-Рубрики

 -Цитатник

Схемы от Еlena-Dinsk ЯРКИЙ АВГУСТ- два вида оформления - (0)

Схемы от Еlena-Dinsk ЯРКИЙ АВГУСТ- два вида оформления    

>Схемы "Просто лето!"2 варианта и эпиграф - (0)

Схемы "Просто лето!"2 варианта и эпиграф

Рамочка Среди маков - (0)

Рамочка Среди маков ...

Рамочка "Здравствуй, август!" - (0)

Рамочка "Здравствуй, август!" Ваш текст... Ваш текст... Код рамочки без анимации Ваш те...

Что у кошек на уме?.. - (2)

Что у кошек на уме?..     ...

 -Метки

актёры и судьбы актеры и судьбы без срока давности белки бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись животные информационная война искусство искуство историческое расследование история история одного фильма история одной любви история одной песни история праздника книжная полка коллаборационизм концлагеря кошки куклы личное мир вокруг нас мир-новости мифы и легнеды мода и стиль моя книга памяти моя книга памяти музыка мы все родом из ссср мысли в слух новороссия открытки писатели и судьбы пожелания поздравления политика прототипы литературных героев рамочки для дневника рецепты россия сказка ложь-да в ней намёк сказки спецслужбы стишки стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо украина украина война украина.война художники и судьбы эссе это должен знать каждый это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей: 58216
Комментариев: 117421
Написано: 267863


Чайные посиделки в русской живописи «Чай умеют пить только в России» И.А. Гончаров

Вторник, 18 Июня 2024 г. 13:05 + в цитатник

Традиционное русское чаепитие — это удивительный ритуал, не лишенный глубочайшей философии, пропитанный аурой таинственности и значимости происходящего. Ни одна чайная церемония не обходится только лишь вкушением напитка, она помогает обрести душевное равновесие, гармонию, достичь взаимопонимания между присутствующими. Чай давным-давно вошел в жизнь русского человека, став неким утешением в дни печали или, напротив, поводом разделить радость с близкими. Философскую составляющую чайных посиделок не могли не заметить русские деятели искусства, а наиболее ярко и реалистично любовь России к чаю отражена в работах знаменитых художников. Чай вдохновил многих творческих людей на создание бесценных произведений искусства, посвященных этому напитку.
Чай в живописи — это важный элемент искусства, который позволил художникам представить российскую культуру во всем ее великолепии и продемонстрировать миру самые яркие особенности русской души. Наряду с медведем, шапкой-ушанкой и балалайкой, чай стал атрибутом жизни русского человека, что отразилось на творчестве величайших художников России.

Чайная философия в творчестве Б.М. Кустодиева
Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 — 1927 гг). Чаепитие за самоваром — частый сюжет его картин, посвященных народной, провинциальной и купеческой жизни России конца XIX — начала XX века. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). Роскошная сервировка стола, богатый самовар, чайник и чашка, расписанные золотом, - все эти элементы говорят, что перед нами успешная женщина. Яркие краски, безоблачное голубое небо, уют и гармония в сознании художника ассоциируются с традиционным чаепитием.
Кстати, Кустодиев посвятил немало своих шедевров именно купеческому быту. Один из примеров — картина «Купец-сундучник» (1923 год), на которой купец в богатом одеянии торгует чаем и чайной утварью. И снова чай здесь — олицетворение благополучия, успокоения души.
Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. Во время такого чаепития, как правило, решались важные деловые вопросы, обсуждались новости. Главной темой другой картины Кустодиева — «Извозчик в трактире» (1920 год) — служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Сам извозчик предстает перед зрителем как уставший от повседневных хлопот человек, отдыхающий за чашкой чая и задумчиво всматривающийся в мир за окном.
Одной из самых глубоких с точки зрения чайной философии картин Б.М. Кустодиева можно считать работу «На террасе» (1926 год), в которой отражена традиционная черта русского чаепития, заключающаяся в объединении семьи. На террасе вокруг самовара собрались все члены дружной семьи, которые прониклись единой атмосферой покоя и любви.
Сегодня может показаться, что исконно русские традиции чаепития с его незаменимыми атрибутами канули в Лету, уступив место современным веяниям и тенденциям. Однако философский взгляд Кустодиева по-прежнему актуален для нашей культуры, в которой еще сильны красивые традиции. Сам художник сказал: «Говорят, что русский быт умер. Это чепуха! Быта не убить, ведь быт — это человек!»

Кустодиев Б.М. Московский трактир.

Васнецов В.М. Чаепитие в таверне.

В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос.
Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров. Где-нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты заключали сделки на десятки и сотни/тысяч рублей. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въ раздольи».

Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем.

Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.

Что такое самовар? В Словаре русского языка (М., 1981г., т.4) говорится: "Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями". В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М., 1912г., т.4) сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, б.ч. медный с трубою и жаровнею внутри".
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины –
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

Б. Кустодиев.Извозчики. 1920

 Шампанов Сергей Чаепитие.

В чем заключается притягательная сила самовара, почему он остался наиболее устойчивым атрибутом домашнего уюта, можно понять, только поняв особенности русской традиции - чаепития.
Общеизвестно, что чай пришел в Россию с Востока. Это не означает, что до этого Россия пила только водку. Крепкие напитки были в России в почете, ее жители варили брагу, сбитень. Чай также был свой: из листьев, плодов, кореньев трав, в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых и заготавливаемых для различного назначения - лечебных и тонизирующих.
Например, в качестве заварки использовался соцветия иван-чая, листья вишни, мяты, смородины и т.д.
Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Внедрение и распространение чая в России происходило на подготовленной почве, и основная особенность, причина популярности чая была в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.

Б. Кустодиев.На террасе. 1906

Переверзева А. К. Интерьер. Север.

Чай в жизни крестьян в картинах Н.П. Богданова-Бельского

Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 — 1945 гг.) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский»: крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям. Его картины отличает одна особенность — от них исходит доброта, которую художник вложил в свой труд. Чаепитие в его работах — это важный элемент, посредством которого живописцу удалось раскрыть душевный мир простого русского человека.

Такие картины, как «Чаепитие у учительницы» и «День рождения в саду», показывают нам, насколько важен чай для русской культуры. Он сопровождает самые светлые и радостные события в жизни детей: встреча с любимой учительницей и долгожданный день рождения. А от удивительно трогательного образа ребенка, пьющего горячий чай из блюдца на картине под названием «Мальчик за чаем», просто невозможно оторвать взгляд. Кажется, будто за чашкой чая мальчик погрузился в свои добрые, по-детски наивные мечты.

Сюжет одной из самых известных картин Богданова-Бельского «Новые хозяева» несколько отличается от его остальных работ, связанных с чаепитием. События, происходящие на картине, были характерны для всей России: разорившиеся дворяне продавали свои усадьбы и поместья разбогатевшим купцам и крестьянам. Остатки былой роскоши, в том числе дорогая мебель, часы и картина в тяжелой раме, контрастируют с грубой одеждой новых хозяев, которые, задумавшись в тишине, пьют чай.

Богданов-Бельский Н.П. Чаепитие.

Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы.

Маковский К.Е. Алексеич.

Попов А. А. Мастеровой за чаепитием.

Коровин К.А. За чайным столом.

Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.

Б. Кустодиев.Осень в провинции. Чаепитие. 1926

Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками, всегда сложен психологически. Это усугубляется еще тем, что за столом находятся, как правило, несколько возрастных групп - от детей до прадедушек и прабабушек. Детей сдерживает традиция почтения к взрослым, их родителей - почитание своих родителей. Неосторожное замечание, столкновение двух мнений подчас разрушает доверительность беседы, и говорящий замолкает и уходит "в себя". Для создания духа демократичности был необходим некий "молчаливый собеседник", глядя на которого, и, обращаясь к которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару.

Б. Кустодиев.Чаепитие. 1913

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар…
А.С.Пушкин

Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и целый ряд мастеров декоративно-прикладного искусства принимал участие в создании его декоративного убранства.
Что такое самовар? В Словаре русского языка (М., 1981г., т.4) говорится: "Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями". В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М., 1912г., т.4) сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, б.ч. медный с трубою и жаровнею внутри".
Его устройство просто, как все гениальное. Он состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда. Его вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Последняя служит как для установки на ней чайника для заварки, так и для осуществления тока воздуха, когда конфорка закрыта крышкой.

И. Грабарь. За самоваром. 1905

От других приборов для кипячения воды, известных задолго до появления самовара и которыми люди пользуются сейчас, самовар отличается в первую очередь тем, что он объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии.
Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается окружающей его воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает идеальную тягу в топке. Топка прикреплена снизу к сосуду (тулову) самовара на необходимом расстоянии от поверхности стола, на который ставится самовар. Расстояние это отрегулировано ножками самовара, которые придают ему устойчивость и пожарную безопасность.
Труба, являясь конструктивным стержнем, служит основой для надеваемой на нее крышки сосуда, конфорки, крышки самой трубы. Через трубу закладывается топливо и разжигается самовар. Топливом служат сосновые шишки, ветки, щепки, Их расход минимален.

К. Коровин. За чаем. 1888

Для вливания воды снимается крышка сосуда. Для наполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями. Кран расположен на некотором расстоянии от дна самовара, что позволяет не попадать взвеси в чашки.
Такие элементы, как кран (ветка), ручка для переноса самовара, ножки, на которых он стоит, изготавливаются с помощью литья и припаиваются к сосуду. Эти элементы имеют разнообразную форму и декоративные украшения. Их отдаленность от источника нагрева сохраняет пайку веками. Самовары использовались как для приготовления чая, так и для приготовления супа, каши, сбитня. В таких самоварах сосуды разделялись на два или три отсека и блюда готовились одновременно.
Пользоваться самоваром может даже ребенок - наливается вода, закладывается топливо и в трубу опускается подожженная щепка. В сырую погоду или при сыром топливе самовар нужно раздувать. Это делают или через отверстия в стенках топки, или "крестьянским" способом - с помощью надеваемого на трубу сапога, который выполняет функцию меха в кузнечном горне. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник, керамический или фарфоровый, в зависимости от вкуса, привычки или состоятельности заваривающего чай. Тяга замедляется, и самовар медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай. Чай из самовара обычно пьют вприкуску, то есть сахар подается отдельно.

В. Нестеренко. Конфетки, бараночки. 1997

Самовар стоит всегда в центре стола. Он добрый - по своему образу, по округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. Он отражает в своих боках окружающих его людей и природу, придавая некоторую ирреальность происходящему.

Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.
(Н. Заболоцкий)

А.Герасимов.Семейный портрет

Завтрак русского помещика XIX в. - это как бы соединение принятых во Франции того времени первого и второго завтраков. "Напившись, чаю, приступают к завтраку: подадут битого мяса со сметаной, сковородку грибов или каши, разогреют вчерашнее жаркое, детям изготовят манный суп - всякому найдут что-нибудь по вкусу" (Гончаров И.А. "Фрегат "Паллада").
К чаю подавали сахар-рафинад (песок покупали только для кухни - от него чай становился мутным), бисквит, сухари "англицкие", булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Иногда брали бриоши (французскую сдобную хрустящую булочку в форме рогалика) и Ревельский хлеб (пеклеванный хлеб с тмином). На столе ставили серебряный самовар, серебряные же чайник, ситечко, в сахарнице - щипчики, и, кроме того, чайницу - "хрустальную в серебряной оправе и при ней особливой формы ложечка, для накладывания чаю" (Е.Авдеева "Полная хозяйственная книга").

 

И. Грабарь. Утренний час, подснежники. 1939

О том, какой чай пили в России этого времени, подробно рассказывает И.А.Гончаров: "Мы называем хорошими нежные, душистые цветочные чаи. Не для всякого носа и языка доступен аромат и букет этого чая: он слишком тонок. Эти чаи называются… пекое (Pekoe flower). Англичане хорошим чаем, да просто чаем (у них он один), называют особый сорт грубого черного или смесь его с зеленым, смесь очень наркотическую. От чая требуют того же, чего от индийских сой и перцев, то есть чего-то вроде яда" ("Фрегат "Паллада"). Под цветочным чаем, разумеется, понимается не чай из цветов (Гончаров китайскую манеру класть в черный чай жасминные, а в желтый розовые лепестки называет "следствием пресыщенности"), а именно сорт чая, приготовленный из верхушечной почки растения - с особенно тонким и изысканным ароматом.

Современная живопись. Долгая Ольга Петровна.

Trisha Hardwick.Натюрморты. 

Чаепитие по-русски отличалось не только сортом и качеством используемого чая. Конечно, чудаки и оригиналы в России пили чай с гвоздикой на японский манер, и по-китайски с цветами, и зеленый чай, как пьют настоящие американцы. Однако, пить русский чай означало пить чай заваренный (англичане, как замечает Гончаров, "варят его по своему обыкновению, как капусту") и с сахаром - для иностранца русский чай "какой-то приторный напиток".
Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: "Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России", и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая. В это время именно Китай, где чай был известен с доисторических времен, основной поставщик чая, в Индию же и на Цейлон чай был завезен только в 1865 году. "Обычаи странны в России, так что иностранцы находят их необычайно шокирующими, когда впервые встречают", - писал в своем словаре Дюма. Так, например, он находит удивительным, что "мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора".

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины –
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
А.Блок, русский поэт

Чаепитие в трагичных сюжетах

Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 — 1882 гг.) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. Сцена чаепития у Перова превратилась в самую настоящую обличительную картину. Самовар на столе будто делит полотно на два «мира»: на одной стороне — толстый, сытый поп, а на другой — нищие мальчик и старик. Социальную драму усиливают орден героя Крымской войны на груди у старика и темные коричневые тона, в которых написано полотно.

Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 — 1958 гг.) «Житейская проза» (1892-1893 гг.). В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития. Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. Пусть герои и связаны между собой композиционно, но каждому из них близки чувства одиночества, безысходности, тоски. Чаепитие, которое по традиции призвано сближать людей, в данном случае как бы отдаляет их друг от друга.

Стоит отметить, что традиционной русской чайной церемонии посвящено множество картин, а описанные выше полотна — только некоторые из них. Чай в живописи — это не просто декорация, а важный элемент, который несет в себе серьезную смысловую нагрузку. Этот напиток сопровождает человека в течение всей жизни, выступая в качестве своеобразного символа его духовного мира. Ведь в моменты истинного наслаждения, которое способен подарить легендарный напиток, человек открывает свою душу, сближаясь с окружающим миром.

Константин Коровин
За чайным столом
Н.П. Богданов-Бельский. Чаепитие у учительницы
 

https://ledi-oks.livejournal.com/452218.html

https://vk.com/wall-5197510_266983

 

Рубрики:  Живопись
Метки:  
Понравилось: 8 пользователям

Кахетинка   обратиться по имени Вторник, 18 Июня 2024 г. 13:38 (ссылка)
Куда же без самовара?!Хорошие работы!Кустодиев в этом жанре очень нравится!Спасибо,Светланка!
Ответить С цитатой В цитатник
Бахыт_Светлана   обратиться по имени Вторник, 18 Июня 2024 г. 14:19 (ссылка)
Кахетинка, самовар это наше русское.Жаль что в основном утеряно.Сейчас все чай в пакетиках,так быстрее.Пожалуйста,Ниночка.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку