После многолетней научной реставрации памятников историко-культурного наследия столицы на ее улочках в центре города теперь можно встретишь необыкновенные особнячки.
Поистине роскошный двухэтажный купеческий особняк под номером 21 красуется в Подсосенском (бывшем Введенском) переулке, служивший некогда главным домом городской усадьбы известных на всю Европу «ткацких королей» России Морозовых.
Мимо фасада этого дома трудно пройти, не заглядевшись. Особенно богато декорирован парадный вход. Козырьком над ним служит балкон 2-го этажа, который поддерживают атлетические фигуры атлантов. Центральную скульптурную композицию здания с высокими вытянутыми окнами гармонично дополняют два лепных ангела с факелами.
А еще, если хорошенько приглядеться, то на симметричном фасаде можно отчетливо разглядеть кадуцей - жезл древнегреческого бога торговли Гермеса. Зачем появился этот элемент декорации, вроде понятно. Главный аттик дома украшен картушем с буквой «М» (Морозовы). Сохранились также построенные в тот же период въездные ворота.
Усадьба известна с конца XVIII века, в ту пору она принадлежала фабрикантам Плавильщиковым, у которых она была куплена в 1839 году Елисеем Саввичем Морозовым. В 1878-1879 годах его сын Викула Елисеевич, унаследовавший владение, выстроил для своей семьи новый дом, по красной линии переулка.
Основное здание построено по проектам выдающихся зодчих Д.Н.Чичагова и Ф.О.Шехтеля. Пристройку к особняку спроектировал известный московский архитектор И.Е.Бондаренко, а над интерьерами работали М.А.Врубель и скульптор Сергей Коненков
В целом в архитектуре особняка преобладает увлечение зодчих средневековой архитектурой. Во всех ее модификациях: древнерусской, романской, готической. Так, например, если просторная гостиная - это московский модерн, то вестибюль по замыслу Ф. Шехтеля, оформлен в «египетском стиле». Кабинет выполнен в «готической манере».
Фёдор (Франц-Альберт) Шехтель
Удивительно, но владелец особняка Викула Елисеевич Морозов нисколько не возражал против того, чтобы дом был оформлен в некотором смысле в не совсем христианском духе. Языческие атланты, сказочные змеи, даже какие-то индуистские символы солнца рядом с небесными ангелами и прочие детали декора ничуть не смутили фабриканта-старообрядца.
Напротив, щедро расплатившись с архитекторами, он заказал Федору Осиповичу Шехтелю дополнительно построить в глубине усадебного участка еще и старообрядческую купольную молельню. Для себя и достаточно многочисленного семейства.
В 1894 году главы семейства не стало. Дело жизни отца продолжил Алексей Викулович Морозов. Он хотя и встал во главе мануфактуры, однако явно тяготился своими обязанностями, предпочитая коммерции коллекционирование. В 43 года Алексей передал бразды правления предприятием своему брату, а сам стал постепенно превращать особняк в Подсосенском переулке в музей отечественного прикладного искусства.
Михаил Александрович Врубель
Он много ездил по городам России, покупая за большие и очень большие деньги уникальные изделия народных промыслов. Главным образом, фарфор, лаковые миниатюры, лубочные картинки, гравюры, резные деревянные игрушки, вышивки. А еще иконы «самого древнего письма», старинные табакерки, изделия из хрусталя и стекла, червленого серебра, финифть. Собирал, если надо, реставрировал и бережно хранил все это бесценное добро в отцовском доме. Благо он был огромен.
Морозов Алексей Викулович
Ну а основные шедевры (главным образом фарфор и иконопись, коллекция которых в то время считалась лучшей во всей России) Алексей Викулович размещал в застекленных витринах залов второго этажа. Кстати, именно для хранения и демонстрации собрания редчайших икон А. Морозова в 1914 году архитектор И.Е. Бондаренко пристроил к особняку новое здание под новый московский музей из трех залов «с верхним светом». Как знать, может, и состоялось бы открытие подобной экспозиции.
В 1918 году с возвращением Москве статуса столицы особняк Морозовых в Подсосенском переулке, был захвачен латышскими стрелками. Первое, что предприняли «новоселы», так это устроили в богатом доме безобразный обыск в поисках каких-то невиданных сокровищ. Все, что попадало в руки вандалам, например, фарфор, хрусталь, портретные гравюры, миниатюрные шкатулки, они варварски били или ломали. Но кое-что все-таки уцелело.
коллекция фарфора Морозовых
В итоге в некогда роскошном доме, национализированном большевиками, новые власти разрешили открыть так называемый Музей старины. В 1929 году экспозицию закрыли окончательно, а ее уникальную коллекцию, в частности 2459 уцелевших изделий из старинного фарфора, перенесли в одно из помещений дворцово-паркового ансамбля чудом сохранившегося подмосковного имения графов Шереметевых в Кусково. Многие предметы коллекции переданыв Оружейную палату, Исторический музей, в Третьяковку, нынешний ГМИИ им.Пушкина и другие музеи!
Особняк сменил множество постояльцев: анархисты, детский сад, научный институт, издательство, различные общественные организации. В безвременье 90-х здесь функционировал даже коммерческий магазин, достаточно бесцеремонно обращавшийся с интерьерами.
Сегодня главный дом московской городской усадьбы Морозова включен Москомнаследием в реестр культурно-исторических памятников Москвы, профессионально и бережно реставрирован. Здесь располагается подразделение общества «Знание», общественный фонд ветеранов-военнослужащих.
Шехтель занимался дизайном внутреннего пространства, оформив каждую комнату в определенном стиле. Хозяин и гости попадали в дом через египетский холл, проводили время в музыкальной гостиной, обедали в столовой в русском стиле, посещали готический кабинет с мраморным камином и библиотеку с дубовыми шкафами и необычным столом.. Шехтелем пристроена к дому и купольная молельная, расположенная в глубине участка и зимний сад( не сохранились). В этом здании располагались богатые коллекции А. В. Морозова.
Вход в особняк осуществляется не через парадный подъезд с атлантами, а со двора, куда ведут въездные ворота. В итоге мы попадаем на двухмаршевую мраморную лестницу. Она имеет кессонированные потолки с лепными карнизами и росписями в технике гризайль в верхней части стен. Росписи изображают грифонов.
Аналогично оформлена и верхняя площадка лестницы, куда выходят двери помещений второго этажа. Холл отделан росписями в стиле римских вилл. Ценно то, что здесь сохранился не только потолок, но и декор вертикального стенового пространства.
В Голубой танцевальной гостиной восстановлены и потолок, и стены, но помещение заполнено современной офисной мебелью. Впечатляющий потолочный плафон под люстру, но люстра современная. Сохранился мраморный камин. Над ним находится зеркало с очень пышным лепным убором.
Визитная карточка этого особняка, одно из лучших творений Ф.О.Шехтеля — двухсветный кабинет хозяина. Кабинет выполнен в излюбленном архитектором готическом стиле, целиком отделан дорогим темным деревом.
Резная лестница, ведущая на второй этаж, украшена изысканной резьбой. У подножия лестницы сидит гном. У его ног — раскрытая книга с надписью на латыни «Жизнь коротка, искусство вечно».
Мне этот старичок добрым не показался, крючковатый нос и торчащий зуб доверия не внушили. Необычный образ лестницы, самой по себе являющейся произведением искусства, дополняет дракон, сидящий на столбе-шесте в верхней части лестницы. Столб, на котором сидит дракончик, словно бы покрыт чешуёй.
Здесь же камин, полку которого поддерживают горгульи. Этих чудищ интересно разглядывать с разных ракурсов, у них словно меняется выражение лиц. В верхней части камина присутствуют две маски горгулий и четыре неповторяющиеся резные головы.
Сохранились часы в форме готической башни и стул, похожий на трон, с резным готическим навершием спинки.
На втором уровне оконные проемы заполнены витражами, которые приглушают яркий свет с улицы и создают в кабинете полумрак. На уровне второго этажа деревянные панели кабинета оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте. Слева панно «Мефистофель и ученик», справа – «Полет Мефистофеля» (все подлинники хранятся в Третьяковской галерее).
Если же подниматься по лестнице, то по бокам от ниши на промежуточной площадке будет ещё два узких вертикальных панно кисти Врубеля: «Фауст»… и «Маргарита» (этот образ Врубель писал со своей жены). Сама ниша на промежуточной площадке лестницы напоминает о временах рыцарей и королев.
Столбики лестницы здесь завершаются фантазийными шишками-репейниками. Интересная деталь - со стороны кабинета двери выполнены в готическом стиле… а изнутри эти двери уже выполнены в стиле рококо, как и сама гостиная.
Лестница ведёт в библиотеку, стреловидной аркой оформлен вход в неё. Библиотека, хоть и является частью кабинета, но решена в иной вариации готического стиля. Тут более светлое дерево, к тому же это угловая комната и здесь больше окон и света.
По всему периметру библиотеки на верхней части стен над книжными дубовыми шкафами под потолком идет расписной фриз на сюжет поэмы Гёте о Рейнеке-лисе. В этой поэме выведены разные типажи общества средневековой Германии в образах зверей.
Библиотека шестигранный стол со светильниками
Вдоль стен стоят дубовые книжные шкафы, изготовленные специально для этого помещения. Обратите внимание, что верх шкафов оформлен как крыша средневекового европейского дома: с черепицей и башенками. Здесь всё продумано: шкафы имеют выдвижные полки для удобства работы с литографиями и тяжелыми фолиантами. А для изучения фолиантов и гравюр использовались промежутки в виде столов, расположенные между витринами.
В центре библиотеки находится шестигранный стол, изготовленный по проекту Ф.Шехтеля. Изначально каждая вторая ячейка этого шестигранника представляла собой витрину, где были выставлены ценные раритеты из собрания, сложившегося за три поколения рода Морозовых. Этот стол помогает обеспечить освещение гостиной, расположенной под библиотекой. Ячейки стола раздвигаются в центре стола, обеспечивается доступ к электролампочкам, расположенным в полу под столом и освещающим нижнюю гостиную по принципу встроенных потолочных светильников.
Вся мебель изготовлена на фабрике Павла Шмидта, замужем за которым была сестра Алексея Морозова. Светильники особняка до наших дней не сохранились, а Ф.Шехтель проектировал интерьеры комплексно и разрабатывал все мелкие детали, вплоть до дверных ручек и вентиляционных решеток
Рокайльная гостиная небольшая. Стены декорированы французскими гобеленами, цветочная тематика которых вкупе с нежными пастельными оттенками очень подходит общему стилю помещения. Из-за этих шпалер помещение называют ещё гобеленовой гостиной. Считается, что из-за гобеленов, которым вреден яркий свет, здесь было сделано приглушенное центральное освещение через матовые стекла потолка. Для технического обслуживания этого освещения и использовался шестигранный стол библиотеки. Потолок гостиной украшен золоченой резьбой.
В двух противоположных углах гостиной расположены зеркала для зрительного увеличения пространства за счет многократного отражения. В одном углу оформлен зеркальный эркер с диванчиком. А напротив зеркального эркера располагается зеркало над камином из яшмы. Массив яшмы внушает почтение своей мощью и природной красотой. Здесь даже решетки отопления и вентиляции представляют собой произведения искусства
блог Сударушки
|
|
|