-Рубрики

 -Цитатник

Отзыв на мою книгу - (4)

Предназначенный мне богами (интересное из прочитанного) Давно как-то не попадались интере...

Рекомендуемые размеры шарфов (таблица) - (0)

Рекомендуемые размеры шарфов. Таблица Источник: https://vk.com/knittingknittingknitt...

Шикарный мужской снуд узором плетенка - (0)

Шикарный мужской снуд узором плетенка   Вязаный спицами шарф-снуд не только универсаль...

Летнее платье на каждый день (шитье) - (0)

Шитье. Летнее платье на каждый день Выкройка летнего платья — отличый фасон на кажд...

Сумка с длинной ручкой (шитье) - (0)

Шитье. Сумка с длинной ручкой   Эта сумка DIY может быть сшита из ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alkirija

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.09.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 24815


А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 5

Пятница, 09 Августа 2013 г. 17:15 + в цитатник

От Алькирии: Публикация размещена исключительно в ознакомительных целях для личного пользования, взята на открытом Интернет-ресурсе здесь: http://jungland.net/node/1115

Для удобства чтения текст разбит на несколько частей.

Далее - авторский текст:

 

 

VII.       "ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК /клинические случаи/

 

В необъятную бескрайность моря

В хрупкой скорлупе пускается душа,

Душа уже знает, как беспредельно море!

Душа знает, как велика Природа!

Душа знает, как горячо Солнце!

Душа знает, как глубоко Небо!

И лишь одного не знает Душа –

Как прекрасна она сама, глубока.

Но узнает еще и это незнаемое.

 

Эта глава посвящена кризисным стадиям духовного развития личности, вступившей на путь индивидуаций. Ее названием послужил "псевдоним" одного из наших пациентов, который назвал себя так, находясь в процессе духовного поиска в индивидуации. В процессе терапии он прошел все стадии духовного развития от острого конфликта между сознательными и бессознательными силами до глубинных мучительных кризисов, предшествующих фазе самопостижения до интеграции своей истинной духовной природы.

Существуют четыре стадии духовного развития:

1.      Кризис, предшествующий духовному пробуждению – обычно человек не столько живет, сколько проживает свою жизнь. Но однажды этот человек может с тревогой обнаружить, что в нем что-то изменилось. Человек начинает искать смысл и назначение жизни. Встревоженный утратой психического равновесия человек старается бороться с этим отклонением, отчаянно пытаясь удержаться за ускользающую от них реальную жизнь. Здесь типичны состояния тревоги, беспокойства, пустоты. Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннего распада может быть физическое уничтожение /глубокая депрессия/. Эти многообразные проявления кризиса напоминают симптомы неврозов и пограничных состояний.

В данном случае конфликты порождаются пробуждением новых помыслов, стремлений и интересов нравственных, религиозных или духовных пробуждений. Выяснить их нетрудно, признав их реальность.

2.      Кризис, обусловленный духовным пробуждением и последующий прилив радости энергии света, нередко приносит чудесное облегчение. Предшествующие конфликты и страдания, а так же вызванные ими физические и психические симптомы исчезают иногда с поразительной быстротой. В таких случаях духовное пробуждение равнозначно исцелению.

Иногда личность не соответствует требованию момента и оказывается не в состоянии правильно усвоить нисходящие в нее свет и силу. Это может быть с личностью, если ее ум не уравновешен, эмоции и воображение бесконтрольны, а нервная система чувствительна. Если ум неспособен вынести озарение, или человек в душе самовлюблен, тщеславен, это приводит к смещению уровней между абсолютной и относительной истиной.

В этих случаях прилив духовной энергии может вызвать отрицательный эффект – усиление и разрастание Эго /человек утверждает о своем могуществе/. Иногда прилив энергии производит в человеке внезапный переворот, который проявляется в бесконтрольном неуравновешенном буйном поведении. Для этой формы реагирования характерны слезы, пение, эмоциональные вспышки.

3.      Реакции на духовное пробуждение – реакции этой фазы многообразны и наступают после пробуждения. Отличительным признаком духовного пробуждения является чувство радости и интеллектуальное прозрение, а вместе с тем – осознание цели и смысла жизни. Продолжительность такого приподнятого состояния может быть различной, но ему суждено прекратиться. Как и все во Вселенной, прилив света и любви происходит циклически, через некоторое время он слабеет или прекращается, и за приливом следует отлив. Временная реакция бывает столь сильной, что человек рассматривает пережитое как иллюзию, игру воображения, он становится желчным и едким, но не может вернуться к своему прежнему состоянию. Красота и притягательность не может подавить этот образ. Его посещает ностальгия по "божественному", которая лишает его покоя. Возможны депрессия, отчаяние, попытка к самоубийству.

4.      Преображение – эта фаза наиболее богата событиями. Она изобилует переменами, чередованием света и тьмы, радости и страдания. Часто преображение отнимает у человека столько сил и внимания, что он может не справляться с обычными мирскими делами и проблемами. Появляются психические расстройства, упадок сил, бессонница, эмоциональная подавленность, творческое бесплодие, тревожность, возбудимость. Иногда расстройства вызываются усердными попытками приблизить момент высшего постижения путем сдерживания, подавления сексуальных и агрессивных влечений, что приводит лишь к углублению конфликта, росту напряжения и невротическим симптомам.

Для преодоления кризиса необходима гармоничная интеграция, объединяющая все влечения в одну совокупную личность, сперва путем согласования их между собой из подчинения, а затем путем согласования и сублимации избыточной или неиспользованной части энергии.

Мы можем предложить в качестве иллюстрации фрагмент работы над процессом индивидуации у пациента С. /"очарованный странник", психолог, 29 лет/:

Пребывая в стадии преодоления третьего этапа кризиса духовного развития, он предоставил нам стихи, которые "пришли" к нему однажды ночью, как он выразился:

 

"Буйный Ветер мне расскажет

Ясный Месяц доведет

И значение предскажет

Мне сибирский Рыжий Кот

Где найти простую правду

Ясной свежести глоток

И пройти по перевалу

Где Судьба нас сбережет

Рано утром выйду в Поле

Сивку-Бурку позову

И помчусь по Замуравью

Догонять свою мечту

Пьяный воздух одурманит

Чарой сна нас напоит

Птица Феникс нас поманит

Тропы тайные сулит

Побывать в Заморских Странах

Посмотреть кто чем живет

А Россию для сравненья

Каждый в сердце сбережет

Скоморохи здесь гуляют

Посреди честной толпы

И в похмелье утопают

Гениальные умы

Каждый может сколько сможет

Каждый верит в что поймет

Ну а Истину укажет

Нам Единый Святый Бог

И терпением одарит

И надежду в нас вселит

Тот кто слышит, да услышит,

Тот кто видит, углядит

 

С пациентом С. велась работа методом активного воображения, оживлялись символы, которые заключают в своей собственной структуре идеи "перехода" и "онтологические перемены" /рождение, инициация, вступление в брак и т.д./. Форма "воображения движения" была представлена не только взбирающимися вверх темами, но и "летающими". Фактически, восхождение по лестнице или на гору во сне или в воображении, означает на глубочайшем психическом уровне, переживание духовного возрождения /разрешение кризиса, психическую реинтеграцию/. Восстанавливающее действие в глубокой психике человека, производимое образами восхождения и полета, осуществляется, потому что в ритуальной, экстатической и метафизической плоскостях восхождение может отражать такие категории как Пространство и Время и "отправлять" человека в мифический миг "Сотворения мира", вследствие чего пациент "возрождается", став как бы современником рождения мира.

По Юнгу, благодаря вневременному характеру коллективного бессознательного, при малейшем прикосновении к его содержимому, человек испытывает "переживания вечного", а реактивация этого содержимого ощущается как полное возрождение психической жизни.

В поэтическом материале пациента С. имеет место продолжение мифического языка. В данном поэтическом примере чувствуется отход от современного повседневного языка и наличие собственной, "тайной" речи, качественно иного темпорального ритма. В языке сконцентрирован возврат райского изначального состояния тех дней, когда можно было творить непринужденно, когда прошлое не существовало, потому что время не осознавалось, не было памяти темпорального течения.

Для "поэта" прошлого не существует, он видит мир таким, каким он был космогонически в момент первого дня Творения. Хотя употребление таких терминов как "переход пределов" или "свобода" не встречаются в контексте поэтического произведения, но сами переживания присутствуют. Большое количество символов и их значений, имеющих дело с духовной жизнью и, прежде всего, с силой ума, связано с образами полета, буйного ветра, пьяного воздуха, птицы и т.д.

Полет означает интеллект, понимание тайных вещей и метафизических истин "тайные тропы".

"Разум" /манас/ это самая быстрая из всех птиц говорит Ригведа.

"Птица" – душа, экстатический полет – новое пробуждение сознания и присвоение новых ценностей.

Буйный Ветер – архетипический образ изначально – Бог шторма Индра /ведический Бог/, воплощение всех сил и всех плодородий, все богатство жизни, космических и биологических энергии. Он дает волю водам и раздвигает тучи, ускоряет циркуляцию соков и крови, управляет всеми жидкостями и обеспечивает все плодородие. Все свойства и силы его гармоничны, а все сферы, которыми он управляет, взаимодополняющие перед нами предстает богоявление сил жизни. Это замечательное явление полного единства, стоящего в основе всех изобилующих проявлений жизни.

"Чистое поле" – архетипический образ Матери-Земли, которая является всеобщей Прародительницей и Кормилицей. Она олицетворяет архетип плодовитости и неистощимой созидательности.

"Пьяный воздух, Чара сна" символизирует экстатическое переживание транса /ИСС/.

"Кот" – архетипический образ природного духа, кот является создателем фольклорных песен и сказок.

"Проход через перевал" несет в себе элементы инициации.

"Ясный месяц" – Луна в мифах и сновидениях иногда предстает в виде мужчины, женщины, а порой в образе гермафродитоподобного существа. Луна тесно связана с Солнцем, однако она меньшее светило, обязанное своим светом Солнцу. Солнце является божественным источником сознания в бессознательном и представляет собой активный психический фактор, способный вызвать рост осознания. Луна тоже является символом сознания, но сознания примитивного, расплывчатого и диффузного, слабо отдающего себе отчет. Луна – это тоже свет сознания, но более мягкий. В мифологии Луна ассоциируется со змеями, ночными животными, духами умерших и богами подземного мира. В алхимии ее называют "дитя Сатурна". Для Парацельса Луна – дух, который способен обновляться и снова становиться ребенком. Учитывая все выше перечисленное образ "ясного месяца" можно отнести к свету сознания, а также принимая во внимание принцип обновления, к символу Самости.

"СивкаБурка" – архетипический образ Времени. Для того, чтобы исполнить свое предназначение, герой должен обуздать время духовной дисциплиной, организованностью, собранностью, подчинением всей жизни духовному деланию. Обрести способность помогать другим можно, только научившись быть хозяином своего собственного времени.

Другое символическое значение этого архетипического образа – обуздание воли. Спокойное умиротворенное повествование свидетельствует об успешном "приглашении бессознательного", хорошем и устойчивом контакте с ним. Вся поэтика языка соответствует былинному стилю, а образ героя – образу архетипической фигуры, которая является моделью Эго, функционирующего в соответствии с Самостью. Архетипический образ Тени представлен в гульбе скоморохов, похмелье талантливых умов. Архетипический образ Анимы – образ России как Софии, Великой Матери, мудрости, святости, созидания. Архетипический образ Самости – образ Единого Святого Бога.

Путь индивидуации представлен путешествием по Замуравью /созидательное бессознательное/, по Заморским странам, как поиск вариации жизненного пути через бессознательное, за счет интеграции содержания которого возможна дальнейшая индивидуация.

Поэтический язык образно представляет мистическое переживание архаического экстаза, воссоздание первоначального состояния человечества, вызывая ностальгию по раю, желание вернуть состояние свободы и изобилия, мечту восстановить связь между небом и землей / возобновление дружбы с животными, ощущение полета, воссоединения Неба и Земли/. В поэтическом откровении с одной стороны представлены – Чистое Поле – как символ плодородия и материнского лона, матери-Земли, а с другой стороны Ясный Месяц, Буйный Ветер, Сивка-Бурка, Птица Феникс – как средства воссоединения с Небом через язык животных, через путешествие по Заморским странам – символ творческого бессознательного и его интеграции. Образ возвращения архетипичен в своем изначальном понимании. Именно в нем заключен наиболее значимый аспект инициации. Часто возвращение к родным берегам с приобретенным "сокровищем" становится для человека наиболее трудным испытанием, чем устремление вперед. Достигая желанной цели, герой теряет мудрость, расслабляется. Именно на этапе возвращения наступает проверка: достойны ли те, кто добыл "сокровище", обладать им. Ведь получив его, человек не обретает царское обличие. На пути к цели герой совершает великие подвиги. Это истинная цель его пути. А "сокровище" – только лишь знак, подтверждающий обретенное в испытаниям достоинство и честь. "Сокровище" – это скорее духовная ценность, то, что человек признает объективным смыслом и сущностным предназначением своей жизни. В Евангелии есть слова, в которых говорится, что наша личность и, следовательно, все ее проявления всецело определяются нашим "сокровищем". Все познания человека определяются тем, что утверждается им как истина.

Наш герой, возвращаясь назад в Россию, на протяжении всего путешествия сохранял в сердце ее святость, мудрость, божью искру, как глоток истины, за которым пускался в путешествие.

 

"И терпением одарит

И надежду в нас вселит

Тот, кто слышит, да услышит

Тот, кто видит, углядит"

 

Так формируется архетип Самости у нашего "очарованного странника".

В этом примере отчетливо видна символическая устремленность к прошлому, ностальгия по Раю.

Память об изначальном событии играет впечатляющую роль, она периодически воспроизводится в ритуалах, чтобы человек мог пережить это событие и снова стать современником мифического возвращения к истокам. "Возрождение прошлого" делает его настоящим и вновь объединяет человека с первоначальным изобилием. Космогонический миф во многих культурах обыгрывается не только в таких случаях, как празднование Нового Года, но и при возведении на престол нового вождя, при объявлении войны, для спасения урожая или при излечении болезни. Последнее имеет для нас наибольшее значение. Многие народы, от наиболее примитивных – до наиболее цивилизованных, в качестве терапевтического средства использовали декламацию космогонического мифа.

При символическом "возврате к прошлому" пациент оказывается современником сотворения, он снова живет в изобильном бытии. Изношенный организм не восстанавливается, воспроизводится заново, пациенту необходимо родиться снова, ему нужно вернуть всю энергию и силу, которую человек обретает в момент своего рождения. И такой возврат к "началу" оказывается возможным благодаря памяти самого пациента. Космогонический миф декламируется перед ним и для него, т. к. больной человек, припоминая один за другим эпизоды мифа, вновь переживает их, а следовательно, становится их современником. Функция памяти заключается не в том, чтобы сохранить память об изначальном мире, а в том, чтобы перенести пациента туда, где это событие находится в процессе совершения, а именно: к заре Времени, к "началу". Эта архаическая процедура сравнима с методиками духовного исцеления.

Достаточно вспомнить одну из Фундаментальных техник йоги, практикуемую как среди буддистов, так и среди и индуистов. Согласно Будде, как и всей индийской мысли в целом, человеческая жизнь обречена на страдание самим тем фактом, что она протекает во времени. Будда является "королем целителей", и его послания провозглашаются как "новая терапия". Философия, методика воздержания, медитация, мистические системы Индии – все направлены к одной цели: исцелить человека от боли существования во времени. Именно "сжиганием" самого последнего зародыша жизни человек разрывает кармический цикл и достигает избавления от времени. Одним из способов "сжигания" кармического остатка является техника "возврата в прошлое", опознание своих прошлых жизней.

Эта техника в Индии является универсальной. Она приводится в Йоге-сутре и была известна всем мудрецам и практикующим медитацию современникам Будды, который и сам применял и практиковал ее.

Метод заключается в том, чтобы оттолкнувшись от конкретного времени, ближайшего к настоящему моменту, вернуться во времени обратно или "против течения", к той точке, где бытие впервые "ворвалось" в мир и спустило время. И тогда человек вновь сливается с тем парадоксальным моментом, до которого времени не существовало, потому что не было ничего. Мы можем понять значение и цель этой техники: обратное восхождение по потоку времени, в конце концов, непременно приведет человека к отправной точке, которая совпадает с таковой в космогонии. Повторно пережить свои прошлые жизни – это также и понять их и, до некоторой степени, "сжечь" свои "грехи", т.е. все те поступки, совершенные в состоянии неведения и перенесенные по закону кармы из одной жизни в другую.

Будда и йоги не были одиноки в своей способности вспоминать прежние жизни. Такая же способность приписывалась и шаманам, так как шаманы были теми, у кого сохранилась память о началах. В своих экстазах они вновь выходили в изначальное.

"Возврат в прошлое" получил широкое признание в современной терапии. Особенно в психоанализе, где используются память и воспоминания об "изначальных событиях" в качестве основного метода лечения. Но в рамках современной духовности и согласно иудейско-христианской концепции исторического и необратимого времени, "изначальное" может лишь означать раннее детство человека, истинное индивидуальное начало. Следовательно, психоанализ вводит в терапию историческое и индивидуальное время. Пациент уже больше не рассматривается как индивидуум, страдающий из-за объективных событий настоящего или из-за дефекта других / наследственность/, как было принято в допсихоаналитический век. Человек страдает так же от последствий шока, перенесенного в его собственной временной непрерывности, какой-то личной травмы, перенесенной в детстве – травмы, которая была забыта им, или никогда не была осознана. Лечение заключается именно в "возврате к прошлому", восстановлении прошлого в памяти, чтобы снова разыграть кризис, снова пережить психический шок и вернуть его обратно в сознание. Мы можем перевести процедуру, действующую таким образом, на язык архаической мысли, сказав, что лечение заключается в том, чтобы начать жить сначала: т.е. повторить рождение, сделать себя современником "начала". Это и есть ни что иное, как имитирование величайшего начала, космогонии.

На уровне архаической мысли, благодаря ее концепции циклического времени, повторение космогонии не представляет никакого труда, но для современного человека личные воспоминания, являющиеся "изначальными", могут относится лишь к младенчеству. Когда наступает психический кризис, современный человек должен вернуться именно в младенчество, чтобы заново пережить и встать лицом к лицу с тем событием, которое этот кризис вызвало.

Наиболее смелым было предприятие Фрейда: он внес время и историю в категорию явлений, к которым ранее применялся подход извне. Одно из открытий Фрейда имело наиболее необыкновенные последствия: то, что у человека существует "изначальный период", в котором все решается – очень раннее детство – и что ход этого периода является типичным для всей остальной жизни. Говоря архаическим языком, можно сказать, что одно время был "рай" /которым для психоаналитика является пренатальный период, или время до отнятия от груди/, заканчивающийся "разрывом" или "катастрофой" /детская травма/, и какова бы ни была позиция взрослого по отношению к этим изначальным условиям, они играют формирующую роль его бытия.

Появляется искушение расширить эти наблюдения, включив открытое Юнгом коллективное бессознательное, ряд психических структур, предшествующих "изначальному периоду", о которых нельзя сказать, что они были забыты, т.к. они не были основаны на индивидуальных переживаниях.

Мир архетипов Юнга сходен с миром идей Платона в том, что архетипы безличны и участвуют не в историческом времени жизни индивидуума, а во времени видов – и даже самой органической жизни.

Решающее событие произошло до нас и даже до наших родителей – решающий поступок был совершен мифическим предком /в иудейско-христианском контексте – Адамом/. Более того, человек обязан возвращаться к действиям этого предка, чтобы или повторить их или стать лицом к лицу с ними, никогда не забывать их, какой бы путь он не избрал для осуществления этого возвращения к истокам. Никогда не забывать событие, составляющее сущность, т.е. фактически сделать его настоящим, вновь пережить его.

 

Клинический случай 2:

Пациент Т. – женщина 38 лет, психолог, обратилась в период душевного кризиса, вызванного потерей близкого человека и тяжелой болезнью одного из членов семьи. После применения метода активного воображения пациентке было предложено записать результаты в произвольно выбранной форме. Она принесла нам следующее стихотворение:

 

Убежать и оглядеться

Убежать совсем как в детстве

Убежать назло печали

Когда вороны кричали

Чтобы в полночь, чтобы в вьюгу

Мне уткнуться в плечо друга

Да в такого, чтоб не дрогнул,

Чтобы понял, чтобы обнял

От бессилья гнутся ноги

Стынет сердце от тревоги

Как стать сильной, как смириться

Беспристрастною стать жрицей

Кто ответит, кто подскажет

Кто путь истинный укажет

В зимней тихой полутьме

Лучше вспомнить о Весне

 

Перед нами – образ героя в период психической инфляции. Психологическим аспектом инфляции является чувство неполноценности, активизация отношений к внешнему объекту – расширение сферы претерпевания. Эго пребывает в стадии регрессии.

Мы чувствуем экзистенциональный страх, смятение, тревогу, отчаяние, ностальгию по другу Анимусу. Желание идентификации Анимы с архетипическим образом Жрицы мудрой, сильной и спокойной.

Архетип Тени – представлен образами полутьмы, полночи, криками воронов.

Архетипический образ Самости – представлен устремленностью личности к мотиву Весны – вечно молодой поры обновления и процветания.

В беседе с Т. было установлено, что она считает себя сильной, но в то же время мечтательной и романтической натурой. Она не теряет надежду, что в ее жизни еще будет время весеннего тепла, света и гармонии. Внешне пациентка производит впечатление уравновешенной, рассудительной женщины, ориентированной на достижение успеха. Из этого ясно, что ей не свойственно "бегство" в трудные периоды жизненных испытании. "Убежать и оглядеться" – способ разрешения проблемы Анимуса для женщины заключен в терпении. Когда Анимус принимает вид явно разрушительного духа, тогда на помощь должны придти инстинкты. Это – мотив "чудесного бегства", где лучше спасаться бегством от бессознательного, чем пытаться победить его, и тем самым действительно избежать опасности быть поглощенным им. Когда мы сталкиваемся лицом к лицу с безнадежно скверной ситуацией, нам необходимо просто собраться духом и совершить прыжок на дно самой пассивной простоты и непритязательности, и благодаря этому мы можем пережить, казалось бы, безвыходную ситуацию /"лучше вспомнить о Весне"/.

Метод активного воображения показывает, что дальнейшее развитие преодоления кризиса и личностный рост нуждаются в интеграции бессознательных содержаний.

Защитный механизм с одной стороны, дает короткую передышку, а с другой стороны – архетипические образы Самости и Анимуса готовы оказать поддержку Эго, готовы начать с нуля.

Архетипические образы и темы имеют свободу в пространстве и времени и провоцируют к очарованию, нуменозности, чувству овладения чего-то ужасного, красивого или важного. Очень часто этим чувствам присуща дихотомичность восприятия – все или ничего, т.к. архетипическое проживается как могущественное, абсолютное, совершенное как абсолютное добро или абсолютное зло.

Если обратиться к терминологии Мелани Клайн "абсолютно плохая грудь" или "абсолютно хорошая грудь" в своей сущности являются архетипическими образами по своей природе.

 

Клинический случай 3:

Пациент С. – 32 года, врач, обратился в кризисный период – профессиональный поиск себя, одиночество, размолвка с любимым человеком. После проведения метода активного воображения был продуцирован материал поэтическим словом, с использованием лирики Е. Богата, который нашел причудливое переплетение с творчеством самого С. :

 

Восторг и боль, вся мощь и хрупкость

Я ожидаю тебя.

Лучом надежды сотканное время

Вслушайся в эти слова

Любимая, не умирай

В час, когда догорает звезда

Любимая, ты повторяй

Ты это только лишь я

Ночь несет приближенье тревоги

В душу закралась зима

Чтобы тьма растворилась в Востоке

Я буду ждать у окна

Любимая, не умирай

Вижу падают с веток плоды

Любимая, ты повторяй

Рай на земле это ты

Ночь близка к пониманью поэта

Капли росы на траве

И огромные тени знойного лета

Ведут хоровод на земле

Любимая, не умирай

Луч надежды ткет времена

Любимая, ты не теряй

Веру в тебя и меня.

 

В целом поэтический материал С. соответствует этапу индивидуации, связанному с интеграцией Анимы. Не освободившись от анимической зачарованности, мужчина не станет самостоятельным и цельным, не научившись взаимодействовать с Анимой. Встреча с Анимой – это трудное испытание. Анима пытается поставить мужчину в ситуацию, из которой, казалось бы, нет выхода. Юнг считал, что ситуация, из которой нет выхода, или конфликт, не имеющий решения, являются классическим началом процесса инднвидуации. Поскольку с точки зрения Эгосознания ситуация неразрешима, тогда и появляется Самость.

Вожделенная гармония символически представлена божественной сизигией, женскомужской парой, слиянием обоих начал, Янь и Инь "ты – это только лишь я".

С. стремится к осознанию и интеграции своего женского начала, цельности и гармонии, воплощаемой архетипом Самости "рай на земле – это ты".

Архетипический образ созревших падающих плодов символически восполняет образ Древа Жизни, плоды /яблоки/ символ исцеления и восстановления небесных даров: сознания, воли и любви. "Источник жизни и молодости", бессмертия и безграничной реальности.

В христианском мистицизме господствует страстное желание Рая. "Молитва к Востоку" воссоединяет нас с райской темой. Поворот в направлении к Востоку, является выражением ностальгии по Раю. Можно предположить, что первая половина ночи темна и тревожна – обращена к Западу, вторая – к Востоку, где вспыхивает новое солнце и герой побеждает тьму и возрождается, "чтобы тьма растворилась в Востоке".

Часто небесное светило Луна в мистериях прядет время и "плетет" жизни человечества: богини судьбы являются прядильщицами – луч надежды ткет времена.

Процесс индивидуации представлен в осознании конфликта сознательной и бессознательной психики. С. стремится к интеграции Анимы через ассимиляцию архетипов коллективного бессознательного. Архетипы Тени, которые неосязаемы, бесплотны, но обладают важной для С. тенденцией "ведут хоровод на земле", т.е. объединяясь, способствуют процессу индивидуации.

Для того, чтобы не потерять, сохранить и вернуть Аниму, поэт преодолевает трудности поставленные перед ним, и ему необходима помощь его другой теневой стороны, в виде ночных образов "ночь близка к пониманию поэта … огромные знойные тени…" Можно предположить, что между поэтом и ночными образами устанавливается тесный союз, и герой, таким образом, получает помощь со стороны инстинктов в облике позитивной Тени.

 

Клинический случай 4:

Пациентка Л. – педагог, 35 лет, обратилась по поводу нарушения в объектных отношениях.

После проведения метода активного воображения Л. предоставила следующий материал, который она назвала "Сага о рыцаре":

 

Он приходит ночью, он приходит днем

Он "железный" парень, но дело не в том

В душе он лирик, в душе он поэт

В душе он надежен и приносит успех

Так идет по жизни жить стараясь не зря

Алтын в кармане, нараспашку душа

Невзирая на мненья, что прохожий дарит

Свеча согреет, божья искра горит

Ради истиныправды жизнь положит свою

Ради женщины слабой свято склонит главу

Кем рожден этот рыцарь, где обитель его?

Сам себе ты не веришь, так поверь хоть в него

 

Л. более десяти лет замужем, имеет ряд проблем в семье: отсутствие понимания и принятия. Главным образцом мудрости, рыцарства и надежности остался для нее образ отца, рано ушедшего из ее жизни.

В данном материале присутствуют все четыре ступени архетипа Анимуса. Первая часть соответствует первой и второй ступеням – это муж Л. и образ ее отца, сильный, успешный, физически совершенный с чертами романтизма. Вторая часть больше соответствует актуальной жизненной ситуации Л.

Л. увлечена работой и как натура творческая часто подвергается испытаниям. Анимус второй части дает ей поддержку, приоткрывая архетип Самости "свеча согреет, божья искра горит". Зажженная свеча символизирует собой свет понимающего отношения к миру, свет просветленного разума, входящий в бессознательное и обогащающий его. В третьей части /актуальной действительности/ архетипу Анимусу соответствует образ отца, добрый, принимающий, духовный. Этот образ укрепляет жизненное существование Л., особенно когда уменьшается вера в себя.

Л. обладает психологической зрелостью, которую проецирует на архетипическую фигуру Анимуса – мудрого советчика, надежного помощника, вселяющего уверенность в трудные периоды жизни.

 

Клинический случай 5:

Пациент А. – 36 лет, музыкант-вокалист. Обратился в период духовного кризиса, он испытывает чувство вины, разочарование в семейной жизни.

В результате метода активного воображения предоставил материал:

 

"Мне уже за тридцать лет, а я все дурачусь.

Словно в юности поэт от любви не прячусь

Каждой женщине в ответ за ее улыбку

Рад пожертвовать весь свет – все до самой нитки

Видно рано я женился по ошибке в молодости

А теперь вот я лишился постоянства, скромности

Но порой бывает так, находясь с другою,

Думаю, что я чудак, сам себя не стою

И тогда опять тоска к сердцу подступает

Хоть любимая меня горячо ласкает

 

В беседе А. предоставил образ Анимы, вожделенной и недосягаемой, зачаровавшей А. В актуальной жизни ему свойственна роль "покорителя сердец". Его поведение соответствует архетипу Трикстера, очаровательного и игривого мальчика, непринужденно переходящего от одного женского сердца к другому. С другой стороны он испытывает чувство отчаяния, тоски и одиночества, лишения тепла и привязанности. Состояние скуки, разочарования, желание изменить свою жизнь, исключая случайные встречи и теневые аспекты бессознательного – это характерно для первого уровня кризиса, предшествующего духовному развитию.

Итак, мы не случайно представили поэтический материал в демонстрации клинических случаев. Для процесса индивидуации личности в период кризиса духовного развития наиболее характерной формой самовыражения является творчество в различных его проявлениях. А метод активного воображения еще больше способствует его проявлению в виде стихов, песен, рисунков, лепки, сочинения сказок, мифов и т.д.

 

Продолжение следует

 

 

 

Серия сообщений "Библиотека интересных книг":
Часть 1 - О важности рукописного дневника (рекомендации Джулии Кэмерон)
Часть 2 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.1
...
Часть 17 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 3
Часть 18 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 4
Часть 19 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 5
Часть 20 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 6
Часть 21 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 7 (окончание)
...
Часть 39 - Стоит прочитать
Часть 40 - Фэнтези: раз - книга, два - книга…
Часть 41 - Карина Демина - читать (обзор Бригитты)

Рубрики:  Кабинет: наука и околонаучное/Психология
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку