ДОКЛАД 4: СОЧИ И ОЛИМПИАДА; АННОТАЦИЯ; ОГЛАВЛЕНИЕ; ВВЕДЕНИЕ; СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПЛАН РАЗРУШАЕТ СОЧИ; ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС; ХРОНИЧЕСКИЙ ЭНЕРГОДЕФИЦИТ ... |
Независимый экспертный доклад членов Бюро объединённого демократического движения «Солидарность».
Еще свежи воспоминания о том, как радовались в июле 2007 года сочинцы, получив известие из Гватемалы о победе их города в споре за право проведения XXII зимних Олимпийских игр 2014 года. Жители Сочи праздновали эту победу на улицах города день и ночь, ликуя и размахивая флагами. Завоевание права на проведение зимней Олимпиады-2014 — огромное достижение России. Мы, авторы настоящего доклада, как и многие россияне, хотели бы, чтобы зимние Олимпийские игры 2014 года прошли успешно, и прошли в России. Мы — за Олимпиаду.
Однако идет время, и олимпийская эйфория сменяется тревогой. Сегодня олимпийская мечта стремительно ускользает из рук сочинцев, а вся Россия рискует потерять и Олимпийские игры 2014 года, и единственный уникальный приморский курорт.
Идея провести зимнюю Олимпиаду в приморском городке с субтропическим климатом, окруженном горами, где инфраструктура практически не модернизировалась с советских времен, все больше выглядит безумной авантюрой. Зимние виды спорта (кроме горных лыж) благодаря субтропическому климату в Сочи неразвиты, основные спортсооружения — ледовые дворцы, биатлонные и лыжные трассы — придется строить с нуля. Из-за сложного горного рельефа местности строительство транспортной инфраструктуры, со множеством тоннелей и мостов, выходит в астрономические суммы. Огромная нагрузка на небольшую территорию Сочи угрожает городу катастрофическими последствиями.
Некстати пришелся и экономический кризис: чрезвычайно важные для подготовки к Олимпиаде годы, начиная с 2009-го, придутся на время, когда Россия будет испытывать серьезные финансовые трудности из-за падения цен на экспортное сырье, оттока капитала, фактического банкротства крупных корпораций, взявших на себя обязательства софинансировать Олимпиаду. Финансовый вопрос очень важен: Сочинская Олимпиада поставит рекорд по затратам в истории зимних Олимпийских игр, и срыв финансирования может полностью развалить принятый график олимпийских работ.
Сегодня стали реальностью как срыв подготовки Олимпиады в установленные сроки, так и нанесение Сочи неприемлемого ущерба чересчур интенсивным строительством олимпийской инфраструктуры.
Путинский план проведения Олимпиады-2014 в Сочи угрожает разрушить Сочи. Город физически не готов к огромной строительной, экологической, транспортной нагрузке, которую ему предстоит выдержать, если Зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут по сценарию, разработанному Путиным. Сценарий Путина предполагает:
• чрезмерное насилие над инфраструктурными возможностями Сочи (транспорт, энергетика, системы водоснабжения и канализации);
• растрату беспрецедентного объема бюджетных средств, многократно превышающих стандартные расходы на проведение Зимних Олимпийских игр;
• разрушение уникальной экологии региона;
• удар по курортной экономике города и завоз тысяч временных рабочих, способных дестабилизировать обстановку в Сочи;
• сооружение «потемкинских деревень», которые после окончания Игр окажутся никому не нужны.
Проведение Олимпиады превращается в показушно-воровское мероприятие, способное нанести Сочи катастрофический ущерб.
Рассмотрим различные проблемы подробнее.
Сочи уже стоит на пороге транспортного коллапса — по концентрации автотранспортных средств (их здесь около 120 тысяч) на душу населения Сочи опережает Москву. Движение по действующей главной автотрассе исключительно затруднено, особенно в летний период. Многокилометровые пробки стали бичом города; в часы пик скорость передвижения транспорта здесь медленнее, чем в Москве. В пределах Центрального и Хостинского районов города автодорога М-27 проходит по основным городским улицам — Виноградной и Курортному проспекту. Интенсивность автомобильного движения на этих участках достигает в летние месяцы 32 тысяч и более автомобилей в сутки при средней скорости движения менее 10–15 км/ч.1
Первоначально для решения проблемы пробок министр транспорта Игорь Левитин предложил построить второй ярус Курортного проспекта. Однако неадекватность этой идеи была очевидной с самого начала: чтобы начать строительство второго яруса, Курортный проспект пришлось бы закрывать, а это полностью парализовало бы транспортнуюсистему Сочи на время строительства (минимум 1–2 года). Слава Богу, от «креативной» идеи министра Левитина отказались — хотя принятие такого решения одним росчерком начальственного пера было совсем не исключено. Запланированная к сооружению дублирующая автомагистраль будет четырехполосной только на участке длиной в 10,8 км от улицы Земляничной до транспортной развязки в районе реки Псахе. Ее сооружение мало поможет решению транспортных проблем города. Основные средства — 242 миллиарда рублей — планируется выделить не на развитие транспортных магистралей и развязок в самом городе, не на обеспечение прибрежного сообщения по линии Лазаревское-Центральный район-Адлер, где наиболее сильный транспортный поток, а на строительство дороги-связки между Адлером и Красной Поляной (подробнее о ней ниже), которая после Олимпиады будет мало востребована.
Наплыв автотранспорта, связанный с Олимпиадой, полностью парализует автомобильное движение в Сочи — если, конечно, сочинцев не решат просто «удалить» из города, запретив им показываться на улицах, как это было сделано в отношении жителей Санкт-Петербурга в 2006 году во время саммита «Большой восьмерки».
Сложный горный рельеф Сочи приводит к тому, что строительство транспортной инфраструктуры сопряжено с необходимостью сооружать множество горных тоннелей и мостов. Это очень дорого, а главное, долго: например, чтобы успеть к 2013 году построить запланированную дорогу Адлер — Красная Поляна, придется прорубать тоннели со скоростью 500 метров в месяц, хотя пока их строительство даже и не начато. Перспектива не успеть к Олимпиаде более чем реальна.
Отдельный вопрос — энергоснабжение Олимпиады. Сочи — глубоко энергодефицитный регион, по схеме электроснабжения являющийся тупиковым. Только в 2004 году была пущена в эксплуатацию первая очередь Сочинской ТЭС мощностью 80 мегаватт (в свое время решение о начале финансирования ее строительства принималось правительственной комиссией под руководством Бориса Немцова). Однако этого все равно недостаточно для обеспечения потребностей города в электроэнергии: уже сегодня потребление составляет около 400 мегаватт.
С учетом других небольших источников электроэнергии (Краснополянской ГЭС и Туапсинской ТЭС, в сумме дающих около 30 мегаватт мощности) Сочи покрывает свои потребности в электричестве всего на четверть. Передача электроэнергии из других регионов проблематична: традиционно Сочи ориентировалось на подачу электроэнергии от Ингури ГЭС, находящейся на территории Грузии. Сейчас, в силу очевидных причин, организация поставок электроэнергии из Грузии невозможна.
Поставка электроэнергии с Кубани через горные линии электропередачи сложна и связана с постоянными перебоями в подаче электричества: питающие Сочинский энергорайон линии электропередачи на участке Центральная-Шепси проходят в единственном узком горном коридоре, подвержены частому воздействию экстремальных погодных условий. Энергорайон Сочинских электрических сетей отнесен к особым категориям по ветру и гололеду, осадкам и оползневым явлениям.
При этом новая нагрузка сооружаемых олимпийских объектов, по уточненным оценкам 2008 года, составит не 218 мегаватт, как планировалось при принятии решения о проведении Олимпиады, а 650 мегаватт.2
Планы олимпийского строительства предусматривают сооружение новых энергомощностей — Адлерской и Туапсинской ТЭС (совокупной мощностью 510 мегаватт), увеличение мощности Сочинской ТЭС с нынешних 80 до 300 мегаватт, а также сооружение каскада ГЭС на реке Мзымта мощностью 23 мегаватт. Однако это строительство, во-первых, стоит денег, а во-вторых, требует поставок природного газа.
Олимпийская программа оценивает стоимость сооружения энергообъектов в 49 миллиардов рублей. Помимо этого, для снабжения электростанций природным газом придется построить газопровод Джубга-Лазаревское-Сочи протяженностью 174 километра, из которых 151 займет подводный газопровод по дну Черного моря. Стоимость этого строительства составит до 300 миллионов долларов,3 при этом потребуется обеспечить поставки в Сочинский регион около 2 миллиардов кубометров газа. Это непростая задача, с учетом того, что «Газпром» сегодня испытывает трудности с обеспечением надежных поставок природного газа потребителям — добыча газа падает, новые месторождения не вводятся.
Одной из основных проблем, связанных с Олимпиадой-2014, является крайне неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации города и прилегающих районов. Существующая система водоснабжения и канализации спроектирована с расчетом на численность постоянного населения города, не превышающую 240 тысяч человек. Но уже в настоящее время в Большом Сочи проживает более 400 тысяч человек, а во время Олимпиады ожидается прибытие еще около 250 тысяч человек! Городские очистные сооружения не справляются с нагрузкой, вследствие чего в море и реки регулярно попадают сточные воды. По мнению ряда экологов, в Сочи в ближайшие пять лет могут возникнуть проблемы, связанные с нехваткой качественной питьевой воды. Городская канализация на 70 % изношена, при этом в некоторых городских кварталах современная канализация просто отсутствует.
Требуется фактически полная замена городской канализационной сети. Но очевидно, что модернизацию канализационной сети не удастся совместить с масштабными строительными работами, прокладкой сотен километров новых городских дорог, сооружением новых железнодорожных путей. При этом, в связи с охватившим Россию экономическим кризисом и заявлениями премьера Владимира Путина и вице-премьера Дмитрия Козака о сокращении расходов на Олимпиаду, стоит ожидать урезания прежде всего статей, связанных с модернизацией инженерной инфраструктуры города — ради отчета перед МОК на спортивных объектах предпочтут не экономить. Сочинцев просто обманывают, обещая вместе с Олимпиадой модернизировать системы водоснабжения и канализации.
Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации в Сочи уже сегодня крайне отрицательно влияет на состояние морской воды. По информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), проверка водоканала в районе Большого Сочи выявила повсеместное нарушение технологии очистки сточных канализационных вод. Свалки промышленных и бытовых отходов Сочи эксплуатируются с грубыми нарушениями природоохранного законодательства. Ни одна свалка города не имеет соответствующей разрешительной документации.4
Можно только предположить, что будет с качеством морской воды в районе Сочи, если нагрузка на город в результате наплыва строительных рабочих и гостей Олимпиады возрастет, а адекватной модернизации систем водоснабжения и канализации осуществлено не будет.
По объему сброса в расчете на одного жителя Краснодарский край является лидером среди субъектов Российской Федерации. Глубоководные стоки находятся в неудовлетворительном состоянии: из 39 технически неисправны 11, требуют удлинения — 5, а через 10 производится сброс вод непосредственно у береговой черты. По закону выпуски стоков, тем более несущих экологически опасные химические вещества, должны находиться на расстоянии двух миль от берега.
Лучшие пляжи в Сочи будут отданы под два грузовых порта мощностью по 5 миллионов тонн грузов каждый, которые предполагается построить в Имеретинской низменности. Один порт планируется разместить в районе устья реки Псоу, другой — в устье реки Мзымта. По мнению экологов, реализация этих проектов приведет к полному уничтожению последних приморских экосистем Имеретинской низменности, а также уничтожению пляжей.
Строительство портовых сооружений нарушит движение гальки, прекратит постоянную подпитку имеретинских пляжей. Уже сегодня потребность Сочи в пляжах составляет 15 млн. кв. метров, при нынешней площади пляжей около 1,2 млн. кв. метров — в 12 раз меньше!.. В нынешнем состоянии пляжи могут вместить по санитарно-гигиеническим нормам всего лишь 250 тыс. человек, хотя число ежегодно посещающих Сочи туристов составляет миллионы. Массовые изъятия песка и гальки с пляжей и из русел рек, перехват потока пляжных наносов портовыми сооружениями нанесет серьезный, невосполнимый ущерб рекреационному потенциалу этих территорий, акватории Черного моря. По санитарным нормам, защитная зона у постоянно действующего грузового порта, где должно быть запрещено проживание людей (перевалка сухих грузов может приводить к росту заболеваемости бронхитом, астмой и туберкулезом), должна составлять не менее 1000 метров.
При этом после окончания Олимпиады портовые мощности окажутся не нужны: один из грузовых портов, сооружаемый компанией «Базовый элемент» Олега Дерипаски, предполагается перепрофилировать в частный яхт-клуб на 400–500 мест, который будет служить приезжим олигархам, но не сочинцам.
Для минимизации ущерба городу от строительства портов экологи предлагают объединить предполагаемый грузопоток двух будущих грузовых портов в один порт, а вместо грузового порта создать понтонный. Однако эти разумные предложения никто не хочет слышать.
Подготовка и проведение Олимпиады 2014 могут негативно сказаться на всем природном комплексе региона в целом, так как до настоящего момента не определены границы охраняемой зоны Кавказского государственного природного биосферного заповедника, не установлены границы и режим округов санитарной охраны Сочи, отсутствует генеральный план развития Сочи. Следствием этого стала несанкционированная застройка земель, в том числе и на землях первой горно-санитарной зоны охраны курортов, которая уже наносит непоправимый ущерб потенциалу Сочи как курорта. В ближайшие годы Россия может потерять единственный общедоступный массовый приморский курорт, находящийся на территории нашей страны, на месте которого окажется полностью загаженный нечистотами, непригодный для отдыха город.
Все основные объекты Олимпиады-2014 предполагается разместить в районе Имеретинской бухты на площади в 21 кв. км, на 7-километровом участке побережья, 3 км в глубину, расположенного между реками Псоу и Мзымта. Т. е. размещение основной олимпийской инфраструктуры планируется осуществить на пойменных землях.
С геологической точки зрения это — чистая авантюра. Возведение капитальных сооружений в илистых и болотистых грунтах практически невозможно. Качественная экспертиза, позволяющая определить пригодность ландшафта Сочи для размещения олимпийских и инфраструктурных объектов, в необходимом объеме не проводилась, а принятый закон о подготовке к проведению Олимпиады, фактически приостанавливающий на территории Сочи действие российской Конституции и законов на 10 лет, объявляет не обязательным проведение общественных слушаний и обнародование результатов экспертизы.
Например, в конце январе информационное агентство Regnum опубликовало открытое письмо академика РАЕН, доктора геолого-минералогических наук, профессора В. И. Пахомова, основанное на материалах, представленных бывшему первому вице-президенту ГК «Олимпстрой» Андрею Строеву, в настоящий момент — вице-мэру Сочи, и содержащих диагноз геологического строения Имеретинской низменности для выработки проектных и инженерных решений при проведении строительно-монтажных работ на объектах Олимпиады-2014 в Сочи. Академик В. И. Пахомов пишет:5
«В настоящее время данной [трехмерной] модели Имеретинской низменности нет ни у кого. … Но при этом по нарастающей объявляются и проводятся конкурсы и тендеры на проведение строительных работ на территории Имеретинской низменности. Возникает вполне закономерный вопрос. А кто ответит в заключение за качество этих сооружений? И выдержат ли они хотя бы до сроков окончания Олимпийских игр 2014 года? Вот на этот концептуальный вопрос ответа никто пока дать не может. Все прекрасно понимают (в первую очередь — реальные профессионалы), что с „наскока“ на территории Имеретинки строить капитальные объекты и сооружения категорически нельзя. Это просто опасно.
Необходимо произвести все положенные и крайне необходимые подготовительные работы и мероприятия, среди которых в первую очередь занимают геофизические исследования, включая сейсморазведку и электроразведку (которые так никто до настоящего времени не выполнил).
Тем более, что территория Имеретинской низменности относится по микросейсмическим характеристикам к 5-ти бальной. А здания планируются без учета этих сейсмологических особенностей территории. Кроме этого можно отметить тот факт, что в связи со сложным гидрогеологическим строением крайне необходимые геофизические исследования на территории Имеретинской низменности не выполнены и по настоящее время в ГК „Олимпстрой“.
Проект инженерной защиты территории Имеретинской низменности тоже вернули на доработку в ГК „Олимпстрой“ в декабре 2008 года. Возможно по этой причине… Но тендеры то все равно проводятся!!!!
На что рассчитывают руководители корпорации? На то, что им повезет!!!»
Отношение властей к необходимости серьезной экспертизы хорошо иллюстрирует высказывание бывшего мэра Сочи Виктора Колодяжного (ныне главы корпорации «Олимпстрой») на встрече с жителями Имеретинский долины: в ответ на замечание одного из участников встречи о том, что геологических изысканий перед началом строительных работ не проводилось и ни одного геолога на месте строительства олимпийских объектов не видели, Колодяжный заявил, что новые технологии позволили осуществить сканирование местности с вертолета6(!) и оценить ее пригодность для реализации планов застройки.
В Имеретинской низменности, расположенной на побережье Черного моря в междуречье рек Мзымта и Псоу — в одном из самых живописных мест Большого Сочи — власти решили разместить ряд новых олимпийских объектов: малую ледовую арену для хоккея с шайбой, ледовый дворец спорта для соревнований по фигурному катанию, крытый конькобежный центр, ледовую арену для кёрлинга, стадион для церемоний открытия и закрытия Игр, пресс-центр и Олимпийскую деревню. Здесь также предполагается расположить два грузовых порта, о которых речь шла выше. Сегодня в этих местах проживают люди, занимающие эти места в пятом-седьмом поколении. Ради строительства олимпийских сооружений и порта власти решили выселить людей с их земель, разрушив принадлежащие им дома. Планируется выселить жителей 404 частных и 32 многоквартирных домов. Выселение людей осуществляется самым беспардонным способом: в ответ на законное требование жителей Имеретинской долины — сначала предоставить им новое жилье, власти буквально вышвыривают людей на улицу.
Вопрос предоставления имеретинцам адекватной компенсации и современного жилья взамен домов, из которых их выселяют, так и не решен. В январе 2009 г. замгубернатора Краснодарского края Василий Назирадзе заявил, что граждане должны будут в обязательном порядке освободить свои земли и дома не позднее 31 марта 2009 года,7 при этом власть не готова предоставить им новое постоянное жилье, и намерена переселить сочинцев во временные жилища — пансионаты и временные квартиры. Имеретинцы до сих пор не знают, во сколько оценены их участки и дома, и какую компенсацию за олимпийское переселение они получат от государства.
В марте жителе Имеретинской долины, поспешно и жестоко выселяемые из своих домов, приняли решение обратиться в Европейский суд по правам человека для защиты своих прав. Если это произойдет, рассмотрение дела в Европейском суде накануне Олимпиады выставит российское государство на международной арене в крайне неприглядном свете, серьезно ударяя по репутации и России, и будущих Игр-2014.
Такое жестокое обращение властей со своими гражданами просто недопустимо. Прежде чем переселять людей для строительства олимпийских объектов, власть обязана заплатить им компенсации, исходя из справедливой оценки стоимости их собственности, и предоставить адекватное постоянное жилье. Тем более что из расчета средней стоимости компенсации для одного частного домовладения в 1–1,5 млн. долларов для 400 домовладений (около 600 млн. долларов), а также приблизительной оценки стоимости расселения 32 многоквартирных домов (еще порядка 400 млн. долларов) сумма компенсаций гражданам за расселение уложится в пределах 1 млрд. долларов — вполне посильные средства для нашего государства, запланировавшего космические расходы на строительство олимпийской инфраструктуры, но не желающего заплатить справедливую компенсацию своим гражданам.
До 50% населения Сочи имеет частный бизнес, связанный с курортниками. С деятельностью санаторно-курортной сферы, так или иначе связаны до четверти трудоспособных жителей города. Превращение города в гигантскую стройку на несколько лет подряд просто отпугнет из города многих туристов. По экономике Сочи будет нанесен катастрофический удар. Еще одна угроза — планы привлечь к строительству до полутора сотен тысяч рабочих из Турции, Китая и Таджикистана. Маленький город не готов к массовому наплыву трудовых мигрантов, а приезд рабочих из Турции может спровоцировать межнациональные конфликты с армянской общиной, которая весьма многочисленна в городе.
Наконец, не стоит забывать, что Сочи находится в зоне военного противостояния между Россией и Грузией, крайнее обострение которого случилось в ходе вооруженного конфликта в августе 2008 года. С учетом того, что Россия признала независимость Абхазии и приняла решение о размещении там своей военной базы, а Грузия не признает эти решения законными, не исключена новая вспышка военного конфликта. Между властями Грузии и Абхазии происходит постоянный обмен агрессивной милитаристской риторикой, проводятся военные приготовления.
Это создает беспрецедентную угрозу безопасности Игр: ни одна из зимних Олимпиад не проводилась в такой близости от очага вооруженных конфликтов.
Нет сомнений, что главная неафишируемая цель проведения Олимпиады для правящей верхушки — украсть побольше средств, выделяемых из бюджета на ее проведение. Чтобы понять это, достаточно всего лишь взглянуть на олимпийский бюджет — в прошлом году он оценивался в 314 млрд. рублей. И это без учета объявленных в январе оценок стоимости строительства совмещенной автомобильной и железной дорог Адлер — Красная Поляна, которое обойдется в 242 млрд. рублей (прежде в бюджете сочинской Олимпиады фигурировали расходы на строительство дороги Адлер — Грушевая поляна в сумме 28,4 млрд. рублей, однако в связи с переносом олимпийских объектов из Грушевой поляны по требованиям экологов от строительства этой дороги отказались).
Т.е. реальная стоимость Олимпиады в Сочи (с учетом добавления стоимости дороги Адлер — Красная Поляна), в соответствии с ФЦП «Развитие г.Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)» плюс расходами на строительство дороги Адлер — Красная Поляна, составит 527 (!) млрд. рублей.8 По курсу 35 рублей за доллар это 15,1 миллиардов долларов.
Кто-то назовет эту цифру «рекордной»; мы предпочитаем называть ее позорной и скандальной. Стандартная стоимость проведения зимних Олимпиад в последние годы колебалась вокруг 2 млрд. долларов.
В марте 2009 года вице-премьер Дмитрий Козак объявил, что расходы на Олимпиаду вдруг неожиданным образом сократились до 218 млрд. рублей. Непонятно, входит ли в эту цифру сооружение инфраструктурных, энергетических и других сопутствующих объектов (пока изменения в официальную ФЦП не внесены, и официально действительна цифра в 314 млрд. рублей), однако даже новая цифра в 218 млрд. рублей в разы превосходит стандартную стоимость проведения Зимних Олимпийских игр. В озвученную Д. Козаком сумму в 218 млрд. рублей также явно не входят 242 млрд. рублей, предназначенных для строительства железной и автомобильной дорог Адлер — Красная Поляна.
Такая разница между стандартной стоимостью проведения Зимних Олимпиад и стоимостью Сочинских игр не может не наводить на мысль о том, что российские власти вознамерились большую часть средств, выделенных на Олимпиаду, просто украсть. Размер откатов и завышения смет при сооружении олимпийских объектов, судя по всему, будет чудовищным.
(окончание следует)
https://lib.rus.ec/b/226958/read
Серия сообщений "БОРИС НЕМЦОВ: 1 КНИГА; 8 ДОКЛАДОВ":1. Исповедь бунтаря; 2. Путин. Война; 3. Жизнь раба на галерах; 4. Олимпийские игры Путина; 5. Сочи и олимпиада; 6. Путин. Итоги; 7. Путин. Итоги. 10 лет; 8. Путин и кризис; 9. Путин и "Газпром"Часть 1 - КНИГА: ИСПОВЕДЬ БУНТАРЯ; 1. ПОВОД ДЛЯ ИСПОВЕДИ; II. КАК НАЙТИ СВОЁ МЕСТО В ПРЕЗИДИУМЕ
Часть 2 - III. ИСКУШЕНИЕ ВЛАСТЬЮ
...
Часть 28 - ПРИЛОЖЕНИЕ: ПУТИН. КОРРУПЦИЯ; ВВЕДЕНИЕ; ОБОГАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КООПЕРАТИВА "ОЗЕРО"
Часть 29 - ПУТИН И ЕГО ДРУЗЬЯ-МИЛЛИАРДЕРЫ; НА ЗОЛОТЫХ ГАЛЕРАХ; ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Часть 30 - ДОКЛАД 4: СОЧИ И ОЛИМПИАДА; АННОТАЦИЯ; ОГЛАВЛЕНИЕ; ВВЕДЕНИЕ; СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПЛАН РАЗРУШАЕТ СОЧИ; ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС; ХРОНИЧЕСКИЙ ЭНЕРГОДЕФИЦИТ ...
Часть 31 - КОРРУПЦИЯ И ОТКАТЫ; КОМПАНИИ-БАНКРОТЫ; ОЛИМПИЙСКИЙ ПЛАН - УДАР ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ; ЧТО ПОСЛЕ ОЛИМПИАДЫ?; ЗАКЛЮЧЕНИЕ. АЛЬТЕРНАТИВА; ОБ АВТОРАХ ...
Часть 32 - ДОКЛАД 5: ПУТИН. ИТОГИ; АННОТАЦИЯ; ОГЛАВЛЕНИЕ; ВВЕДЕНИЕ; КОРРУПЦИЯ РАЗЪЕДАЕТ РОССИЮ
...
Часть 40 - КРИЗИС И ЦЕНЗУРА СМИ; НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ЧТО ДАЛЬШЕ?; ОБ АВТОРАХ
Часть 41 - ДОКЛАД 8: ПУТИН И "ГАЗПРОМ"; АННОТАЦИЯ; ОГЛАВЛЕНИЕ; "ГАЗПРОМ" КАК ГЛАВНЫЙ ЛИЧНЫЙ ПРОЕКТ ПУТИНА; НАДЁЖНОСТЬ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ СТРАНЫ - ВСЁ ХУЖЕ; АФЁРЫ...
Часть 42 - ТРУБОПРОВОДНЫЕ АФЕРЫ; ГАЗОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В СНГ; ПЛАТИТЬ ЗА ВСЁ ЭТО - РОССИЙСКИМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ; АЛЬТЕРНАТИВА; ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ИТОГИ; ПРИМЕЧАНИЕ
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |