-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Associates

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.06.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 9118


Художник, восхитивший Репина: Иван Павлович Похитонов

Пятница, 30 Июля 2021 г. 13:51 + в цитатник
Люба47 все записи автора

Картины Похитонова обладают поистине волшебными свойствами. Чем чаще и дольше любуетесь ими, тем легче становится на сердце. Мысли стремятся обрести плавность и стройность, душа — безмятежность равновесия. «Обыкновенное чудо» искусства происходит буквально у Вас на глазах.

«Летний пейзаж с коровами», масло, панель, 13.4 × 18.7 см, частное собрание, Швейцария
«Летний пейзаж с коровами», масло, панель, 13.4 × 18.7 см, частное собрание, Швейцария

«Жатва», 1900-10, дерево, масло,17.5 x 25 см, Одесский художественный музей, Одесса
«Жатва», 1900-10, дерево, масло,17.5 x 25 см, Одесский художественный музей, Одесса

«Свадьба в Матреновке», 1880 год, дерево, масло, частное собрание, Москва
Свадьба в Матреновке», 1880 год, дерево, масло, частное собрание, Москва


Магия работ Ивана Павловича заключается в сохранении их тональной целостности при множестве цветов, использованных при создании. Конечно, свежесть композиций, дополненная богатством текстуры и усиленная разнообразием техники мазков играет свою большую роль. Но истинное волшебство Похитонова заключается именно в работе с красочным пространством. Кажется, мастер нашёл свой собственный выход из старой как мир проблемы.

«Художник на пляже в Ла-Панне», 1895, масло, панель, 14,5 х 17,5 см, частное собрание
«Художник на пляже в Ла-Панне», 1895, масло, панель, 14,5 х 17,5 см, частное собрание

«Тру-Луэт. Зимний день. Унавоженное поле под снегом»,1894, 14.2 х 21.3 см
«Тру-Луэт. Зимний день. Унавоженное поле под снегом»,1894, 14.2 х 21.3 см

«Ла Панн. На пляже», 1890, 18.9 × 32.6 см, частное собрание.
«Ла Панн. На пляже», 1890, 18.9 × 32.6 см, частное собрание.

Дело в том, дорогой читатель, что в силу объективных факторов у живописцев нет шансов потягаться с красотой окружающего мира по части богатства красок. Бирюзу волн и лазурит небес, сходящихся у горизонта, человечеству никогда не превзойти.

«Труд в поле», 17,8 х 26,7 см, частное собрание
«Труд в поле», 17,8 х 26,7 см, частное собрание

«Охотники на уток на озере», 1885, частная коллекция, Швейцария
«Охотники на уток на озере», 1885, частная коллекция, Швейцария

«В саду», 1904, частная коллекция , Франция
«В саду», 1904, частная коллекция , Франция

Всё, что остаётся художникам — прибегать к двум «фокусам». Первый основан на том, как странно человеческий мозг «составляет своё мнение» о двух смежных участках картины, на которых преобладают разные цвета. Особенно если один из этих цветов — нейтральный. В таком случае доминантный оттенок «перекрашивает» «приграничные» участки в нечто комплементарное самому себе. Параллельно изменяется наше восприятие освещённости и интенсивности окраски целых областях живописного пространства.

«Рыбачий домик в Ла-Панн», 1887, частное собрание, Франция
«Рыбачий домик в Ла-Панн», 1887, частное собрание, Франция

«После захода солнца. Барбизон», 1889, частное собрание
«После захода солнца. Барбизон», 1889, частное собрание

«Замок Гурас в Гелосе, близ По», 1887, 14.6 × 36.2 см, частная коллекция
«Замок Гурас в Гелосе, близ По», 1887, 14.6 × 36.2 см, частная коллекция"

«Улица на юге Франции», 1882, 11 x 17 см, частное собрание, Франция
«Улица на юге Франции», 1882, 11 x 17 см, частное собрание, Франция

Фокус номер два: после того, как наше внимание привлекает яркий объект, которым мы хотя бы пару секунд любуемся — последующее «путешествие» нашего взгляда по всему пространству полотна будет сопровождаться своего рода «послевкусием». Подсознание какое-то время продолжит «вписывать» остаточное изображение ранее привлекшего нас яркого объекта в новые области холста. От этого ощутимо изменяется настроение всего произведения в целом. К смысловым, геометрическим и текстурным доминантам добавляется ещё одна, самая тонкая и сложная: подтональная.

«Усадьба», частная коллекция
«Усадьба», частная коллекция

«Прачки»
«Прачки»

Похитонов восхитителен в своём умении обращаться к двум упомянутым выше приёмам. Отсюда — неповторимые световоздушные перспективы его полотен. Их эмоциональная свежесть и кажущаяся неосведомлённому человеку таинственной, почти что мистической невозможность окинуть всю его работу одним взглядом. Составить одно общее впечатление. Эти картины — вообще не про осознание. Они — про безмятежность и светлый фатализм, перед лицом непознаваемости мира, в котором мы живём и неотъемлемой частью которого являемся... Да и вообще: мастер, способный подружить глубину перспективы реалистического пейзажа с глубиной импрессионистского нарратива — это гений.

«Охота в лесу», 1879, холст, масло, 56 х 40,5 см, частное собрание
«Охота в лесу», 1879, холст, масло, 56 х 40,5 см, частное собрание

«Охотник зимой». 1890, холст, масло, ГТГ, Москва
«Охотник зимой». 1890, холст, масло, ГТГ, Москва

«Портрет И.С. Тургенева», 1882
«Портрет И.С. Тургенева», 1882"

«Пригород Парижа». 1990-е, частное собрание
«Пригород Парижа». 1990-е, частное собрание

И нам безумно жаль, что сегодня художника Ивана Павловича Похитонова гораздо активнее вспоминают и экспонируют за рубежом, чем в России. Человек с удивительной и непростой судьбой; художник, фактически «сделавший себя сам»; мастер, сумевший синтезировать русскую традицию и лучшие методики своей эпохи, он явно заслуживает гораздо больше внимания со стороны крупнейших современных отечественных «игроков» от мира живописи.

И.Е.Репин, «Портрет художника Ивана Павловича Похитонова», 1882
И.Е.Репин, «Портрет художника Ивана Павловича Похитонова», 1882

И в заключение.

Однажды Илья Ефимович Репин почтил своим присутствием Парижский «Салон Марсова поля». И остался разочарован увиденным. Впоследствии он не пожалеет времени и чернил, дабы в пух и прах разнести «ассортимент» французской галереи номер один. Похвалы удостоился лишь один художник, чьи работы Илья Ефимович описывал с искренним восхищением. Называл их «свежими» и «блестящими», хвалил за тональную и композиционную «выдержанность», признавался, что буквально «отдохнул душой», любуясь ими. Как Вы уже догадались, дорогой читатель, всё эти картины принадлежали кисти Ивана Павловича Похитонова.

«Садовник»,1900 год, 18.5 x 25 см, Одесский художественный музей, Одесса
«Садовник»,1900 год, 18.5 x 25 см, Одесский художественный музей, Одесса

«Крестьяне в поле», 1903, 13,5 х 17, частное собрание
«Крестьяне в поле», 1903, 13,5 х 17, частное собрание

«Охота на перепелов в Жабовщине»
«Охота на перепелов в Жабовщине»


https://zen.yandex.ru/zhivopis

Рубрики:  Жанры живописи/пейзаж
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 13 пользователям

Кахетинка   обратиться по имени Пятница, 30 Июля 2021 г. 14:08 (ссылка)
Солнечные работы!Благодарю,Любаша!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 30 Июля 2021 г. 14:11ссылка
Спасибо, Ниночка,за внимание!
yuriy_iWowWe   обратиться по имени Пятница, 30 Июля 2021 г. 14:18 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 30 Июля 2021 г. 14:19ссылка
Юрий, спасибо за внимание!
Алла_Студентова   обратиться по имени Пятница, 30 Июля 2021 г. 16:10 (ссылка)
Прекрасные работы! Доброго дня! Летней радости!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 31 Июля 2021 г. 00:15ссылка
Аллочка, большое спасибо за внимание и добрые слова!
mimozochka   обратиться по имени Пятница, 30 Июля 2021 г. 18:57 (ссылка)
Замечательные картины,Прекрасного вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 31 Июля 2021 г. 00:14ссылка
Надежда, большое спасибо за внимание и отклик!
Юрий_Дуданов   обратиться по имени Суббота, 31 Июля 2021 г. 07:09 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 31 Июля 2021 г. 22:25ссылка
Спасибо за внимание!
tomishka   обратиться по имени Суббота, 31 Июля 2021 г. 11:57 (ссылка)
Сначала я подумала: "А мне картины не очень нравятся", но когда просмотрела до конца, то мое мнение изменилось. Картины действительно заслуживают похвалы, они чем-то притягивают к себе. Спасибо, Любаша.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 31 Июля 2021 г. 22:25ссылка
Лидия, большое спасибо за внимание и отзыв!
розаАзора   обратиться по имени Суббота, 31 Июля 2021 г. 22:21 (ссылка)
Великолепный колорист! Спасибо за знакомство!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 31 Июля 2021 г. 22:24ссылка
Спасибо, мне очень приятно, что вам понравились работы художника!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку