23 апреля 1880 года родился Михаил Михайлович ФОКИН, прекрасный русский танцовщик, балетмейстер, педагог |
Михаил Михайлович Фокин родился 5 мая (23 апреля по старому стилю) 1880 года, в Петербурге, в купеческой семье. В 1889-1898 обучался в петербургском Театральном училище (вопреки желанию отца, не хотевшего, чтобы сын стал «попрыгунчиком»), окончил по классу Николая Густавовича Легата. В Мариинском театре молодому танцовщику, усвоившему благородную манеру академической школы, скоро стали поручать ведущие партии в балетах Мариуса Ивановича Петипа.
Как балетмейстер Фокин складывался в условиях происходившей на рубеже веков ломки старых норм и возникновения новых течений («свободный» танец, продемонстрированный американской танцовщицей Айседорой Дункан на гастролях 1904 года). Балетмейстерский дебют — «Ацис и Галатея» (1905, музыка А. В. Кадлеца); первые значительные работы показаны в 1907-1908 годов: балеты «Павильон Армиды» (музыка Николая Николаевича Черепнина), «Египетские ночи» (музыка Антона Степановича Аренского), «Шопениана» и номер «Умирающий лебедь» (на музыку Камиля Сен-Санса) для Анны Павловны Павловой. Поворотом в творческой судьбе Фокина стало решение Сергея Павловича Дягилева включить его постановки в программу Русских сезонов (1909).
Петербургские спектакли Михаила Фокина, показанные в Париже (иногда в обновленном виде), поразили публику красочностью оформления (художники Александр Николаевич Бенуа, Лев Самойлович Бакст), накалом страстей («Клеопатра», созданная на основе «Египетских ночей»), вакхическим буйством танца в массовых сценах («Половецкие пляски» из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь»). Постановки 1909 года и последующие работы Фокина в труппе Дягилева (в 1909-1912 и 1914 художественный руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и Русского балета Дягилева; поставил еще 14 балетов), были восприняты как новое слово в развитии балетного искусства.
Фокин ввел балет в круг образов и идей, характерных для современных ему искусства и литературы. Его постановки развивают темы быстротечности счастья, хрупкости мечтаний («Умирающий лебедь», «Шопениана»; «Призрак розы» на музыку Карла Мария фон Вебера, 1911), губительной красоты, любви, сопрягаемой со смертью («Клеопатра», «Шехеразада»), темы маски-личины, маскарада, понятого как «карнавал жизни» («Карнавал» на музыку Роберта Александера Шумана, 1910), куклы с сердцем человека и бессердечной толпы («Петрушка», музыка И. Ф. Стравинского, 1911). Фокин охотно обращался к античности («Нарцисс», музыка Николая Николаевича Черепнина, 1911; «Дафнис и Хлоя», музыка Мориса Равеля, 1912). В его балетах сильно стихийное начало: сцену заполняли то безумные вакханки, то полчища половцев, то сонмы чудищ («Жар-птица», музыка Стравинского, 1910).
Михаил Михайлович Фокин создал новый тип спектакля: одноактный балет, драматически насыщенный, подчиненный сквозному действию. Реформа коснулась всех его компонентов. Свободу от традиционной балетной музыки хореограф искал в обращении к произведениям, не предназначенным для танца, к партитурам композиторов 20 века (прежде всего Стравинского). Вместе с художниками-оформителями (Бенуа, Бакст, Наталия Сергеевна Гончарова, оформлявшая балет «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, 1914) он создавал единый зрительный образ, где живопись и пластика сливались с образом музыкальным. Пересмотру подвергся весь комплекс пластических выразительных средств: отвергая канонические структурные формы классического танца (па-де-де, гран-па), Фокин использовал его как одну из составляющих хореографического языка, наряду с иными видами танца: этнографическим, свободным. Поиски в сфере пластики преследовали цель передать стиль эпохи или страны, где происходило действие балета. Стилистическое единство, свойственное «новому» балету Фокина, принципиально отличает его от эклектического «старого» балета Петипа.
В 1912-1918 годах М. М. Фокин работал в Мариинском театре (лучшая постановка — «Арагонская хота» на музыку Михаила Ивановича Глинки, 1916). В 1918 году балетмейстер эмигрировал, с 1921 года обосновался в Соединенных Штатах Америки, открыв там студию. В 1930-х годах он ставил балеты в труппе Иды Львовны Рубинштейн («Болеро» и «Вальс» Равеля, 1934), в «Балле Рюсс де Монте-Карло» и «Орижиналь Балле Рюсс» («Паганини» на музыку Сергея Васильевича Рахманинова, 1939) и в американской труппе «Балле Тиэтр» («Синяя борода» на музыку Жака Оффенбаха и «Русский солдат» на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева, оба 1942).
Работы Фокина оказали решающее влияние на хореографию 20 века. Балетный театр, почти угасавший к концу 19 века, возродился и, начиная с 1920-х годов, стал быстро развиваться. Фокинские принципы, определившие пути его развития, преобразовывались в творчестве хореографов следующего поколения.
Из поставленного Михаилом Фокиным в современном репертуаре сохраняются: номер «Умирающий лебедь», балеты «Шопениана» («Сильфиды») и «Петрушка», иногда возобновляются «Жар-птица», «Видение розы» («Призрак розы»), «Шехеразада». После его смерти восстановлением фокинских балетов занимался его сын Виталий, в последние годы — внучка великого балетмейстера Изабель Фокина (при посещении Петербурга была приглашена в качестве репетитора в Мариинский театр).
Михаил Михайлович Фокин скончался 22 августа 1942 года, в Нью-Йорке. (Е. Я. Суриц)
Рубрики: | Балет/Танцовщики Балет/Балетмейстеры |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Вальсова
Пожалуйста!Ответ на комментарий Нина-Ник
Пожалуйста!Ответ на комментарий Barucaba
Наташа! И Вам большое спасибо за добрые слова!Ответ на комментарий ily_domenech
Я его всегда помню. Ведь балеты мы любим, как же Фокина можно забыть даже на часок?Ответ на комментарий Annakraj
Анечка, на доброе здоровье!Ответ на комментарий Amalia_2012
Ой, он такой воздушный, невесомый совершенно! Я тоже очень люблю "Шопениану". Но и другие постановки Фокина тоже люблю. Спасибо Вам за отзыв.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |