От того, что сами хотят забрать в свое владение то, что принадлежит дарованию Божию и есть дело благодати |
67. В обычных опытах благочестивой жизни до
очевидности оправдывается это над навыком молитве Иисусовой. Мало в ней
слов, но они совмещают все. Исстари признано, что, навыкнув молиться этою
молитвою, можешь заменить ею все молитвословия. И есть ли кто из ревнующих
о спасении, кто не был бы знаком с этим деланием? Великая сила этой
молитвы, по изображению св. Отцов; а между тем на деле видим, что не все
имеющие навык к ней, причастны этой силе, не все вкушают от плодов ее.
Отчего это? От того, что сами хотят забрать в свое владение то, что
принадлежит дарованию Божию и есть дело благодати Господней.
Начать повторять эту молитву утром, вечером, ходя, сидя и лежа,
за делом и на досуге есть наше дело, на это не требуется особой помощи
Божией. Трудясь все в том же порядке, можно самому дойти до того, что язык
и без нашего сознания все будет повторять эту молитву. Может последовать за
этим и некое умирение помыслов, и даже своего рода сердечная теплота, но
все это будет, как замечает в Добротолюбии инок Никифор, дело и плод наших
усилий. Остановиться на этом, значит тоже, что удовольствоваться умением
попугая произносить известные слова, даже такие как "Господи помилуй". Плод
от этого такой: будешь думать, что имеешь, тогда как ровно ничего не
имеешь. Это и случается с теми, у кого во время навыкновения этой молитве,
поколику то зависит от нас, не раскрывается сознание того, в чем существо
ее. Не сознавая же того, они довольствуются указанными естественными
начатками действий ее и прекращают искание. Но у кого сознание то
раскроется, тот не прекратит искания; а, видя, что сколько ни усиливается
действовать по старческим указаниям, все ожидаемого плода не
обнаруживается, пресекает всякое ожидание плода от одного своего усилия, и
все упование возлагает на Бога. Когда это образуется, тогда открывается
возможность и благодатному воздействию: приходит благодать в момент ей
одной ведомый и прививает молитву ту к сердцу. Тогда, как говорят старцы,
все тоже будет по внешнему порядку, но не тоже по внутренней силе.
Книга:Харитон (Дунаев)
Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82-...rstr=&zone=all&wordforms=exact
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |