Старинные вальсы и история их появления. |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Старинные вальсы
Давайте припомним, как вальс назывался...
Относит знакомый мотив ветерком.
Старинные русские вальсы
Играют в саду городском.
И воздух давнишней тревогой наполнен,
И кружатся, кружатся в вихре времён
"Манчжурские сопки", "Дунайские волны",
"Берёзка", "Осенний сон".
Ах, сколько в весеннем саду ветеранов!..
Им с детства оркестр играл духовой.
И вальс ещё списывать рано,
Звучит его голос живой.
Россия, ты вера моя и надежда!
Сегодня ты новые песни творишь.
А сердце волнуют, как прежде
Старинные вальсы твои.
(Г.Портнов - Г.Горбовский)
"После отмены крепостного права тенденция "выхода" военной музыки за пределы воинской части, наметившаяся ещё в 30 - 40-х годах, стала быстро развиваться, и к концу третьей четверти XIX века общедоступные концертные выступления военных оркестров получили широкое распространение. Этому способствовало несколько причин.
Во-первых, военных оркестров не могли не коснуться происходившие в эти годы активизация всей общественной и культурной жизни, возникшая под влиянием идей русских революционных демократов, невиданный, могучий подъём русского искусства и музыкального творчества.
Во-вторых, повышение профессионального уровня музыкантов и некоторой части военных капельмейстеров, совершенствование составов военных оркестров дало возможность исполнять достаточно широкий круг музыкальных произведений.
В-третьих, нерешённость вопроса о правовом положении военных оркестров, необеспеченность военных капельмейстеров и музыкантов, недостаток материальных средств, отпускаемых "от казны" на содержание оркестров, толкали их к тому, чтобы искать заработка "на стороне".
В-четвёртых, бурное развитие капитализма в России широко открыло шлюзы частного предпринимательства, создало возможности для получения дохода, наживы со всего, что пользуется спросом, в том числе - с выступлений военных оркестров, особенно во время летнего сезона.
В результате едва ли не все военные оркестры получили постоянные концертные и танцевальные площадки.
"Наиболее предприимчивые антрепренёры не жалели денег на то, чтобы пригласить "на сезон" хороший военный оркестр. Обычно к игре в садах и "увеселительных учреждениях" привлекались военные оркестры."
В угоду мещанским вкусам программы выступлений духовых оркестров в парках, садах и других "увеселительных заведениях" всё больше и больше скатывались к чисто развлекательному репертуару.
В связи с массовым привлечением военных оркестров частными предпринимателями к игре в садах, парках, кафешантанах резко снижается роль военной музыки в воинском воспитании. На период "сезона" оркестры практически находились в отрыве от своих воинских частей, переставали участвовать в строевом обучении солдат. Полковые командиры и военные оркестры были вынуждены на это идти, так как на содержание музыкантских
Стремление военных капельмейстеров к тому, чтобы превратить публичные выступления вверенных им оркестров в средство личной наживы, породило бешеную конкуренцию между военными и гражданскими музыкантами. "Нас разоряют военные оркестры... так как в России половина садов, клубов, цирков находится всецело в руках военных оркестров. Военные оркестры играют в театрах... без участия военных оркестров... не обходятся даже некоторые рестораны. О частных вечерах, балах, свадьбах, обедах и т.д. и говорить не приходится.
Конкурировать с военными оркестрами не только невозможно, а прямо-таки смешно, так как у этих оркестров, начиная с инструмента и кончая тёплым углом, пищей, амуницией и т.д., всё казённое."
"Среди многочисленных и разнообразных произведений танцевальных жанров - полек, мазурок, па-д'эспаней, па-де-грасов и других - наиболее популярным в репертуаре военных оркестров был вальс. На рубеже XIX и XX веков возникла значительная часть так называемых "старинных вальсов", оставшихся репертуарными и в наши дни. Они были написаны русскими военными капельмейстерами и получили распространение с помощью военно-духовых оркестров. Господствовавшие в начале века в салонном искусстве настроения пессимизма, меланхолии в известной мере повлияли на характер музыки этих вальсов. Как правило, это лирические, подчас даже сентиментальные пьесы: "Грусть" Н.Бакалейникова, "Тоска" М.Обычайко, "Дунайские волны" И.Ивановичи, "Ожидание" Г.Китлера, "Осенний сон" А.Джойса, "Оборванные струны" П.Гапона. Самую большую популярность из этой группы сочинений завоевали вальсы "Берёзка" Е.Дрейзина, "На сопках Манчжурии" И.Шатрова, "Амурские волны" М.Кюсса."
Татьяна Антропова 11 ноября 2014
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы/Вальс |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |