В 1900 году потомственный владелец элитных парфюмерных магазинов в центре Одессы, Роман Аудерский возвел на одной из самых престижных улиц города, Маразлиевской, один из красивейших доходных домов своего времени.
Абсолютное число одесситов всю жизнь обитало в доходных домах, лишь год от года меняя свою дислокацию в соответствии с возможностями и потребностями. Здесь жил весь средний класс — чиновники, частные врачи, акушерки, юристы, инженеры и архитекторы, преподаватели, актеры, художники, коммерсанты, военные. Довольно проследить маршрут любой сколько-нибудь известной в региональной или локальной истории семьи, чтобы убедиться: вся ее биография заключена в переездах из одного доходного дома в другой.
Так или иначе, а уже к концу XIX столетия центр Одессы состоял практически из одних доходных домов, а начало XX века знаменовало резкое увеличение этажности. Строительство доходных домов в центре Одессы, на рубеже веков достигло настоящего апогея.
Проект здания, восторженное описание и сопроводительный снимок которого можно увидеть в путеводителе по Одессе Д. И. Вайнера за 1901 год, был составлен архитектором Л. Л. Влодеком, расцвет творчества которого пришелся именно на начало XX века. Здесь проявились в полной мере стилистические особенности архитектуры Л. Л. Влодека — удачное сочетание неоштукатуренного кирпича с лепным декором и отделкой изразцами.
Позднее дом «причудливой архитектуры» (из путеводителя 1910 г) перешёл к помещику Н. Крыжановскому, прикрепившему свою владельческую табличку («Дом Н. Н. Крыжановского»), сохранившуюся до сих пор слева от проема проездной арки. Несмотря на то, что значительных событий в истории дома не было, здание упоминалось не только в путеводителях начала XX века, но и нашло отображение в литературе. В. П. Катаев, который какое-то время жил в нём со своей семьёй (в 1900-х гг.) — в одной из комнат бывшей «барской» квартиры, в повести «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» впоследствии писал:
«…мы переехали на другую квартиру (…) в шикарном доме Аудерского на Маразлиевской, одной из лучших улиц города...».
Одним из основных акцентов главного фасада является эффектный портал проездной арки, занимающий высоту двух этажей и композиционно объединяющий сам проезд и большое полуциркульное окно дворницкой над ним. Главным украшением портала служит композиционно играющий роль замкового камня окна дворницкой большой женский маскарон, обрамленный по сторонам слегка провисающими канатами, сходящимися на его шее в виде узла.
источник http://archodessa.com/