие.

Контрасты и аналогии.

Еще одной из основ композиционного построения является контраст. Контраст усиливает эмоциональное звучание фото, делает его более выразительным. Контраст может быть построен на соотношениях черного и белого (или других цветов), на противопоставлении четким линиям изломанных, на съемке динамичных объектов среди статичных. К примеру, для придания эмоционального содержания снимку более светлый предмет нужно расположить на темном фоне и наоборот, темный – на светлом.ВВВВ 

Противоположным контрасту выразительным приемом является аналогия, основанная на чередовании в определенном порядке одинаковых элементов. В фотографии зачастую используют сочетание этих принципов, выбирая один как несущий смысловую нагрузку, а другой – дополняющим контекст сюжета. К примеру, цветовой контраст может быть усилен аналогией форм, окрашенных в контрастные цвета.

Масштабность и перспектива. Точка съемки.

В большинстве случаев, глядя на фотографию, мы имеем довольно точное представление о размерах объекта, представленного на снимке, хотя изображение во много раз меньше оригинала. Эта закономерность объясняется тем, что для соблюдения масштаба в кадр вводятся знакомые предметы для сопоставления размеров. Масштаб же, в свою очередь, находится в полной зависимости от перспективы. Размеры, очертания, форма, окраска меняются по мере изменения положения в пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Уменьшение масштабов изображаемых предметов будет пропорционально их отдаленности от объектива камеры. Это и есть свойство линейной перспективы, которое также является сильным инструментом среди выразительных средств фотографии. Также существует понятие тональной перспективы – изменение четкости и яркости очертаний, а также цветов и тонов между фотоаппаратом и объектом съемки, обусловленное толщиной воздушного слоя. Линейная и тональная перспектива существую в природе и фиксируются объективом независимо от воли снимающего. Но есть возможность управлять этими свойствами в своих целях, усиливая или ослабляя тот или иной эффект. Используя короткофокусный объектив, можно значительно расширить пространство, а, применяя телеобъектив, перспективу можно сократить. К примеру, многие наверное замечали, что при съемке высотных зданий с ближнего расстояния с нижней точки кажется что строение сужается кверху и как будто заваливается назад – этот эффект усиливается с уменьшением фокусного расстояния, приближением к объекту съемки и увеличением угла наклона оптической оси фотоаппарата. В связи со свойствами перспективы наибольшее распространение в большинстве случаев получила фотосъемка под углом к объекту – она дает представление об объемных характеристиках предмета. Можно заметно усилить линейную перспективу, если показать на снимке точку схода линий, уходящих вдаль.

От точки съемки зависит эмоциональное и размерное восприятие сюжета. В большинстве случаев фотографируют с высоты человеческого роста – именно такие снимки дают наиболее верное и полное представление об объекте. При нижней точке объекты получаются преувеличенными и монументальными, при этом неся большую эмоциональную нагрузку и давление, а верхняя точка, напротив, уменьшает значимость и размеры предметов, иногда предоставляя при этом интересные ракурсы. При выборе точки съемки следует помнить, что линия горизонта, если она присутствует в кадре, не должна проходить через центр снимка, иначе она разобьет кадр пополам, затруднив выбор – на чем сосредоточить внимание. То же самое относится к строгим вертикальным линиям, которые, так же как и линию горизонта, лучше располагать по схеме «золотого сечения».

Правило диагонали.

Поскольку наши глаза привыкли читать слева направо, снимок человек непроизвольно разглядывает таким же образом. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра, поскольку в этом случае взгляд и объект съемки как бы движутся навстречу друг другу. Большим подспорьем в этом случае может стать какой-либо графический редактор – цифровую версию любого снимка в них можно «обернуть» по горизонтали или вертикали в нужном направлении нажатием всего 2-3 кнопок. Заодно можно проанализировать разницу в восприятии оригинала и перевернутой по горизонтали копии. При этом самым лучшим вариантом является случай, когда основная линия кадра проходит как бы по диагонали навстречу взгляду. Перед движущимися объектами, а также в том направлении, куда обращен взгляд человека нужно оставить свободное место, как бы предоставляющее свободу для фантазии и способствуя удобному «чтению» снимка.

Формат кадра.

Выбор ориентации снимка обусловлен преобладанием в кадре вертикальных или горизонтальных линий. Зачастую мы, не задумываясь, переворачиваем фотоаппарат на 90 градусов, всего лишь исходя из потребности захватить в кадр нужные элементы изображения, хотя от геометрической ориентации зависит очень многое в восприятии кадра. Классическими соотношениями считаются 4:3 или 3:2, но в зависимости от ситуации и задач фотографа кадры могут быть и с другими соотношениями сторон, включая квадратные форматы и даже круглые (для них нужны специальные фотокамеры).

Также для достижения определенных эффектов фотокамеру иногда отклоняют на несколько градусов от горизонтального или вертикального положений. Стоит добавить, что в случае, когда сюжет съемки не диктует определенной ориентации кадра, целесообразней сделать горизонтальный снимок ввиду более легкого восприятия такой ориентации кадра.

Учитывая в зависимости от условий и целей съемки вышеописанные моменты, а также экспериментируя в их модификациях и отклонениях от четких рамок, можно сформировать некоторые штрихи своего собственного оригинального стиля, не нарушая при этом общих законов композиции. Ведь именно художественное построение кадра является одной из главных творческих составляющих в увлекательном деле создания фотографии.

......

Рубрики:  ИССКУСТВО ФОТОГРАФИИ/ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку