-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кудряшка_Сью

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Северный_Парк

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.04.2003
Записей:
Комментариев:
Написано: 19537


красивый мир

Четверг, 22 Января 2009 г. 04:07 + в цитатник
Я не смотрю телевизор. Моя нервная система для этого совершенно не предназначена. Однако, чтобы быть "в курсе" (чего именно, скажу потом), я его периодически "включаю". Несколько минут просмотра новостей вполне заменяют классический американский триллер, а "аналитической программы" с каким-нибудь Леонтьевым - душераздирающую альтернативную психоделику. Иногда я ограничиваюсь даже не минутами, а секундами просмотра (нервная система-то не казенная) - но никогда не пропускаю рекламного блока.

Рекламу я смотрю исключительно внимательно и вдумчиво. Информация, почерпнутая в рекламных блоках, важнее той, что содержится в новостях (если в них вообще содержится какая-либо информация). Реклама, в отличие от новостей, никогда не врет. Она четко и внятно постулирует, кто, откуда и куда идет.

То же самое я делаю в каждой стране, в которой оказываюсь. Я всегда смотрю новости по национальному каналу и обязательно рекламный блок.

Так вот. Ни в одной стране (из тех, где я была, а была я много где) в телевизионной рекламе нет такого количества красивых людей, как в России. Героями рекламных роликов являются люди заурядной, обычной, нормальной, типичной внешности. В некоторых европейских странах очень часто можно увидеть в рекламе и вполне некрасивых людей (с неровными зубами, например, или с неправильными чертами лица, или очень морщинистых). Они рекламируют все - от автомобилей до лекарств - и отдельно нужно сказать о том, что антураж, в котором они находятся, тоже не блещет высокой эстетикой - обычные дома, квартиры, городские улицы, а иногда и просто на скорую руку сляпанные условные декорации.

Но в России даже средство для чистки унитаза будет рекламировать женщина изумительной красоты. Я уже не говорю о шоколадных конфетах, любая из каковых оказывается пропуском в удивительный мир, в котором красиво абсолютно все.

Об этом удивительном мире я и хочу поговорить. Точнее, о его непрерывной и неотвратимой самовозобновляемости в российской культуре.

Итак. Что мы имеем. Реклама на российском телевидении создает образ невообразимо (в буквальном смысле) прекрасного мира. Этот мир многообразен, в нем есть многое из того, что есть и в мире реальном, однако все это, включая похмельный синдром и проблемы с потенцией, освещено светом особой эстетики, сглаживающим все углы и ретуширующим все морщинки.

Очевидно, что ни одна женщина не надеется, что после покупки туалетного утенка ее сортир превратится в хрустальный замок - зачем же тогда в рекламе сортир изображен именно таковым? зачем несколько часов гримировать актеров, создавать декорации красивого кухонного интерьера, после платить дизайнеру за вылизывание видеоряда, чтобы отрекламировать быстрорастворимую лапшу (в народе "паек бомжа" или как-то так)?

Ответ "для того чтобы сделать лапшу более привлекательной для того же народа" - прост, и, как всегда с простыми ответами, не исчерпывающ. Потому что суть вопроса в следующем: почему лапша станет привлекательнее для народа, если будет отрекламирована так, как если бы рекламировалась утка по-пекински?

Моя версия ответа на этот вопрос такова. Лапша не имеет к этому ролику никакого отношения. Точнее, создатели ролика, может, и могли бы сделать ролик, в котором растворимую лапшу покупает бедный студент, у которого просто нет денег на другие продукты, но!

Но, уверяю вас, этот студент все равно будет выглядеть как кандидат в голливудские или, на крайняк, сериальные звезды, а общага, в которой он якобы живет, - как вполне себе милый домик для среднего класса.

Потому что мэйнстрим, доминанта, императив российской культурной реальности сильнее любых маркетинговых "идей".

А доминанта эта заключается в том, что российскому массовому сознанию без красивого мира, существующего параллельно реальности и эту реальность, вероятно, скрашивающего, жить невмочь. И чем хуже жизнь, тем красивее этот самый параллельный мир.

Кинематограф 30-х-50-х годов рисует удивительные картины (дурной каламбур, гы): красивые, очень красивые люди, чистейшая композиция (никакого тебе визуального мусора - да и просто мусора), ясная, чистая раскадровка, изумительные крупные планы, бездонные глаза и задорные белозубые улыбки. Мир, созданный важнейшим из искусств, очень красив. Даже если в нем показывается "плохое" (=похмельному синдрому или бактериям в унитазе) - оно показывается через специальную призму этой самой очистительной эстетики.

В этом смысле (разумеется, лишь в этом) тогдашнее кино и нынешняя реклама суть одно и то же.

Огромное наследие кинематографа 60-80-х годов мне известно плохо. Честно говоря, фильмы этого периода, не являясь чистой эстетической индульгенцией режиму (которой были и чем и интересны фильмы старые), не вызывают у меня такого интереса. Они стали действительно художественным кино, с историей, с актерами с "реальной" внешностью (красавиц и красавцев можно было пересчитать по пальцам), с довольно правдиво, хотя часто и приукрашенно, показанным бытом - в общем, для исследования годятся лишь как свидетельство того, что как только жизнь в стране стала "лучше", как только страх и ненависть перестали терзать народное сердце, и оно радостно погрузилось в обыденность - так сразу эта обыденность возникла и на экране.

Но!

Но тяга народная к эстетике иной, ирреальной, всеочищающей и всеоправдывающей, - была неистребима. Видимо, некая тревога оставалась. И на стенах учреждений висели портреты Алферовой, а не Муравьевой, Косталевского, а не Калягина. И такой популярности, которой пользовались в Советском Союзе "заграничные" журналы мод, жуткие глянцевые календари с девками или какими-нибудь мотоциклами, равно как и любые вещественные носители "другой" эстетики типа ручек или зажигалок - так вот, такой популярности ныне не светит ни одному брэнду.

Я хочу, чтобы меня поняли правильно. Речь не идет о том, что в широких массах было популярным вообще все заграничное, потому что был дефицит и все такое. Это понятно. Речь об эстетическом аспекте этой популярности. Я чувствую, что заграничные вещи были популярны не только потому, что они были качественнее ("втыкаешь - работает") или что они придавали владельцу некий особый статус. Это было, конечно, но кроме всех этих причин в импортных вещах мгновенно опознавался ДРУГОЙ эстетический код - не привычный, повсеместный, иначе говоря, реальный, а ДРУГОЙ. И этой своей инакостью они и были привлекательны. Что, разумеется, не осознавалось.

Наш сосед был моряком и частенько привозил маме всякую импортную шнягу. Я была еще маленькой и ничего не помню, но вот что запало мне в память. Мама любила вязать, а хорошая пряжа была таким же дефицитом, как и все остальное хорошее. Поэтому мама всегда "доставала" пряжу. Конечно же, у нее были подружки, которые тоже любили вязать. И вот что помнится мне покадрово: сидят у мамы такие подружки, самозабвенно обсуждают какие-то вязаные штуки, и вот мама выносит пару клубков пушистой желтой шерсти (которую сосед привез маме из Финляндии, кажется). И - сначала тишина, а потом общее "аааах!"

(С клубков уже были сняты этикетки, свидетельствующие о заграничном происхождении чуда; но оно было опознано безошибочно. В самом деле, эта пряжа была такой ладной, такой аккуратной, такой пушистой и такой мягкой, какой просто НЕ МОГЛА БЫТЬ пряжа отечественная. Эстетический код был распознан всеми присутствующими мгновенно.)

И вот эта пряжа появилась на любых прилавках в любом количестве. Я имею в виду лихие 90-е. Что там ручки, зажигалки, магнитофоны и календари с девками. Появилось ВСЕ. А в сердцах россиян снова поселились страх и ненависть. И тогда на помощь пришло новое важнейшее искусство. Место кинематографа заняла реклама.

Впрочем, если я могу судить, то и кинематограф не отстает. Я имею в виду уже нулевые. Картинка, рисуемая современным русским художником-постановщиком, изумляет своей ирреальностью. Снова вылизанный видеоряд, как в 30-е, снова красивые актеры, загримированные так, что им трудно говорить, снова четкая, чистая композиция без визуального мусора - каждая деталь на своем месте до такой степени, что начинаешь думать, что кадр компоновали, как 3Д-шную модель интерьера. В 30-е не было цвета, но если взглянуть на цвета современных российских картин - и они не такие, как в жизни.

Иными словами, волшебный мир, успешно создаваемый рекламой в 90-е, в нулевые распространился и в массовое кино.

Так в чем же дело? откуда эта страсть народная к ДРУГОЙ картинке? к любой, лишь бы не такой, какова жизнь? я имею в виду, что конкретные эстетические параметры могут меняться (вульгарность популярного в 80-е шокировала даже меня - ребенка; в 50-60-е, насколько я могу судить, запросы были все же изысканнее), но суть запроса остается одинаковой всегда - нужно нечто ДРУГОЕ.

И, насколько я понимаю, активизируется этот запрос именно тогда, когда народ ненавидит, когда он боится, когда плачет и хочет защиты.

И поэтому я, Кудряшка Сью, великия и малыя и белыя, ответственно заявляю: тот радостный подъем, который случился в народе на этапе вставания с колен - лишь другая сторона страха, неуверенности и злобы, которые случились в нем (народе) одновременно. Иначе ДРУГОЙ эстетический код не проник бы в кинематограф, иначе реклама не становилась бы с каждым годом все красивее и красивее, до ломоты в зубах.

Вот таким вот хитрым и извилистым путем я обосновала то, что и так всем прекрасно известню.

ПС. Термин "вылизанный видеоряд" позаимствован у Пелевина.
ППС. Вообще-то этот пост скорее для Северного парка, но я не хочу так уж забрасывать свой дневничок, поэтому подло размещу его здесь.
ПППС. Если ваш комментарий удален, значит, я посчитала его глупым.

ППППС. Блять! проститя! проститя меня все! я забыла поставить подкат (давненько я не писала длинных постов).
Рубрики:  курлы

Паук   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 09:10 (ссылка)
Действительно, эти смазливые мордашки уже давно вызывают раздражение и в некоторых случаях - отторжение. Моих знакомых женщин очень нервирует, когда крем от морщин рекламирует юная красавица с персиковой кожей...
Ответить С цитатой В цитатник
Bubu   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 10:32 (ссылка)
Ментальность такова6 большинство людей предпочитают жить в мире выдуманном, чем как-то попытаться изменить свой.
Моя мама такая, а сейчас она вообще смотрит только канал Nostalgia круглосуточно(где крутят прогрмамму Веремя от 1977г), чтобы полностью погрузиться в нереальній мир.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 11:04 (ссылка)
Фигасе! я про этот канал даже не слышала. Вот кто-то бабла поднял на идее. И что, на этом канале и рекламы никакой нет? и кинозарисовки показывают? Гуд бай, Ленин, блин ))))

Ну да. Природа этого явления (в плохую годину мир придуманный становится красивее и чище), скорее всего в том, что народ не знает, что делать. Нет навыка преодоления трудностей, зато есть добродетель терпения. И еще умение забыться (для мужчин попроще - водка, для женщин - кино, для интеллигенции - водка и книжки). И еще неистребимая интенция говорения - столько, сколько рюсский народ, о своей доле, по-моему, никто не говорит. Вот буквально - любому русскому покажи палец, и он будет часами говорить о том, что "они" там совсем с ума посходили, и что "никому мы не нужны", и что "коммунальные на пятьсот рублей сразу подорожали - это где видано?". Долго-долго будет говорить, а потом пойдет и проголосует за Медведева, гы )))))

Что радует. Что непременная сверх-эстетизация придуманного параллельного мира в тяжелые времена становится, во-первых, индикатором, по которому вполне можно судить. И во-вторых, свидетельствует о каком-никаком развитии все же. Как если бы аутист рисовал абстрактные картины.

(подумала, что сравнение хромает, так как именно у аутистов нет абстрактного мышления, ну и ладно)
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 11:19 (ссылка)
Да. Во избежание неверного понимания. Я там в тексте это несколько раз оговариваю, но надо, наверное, почетче проговорить.

Критерии этой самой эстетизации не включают вопросы вкуса и стиля. Это очень важно на самом деле, а я это нечетко проговорила. Например, в том же кинематографе 30-х совершенно отвратительна музыка (я уж не говорю о словах) песен к этим самым фильмам. Она страшно режет слух. Потом там у женщин очень яркие губы, а у мужчин невыносимо аккуратные прически (это, наверное, уже 40-е). В 80-е, как я уже говорила, большинство "заграничного" было страшно вульгарным. В современной рекламе очень много блестящего, золотой пудры, сверкающих искорок, еще дебильных мультперсонажей с ужасными голосами. (Про тексты я умалчиваю! умалчиваю!) В кинематографе нулевых цвета слишком яркие и слишком статичные.

То есть суть сверх-эстетизации не в том, чтобы сделать красиво в понимании "стильно, со вкусом, оригинально, законченно", а в том, чтобы максимально отличаться от реальности, оторваться от нее.

Что, вероятно, никаким другим образом, кроме как через эстетику "подчистки", приукрашивания, невозможно.

Да. Суть не в том, чтобы сделать красиво. Суть в том, чтобы сделать красивее, чем в жизни.
Ответить С цитатой В цитатник
Марта_Непростая   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 11:25 (ссылка)
выходит, картинками, максимально приближенными к реальности, народ можно просто добить?
Ответить С цитатой В цитатник
торрио   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 11:42 (ссылка)
Кудряшка_Сью, Вы правы. Я с Вами согласен.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 11:47 (ссылка)
(задумалась)

Выходит.

(вспомнила)

У меня была знакомая. Очень рюсская женщина - неплохая, но страшно закомплексованная и оттого скандальная. Так вот она была той самой обычной внешности. Не красавица с обложки, просто обычный человек. Немного похудеть и подобрать макияж - и вообще чудно было бы. Так вот она не любила фотографироваться. Категорически. Нигде. Как Остап Бендер. А совпали мы в одном коллективе, в котором всякого рода вечеринки случались чуть не каждую неделю, так что можете себе представить, как ей тяжело приходилось, с тем-то бумом любительской фотографии, который был в 90-е. Так вот. Я как-то раз спрашиваю: почему ты никогда не фотографируешься? ты в розыске, что ли? ))) а она отвечает: видишь ли, я себя считаю красавицей, мне так легче жить; а когда я вижу свои фотографии, то понимаю - нет, не красавица я.

И я прихуела. То есть когда в зеркале себя видит - продолжает думать, что красавица. А когда на фотках - то сразу видит, что не красавица. То есть понимаете - картинка (фотография, экран телевизора, постер и пр) это что-то более важное, чем динамическая картинка самой жизни.

Что-то более весомое, значимое.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 11:51 (ссылка)
Чему следует больше доверять.

О!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Марта_Непростая   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 11:53 (ссылка)
и потому все силы и средства бросаются на совершенствование картинок, а не жизни
Ответить С цитатой В цитатник
Паук   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 12:13 (ссылка)
Желание казаться, а не быть?
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 12:28 (ссылка)
Паук, как вы сами оцениваете ваш последний комментарий?
Ответить С цитатой В цитатник
Паук   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 12:47 (ссылка)
Сталинские фильмы о "красивой советской жизни свинарок, пастухов и артистов цирка" заставляли каждого зрителя думать, что это только у него пока не всё так хорошо, но в целом у всех всё замечательно. И воспитывало у него желание соответствовать увиденному на экране, казаться в глазах окружающих человеком, вполне удовлетворённым жизнью.
Поэтому, думаю, не совсем корректно сравнивать красивые образы и картинки зарубежных и советских фильмов. Разные цели преследовали пропагадистские машины.

"ПППС. Если ваш комментарий удален, значит, я посчитала его глупым." Я готов!))
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 13:49 (ссылка)
Сейчас то же самое происходит в масс-медиа. Бедность и трудности показываются как личные проблема лоха-неудачника, а "жизнь вообще" преподносится как жизнь без бедности и без трудностей.

Я не задумывалась в этом контексте о сталинских фильмах, но ... но если задуматься и принять вашу версию, Паук, то получится, что а) глупость рюсского народа неистребима (потому что как можно, целый день протолкавшись в очередях, думать, что это у меня одного все плохо, а у нормальных людей все хорошо - мое сознание понимать отказывается) б) Россия семимильными шагами идет к повседневности сталинского типа.

Но, если честно, несмотря на то, что не вы первый высказываете эту версию, Паук, мне трудно ее принять. Просто я не могу себе представить, что можно быть до такой степени тупыми - видеть жизнь вокруг и верить не ей, а красивой картинке на экране.

Хотя по всему получается, что так и есть.
Ответить С цитатой В цитатник
Reggae   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 18:19 (ссылка)
Исходное сообщение Кудряшка_Сью
Россия семимильными шагами идет к повседневности сталинского типа.
видимо идет
меня раздражает отчуждение окружающих меня людей от реальной жизни убегание в телевизор, в компьютерные игры, в сеть, (хотя сеть куда меньшее зло-там ещё присутствует неискаженный смысл слова свобода)
Ответить С цитатой В цитатник
Поток_Любви   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 20:37 (ссылка)
Не смотрю ТВ, уже давно и радостну ЖИВУ)
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 22 Января 2009 г. 21:42 (ссылка)
Гы )))
Ответить С цитатой В цитатник
gerose   обратиться по имени Суббота, 24 Января 2009 г. 01:47 (ссылка)

Ответ на комментарий Кудряшка_Сью

Исходное сообщение Кудряшка_Сью
Фигасе! я про этот канал даже не слышала. Вот кто-то бабла поднял на идее. И что, на этом канале и рекламы никакой нет? и кинозарисовки показывают? Гуд бай, Ленин, блин ))))


а я иногда с удовольствием смотрю канал Ностальгия)))
Там кроме программы "Время" (на хи-хи пробивает только так!) еще показывают "Спокойной ночи, малыши" с тетей Таней и дядей Володей)))) правда в 2 ночи))) прикол)))
Я на днясь даже пост про этот канал накропал когда увидел финал "Что? Где? Когда?" 1982г. Все знакомые лица - Бялко, Сиднев, Друзь и др))) Инна Друзь под стол ходила - ей 3г было.
А еще там повторяют "Вокруг смеха" с гениальным Александром Ивановым
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку