Искусство Тибета Часть 2 (продолжение) |
Отдельным и крайне оригинальным тибетским жанром искусства является так называемая масляная скульптура, которая развилась из подношений–торма (её делали буддийским божествам по праздникам).
Технология производства такой скульптуры (Suyou hua) существует до сих пор. Она изготавливается из масла молока яков, которое смешивают с цампой (мякиша из жареной ячменной муки и тибетского чая), получая эластичное тесто, в которое добавляют разные натуральные красители и лепят не только фигурки божеств, но даже целые скульптурные композиции.
Эта крайне эфемерная скульптура выставляется в храмах зимой и только ночью — (в другое время она может попросту растаять ), — и служит наглядным символом быстротечности и иллюзорности бытия. Традиции, имеющие многовековую историю, сохраняются у жителей Страны Снегов до сих пор.
Художественные приемы и навыки создания масляных скульптур передавались от учителя к ученику, искусство. Но, если для верующих масляные статуи — объект поклонения и обращения к богам, то для путешественников – скорее, возможность полюбоваться древним мастерством, дошедшим до наших дней.
Например, в праздник фонарей, которым завершается празднование Нового года по лунному календарю, ламы из монастыря Гьюдмед, основанного в 1433 году, ежегодно устраивают в своей обители выставку статуй.
Как правило, тут представлены традиционные барельефы из масла, статуи Будды, буддийских божеств и персонажей из истории Тибета. Традиционные барельефы из масла, выставленные в монастырях Гьюто и Гьюдмед: Считается, что скульптуры из масла впервые появились в регионе распространения религии секты Бон около полутора тысяч лет тому назад.
Легенда гласит, что когда в 641 году принцесса династии Тан (618–907) отправилась в Тибет, чтобы стать женой короля Сонгцена Гампо, она привезла с собой скульптурное изображение Сакьямуньи, которое затем было устновлено в храме. В знак уважения жители Тибета положили жертвоприношения к ногам Будды, но так как в это время года не было ни цветов, ни фруктов, они сделали их из масла.
Поначалу маслянная скульптура была примитивна, а методы ее изготовления достаточно грубы. Примерно в 16 веке в монастыре Тар были основаны две школы для обучения монахов этому искусству. Монахи упорно трудились и обучали друг друга преодолевать трудности, постепенно обогащая это искусство, как с точки зрения формы, так и содержания.
Перед тем, как приступить к процессу создания скульптуры, монахи выполняют омовения и участвуют в особом религиозном ритуале. После этого они обсуждают сюжет скульптуры, разрабатывают ее идею и план и распределяют работу между собой.
Только после этого они заходят в помещение с температурой ниже нуля и приступают к работе. Сюжеты масляных скульптур чрезвычайно разнообразны. Чаще всего они представляют собой различные буддистские символы, персонажей мифов и легенд, птиц, животных.
В сегодняшнем Тибете, когда монастыри стали привлекательными объектами туристического интереса, создалась практика, когда масляные скульптуры помещаются в закрытые стеклянные сосуды, где поддерживается низкая температура; в таком случае они могут сохраняться сравнительно долго
В наши дни для скульптур монахи уже используют индийское растительное масло «далда», которое более устойчиво к высокой температуре
.
И еще немного интересного про Тибетскую статую.
В 1938 году экспедицией под руководством Эрнста Шефера (Ernst Schäfer), проводимой при поддержке Генриха Гиммлера в Тибете была обнаружена статуя, известная под названием Iron Man (Железный человек)Как именно была найдена скульптура, неизвестно. Экспедиция привезла ее в Германию, где она многие годы находилась в частной коллекции. Находка стала доступна для изучения после продажи на аукционе в 2007 году. Ее исследовали ученые Штутгартского университета под руководством Элмара Бухнера. По их мнению, скульптура была вырезана из фрагмента метеорита Чинга, который упал на границе Сибири и Монголии около 15 тысяч лет назад. Это был атаксит — железный метеорит редкого типа, содержащий большое количество никеля.
Вес статуи составлял 10.6 кг. Элмер Бухнер (Elmar Buchner) и коллеги предположили, что художник, создавший статую из очень тяжёлого метеорита, вероятнее всего знал о специфическом происхождении материала. Они прокомментировали этот факт следующим образом: «В доисторические времена многие культуры падение метеоритов связывали с посланием свыше»
Как считает Элмер Бухнер, статуя была создана около 1000 лет назад. Однако точный возраст статуи на данный момент учёные не определили.Статуя Вайшравана — единственное изображение человека, вырезанное из метеорита. В силу своей уникальности находка была объявлена бесценной.
Источники:
http://www.tibethouse.ru/2007/buddhism-02.htm
http://vestnik.sutr.ru/journals_n/1368385933.pdf
Муриан И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV–VIII вв. в общем пространстве "классической" скульптуры античного типа. М.: КомКнига, 2005. 200 с.
Рерих Н.К. Искусство Тибета. В кн.: Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 2000. 232 c.
Огнева Е.Д. Жанры в тибетском искусстве // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. – М., 1983. – Ч. 2. – С. 87-97
Бадмажапов Ц.-Б.Б. Иконография и искусство тибетского буддизма // Тибетский буддизм. Теория и практика. – Новосибирск: Наука, 1995. – С. 197-206.
http://www.360doc.com/content/14/0525/17/272322_380773736.shtml
https://www.wikiplanet.click/enciclopedia/tab/ru/Искусство_Тибета
http://www.himalayanart.org/items/88803
http://libed.ru/knigi-nauka/380562-5-iskusstvo-tibeta
http://diss.seluk.ru/di-iskusstvovedenie
https://himalayanbuddhistart.wordpress.com
http://old.archeo-news.ru/2012/09/blog-post_7297.html
Рубрики: | искусство/Скульптура ВОСТОК- дело тонкое (всё про Азию)/Разные страны Азии |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |