-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19610
Комментариев: 1200
Написано: 21071


РАЗМЫШЛЕНИЯ О КАРТИНЕ ХУДОЖНИКА ДЖАВЛОНА УМАРБЕКОВА «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ»

Четверг, 12 Июля 2018 г. 09:23 + в цитатник

Улугбек Маматов, художник соискатель

Статья посвящена размышлению и историко-художественному анализу картины «Человек разумный».

Обращаясь в своем творчестве к передовым принципам мирового изобразительного искусства, осваивая их, художники Узбекистана расширяют представления современников об узбекском изобразительном искусстве. Их произведения с изображением образов исторических личностей, которые внесли огромный вклад в развитие общечеловеческой цивилизации. Многие из них, выполнены на высоком профессиональном уровне и выставлены в музеях и художественных галереях. 

javlonumarbekov (256x316, 70Kb)

Одной из таких картин является произведение художника Джавлона Умарбекова «Человек разумный», которая находится в Государственном музее искусств Узбекистана. В картине показаны великие деятели науки и культуры, жившие в прошлых веках. Здесь можно увидеть великого Алишера Навои, а рядом древнегреческого философа Аристотеля и Эйнштейна. Рядом с Ибн-Синой и Абу Райхон Беруни изображен великий русский химик Менделеев.   

_Разумный»_0 (700x454, 492Kb)

Картина «Человек разумный» была написана к юбилею великого ученого Ибн-Сины.  

Первоначальной идеей было создание нескольких монументальных полотен о великих личностях Средней Азии. Джавлон Умарбеков составил список имен: Алишер Навои, Хусейн Байкара, Ибн-Сина, Амир Темур, Мирзо Бабур и другие.

Первым созрела идея написания картины об Ибн-Сине. Сначала он не знал, как его написать. Создать портрет или написать картину о его жизнедеятельности. Ибн-Сина очень многоплановая личность, но о его жизни все досконально не известно. Какое место его наследие занимает в мире науки? Ведь он был ученым с энциклопедическими познаниями мира.

Необходимо было составить список известных ученых, с кем можно было бы сравнить Ибн-Сину. Получился огромный список. Все их образы автор не смог бы вместить в одну картину. Поэтому художник решил отобрать из этого списка наиболее выдающихся личностей, который могли бы быть изображены в картине рядом с ним. Художник хотел написать оригинальное произведение изобразительного искусства.

Всю свою жизнь Ибн-Сина путешествовал, желая найти людей, разделяющих его убеждения, пока не прибыл в Хорезм. В Академии Мамуна он вошел в среду, где были такие ученые, как Аль-Беруни.

Затем была найдена композиция картины, сюжетом которой послужили поиски истины Ибн-Синой. Как можно было бы выразить эту истину изобразительным языком? Как говорят в народе, правда бывает обнаженной. И поэтому, символом такой правды для автора картины, стал образ Венеры из произведения Боттичелли «Рождение Венеры».

Образно говоря Джавлон Умарбеков «пригласил Венеру в свою картину». Многие не поняли этого символа и спрашивали у художника, почему он написал Венеру Боттичелли в центре своей картины. Он отвечал, что отобразил в своем произведение ее, как символ истины. Так как появился в картины лейтмотив, то теперь художник стал нанизывать образы выдающихся личностей вокруг этой истины.

Слева направо, первым в ряду изображен Камалиддин Бехзод, проживший очень сложную жизнь, он был художником и поэтом.

Одним из великих мыслителей античности был Аристотель – учитель Александра Македонского, указавшего ему путь вперед, на восток.   

Рядом с Аристотелем изображен великий Алишер Навои – создатель литературного произведения «Хамса – Пятерица», возле него стоит равный ему по силе воздействия таланта поэт Данте Алегьери, описавший в своем произведении «Божественная комедия» семь кругов ада.        

Образ Леонардо да Винчи написан с его автопортрета, он изображен рядом с символом истинны - Венерой. Здесь же находится Аль-Беруни, вычисливший на Западе местонахождение неизвестного в его время континента за океаном. Огромный вклад в фундаментальные науки внес Эйнштейн, давший миру формулу теории относительности.

Чуть подальше от группы, задумавшись, сидит сам Ибн-Сина, из-за которого была задумана эта картина. Он держит в левой руке человеческий череп и как бы вопрошает самого себя, кто мы такие? Откуда пришли? Куда мы идем? В его ухо нашептывает сомнения образ символизирующий ложь, он написан в темных тонах.

Справа, с краю изображен в полный рост поэт и ученый Омар Хайям, воспевший в своих четверостишьях радости земной жизни, не забыв упомянуть и о ее бренности.  

За спиной Омара Хайяма виден математик и астроном Циолковский, великий русский ученый, мечтавший о полетах на луну, благодаря трудам которого произошло освоение космоса.  

В поисках композиции картины было создано множество эскизов, пока не пришло решение, которое воплотилось в ее окончательном варианте. В него Джавлон Умарбеков ввел круговые линии, а в центре, наверху изобразил лунный календарь, обогатив произведение по кругу изображениями формулы атома, человеческого эмбриона и генетического кода растений. Они символизируют жизнь на земле и связаны с такими науками, как физика, генетика и биология.    

Также, он изобразил человека в космосе, говорящего о прогрессе человеческой мысли, его великом шаге выхода в космос, а также вписана формула десятичных чисел, открытых Аль-Беруни в Индии.

В центре золотого сечения картины, изображены песочные часы, указывающие на то, что время течет, как песок, символизирующие жизнь, уходящую в небытие, и остаются только плоды человеческих рук и его деяний.  

Песочные часы расположены возле правой ноги Венеры. Так, все части картины оказались объединенными единым замыслом, и она приобрела полную завершенность. Основной целью автора было подвигнуть зрителя на размышления и возможность создания своих версий о смысле картины. В этом состояла его главная задача.     

Картина написана в золотисто-коричневых тонах, и только одеяние Ибн-Сины английского красного цвета. Тем самым художник акцентирует внимание зрителя на образе этого ученого.

В картине присутствует тональная и цветовая гармония.

Произведение создано на левкасе, основа которого состоит из двух одинаковых щитов, соединенных крепко между собой и натянутых грунтованным холстом.

В первом тысячелетие до нашей эры Зороастр в «Авесте» писал: «Благородные мысли, благородные дела и благородные цели должны быть смыслом человеческой жизни», а в ХIV веке, спустя два с половиной тысячи лет, Бахавуддин Накшбанди эту мысль повторил так: «Руки должны быть в деле, а в душе Творец всего сущего», что  равноценно благородной цели.

В конце ХХ века крупнейший американский мыслитель, философ, писатель, человек с энциклопедическими познаниями Френк Херберт высказал эту мысль в своем произведении из цикла «Дюна» устами главного героя Лито Атридеса так: «Ответ мой будет – благородные цели».

Мыслители разных времен, стран и континентов приходят к одному и тому же выводу, что смысл человеческой жизни заключается в достижении благородной цели, в служении человечеству из любви к нему.

Поиски истины, достойной, благородной цели, ежедневный безустанный творческий труд стал смыслом жизни для многих художников, мастеров изобразительного искусства Узбекистана.

gisap.eu

images (216x216, 11Kb)

Рубрики:  Узбекистан
История одной картины
ХУДОЖНИКИ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку