От снежно до багулово несколько часов... Побывали! Впечатлились. Смотря фото...
Поздравление с днём рождения от Людмилы с Алтая - (2)Наташенька! Natalya Lyutsko! С прошедшим днем рождения! ...
Забайкальская весна от Александры Владимировны - (0)Весна в подарок Наталье Natalya Lyutsko Картинками забайкальской весны хо...
Ассоль без права переписки. Трагическая судьба женщины, которой Александр Грин посвятил «Алые паруса» - (4)Ассоль без права переписки. Трагическая судьба женщины, которой Александр Грин посвятил &laq...
Южный ветер. Сергей Чекалин - (0)Южный ветер. Сергей Чекалин https://www.youtube.com/watch?v=TUtEyHZtnz8
Музей истории слуцких поясов |
Слуцкие пояса стали не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси, Слуцка, моего родного города.
По традиции, своих гостей, институтских подруг Александру и Людмилу, я привела в Музей истории слуцких поясов.
Сегодня старинные слуцкие пояса 18 века – раритет: в Беларуси хранятся единичные экземпляры и фрагменты, а большая часть произведений национального декоративно-прикладного искусства находится в музейных и частных коллекциях мира.
Слуцкие пояса, символичные и дорогие предметы мужского гардероба, ткали в Беларуси в XVIII веке. Удивительные события, загадочные и мистические истории происходили с владельцами поясов.
В музее представлен фрагмент дворца Радзивиллов, где можно увидеть, как жили представители знатного рода, состоявшие в родстве с королевскими домами Европы. Несвижские Радзивиллы были инициаторами создания мануфактур по изготовлению уникальных поясов.
Первая персиарня (мануфактура по изготовлению поясов) возникла в Несвиже, но по распоряжению Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки в 1750-е годы ее перенесли в Слуцк, который издавна славился искусными ткачами. Для руководства был приглашен известный мастер Ян Маджарский (Аванес Маджарянц армянского происхождения, работавший в Стамбуле, Станиславе). В 1777-1807 годах мануфактурой руководил его сын Леон.
У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонними (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценными считались четырёхсторонние слуцкие пояса – каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое.
При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.
Слуцкий пояс ткали из натуральных шелковых нитей: обычных и обкрученных тончайшей золотой или серебряной проволокой. Такой драгоценный аксессуар назывался "литым", ведь после прокатывания чуть шершавого пояса через специальный вал появлялись необычайная гладкость и роскошный блеск.
Во времена расцвета в Слуцке работало до 55 ткачей (только мужчины!), столько же подмастерьев и прядильщиц.
На 20-25 станках ежегодно выпускали около 200 поясов тончайшей работы. Настоящий слуцкий пояс мог содержать до 200 грамм золота: за один такой дорогой аксессуар в давние времена можно было купить несколько породистых лошадей или даже небольшое имение.
«Народная зона» музея знакомит нас с бытом обычных людей. Пояс в традиционной культуре белорусов являлся значимым и исключительно многофункциональным предметом. Он был необходимым компонентом одежды, выполнял разнообразные символические и обрядовые функции, а также использовался в быту в различных целях.
В 2012-2013 гг. в старинном городе Слуцке, на одном из крупнейших предприятий художественных промыслов Беларуси "Слуцкие пояса", было организовано производство копий, аналогов слуцких поясов, сувениров с их мотивами (художественных панно, аксессуаров для книг, телефонов, ключей).
В музее мы увидели станок немецкой фирмы Mageba, сделанный по специальному заказу и не имеющий аналогов в мире.
Состоит он из 2 частей: ткацкий станок и жаккардовая машина. Управляется станок двумя компьютерами. В его состав входит 7 основ, 1200 нитей, 6 челноков, что обеспечивает уникальные возможности.
При создании копий современные слуцкие ткачи используют натуральный шелк, нити с содержанием золота и серебра, нить "изамет" и полиэстер металлик. Аналогов этим изделиям в мире нет.
Мы побывали в музее в выходной день. Если прийти сюда в рабочий день, то можно увидеть процесс изготовления современного слуцкого пояса.
О слуцких поясах можно прочитать здесь
Источники
http://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture/slutsk-belts
http://nasledie-sluck.by/ru/sluchina/museums/4137/
Серия сообщений "музеи":музеиЧасть 1 - Мирский замок
Часть 2 - Чтобы помнили!
Часть 3 - Меншиковский дворец в Ораниенбауме
Часть 4 - Бутинский дворец в Нерчинске
Часть 5 - Музей истории слуцких поясов
Часть 6 - Великие белорусские замки Раздзивиллов
Часть 7 - Прогулка по Мирскому замку
...
Часть 15 - Ушачи - столица партизанской республики в годы Великой Отечественной войны
Часть 16 - Путешествие в прошлое Слуцка. Что можно увидеть в краеведческом музее города
Часть 17 - Декарт-22. Выставка в Галерее искусств им. В.С. Садина
Серия сообщений "Радзивиллы":РадзивиллыЧасть 1 - Барбара Радзивилл
Часть 2 - Музей истории слуцких поясов
Часть 3 - Великие белорусские замки Раздзивиллов
Часть 4 - Путешествия по городам Беларуси. Несвиж
Часть 5 - Стефания Радзивилл
Часть 6 - Слуцк 17 века во время правления Богуслава Радзивилла
Часть 7 - Из истории театра в Слуцке
Серия сообщений "декоративно-прикладное искусство":декоративно-прикладное искусствоЧасть 1 - Потрясающие скульптуры из бисера Жанны Васильевой
Часть 2 - Лоскутное искусство Мастера Натальи Вихровой
Часть 3 - Музей истории слуцких поясов
Часть 4 - Осенние портреты
Часть 5 - Праздник мастерства и народного творчества в Слуцке
Часть 6 - Декарт-22. Выставка в Галерее искусств им. В.С. Садина
Часть 7 - Побывала на выставке работ мастеров Центра традиционной культуры в Слуцке
Рубрики: | Фотография/мои фото Моя Беларусь/Слуцк 1 Слуцк 1 |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |