-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


"Покинутая Дидона" Джузеппе Тартини

Вторник, 22 Декабря 2015 г. 19:07 + в цитатник
Barucaba все записи автора
 
Среди знаменитых скрипачей XVIII века таких как Арканджело Корелли с его знаменитыми сонатами для скрипки и Concerto grosso и Антонио Вивальди, скрипичные концерты которого впечатляют и в наши дни, в классическом скрипичном искусстве XVIII века ярко заявил о себе замечательный итальянский скрипач, композитор и педагог, а так же ученый методист Джузеппе Тартини, продолживший школу Корелли и поднявший скрипичное искусство на новую высшую ступень. 

Скрипичное искусство многих стран развивалось под воздействием исполнительских и педагогических принципов Тартини. Леопольд Моцарт в своей «Школе для скрипки» (1756 год) не раз упоминает о Тартини: «Один из славнейших скрипачей нашего времени». 


Первые издания сонат Тартини появились в Амстердаме в 1732, 1734 и 1743 годах. Многие сонаты до сих пор остаются в рукописи. Почти все сонаты для скрипки с басом написаны в трехчастной форме. 

Тартини  создает свой тип скрипичной сонаты, в лучших образцах приближающейся к классической инструментальной сонате XVIII века.
Эти сонаты обнаруживают возросшее стремление Тартини к напевности и благородной простоте.  

Наиболее распространенными в репертуаре современных скрипачей являются две соль-минорные сонаты Тартини, получившие программные названия — «Покинутая Дидона» и «Дьявольская трель». Первая из них издана в 1734 г.— одно из лучших произведений первого периода его творчества; в некоторых изданиях ей предпосылаются стихи Метастазио, под впечатлением которых Тартини сочинял эту сонату. Она состоит (в оригинале) из Affetuoso, Presto и Allegro.

File:Dosso Dossi 041.jpg

Доссо Досси. Дидона. XVI век

В первой лирической части черты патетики сочетаются с трогательной печалью. Принцип контрастности обнаруживается внутри этой части. Вслед за лирически-проникновенным минорным началом появляется скерцозно-заостренный мажорный эпизод, ярко оттеняющий лирический образ. Presto носит волевой, устремленный характер. Финал написан в ритме жиги, но танцевальность смягчена здесь плавностью движения и несколько грустным оттенком музыки.

Художественные достоинства сонаты определяются живой образностью содержания, стройностью формы, выразительностью мелодического языка, виртуозными средствами, тонко отвечающими природе скрипки.


Tartini: Sonata in g minor "Didone abbandonata"




Творчество Тартини характеризовала яркая образность его мышления. Это проявлялось в своеобразной программности некоторых его произведений, хотя программность эта носит менее выявленный характер, чем у Вивальди; у Тартини скорее можно говорить о воплощении настроений, чем о звуковой изобразительности. Иногда скрытая программа содержится в заголовках его сонат, например, «Дьявольская трель», «Покинутая Дидона», «Император», «Дорогая тень».

Тартини предпосылает некоторым своим произведениям стихотворные тексты Метастазио и других авторов, а также свои собственные; в некоторых концертах он подписывает стихи под (или над) нотной записью, ритмически соотнося словесные слоги с музыкальными. (Стихи эти Тартини выписывал придуманным им шрифтом, который лишь сравнительно недавно был разгадан.) Интересно, что стихи в своем подавляющем большинстве носят светский проникновенно-лирический или взволнованный характер, хотя прилагались они к произведениям, в основном предназначавшимся для исполнения в храме. В обращении Тартини к поэтическим образам проявляется его стремление к выразительности, к обогащению стиля da chiesa, свойственного эпохе барокко.
Дидона (лат. Dido), или Элисса — имя легендарной основательницы Карфагена (конец IX века до н. э.). Согласно римской версии мифа, обработанной в 4 книге "Энеиды" Вергилия, Дидона влюбилась в Энея, заброшенного бурей в Карфаген, и после его отъезда покончила жизнь самоубийством.

File:Guérin Énée racontant à Didon les malheurs de la ville de Troie Louvre 5184.jpg

Пьер-Нарцисс Герен. Эней и Дидона, 1815

Ког­да корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, Дидона по воле Венеры стала любовницей предводителя троянцев. Эней уже собирался навсегда остаться в Карфагене и жениться на Дидоне, однако Юпитер прислал к нему Меркурия с приказом плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима.


Sacchi Andrea (1559-1661), La mort de Didon

Подчиняясь воле богов, Эней покинул гостеприимный Карфаген. Не перенеся разлуки с любимым, Дидона покончила с собой, взойдя на костер и вон­зив себе в грудь меч Энея. Перед этим она предсказала вражду Карфаге­на с Римом.

Образ влюблённой и покинутой Дидоны пользовался большой популярностью в литературе и музыке.

1641 : Дидона, опера Франческо Кавалли
1689 : Дидона и Эней, опера Генри Пёрселла
1693 : Дидона, опера Анри Демаре
1696: Безумная Дидона, драматическая опера Алессандро Скарлатти
1740 : Покинутая Дидона, опера Бальдассаре Галуппи
1747 : Покинутая Дидона, опера Никколо Йомелли
1762 : Покинутая Дидона, опера Джузеппе Сарти
1770 : Покинутая Дидона, опера Никколо Пиччини
1823 : Покинутая Дидона, опера Саверио Меркаданте

Н.С. Колесникова
Лит.: Л.Гинзбург, В.Григорьев. История скрипичного искусства, т.1
Рубрики:  Музыкальные жанры и формы/Соната
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям

Сэр_42   обратиться по имени Вторник, 22 Декабря 2015 г. 21:11 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Крымская   обратиться по имени Вторник, 22 Декабря 2015 г. 22:05 (ссылка)
Спасибо, Наташа за Тартини! Его "Дьявольские трели" наши консерваторские скрипачи играли очень часто, а эту сонату - нет. Но музыка - замечательная... Просто у скрипачей такой огромный выбор, что они привиредничали.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Среда, 23 Декабря 2015 г. 18:11 (ссылка)
Большое спасибо! Очень интересно, музыка чудесная!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 23 Декабря 2015 г. 21:21 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

natali_100, спасибо большое за отзыв, Натали! В этой записи, насколько я поняла, помимо клавесина звучат ещё старинные инструменты - теорба и виола да гамба.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 23 Декабря 2015 г. 21:33 (ссылка)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская

Светлана_Крымская, да, "Дьявольские трели" играют все. У меня и на дисках они во всевозможных вариантах и в сети можно найти какие угодно записи, а эта соната - редкость.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 23 Декабря 2015 г. 21:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Сэр_42

Сэр_42, спасибо большое за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Четверг, 24 Декабря 2015 г. 21:32 (ссылка)
Замечательная музыка! Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 25 Декабря 2015 г. 23:11 (ссылка)

Ответ на комментарий урлауб

урлауб, очень рада, что Вам понравилось! Спасибо большое за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку