-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LadyNova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2012
Записей: 107
Комментариев: 8
Написано: 121


Этнографический музей. Октябрь.

Пятница, 29 Октября 2021 г. 02:34 + в цитатник

Итак, после посещения выставки спускаюсь с пригорочка и направляюсь в шелестящий листопадом осенний день.

В планах осмотреть еще одну интересную экспозицию, но подряд столько впечатлений - немного утомительно, хочется чуть развеяться и погулять. Да и в ранее посещенных подворьях по пути есть еще не осмотренные уголки. Сегодня день не рыночный, посетителей намного меньше, и есть надежда заглянуть туда, где в прошлый раз пришлось бы слишком долго ждать. Развилка, дорога вправо ведет к лугу на берегу озера, а я пойду по левой. Иду и наслаждаюсь красотой осеннего дня.

Справа представляет Курляндию двор ливского крестьянина - рыбака, за оградой сад и пасека 

Между строениями виднеется что-то странное... Присмотревшись с помощью зума, различаю парящую в воздухе...соломенную шляпу! Впечатление сюрреалистичное

Шляпа, наверно, участвовала в украшении осенней ярмарки, но тогда я прошла другим путем и не заметила ее. А теперь на фоне опустевшего подворья выглядит действительно необычно. Зато ничто не помешает человеку, так и не научившемуся делать толковые селфи, почувствовать себя немного Алисой в стране чудес. 

Весной я сюда уже заглядывала. Тогда тоже никого не было - еще был карантин и внутренние экспозиции вообще не работали. Теперь тут все в золотящейся осенней листве, а у жилого дома цветут поздние георгины.

Подворье гладко покошено, понятно, что все лето тут усердно работали, но уже все убирается, закрывается на зиму, да и выходные у работников должны быть.

Снова, как и весной, любуюсь рогатыми креплениями на окончаниях балок.

Крыша выглядит свежо, будто ее только недавно перекрыли, но нет, вернулась к весенним фотографияи, и клеть-возовня, и жилой дом уже красовались новыми крышами

Небо сегодня фантастическое! В такой день только гулять и гулять! Нога чуть побаливает, но пока не помеха. 

Отправляюсь какой-то еле хоженой тропинкой куда-то снова в горку...не хочется по дорогам круги выписывать, когда можно напрямки в нужном направлении. Табличка на краю тропинки обещает, что иду правильно.

А вот и обещанная гончарная печь. На лужайке, на пригорочке, далеко за соседними подворьями. Конечно правильно - их же летом используют, в сезон повышенной пожароопасности.

Интересно, у этого строения нет номера на карте. Но вот, табличка нам все и расскажет. Печь - аналог тех, что возводили гончары в Курземе и обжигали в них кирпичи, изразцы и посуду. 

Печь была довольно прожорлива, за сутки работы ей скармливали до двух кубометров аршинных (около 71 см) смолистых дров, а для лучшего жара еще и ясеневый или дубовый чурбан подбрасывали.

Конкретно эту печь построил в 2007 году гончар Нормунд Ланьгис строго по чертежам и описаниям из архива музея. Два раза в год ее разжигают - на июньскую и на осеннюю ярмарку. Ну, точно я в тот день прошла не там где надо! Теперь о происходившем свидетельствуют только грустные черепки в траве.

Но моя тропинка ведет дальше, прямо в шуршащее золото листвы.

За деревьями виднеется дом из Западной Видземе, Адажи, это совсем недалеко от музея.

Там я тоже весной была, но примечаю, что происходят какие-то работы, интересно посмотреть. 

Да, смотрите, у дома меняют крышу! Одна технология чего стоит, все делается согласно оригинальной конструкции дома, вместо старой тростниковой крыши будет идентичная, но новая. Вот, такой был домик весной

А теперь преображается прямо на глазах! 

Даже скворечник на торце дома выглядит помолодевшим, хотя тут уж, скорее всего, визуальный эффект от посветлевшего фона.

Уходя дальше, поднимаюсь на горочку напротив - к мельнице и все оглядываюсь на молодеющий дом. Другой ракурс, видны другие детали.

Лестница, ведущая к мельнице, полого поднимается в горку

Наверху мельница, судя по огораживающим лентам, тоже ремонтируется. Кончается лето, в этом году такое странное и сложное, и нужно успеть закончить к зиме все начатые работы. Тут, как в настоящей деревне, время не терпит, начнутся дожди и все недоделанное насмарку. 

жаль, что нельзя подойти, заглянуть. Издали видны только некоторые особенности конструкции, а ведь хочется увидеть внутренности.

Построенная около 1814. года мельница привезена из усадьбы Шкибе в Елгавском районе в 1935 году и является единственной полностью сохранившейся мельницей столбового типа в Латвии. "Столбового типа" - это означает, что вся постройка, словно избушка на курьих ножках, вращается против ветра, всем корпусом. В интернете нашлось фото мельницы в родном ландшафте

А так же есть чертеж конструкции и фото "внутренностей" - только разжигает любопытство, но увидеть все подробнее сегодня, видимо, не получится. Что ж, ремонт так ремонт...

Ух ты, красота! Крылья-то у мельницы - новехонькие!

Вот, помните, в прошлый раз я шла из Курземского подворья огородами с видом на мельницу?

А теперь иду как раз от мельницы к тому самому огороду и двору.

Между мельницей и тыном, огораживающим участок, настоящая маленькая лесная полянка, даже с ягодками брусники

А вот и огород. Осенние картины такие красивые!

Подворье, ну или часть его - тут все же подходяшие по смыслу и конструкции здания с разных близких районов собраны - относится к району Кулдиги, куда мы весной ездили на нерест вимбы. Моя бабушка корнями была из сердца Курземе,и как-то всегда чувствую некую родственную связь, восторг от архитектуры и уклада, понянтого и приятного во всех мелочах. Правда, и другой конец Латвии - Мадона и Гулбене - отзываются в сердце теплом, это уже личная привязанность. Для этой привязанности, кстати, судьба (или мое неугомонное шило  в филейной части) мне сегодня приготовили неожиданный подарок, но об этом позже. А сейчас я прохожу в крепкую калитку с твердой уверенностью осмотреть тут все уголочки.

Сдвоенная клеть, в два помещения - в одном зерно и разные припасы, в другом, платяном, хранилась одежда, сукно, холсты, пряжа и прочее. Так же в платяной клети летом жили. Типичная для Курземе арочная галерея. Помните арочный мост в Кулдиге?

У клети резные столбы и двери, а табличка готическим шрифтом рассказывает, что год постройки 1767. Сопоставим - это времена, когда Курляндия относилась к Речи Посполитой, и правил тут в эти годы Петр Бирон, основатель Петровской академии в Елгаве и приверженец идей просвещения. А после еще столько всего было, страшно даже представить, сколько помнят эти старинные стены.

Как уже написано, в первом помещении мы видим закрома, лари и долбленые сосуды для хранения всевозможных припасов большого крепкого хозяйства.

Второе помещение выглядит как летняя жилая комната с большим количеством сундуков и шкафов

Какие украшения, какие детали отделки! Хочется остаться здесь жить и любоваться, любоваться!
А эта роскошная пара варежек, висящая на мотыге под потолком!
Такие приблизительно варежки молодая, въезжая в свой будущий дом, по традиции, оставляла всюду - у колодца, в баньке, в хлеве и конечно же в клети - средоточии достатка и плодородия в хозяйстве. Ну правда ведь, не рабочие эти перчатки! Такие не надевали на работы, работали в тех, что уже заносились и не выглядели репрезентативно. Тут посвящение силам дома, должным покровительствовать молодой хозяйке. Так же как венки, свято хранимые от самой мистической, "сильной" ночи в году - Лиго, и до следующего Лиго. Обратите внимание, всюду висят венки, и работники свято чтут традицию - на следующий год венки с почтением пойдут в костер, на сожжение, а их место займут другие, несущие в себе силу и оберег новой самой короткой ночи. Правда, брать из этих венков травы на чай, на лекарственные отвары не только не возбранялось, но считалось что собранные на Лиго, они приобретают особую силу. Никаких тут особых заморочек с магией, это просто, так всегда делалось и так нужно делать, традиции блюли бабушки, мамы, внучки, теперь вот работницы музея свято продолжают выполнять весь уклад, дОлжное течение жизни. Поэтому и есть в музее этот дух живого дома, всамделишного, не наигранного присутствия жизни, правильной, по укладу и смыслу.
Из арочной галереи выхожу в красивый ландшафт двора с прудиком
Наискось через двор большая, основательная такая, хозпостройка.
Напротив торец жилого дома. Но около дома уже кто-то ждет свою очередь - внутрь можно только в масках и одновременно пускают только одну семью. Поэтому иду посмотреть хозпостройку
Тут весь колесный и технический парк хозяйства. Как всегда, внутрь ни-ни, смотреть только в дверь.
Снова любуюсь толково и красиво устроенным двором, клетью и банькой за прудиком.
Тем временем группа людей покидает жилой дом и отправляется ходить по территории. Пользуюсь возможностью.
Родина этого жилого дома - несколько южнее, чем у клети -  под Лиепаей, юго-западная часть Латвии.
Заходя в дом, мы сразу видим огроменную, на всю середину дома, печь.
Перед ней скамья, несколько нужных предметов. В передней части сеней, у довольно большого окна расположен верстак
Справа жилая отапливаемая часть дома.
Тут жила вся хозяйская семья а так же одна-две семьи работников.
Оглядываюсь левее и просто ахаю - такая печь, нет, ну ТАКАЯ печь!
Сокровище, просто сокровище! И, как положено, тут еще сушатся последние травы - пучки зверобоя
Уютное рабочее место. В этом, явно крепком и зажиточном, доме, достаточно светло от больших, по меркам того времени, окон (стекло было очень даже недешевым удовольствием). Прелестное место - светло и тепло, одна радость рукодельничать тут.
А еще под теплым печкиным боком подсушиваются корневища многолетних цветов.
Заглядываю дальше в комнату. Когда в одной большой комнате живет столько народу, понятно, что люди очень серьезно подходили к зонированию помещения. 
Шкаф как загородка, стол возле окна, укрытая теплым платком колыбелька, занавеска отделяет кровать. А какие шкафы - каждый уникален, имеет свой собственный рассказ, свою уникальную, пусть иногда наивную роспись.
Дата, начертанная на шкафу - год свадьбы хозяйки. Тут дат две, видимо, шкаф перешел по наследству, наверное, от бабушки или даже пробабушки - между начертанными годами разница в 85 лет.
На шкафу выводок туесочков - самых разнообразных
Вот, тут еще один расписной шкаф. Цветы, процветание, красочно закрученные в жизненный круг, в верхней части пара птиц символизируют любовный семейный союз, и для надежности художник добавил каждой птице-супругу по собственному айсту - символу благополучия и процветания дома. В какой - то момент айсту делегируют оьязанность приносить не только благополучие, но и детей. Не помню, в какие именно периоды добавились айстиные обязанности, но похоже, в эти годы уже это подразумевалось.
Выходя из теплой половины, видно, что над встроенным потолком - чердачное помещение. В остальном доме такого потолка нет, наверху только крыша.
В закутке недалеко от печки возле окна доцветает ворох осенних цветов 
За поленницей оказывается узкий лаз, и протиснувшись в него, можно оказаться внутри огроменной, высотой во весь дом, печи. 
Огромная труба уходит далеко вверх, и начинаешь представлять сказки о всякой прилетающей сквозь трубу нечисти. Да тут можно дрон посадить, и не самый маленький! Наверху есть заслонка, наверно же, и тепло сохранить и "шоб не летали кто попало". А ниже приспособлены перекладины и на них - окорока и колбасы, все настоящее, никаких муляжей. Так вот, откуда этот умопомрачительный запах!
На стене шкафчик для нужных припасов. 
В "холодной половине" за прикрытой дверью что-то живо обсуждают, понятно, что у музейных работников какое-то небольшое собрание - все же конец сезона, даже трудно представить, сколько тут забот. Заглядываю в находяшийся рядом чуланчик-мукомоленку. 
За чуланчиком второй выход - попадаю на противоположную, не парадную, сторону, тут уютная скамейка возле стены
и вовсю полыхающий яркими красками цветник
Любуюсь красивым окружением и примечаю, что около баньки уже никого нет, значит, можно и ее осмотреть.
В баньке три помещения - прихожая, раздевалка и моечная с печью, сложенной из валунов.
Блики солнца играют на стенах бани, изрядно затрудняя фотографирование, но в то же время придают необычный уют и воздушность всей обстановке. 
Обхожу хозпостройку, на задворках все так же ладно и добротно
Каждую деталь хочется рассмотреть
Такая большая, очень большая хозпостройка, видимо, вск нужное вместили под одной крышей, и очень крепкий невысокий забор, тут, видимо, скотинка прогуливалась. У стены плуги - очень старый, деревянный и уже более современный железный.
Вдоль стены перевернутая, хорошо просмоленная долбленая лодка. По форме даже не верится, что это - плавсредство, нагнулась - пошарила рукой под нижним краем - действительно, внутри пустота, и гладкий край прочного дерева.
Продолжаю любоваться, тут есть чем
А вот и признаки века нынешнего, прилажено аккуратно и почти незаметно.
Подумать только, проснуться утром, пойти за скотинкой ухаживать, любуясь таким видом, лепота!
И кажется, что сам дом красивыми глазами-окнами любуется отражающимися в них ладными дворвыми постройками
Ну, уже облазила - осмотрела тут все закоулочки, осенний день совсем недлинный, а время работы музея и того короче. Нужно все же добраться до заветных сундуков! Дорога ведет дальше вглубь территории, мимо знакомой с прошлого раза кузни.
Сегодня тут совсем нет посетителей, и зум фотика позволяет в открытое торцевое окошко подсмотреть немного из устройства таинственной кузнечной мастерской
Вдали за деревьями уже проглядывает цель - большой портовый склад.
По пути харчевня с очень заманчивым меню, но очередь, дистанция, внутрь только по одному и в маске, да и посетителей чуть ли не больше, чем мест за столиками на улице, не хочется терять время. Как-нибудь в другой раз...
Слева остается Видземский двор, где я в прошлый раз все осмотрела, но вот около бани с краю двора - что-то интересное.
Пожилая мастерица принесла разнообразние игрушки, которые, оказывается, еще и погремушки!
Слушаю бойкий рассказ про обереги от грусти, шумелки-шуршалки-грохоталки, а заодно и про баньку, совмещенную с простеньким жильем, где вполне могла проживать такая вот умудренная, много знающая женщина в годах, которая и лечить в бане могла, и роды принять, и на тот свет собрать... весь жизненный круг проходил тут.
И, да, вот снова колода - хранилище. Хозяйка говорит, тут хранилась одежда, но могли и припасы быть - очень надежная конструкция, плотно прилегает крышка - часть выдолбленного бревна, никаких щелей, не проникнуть ни грызунам, ни насекомым. И в то же время это то "все свое ношу с собой", которое легко взять, переезжая с места на место.
Огибаю прогретый ласковым солнышком пригорок и выхожу к складу
Солнце золотит деревья, торопиться особо некуда - внутри уже есть посетители
о самой экспозиции - в следующей части рассказа.
 
 
 
 

Серия сообщений "Этнографический музей":
Часть 1 - Этнографический музей.
Часть 2 - Этнографический музей. Часть 2.
...
Часть 5 - Этнографический музей. Осеннее равноденствие. Продолжение.
Часть 6 - Этнографический музей. Дни Портных в поместье Бонавентура.
Часть 7 - Этнографический музей. Октябрь.
Часть 8 - Этнографический музей. Сундуки, шкафы...
Часть 9 - Этнографический музей. Октябрь. Закрытие сезона.
Часть 10 - Этнографический музей. Ярмарка 3.09.2022


Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку