Непорочная сатанесса Зинаида Гиппиус |
Ее знают как поэтессу и супругу поэта-символиста Дмитрия Мережковского, даму эпатажную и талантливую. Пятьдесят два года прожили они вместе в духовном браке, не приближаясь друг к другу и не расставаясь ни на один день. До сих пор спорят, кто в их семье верховодил. Говорили, что «Мережковский был у них жена, а Гиппиус -- муж, и она оплодотворяла его своими идеями». Она
Когда женщина кладет на лицо слишком много грима, чем злоупотребляла Зинаида Николаевна, психологи говорят, что таким образом она прячет свою тонкую душевную организацию под маской, защищаясь от общества. И нападает на окружающих тоже самозащиты ради.
Лев Бакст. Портрет Зинаиды Гиппиус.
Но биография Гиппиус ничем не выдает ранимую натуру -- наоборот, она свято верила в свою исключительность, ей нравилось, когда ее называли ведьмой и сатанессой, и у нее были формальные причины чувствовать себя избранной.
Во-первых, она была невероятно, по-боттичеллевски, красива (чего стоили золотисто-рыжая коса ниже колен и зеленые глаза!), и во-вторых, в детстве маленькая Зина заболела туберкулезом, по прогнозам врачей, ее ждала ранняя смерть, поэтому девочка провела период взросления под боком у мамы и получила только домашнее образование. Но ей суждено было прожить 76 лет и остаться в истории женщиной, с которой началась и на которой закончилась эпоха символизма в русской литературе.
Гиппиус и Мережковский познакомились в Боржоми, когда ей было 19, а ему 23 года. Он уже издал одну книжку своих стихов и был знаменит, она -- любимица тифлисской молодежи, восхищавшейся ее стихами. Молодые люди встретились в 1888 году и через год поженились. Взаимное очарование носило эстетический характер: оба были молоды и хороши собой, увлекались поэзией, могли часами разговаривать о новомодных течениях в литературе. Кроме того, это были богемные дети, социально равные по положению в обществе, знаниям и достатку. Зинаида -- дочь известного юриста, Дмитрий -- генеральский сын, они никогда не знали нужды и могли эстетствовать вволю. И тем не менее молодые предпочли скромное венчание в тифлисской церквушке, куда невеста прибыла в темно-стальном костюме, а жених -- в сюртуке и шинели.
Они считали себя особенными, и семья у них должна была быть особенной. Молодожены разошлись в разные стороны вскоре после венчания: Зина отправилась домой, а Дмитрий -- в гостиницу. Утром мать разбудила дочь: «Просыпайся! Муж пришел!» Девушка едва вспомнила, что накануне вышла замуж. Мать Мережковского купила молодым квартиру в Петербурге, у каждого из супругов были своя спальня и кабинет, встречались в столовой и гостиной, чтобы поделиться написанным, пообщаться или принять гостей.
Возвышенные отношения отнюдь не исключали бурных чувств, которые оба предпочитали реализовывать на стороне. Никаких тайн, измен, подозрений. Высокодуховные личности не опускаются до примитивной лжи да еще по такой нелепой причине, как ревность! Да и не смогла бы красавица Зинаида строить из себя недотрогу, уж очень ей нравилось очаровывать мужчин и влюбляться самой. Правда, не до потери самоконтроля. «Совершенная женщина» больше всего на свете любила свои идеалы, которые не позволяли ей идти в страсти дальше поцелуев.
Гиппиус была убеждена, что только в поцелуе партнеры равны, но едва отношения переходят в горизонтальную плоскость, как равновесие нарушается и один подчиняет другого. Это не помешало ей через год после свадьбы влюбиться сразу в двоих -- в поэта-символиста Минского и прозаика Червинского, а еще через пять лет случился бурный роман с критиком и издателем Флексером (он первым напечатал стихи Гиппиус). Разумеется, все отношения были платоническими, больше всего Зинаиду прельщало в мужчинах желание и в страсти блюсти «телесную чистоту».
Она эстетствовала даже в расставаниях: с «настоящей любовью» Флексером Гиппиус разошлась из-за «невозможного русского языка», которым критик писал свои статьи. Близкие отношения с женщинами носили более земной характер, ограничение «не дальше поцелуя» на них почему-то не распространялось, связи поддерживались параллельно с непорочными мужскими романами. Примерно в том же режиме жил и Мережковский.
Открытый духовный брак преподнес сюрприз, когда оба супруга влюбились в одного мужчину. Им стал любовник мецената Сергея Дягилева -- Дмитрий Философов. Некоторое время они жили втроем, закрепив свой «тройственный союз» придуманным обрядом. Но вскоре Дягилев отбил своего возлюбленного и увез за границу, союз распался ровно до возвращения Философова на родину. Все трое снова сблизились и не разлучались пятнадцать лет. Гиппиус, наверное, впервые возжелала плотской любви, уж очень изящным, утонченным и высококультурным человеком был Философов. Ему она посвятила единственное стихотворение, написанное от лица женщины. Однако избранник прямо заявил поэтессе, что ему претит соитие, и предложил духовную и дружескую связь. Злые языки поговаривали, что его больше интересовал Мережковский.
Большую часть времени троица проводила за границей, как правило, в Париже. Зинаида Гиппиус блистала в литературных салонах, посещение ее вечеров считалось обязательным для молодых талантов. Глобальные политические события -- две мировые войны -- супруги также провели за границей, люто ненавидя большевиков и участвуя в демонстрациях протеста.
В начале Второй мировой войны Мережковский увлекся идеями фашизма, лично встречался с Муссолини, выступил на немецком радио с приветственной речью к Гитлеру, сравнив его с Жанной д'Арк. От поэта отвернулись все знакомые, возмутилась и Гиппиус, но мужа не оставила. Перед смертью в 1941 году он разочаровался в Гитлере. Проводить Мережковский в последний путь пришли лишь несколько знакомых.
Для Зинаиды Гиппиус настал самый трудный период в ее жизни, она почувствовала себя осиротевшей и в какой-то момент потеряла рассудок. Никто бы ничего не заметил (все-таки ей перевалило за семьдесят), но однажды она решила покончить жизнь самоубийством и пыталась выброситься из окна. Ей помешали, и она прожила еще четыре года спокойной и отрешенной. Говорила, что муж жив и часто с ней разговаривает.
Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года. Ее смерть вызвала не меньший фурор, чем ее жизнь. На похороны Гиппиус пришли недруги, чтобы постучать по крышке гроба и убедиться, что она мертва. Был там и Бунин, который панически боялся всего, что было связано со смертью, и он не отходил от гроба ни на минуту. Такие противоречивые, но неизменно сильные чувства вызывала эта женщина. Легенду русского символизма похоронили рядом с мужем на кладбище Сен-Женевьев де Буа в Париже.
Рубрики: | Литература и публицистика/О поэтах и писателях |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |