-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Kazlanova

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.05.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 1015


Форма героя

Пятница, 03 Июля 2020 г. 10:12 + в цитатник

"Муки преодоления собственных ограничений есть муки духовного роста. Искусство, литература, миф и религия, философия и аскетические дисциплины являются инструментами, помогающими индивиду переступить черту своих ограниченных горизонтов в нескончаемо ширящиеся сферы осознания. По мере того, как он переступает порог за порогом, одолевает дракона за драконом, величие божества, к которому он взывает для исполнения своего высочайшего желания, растет и распространяется, в конце концов, на весь космос."

(Дж.Кэмпбелл "Тысячеликий герой, изд. 2017 г.)

 

В трудные времена изломов или катаклизмов людей тянет в сферу мифологического: кто-то пользуется современными мифами, чтобы заглушить внутреннюю тревогу, кто-то готовится к Апокалипсису, кто-то ищет ответы в своем сознании и пригоняет найденное в данной реальности. Недавно прочитала книгу, которая сочетает в себе в плане мифологии все, что можно совместить: "Герой с тысячью лиц" Джозефа Кэмпбелла (рус.вариант заголовка лучше передает суть "Тысячеликий герой"; слово "лицо" больше склоняет к буквального смысла, работа же ищет смыслы вне буквальным).

Насколько я могу вспомнить из курсов сравнительной мифологии и теории транзитивных сюжетов есть два вида связей фольклора между собой: заимствования вследствие географического кочевания сюжетов и типологические связи, которые не привязаны к географии или времени. Типологические связи возникают как следствие типичных явлений в человеческой жизни и обществе, что порождает схожие сюжеты и образы в, казалось бы, совершенно разных культурах. Собственно, поиску универсальной формулы через объяснение типологических связей (выведению т.с "мономіфу") посвящена книга Кэмпбелла. Основным образом книги есть герой, преодолевающий препятствия на пути к обретению истины. Я бы даже сказала, что это обобщенный образ любого человека, так как некоторые герои отступают лишь начав свой путь (не преодолевают свою инфантильность), некоторые получают поражение почти добравшись целей, некоторые получают духовные знания, но искажают их через собственное эго (вспомнился мудрый царь с персидской эпической поэмы "Шахнаме", что за несколько лет через гордыню развалил целое царство), некоторые герои полностью отмежевываются от материального мира (как вот аскеты или ортодоксальные святые) и т.д. Через большое количество примеров из психоанализа, фольклорных сюжетов, художественной литературы создается впечатление, что автор пытается охватить мир. В этом большой плюс и большой минус книги (чисто субъективное впечатление). Плюс в том, что можешь узнать и прямо почувствовать увлечение Кэмпбелла древними культурами, народами, их поэтическим мифологическим мышлением, можешь подробно изучить ритуалы маори или якутских шаманов и найти перекличку с собственными поисками через образ героя и мирового мономіфу; можешь понять, какие силы коллективного бессознательного в тебе есть, как они могут работать. Интересно, что неожиданно впервые в жизни начала запоминать свои сны. Может, это совпадение.

Теперь ну очень субъективные минусы. Немного ввел в смятение детерминизм: абсолютные причинно-следственные связи. Все настолько со всем связано, что вспоминаешь попсовые голливудские фильмы, в которых в конце приключений супергероев оказывается, что чей-то отец – это чей-то брат, и его поступок десять лет назад привел к трех событий, за которыми будет еще 10 последующих фильмов. Хотя, это проблема типологических связей, а эксплуатации идей восточных религий. Собственно, с восточными религиями и связан мой минус. Больше всего ссылок у автора именно к индуизму и буддизму и к идеям духовности вне человеческих понятий о добре/ зле. Настоящий герой переступает. Он приносит истину, что выше общества и даже богов этого общества. Так, ища истину, можно потерять свою форму. Сыпучее отсутствие формы пугает, кажется, что автор не разграничивает эгоизм и наличие своего я. Но это вопрос долгой и сложной онтологической разговора. В любом случае, "Герой с тысячью лиц" подталкивает к поиску таких вопросов/ответов, а кого-то может и хорошенько вдохновить на духовные поиски. В современном мире меркантильных интересов это очень важно.

 

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку