liudmila_letoвсе записи автораЛюди могут до хрипоты спорить о политике, музыке, кулинарии или ценах, но когда речь заходит о котах, кошках и котятах, любые споры прекращаются, уступая место всеобщему умилению или, как максимум, напускному равнодушию. Некоторые даже утверждают, что котики правят миром...
"Кошачья фуга" Доменико Скарлатти
Любимый кот (или кошка?) Скарлатти прогулялся по клавиатуре его клавесина, наступив лапками на случайные клавиши. Композитор использовал эти ноты как тему для сочинения своей знаменитой фуги.
Действительно, тема напоминает случайный набор звуков и выглядит весьма абстрактно-авангардно для XVIII века. Однако, легенда о кошке возникла, вероятно, после многочисленных концертов знаменитого Муцио Клементи, который часто играл эту фугу и перед выступлениями говорил публике, что здесь, в начале, как-будто кошка прошлась по клавишам. Слух подхватили нотные издатели и, таким образом, возникла рекламная легенда о любимой кошечке Скарлатти. К сожалению, кроме слухов, нет никаких доказательств этой легенды; также не существует и оригинала рукописи автора.
Фуга была издана в 1738 году в сборнике Essercizi (Упражнения), состоящем из 30 самых лучших пьес Скарлатти (1685-1757). Это единственное прижизненное издание, вероятно, осуществленное самим композитором. Знаменитая фуга расположена 30-м номером сборника и не содержит никаких упоминаний об истории ее сочинения.
Маэстро Скарлатти считал свои пьесы упражнениями и, скорее всего, расценивал абсурдную тему фуги как вызов своему мастерству: вот настоящая задача для мастера - написать прекрасную и поразительную музыку, используя тему из набора совершенно случайных звуков!
Вот та самая «Кошачья фуга» Скарлатти, которую композитор, как гласит легенда, записал непосредственно «с лап» своей любимой кошки, прогулявшейся по клавишам. Основательная была кошка…
D. Scarlatti: Cat's fugue K 30 L 499 in G Minor
А может быть, так звучит именно для нас, а во времена барокко было образцом гармонической дерзости? Первые несколько нот темы и правда звучат для той эпохи необычно.
А вот «Котенок на клавишах» Зеза Комфри. История та же (хотя эпоха другая, джазовая): якобы композитор подслушал, какая музыка получается, когда кошка бродит по роялю. И снова пьеса слишком хорошо продумана для кошки… Хотя как знать?
Zez Confrey "KITTEN ON THE KEYS" (1927)
Кстати, в свое время «кошачьей музыкой» называлась какофония, которую люди специально устраивали по ночам под окнами у врагов. Как знать, может именно от этого жанра идут многие произведения современных академических композиторов? Ведь снабдил же автор «Кошачьей симфонии» свою партитуру комментарием: «музыка будущего»…
Moritz von Schwind. Die Katzensymphonien, 1868
"Кошачья симфония для скрипки" Морица Швинда (Moritz von Schwind, Die Katzensymphonien, 1868)
Эту пьесу действительно можно исполнить. Кошачьи силуэты опираются
на конкретные ноты на нотном стане. Воспоминание о кошачьих концертах, свидетелями которых, наверное, были все, делает несомненным прием `глиссандо` (скольжение звуков вверх и вниз), направление подсказывают кошачьи прыжки. Позы говорят о характере в каждом моменте музыки (что зачастую удачней, чем принятые среди музыкантов обозначения: например, `фермата` - остановка - здесь нескольких видов: в качестве кошки, умывающейся лапкой, и кошки, беззаботно валяющейся на спине и т.д. ).
В симфонии есть несколько общепринятых музыкальных обозначений, касающихся характера музыки:
*Allegretto - оживленно и грациозно, возможно, с элементами танцевальности
*Crescendo - увеличивая громкость
*Andante - спокойно, размеренно, в темпе обычного, неторопливого и не замедленного шага.
*Dolce - нежно
*Smorzando - замирая
*Grave - мрачно и тяжело
*Presto Finale - финал в очень быстром темпе
*Piano - тихо
*ff (Fortissimo) - очень громко
Мелодию нужно считывать по головам кошек (что вполне возможно;
кстати, при этом напрашивается мысль о том, что кошачьи усы в некоторых случаях -
добавочные линейки нотного стана). Можно воспринимать `Симфонию` и как сочинение в сопровождении аккордов (как аккорд в этом случае нужно понимать всю кошку целиком, учитывая соотношение ее лап, хвоста и головы).
В общем, учитывая все эти тонкости, `Кошачью симфонию` следует признать вполне
полноценным музыкальным произведением.
Кстати, в партитуре указано, для какого инструмента композитор написал свою`симфонию`-Для скрипки.`
Однако если поинтересоваться, кто такой Moritz von Schwind (нем. Moritz Ludwig von Schwind) (1804 — 1871 гг), то выяснится, что это — весьма солидный и известный австрийский художник и график. По-видимому, эту партитуру все-таки надо рассматривать как художественное произведение, музыкальную улыбку художника.
Концерт для кошки с оркестром
Кошачьи царапки на рояле обрели лирику, поэтику и даже что-то от философии. Оркестр под управлением автора произведения аккомпанирует очень чутко и трогательно. Ансамбль получился тончайший. Всё в целом очень талантливо придумано и сделано (и идея роскошная, и музыка красивая, причем довольно изящная по форме).
Убедитесь в этом сами. Итак, Кошка Нора, Клайпедский камерный оркестр, композитор и дирижер Миндаугас Пиечайтис, представляют:
И ,наконец,всеми любимый дуэт котов,кошечек и котят -