-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


Каролина Кодина-Прокофьева (Любера)

Вторник, 26 Марта 2013 г. 10:56 + в цитатник
Александр_Ш_Крылов все записи автора Сергей и Лина Прокофьевы. Париж, 1921 г. (307x421, 14Kb)
1 декабря 1935 года в Мадриде состоялась мировая премьера Второго скрипичного концерта Сергея Прокофьева, на которой присутствовал сам автор, скромно сидевший в первом ряду зала местного музыкального общества. Симфоническим оркестром Мадрида дирижировал Эдуардо Фернандес Арбос, известный в те годы испанский маэстро. Был он небольшого роста, с седеющей бородкой, с очками на носу с горбинкой. Солировал на скрипке друг композитора Роберт Сетенс, которому, кстати, и было посвящено это сочинение. Едва стихли аплодисменты, маэстро Арбос пригласил на сцену русского композитора. Сергей Сергеевич явно не ожидал приглашения. Он заметно смутился. Но, справившись с охватившим его волнением, встал, машинально дотронулся до галстука, словно проверяя, на месте ли он, медленно, будто нехотя, поднялся на сцену. В зале снова вспыхнули аплодисменты. Раздались возгласы: «Браво! Браво!» Прокофьев умоляющим жестом пытался успокоить публику.

Сергей и Лина Прокофьевы. Париж, 1921 год


Об этом эпизоде рассказал мне испанский музыковед Антонио Альварес Канибано, занимающийся изучением испано-российских музыкальных связей и творчества русских композиторов.
— Это была первая встреча Сергея Прокофьева с испанскими любителями музыки, — сообщил мой собеседник. — И, надо полагать, она оставила у него приятные воспоминания. Во всяком случае, вскоре композитор вновь приехал в Испанию. Но теперь с гастролями. На этот раз Сергей Сергеевич прибыл с Роберто Сетенсом. Тем самым музыкантом, который блистательно сыграл упоминавшийся выше Второй скрипичный концерт Прокофьева.
Антонио Альварес Канибано достает с полки папку и извлекает из нее пожелтевшую программку одного из выступлений гостя из России. На листке дата — 17 декабря 1935 года. Концерт состоял из трех отделений. В первом исполнялись «Мимолетные видения» Прокофьева. Во втором — Соната ля-мажор Георга Фридриха Генделя и «Чакона» Иоганна Себастьяна Баха, а в третьем — Соната для скрипки и фортепьяно Клода Дебюсси и Сонатина, Опус 59 Сергея Прокофьева. Тут же лежали аккуратно сложенные газетные рецензии об этом концерте. Судя по высказываниям критиков, гастроли прошли успешно. Печать особо отмечала исполнительское мастерство русского композитора как пианиста. «Его превосходная техника вызывает подлинный восторг, — отмечал, в частности, «Музыкальный журнал Каталонии». — Он играет виртуозно, эмоционально и вдохновенно. Его пальцы никогда не ошибаются».
Прокофьев же был настолько увлечен Испанией, пленен ее музыкой и ритмами, что воплотил эти чувства в своих сочинениях. И прежде всего в лирической музыкальной комедии «Дуэнья», или «Обручение в монастыре», появившейся на свет в 1940 году. И хотя в основу ее положена пьеса Ричарда Бринсли Шеридана, английского драматурга XVIII века, испанская тема насквозь пронизывает это творение Прокофьева. Достаточно того, что действие происходит в прекрасной Севилье.
Но и сам Прокофьев, как говорил мне Антонио Канибано, оказал заметное влияние на испанских композиторов. Им, в частности, увлекался Рикардо Виньес, особо выделявший прокофьевские «Сарказмы» и Вторую сонату. Кстати, еще в 1916 году творчеством русского композитора Виньес заинтересовал своего ученика, французского музыканта Франсиса Пуленка. «Я вспоминаю, с каким восторгом и волнением говорил Виньес о Прокофьеве, о том, какие чувства вызывают у него его сочинения», — писал Пуленк много лет спустя.
Но особые отношения связывали русского музыканта с классиком испанской музыки Мануэлем де Фальей, прославившим свою страну балетами «Треуголка» и «Любовь-волшебница», операми «Короткая ночь» и «Балаганчик маэстро Педро», симфонией «Ночи в садах Испании» и многими другими произведениями.


Мануэль де Фалья был знаком с многими представителями русского искусства. Особенно дружен он был с Сергеем Дягилевым, известным антрепренером «Русского балета». Они познакомились в Париже в 1916 году на концерте, где Фалья исполнял свои «Симфонические впечатления» для фортепьано с оркестром. Послушав сочинение знаменитого испанца, Дягилев решил поставить на эту музыку балет. Попытка закончилась неудачей, зато подарила россиянину дружбу с выдающимся композитором. Сам Сергей Павлович давно интересовался испанскими танцами, прежде всего андалусскими, подумывал даже ввести их в репертуар своей труппы. Теперь же он решил заказать музыку для спектакля, центральными номерами которого были бы эти танцы, своему новому другу, тем более, что тот был родом из Кадиса, одной из провинций Андалусии. Фалья, польщенный, согласился, и вскоре спектакль был готов. А спустя некоторое время испанец сам предложил Дягилеву поставить свою пантомиму «Управляющий и мельничиха». Именно из этой пантомимы вышла потом знаменитая «Треуголка», премьеру которой «Русский балет» показал 22 июля 1919 года в лондонском театре «Альамбра». Оформлял этот спектакль другой великий испанец — Пабло Пикассо. Чуть позже Мануэль де Фалья сделал аранжировку сюиты андалусских народных танцев «Куадро фламенко».

Эскиз декорации и костюма к балету Треуголка  Пабло Пикассо, 1919 (640x477, 54Kb)

Пабло Пикассо - Эскиз декорации и костюма к балету Де Фальи "Треуголка", 1919
Эскиз костюма к балету Треуголка  Пабло Пикассо, 1919 (457x640, 86Kb)

Сотрудничая с «Русским балетом», испанский композитор не мог не встретиться с Сергеем Прокофьевым, тоже дружившим с Дягилевым. Встреча эта переросла в тесные отношения, которые они поддерживали несколько десятилетий. Правда, в основном с помощью писем. Фалья, получивший к тому времени всемирную славу, высоко ценил творчество более молодого российского коллеги. Будущий автор «Золушки» и «Войны и мира» отвечал ему взаимностью, о чем свидетельствует их переписка.
В архиве Культурного центра имени Мануэля де Фальи в городе Гранада, где композитор жил последние 20 лет до отъезда из Испании в Аргентину в 1939 году (63-летний музыкант, не принявший режим Франко, так и не вернулся на родину), хранятся несколько писем, характеризующих эти отношения. В одном из них, отправленном Сергеем Сергеевичем Мануэлю де Фалье в феврале 1934 года, говорится: «Мой дорогой маэстро и друг! Прошлой осенью я побывал в России, где имел возможность убедиться, что молодые композиторы очень интересуются Вашими сочинениями. К сожалению, они не знакомы с последними произведениями и не в состоянии приобрести их, так как обмен валюты категорически запрещен. Надеюсь, что через месяц я вновь приеду в Москву. И в этой связи обращаюсь к Вам с убедительной просьбой выслать мне (или попросите сделать это своих издателей) некоторые из Ваших партитур для оркестра или фортепиано с тем, чтобы я имел возможность лично передать их в Библиотеку Союза композиторов Москвы. Думаю, что это будет лучший способ довести Ваши сочинения до русских музыкантов. Заранее премного благодарен Вам. Надеюсь, что у Вас все идет хорошо. Примите мои самые сердечные пожелания. Сергей Прокофьев».
Письмо, направленное в Гранаду, пришло к адресату с некоторым запозданием, так как Фалья в это время находился в Пальме де Мальорке (Балеарские острова). Тем не менее испанский композитор не задержался с ответом. 2 марта того же года он пишет Прокофьеву: «Дорогой друг! Когда я вернулся в Гранаду, мне вручили Ваше приятное письмо. Сейчас я не имею партитур в своем распоряжении. Поэтому попросил издательства Эсшиг и Честер направить их Вам. Счастлив, что могу ответить на Вашу дружбу, которой я дорожу по многим причинам. Мне приятен и тот интерес, который проявляют к моему творчеству молодые друзья из Москвы. В случае, если партитура не придет так быстро, как мне хотелось бы, прошу Вас, обратитесь с соответствующими просьбами к моим издателям. Искренне Ваш Мануэль де Фалья. Прошу передать мои самые лучшие пожелания сеньоре Прокофьевой».
Замечу, кстати, что письма эти, насколько мне известно, в российской печати публикуются впервые.
С Испанией Прокофьева связывали не только дружба с Мануэлем де Фалья и другими испанскими музыкантами, не только интерес русского композитора к искусству этой страны, но и личные, я бы даже сказал, романтические моменты, о которых и пойдет речь.
В 1918 году Сергей Сергеевич приезжает в Нью-Йорк. Он много и увлеченно работает, часто выступает, в том числе и в знаменитом Карнеги-Холл, и вскоре становится известным в музыкальных кругах Америки. Как писала в то время одна американская газета, «Прокофьев стал музыкальной новостью сезона». После концертов к нему за кулисы часто приходят зрители — поблагодарить за доставленное удовольствие, познакомиться с «русским виртуозом». Поэтому 27-летний музыкант не очень удивился, когда однажды к нему явилась группа восторженных поклонниц. Среди них была, как он потом писал, «скромная темноволосая девушка», которая «поразила меня живостью и блеском своих черных глаз и какой-то юной трепетностью. Одним словом, она представляла собой тот тип средиземноморской красоты, которая всегда меня привлекала».
Это была молодая певица Каролина Кодина. Встреча оказалась, как говорится, судьбоносной: через несколько лет Каролина станет женой Прокофьева, а потом и матерью двух его сыновей.
Каролина (Лина, как называли ее домашние) родилась в Мадриде 21 октября 1897 года. Отец — испанец, мать — полька. Дед по материнской линии занимал какой-то важный пост в Польше, входившей тогда в состав России. И отец, и мать были солистами в небольшом местном театре. Когда Лина была маленькой, родители вывезли ее из Испании на Кубу, а в 10-летнем возрасте — в Нью-Йорк. Родители Лины внимательно следили за музыкальной жизнью огромного города и, естественно, не могли пропустить выступления Прокофьева. О нем часто говорили в доме — если не с восторгом, то с уважением. Особенно мать. Однако Лина, впервые послушав молодого русского композитора, была явно разочарована. Его музыка показалась ей странной и непривычной. Не показался ей и сам автор. После концерта подруги уговорили Лину пойти за кулисы и познакомиться с русским гостем. Лина была робкой и нерешительной, знакомство со знаменитостями ее пугало. И все же она уступила настойчивости подруг. Когда девушки вошли в комнату, Лина осталась у дверей, глядя на композитора через их головы. Но Прокофьев сразу заметил ее и пригласил войти. Отказаться Лина не посмела. С тех пор они стали встречаться.
Поначалу эти встречи тяготили девушку. Она не выражала особого желания поддерживать отношения с Прокофьевым. Особенно ее шокировали несколько грубоватые, на ее взгляд, шутки и манера Прокофьева ухаживать и оказывать знаки внимания (кстати, когда они станут мужем и женой, он не раз будет поражать друзей своей манерой обращения к Лине). Но мать девушки обожала Прокофьева, постоянно твердила о его необыкновенных способностях как исполнителя, о композиторском таланте и хотела, чтобы Лина не только встречалась, но и дружила с ним. Вот так она вольно или невольно способствовала их сближению.
Незаметно встречи действительно переросли в дружбу, а потом и в любовь. Лина и Прокофьев практически не расстаются. Сергей Сергеевич мечтает, чтобы Лина, которая стала выступать под псевдонимом Любера (фамилия бабушки по отцовской линии), исполняла его произведения. Более того, в 1921 году специально для нее он создает цикл из пяти песен на стихи своего друга поэта Константина Бальмонта. Премьера состоится в Милане в мае 1922 года. Спустя год они вместе выступят с этим циклом в Москве, а еще через год — в Ленинграде. Именно тогда Лина впервые побывает в России. А между этими поездками русский композитор Сергей Прокофьев и испанская меццо-сопрано Каролина Кодина (Любера) станут мужем и женой. Это произойдет 20 сентября 1923 года. Очень скромная брачная церемония, на которой присутствовали только самые близкие друзья, состоялась в небольшом баварском городке Этталь, где тогда жил Прокофьев.

Лина Прокофьева с сыновьями Святославом (слева) и Олегом в пригороде Парижа. Лето 1930 (477x347, 43Kb)

Лина Прокофьева с сыновьями Святославом (слева) и Олегом в пригороде Парижа. Лето 1930 года


Лина Ивановна Прокофьева с сыном (427x600, 15Kb)
Несмотря на разность характеров и темпераментов, они были по-настоящему счастливы. Их объединяла любовь к музыке. В конце февраля 1924 года у них родился первенец — Святослав. 14 марта 1928-го на свет появился сын Олег. Прокофьев много ездит по свету. Франция, Америка, Россия, снова Америка и снова Париж... В 1936-м композитор с семьей окончательно переезжает в Москву. Как всегда, напряженно работает. Верной помощницей в его трудах становится Мария-Сесилия Абрамовна Мендельсон. Вместе они пишут либретто опер «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке». В комедии «Обручение в монастыре» звучат ее стихи.
Когда они встретились, Мира была студенткой Литературного института, мечтала стать писателем. В ту пору она была ровно вдвое моложе Прокофьева. Ему — 48 лет. Ей — 24 года. Впоследствии в западноевропейской печати появилось множество публикаций, авторы которых утверждали, что Мира была то ли племянницей могучего тогда партийного босса Лазаря Кагановича, то ли агентом КГБ, и ее якобы специально свели с Прокофьевым, чтобы разлучить с иностранкой Линой и держать под постоянным контролем. Однако достоверных доказательств, подтверждающих эти версии, нет.
Главное — увлекшись Мирой, Прокофьев вскоре оставил свою семью. С 1941 года они жили в гражданском браке, правда, особенно не афишируя свои отношения, хотя они ни для кого не были секретом. Весной того же года Прокофьев попросил у Лины развод, чтобы оформить брак с Мирой, но Лина отказала ему. Вполне вероятно, что одной из причин отказа было опасение Лины оказаться в положении разведенной иностранки в Москве, где в те годы царила атмосфера сталинской подозрительности, ксенофобии и шпиономании. Ведь в Советский Союз на постоянное место жительства она приехала в 1936 году как жена известного советского композитора. И этот статус был, пожалуй, единственным, что ее защищало от властей, которым она явно не доверяла и которых боялась. Ведь даже в этом положении у нее была масса ограничений. Лина, например, не могла покидать страну и бывать в Париже, где провела многие годы. На свои неоднократные просьбы выехать во Францию она неизменно получала отказ и превратилась по существу в узницу Москвы. Каким же стало бы ее положение, окажись она разведенной? — возможно, так думала она. Могло сыграть свою роль и известное упрямство Лины Ивановны, возможно, ее желание досадить супругу, фактически бросившему ее на произвол судьбы с детьми в чужой стране. Наконец, она зависела от Прокофьева экономически, и нельзя исключать, что опасалась в случае развода лишиться его помощи. Забегая вперед, замечу, что Сергей Сергеевич всегда помогал своей первой семье, до самого ареста Лины в 1948 году. Но об этом — позже.

И все же Прокофьев зарегистрировал брак с Мирой. Поговаривали, будто случилось это не без давления руководства Союза советских композиторов, ратовавшего за моральную чистоту своих рядов и предложившего ему узаконить отношения с фактической женой. Даже выдвигались весомые аргументы: мол, брак Прокофьева с Линой был заключен в Германии по церковному обряду, и в Советском Союзе формально мог считаться недействительным. А связь с иностранкой ни к чему хорошему не приведет.
А над Линой, чего она так опасалась, начали сгущаться тучи. К тому же вся эта «брачная история» совпала с начавшейся кампанией критики композитора. По сути — его настоящей травли. И испанская гражданка испытала на себе все тяготы этой трагедии. Вскоре после официальной женитьбы Сергея Прокофьева она была арестована по обвинению в шпионаже.
20 февраля 1948 года Лина с высокой температурой лежала в постели. Неожиданно раздался телефонный звонок. Звонила подруга из Ленинграда. Она сообщила Лине, что направила ей пакет со своей знакомой, которая сегодня приезжает в Москву, и попросила встретить ее и забрать посылку. Лина Ивановна отказалась, сославшись на болезнь. Но та настаивала, убеждая, что это очень срочно и важно, что пакет предназначается лично для нее. В конце концов Лина была вынуждена согласиться. Когда она ожидала поезд, к ней подошли двое мужчин. Поинтересовались, что она здесь делает. «Вам какое дело?» — вопросом на вопрос ответила Лина. — «А вы знаете, что ждете преступника?» — спросил один из незнакомцев. — «Вы, видимо, приняли меня за кого-то другого». Однако те твердо заявили, что она именно та, кто им нужен, и предложили ей пройти к стоявшей неподалеку легковушке. «Вы должны поехать с нами. Мы вам все объясним. Если ошиблись, то тут же отпустим. Даже можем подвезти вас домой».

Когда машина затормозила у одного из подъездов громадного серого дома на Лубянке, Лина поняла, куда ее привезли. В помещении она заметила человека, который показался ей знакомым. Она вспомнила, что не раз видела его в метро. Как ей теперь стало ясно, это был сыщик, следивший за ней. После краткой беседы, больше походившей на допрос, ей было объявлено, что она подозревается в шпионской деятельности. Обвинение было настолько абсурдным, что Лина просто потеряла дар речи. Впрочем, подобные обвинения предъявлялись тогда десяткам тысяч ни в чем не повинных советских людей.
Лина Ивановна не имела никакого доступа не только к секретной, но и к любой информации, которая могла бы представлять для властей хоть какую-то ценность. Но она иностранка — и это как клеймо. В вину ей можно было вменить все что угодно. Ведь она посещала посольства зарубежных стран, куда ее приглашали как артистку и жену выдающегося композитора. Особенно частой гостьей Лина была в посольстве Соединенных Штатов Америки, лично знала американского посла, многих дипломатов. Она свободно говорила на многих иностранных языках. Иногда подрабатывала переводчицей, была связана с зарубежными делегациями. Наконец, у нее были родственники, друзья, многочисленные знакомые в Европе.

Одним словом, всего этого более чем достаточно, чтобы быть обвиненной. К тому же начинался период холодной войны между СССР и США, и вирус недоверия витал на советских просторах. Не исключено также, что власти опасались, что Лина, заручившись поддержкой дипломатов, может поднять скандал из-за того, что ей неоднократно отказывали в выезде за границу. И ее дело передали в суд.
Естественно, Лина Ивановна отвергла все предъявленные ей обвинения в шпионаже. Но это, как и следовало ожидать, никоим образом не повлияло на решение суда: она была приговорена к 20 годам лишения свободы.
Находясь в застенках Лубянки, Лина настойчиво просила разрешить ей позвонить домой и сообщить сыновьям, где она и что с ней. Дети могли волноваться — ведь мама была больна и почти не вставала с постели. Но ей было отказано в просьбе. Олег и Святослав узнали об аресте матери, когда к ним домой нагрянули с обыском. Мальчики тут же сообщили драматическую новость отцу.
Как утверждают очевидцы, Сергей Сергеевич тяжело переживал трагедию с Линой, казнил себя за происшедшее, испытывая чувство собственной вины. Он корил себя за то, что привез ее в Советский Союз и здесь не смог защитить. Он с ужасом отдавал себе отчет в том, что аресту Лины в какой-то мере способствовала его женитьба на Мире Мендельсон. Но самое страшное заключалось в том, что Сергею Прокофьеву официально так никогда и не сообщили ни об аресте бывшей жены, ни о ее судебном процессе, ни о вынесенном приговоре, ни о том, где она находится. Близкие утверждают, что он пытался ей помочь, но эти попытки были безрезультатны. Бесполезны были его высокие звания (в то время он был трижды лауреатом Сталинской премии) и его мировая известность.

Впрочем, положение и самого Прокофьева было незавидным. Лауреатство не спасло его от критики главного идеолога страны Андрея Жданова, обрушившегося на композитора, чье творчество не отвечало требованиям главного направления советского искусства — социалистического реализма. Здоровье Прокофьева резко пошатнулось. К истории с Линой добавилась другая беда. 11 февраля 1948 года, незадолго до ареста Лины, Сергей Прокофьев потерял своего лучшего друга: скончался Сергей Эйзенштейн, выдающийся кинорежиссер, с которым они особенно сблизились, работая над лентой «Александр Невский».
Что же касается Лины Ивановны, то Прокофьев никогда больше ее не увидит. Ее переводили в разные лагеря, гоняя по самым суровым местам России. В одном из лагерей в обмен на сокращение срока заключения ей предложили сотрудничать с администрацией. Иными словами, стать негласным осведомителем. Она брезгливо отвергла предложение.
В женском лагере, разместившемся в поселке Абезь, в Коми, вместе с Линой отбывала срок писательница Евгения Таратута. Ее доставили туда по этапу весной 1951 года, после 10 месяцев мучительных допросов и пыток. Годы спустя в своих записках она рассказала и об этом страшном лагере, находившемся «чуть южнее Северного полюса», и его несчастных обитателях. Но лучше предоставлю слово самой бывшей заключенной, фрагменты воспоминаний которой появились в 1996 году. «Территория лагеря была обширной — более 20 бараков и около 10 разных строений. Между строениями были узкие дорожки, а через лагерь шла широкая длинная дорога, как шоссе; на этой дороге проходила проверка. Неграмотные и пьяные охранники никак не могли сразу сосчитать нас, считали по несколько раз, стоять было очень трудно, женщины часто падали в обморок...

В моем бараке было около ста женщин. Молодые и старые. Из Прибалтики и Сибири, из Москвы и Ленинграда, с Украины и Белоруссии. Моей ближайшей соседкой оказалась испанка. Это была известная певица Лина Любера, фамилия ее была Прокофьева. Ее мужем был знаменитый композитор Прокофьев. Он привез ее в Россию, у них было двое сыновей. Она рассказывала, что несколько лет назад муж оставил ее и женился на другой. Ее арестовали как шпионку и приговорили к 20 годам заключения. Сыновья ей пишут и шлют посылки. Лина Ивановна очень страдала от холода. Мы с нею иногда работали в одной бригаде — возили бочку с помоями из кухни. О смерти Прокофьева Лина ничего не знала. Он умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным, и известий о нем нигде не было, и сыновья об этом ей не написали, а может быть, и написали, да письмо не дошло.
Однажды, в августе, когда мы везли бочку с помоями, одна женщина подошла к нам и сказала, что по радио передали, что в Аргентине состоялся концерт памяти Прокофьева. Лина Ивановна горько заплакала, мы ее отпустили в барак, я потом пошла, напоила ее чаем, она долго плакала...»

В 1956 году Лина Любера вышла на свободу. В 1989-м она скончалась. Ей был 91 год.

Анатолий Медведенко, 2007
источник: http://www.c-cafe.ru/days/bio/23/010_23.php "Испанская любовь Сергея Прокофьева"

C.C.Прокофьев "Ромео и Джульетта"






***

Книга "Любовь и война Лины Прокофьевой" вышла из печати

В США издана книга, основанная на письмах Лины Прокофьевой – жены выдающегося композитора. В этих материалах раскрывается огромное чувство, которое Лина испытывала к своему мужу, и трагедия оставленности, которую она пережила.

Лина Прокофьева вошла в историю как жена одного из самых выдающихся русских композиторов ХХ века. Но мало кто знает - муж не проявлял пылких чувств, заставляя жену страдать. К её душевным мукам добавились допросы и пытки в госорганах, Лину Прокофьеву отправили в ГУЛАГ. Душераздирающие подробности лагерных лет ее жизни стали предметом книги Симона Моррисона «Любовь и война Лины Прокофьевой». Профессор Принстонского университета получил доступ к уникальным материалам - письмам, которые пара писала друг другу – и письма Лины из лагеря своим сыновьям.

«Теперь я уверен, что всю свою силу чувств Прокофьев воплотил в музыке, – говорит профессор музыки Принстонского университета Симон Моррисон. – Он написал выдающиеся истории любви – “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, дуэт в “Войне и мире”. Но этих эмоций и страстей не было в его реальной жизни, подобных чувств к жене он не проявлял. Хотя в обществе старался не быть холодным и равнодушным, любил своих друзей, охотно играл в шахматы и писал стихи. Но отношения с Линой, которая так сильно его любила, были почти безответными. Я пришел к выводу, что всю свою любовь Прокофьев излил в музыке».
Рубрики:  Композиторы
Балет
Музыка
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 5 пользователям

ампель   обратиться по имени Вторник, 26 Марта 2013 г. 11:40 (ссылка)
Прочитала как детективный роман...как много мы не знаем и не узнаем,к сожалению.Спасибо!Александр_Ш_Крылов,
Ответить С цитатой В цитатник
вариния   обратиться по имени спасибо милый друг .замечательный пост. Вторник, 26 Марта 2013 г. 12:34 (ссылка)
2_22 (600x400, 914Kb)


muz-play.net

PEROOO
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Вторник, 26 Марта 2013 г. 12:54 (ссылка)
Спасибо, Александр, за интересный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Вторник, 26 Марта 2013 г. 13:26 (ссылка)
Ещё одна, сломанная в те годы, судьба. Спасибо, было очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Вторник, 26 Марта 2013 г. 15:57 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

Да, Наталия, так в одной судьбе, в одной любви отражается ужас людских судеб XX века. Когда под "прогрессивными" лозунгами людей бросали в лагеря за их национальность или не согласие с методами людоедов.
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Здравствуйте, Александр! Вторник, 26 Марта 2013 г. 18:26 (ссылка)
Такая душеразрывная истории любви - нелюбви. Читаешь и удивляешься, что до сих пор живут люди, пытающиеся оправдать всё, что происходило у нас в годы сталинизма. Как много было пострадавших и вообще убитых ни за что ни про что. Печально, даже прекрасная музыка не заглушает той горечи и жалости, какие испытываешь, читая о судьбе несчастной женщины.
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Инесса, это ещё не вся история... Вторник, 26 Марта 2013 г. 18:30 (ссылка)

Ответ на комментарий ИМеля

"Казус Прокофьева"

В 1948 году, меньше чем за два месяца, на семью Сергея и Лины Прокофьевых обрушились одно за другим три события, круто изменившие их жизнь.

15 января 1948 года был официально оформлен брак Сергея Сергеевича Прокофьева с Мирой Александровной Мендельсон.

10 февраля 1948 года грянуло постановление Политбюро ЦК ВКП(б), заклеймившее Прокофьева и Шостаковича как формалистов, врагов народа, наносящих вред своей музыкой. Были упомянуты в этом постановлении и другие, "домашние", композиторы, но цель состояла в том, чтобы проучить и погубить именно этих всемирно известных корифеев русской музыки.

20 февраля 1948 года была арестована по обвинению в шпионаже и приговорена к двадцати годам лагерей строгого режима Лина Ивановна Прокофьева.

Слишком быстро, одна за другой, произошли три катастрофы, чтобы не задуматься над совпадением. У Святослава Прокофьева читаем:

"Связь между этими событиями я до сих пор мучительно пытаюсь осознать: Постановление ЦК ВКП(б), женитьба на М.А.Мендельсон и арест мамы", - эти размышления не оставляют Святослава Сергеевича долгие годы.

Развод и брак по-советски

15 января 1948 года в дневниках Миры Александровны Мендельсон появляется следующая запись:

"Развод с Л.И. оформлен. Ходили в ЗАГС на Петровку, получили брачное свидетельство. Сколько сложного, трудного было связано с этим. К сожалению, Сережа не совсем хорошо себя чувствует, ему надо бы полежать - он задергивал на даче занавески, палка сорвалась и ударила его по голове".

Первая фраза этой записи - неправда. Развод не был оформлен. Близкие люди знали, что 15 января 1948 года произошло грубое, редкое даже для советского правосудия нарушение закона.

Заговорить об этом открыто стало возможным только через несколько лет после смерти Сталина. И тогда только открылись юридически невероятные обстоятельства получения брачного свидетельства, о котором как о чем-то само собой разумеющемся рассказывает Мира Мендельсон.

В том-то и дело, что Прокофьев и Лина Ивановна не развелись, и она оставалась его законной женой. Поставленный органами нашего гибкого советского правосудия в ложное положение, Сергей Сергеевич женился во второй раз, будучи женатым.

Сергей Сергеевич Прокофьев и Каролина Кодина заключили брак на юге Германии, в Баварии, в городе Эттале 8 октября 1923 года, о чем гласит соответствующий документ, приведенный в четвертой главе этой книги.

В девятой главе, "Курортный роман", описывалась история взаимоотношений Сергея Прокофьева с Мирой Мендельсон, она началась в 1938 году и закончилась крахом семьи композитора, покинувшего первую жену и детей перед войной, в начале 1941 года.

Сергей Сергеевич долгие годы был не в состоянии совершить последний шаг и официально связать свою жизнь с Мирой Александровной. Наконец, преодолев тяжелые сомнения и горестные переживания, он пошел на то, чтобы расторгнуть свой брак с Линой Ивановной и жениться на М.А.Мендельсон.

Привыкший за первые сорок пять лет своей жизни к законам правового общества, он, конечно, и не помышлял о том, чтобы жениться вопреки законам.

Прокофьев хотел сделать все как положено: сначала развестись с Линой Ивановной и после этого заключить официальный брак с Мирой Александровной. С ходатайством о разводе он начал обращаться в судебные инстанции.

Сюрприз, которого он, по всей видимости, вовсе не желал, поджидал его именно в этот момент.

"Когда отец решил оформить свой новый брак, - говорит Святослав Прокофьев, - в суде ему, к его огромному удивлению, сказали, что разводиться вовсе не нужно: брак, заключенный в октябре 1923 года в Эттале (Германия), сочли теперь недействительным, так как он не был зарегистрирован в советском консульстве. Мама, въехавшая в СССР как жена Прокофьева, в какой-то таинственный момент вдруг перестала ею быть. Отец, будучи уверенным в законности его брака с матерью, обратился в вышестоящую судебную инстанцию, но там ему сказали то же самое. Так он смог расписаться с новой женой без развода".

Такое нарушение закона могло произойти только по прямому указанию НКВД или высших партийных органов.

Шофер Прокофьева, а точнее, отца Миры Александровны, Табернакулов рассказывал, что в 1948 году совершенно неожиданно и единственный раз в жизни возил Сергея Сергеевича в НКВД на Лубянку. Эта поездка остается загадочной, но, вероятнее всего, она связана или с арестом Лины Ивановны, или с поощрением брака с Мирой Александровной.

"То ли он сам поехал, то ли его вызвали. Наверное, вызвали, наступали ждановские времена, по радио гоняли только "Вставайте, люди русские", - говорит Святослав Сергеевич. - Может быть, предупреждали про маму. Что папа мог сделать? Его почти перестали исполнять".

С момента заключения брака Сергея Прокофьева с Мирой Мендельсон в юридической практике даже появился термин "казус Прокофьева". В самом деле, при наличии законной жены, законно въехавшей на территорию страны вместе с мужем и детьми и поселившейся там, прожившей в СССР к моменту заключения брака с Мендельсон уже двенадцать лет, Прокофьеву даже не просто разрешили, а, возможно, подтолкнули его без проволочек жениться на Мире Александровне Мендельсон.

Она ведет дневник изо дня в день, записывая все подробности своего быта, но ни разу не упоминает о последовавшем через месяц аресте Лины Ивановны. Рассказывая о жизни Сергея Сергеевича и своей, изредка с неприязнью касаясь влияния Лины Ивановны на детей, Мира Александровна как будто бы и не знает, что Лина Ивановна в тюрьме, что ее по абсурдному обвинению в шпионаже приговорили к двадцати годам лагерей строгого режима. Это ведь даже не событие за сценой, оно - на сцене. Сказывается крепкая закваска настоящего советского человека: не знать того, что не положено.

В предисловии к "Воспоминаниям о Сергее Прокофьеве" М.А.Мендельсон М.Рахманова, в частности, пишет: "В тексте ни одним словом не упоминается об аресте Лины Ивановны в 1948 году и о реакции Прокофьева на это событие. < ... > С чисто человеческой точки зрения весьма малоприятны претензии, выражаемые мемуаристкой по поводу тех или иных поступков Лины Ивановны и сыновей Сергея Сергеевича. < ... > Если учесть, что мемуаристка была всего на какой-то десяток лет старше сыновей Сергея Сергеевича, то, казалось бы, она могла лучше понимать их. Думается, в этом сказалось опять-таки глубоко "советское" воспитание Миры Александровны, с одной стороны, а с другой - сознательные или бессознательные, нужные или ненужные попытки самооправдания".

В записи от 15 января 1948 года, приведенной в начале этой главы, Мира Александровна говорит о том "сложном и трудном", что предшествовало оформлению ее официального статуса жены. Она, видимо, имела в виду не только обычные перипетии, сопутствующие уходу мужа от детей и семьи, но и некоторую антипатию (может быть, ревность?) к сыновьям Сергея Сергеевича и Лины Ивановны, и сам факт их существования, и свои претензии к ним. Этот мотив звучит на страницах дневника Мендельсон и возникает снова и снова по разным поводам. Мира Александровна, кажется, хоть по-своему и старалась, но переломить себя и скрыть свое раздражение не могла, - в дневниковых записях она подробно рассказывает и об этой стороне новой семейной жизни.

Нет-нет, да мелькнет на страницах и "неприятная" Лина Ивановна, тогда еще на свободе, и находящиеся под ее влиянием сыновья. Мире Александровне не нравится, как она воспитывала - "лепила" детей. Есть совсем уж странные попытки отрицать ту благоговейную любовь, которую сызмальства питали к отцу сыновья.

29 сентября 1947 года

"Утром приехал Олег. Он теперь иногда приезжает на дачу. Особенно, когда надо о чем-то попросить Сережу. < ... > Обед я постаралась приготовить повкусней - блины с закусками, дыня, кофе, а вечером на ужин пирог с капустой, чтобы побаловать Олега. < ... >

Перед отъездом отдала Олегу брюки, купленные ему в подарок в лимитном магазине. Они оказались абсолютно впору, и Сережа посоветовал оставить их "для выходов", а на занятия носить другие. Сейчас у Сережи с Олегом довольно тяжелые разговоры по поводу развода с Л.И. Сережа решил, что нельзя откладывать этот вопрос, но все переговоры на эту тему с Л.И. безуспешны. В прошлый раз во время нашего пребывания в Москве Олег пришел к нам, и Сережа снова заговорил с ним о необходимости развода, настаивая на том, чтобы Олег передал Л.И. письмо об этом, так как все равно это неизбежно. Олег потерял выдержку. Заявил, что письма не передаст (хотя мы уверены, что это письмо уже у нее, но делается вид, что она ничего об этом не знает). Олег вскипел, заявил: "Все равно ответ мамы ясен". Сереже приходится вести переговоры через Олега, так как с Л.И. он уже несколько лет не встречается, не имеет абсолютно никаких отношений, не бывая на Чкаловской. За это время она лепила из детей все, что хотела, и чувствуется, что они, несмотря на уже недетский возраст, действуют под ее диктовку, делаясь милыми, когда что-нибудь нужно, и имея довольно жесткий вид и вовсе не ласковый тон, если Сережа скажет не то, что им нравится. Пока это касается Олега. Святослав у нас не бывает. Мне почему-то кажется, что у них выработалось тщеславное отношение к имени Сережи при полном непонимании его как человека. То, чем их пропитывали несколько лет, пустило корни. А как бы мне хотелось, чтобы из них вышли настоящие люди, чтобы они по-настоящему, бескорыстно привязались к Сереже. Впрочем, я их еще недостаточно знаю для того, чтобы делать выводы, я еще не вполне представляю себе их жизненные цели и интересы".

К "сложному и трудному" Мира Александровна снова и снова возвращается в своих воспоминаниях. Она жалуется то на одного, то на другого сына.

В личном письме, датированном 23.12.2004, Святослав Сергеевич, после выхода в свет дневниковых записей Миры Александровны, пишет мне:

"М.А. изо всех сил пытается оклеветать маму, Олега и меня (и показать, какая она любящая, заботливая и объективная) в глазах С. С. и этим доказать, мол, какие мы все скверные люди, мстя за нашу естественную нелюбовь к ней. Она нас чернит в глазах отца, чтобы поссорить нас или хотя бы ослабить его любовь и заботу о нас. Мы для нее были опасными соперниками, и любые средства были хороши".

Последнюю фразу записи Мендельсон от 15 января об упавшей на голову Прокофьева палке оставляю на совести автора воспоминаний.

В это время С. С. Прокофьев был уже тяжело болен гипертонией.

Арест

Через месяц после якобы совершившегося развода Прокофьева с Линой Ивановной и вступления в брак с Мирой Александровной и две недели спустя после постановления Политбюро ЦК ВКП(б) Лина Ивановна была арестована.

Это было следующее из трех страшных событий в жизни семьи Сергея Сергеевича Прокофьева.

Лину Ивановну арестовали 20 февраля 1948 года. Арест, может быть, и не был полной неожиданностью для Лины Кодина-Прокофьевой. Она не слушала предостережений друзей и недругов, продолжала ходить на приемы в посольства, говорить там на всех шести языках, которыми владела, быть центром внимания. Со всех сторон ей советовали прекратить отношения с иностранцами. Для нее они не были "иностранцами". И в отличие от Сергея Сергеевича, который прекратил встречи с подданными других стран, Лина Ивановна продолжала встречаться с соотечественниками.

- Но об аресте она не думала? - спрашиваю я Святослава Сергеевича.

- Может быть, даже что-то думала. Потому что ей казалось, что телефон прослушивается. В те времена это было не так совершенно, как в нынешние, и был слышен щелчок включения магнитофона. Потом у нее было ощущение, что за ней ходят. Но с таким ощущением жили все - раз кругом арестовывали, значит, может быть, и за мной придут?

Тем более мама понимала, что приемы в западных посольствах не шли ей на пользу. На свою голову она подружилась со многими, они встречались и созванивались, какой-то француз и американец к нам приходили. Во время войны. Француз был военным. Очень милый человек, кстати. Это он навестил мать Лины в Париже и привез сделанные им ее фотографии, чем очень обрадовал маму. Американец был представитель московского отделения гуманитарной помощи. Он нам приносил какие-то невероятные ботинки. Мы даже у него были, на улице Веснина стоит такой особнячок.

- Так что мама не то что бы легла лицом к стенке и погрузилась в свое горе?

- Нет, это не в ее характере. Она не давала горю проникнуть внутрь, она отталкивала.

Лина Ивановна жила под колпаком. Она сама рассказывает о времени, предшествовавшем аресту, и о самом аресте. Этот рассказ, в отличие от некоторых других, последователен. Арест и лагеря не причинили Лине Ивановне той невыносимой боли, которую она испытала от разрушения своей семьи. В ее воспоминаниях мы в разных вариациях не один раз читаем, что пребывание в лагере последовало сразу после разрыва с Прокофьевым, но она была настолько переполнена горем, что оно заслоняло новые страдания.

Перед арестом Лина Ивановна заметила за собой слежку.

"Я стала замечать, что за мной следят. Пошла к Жене Афиногеновой и почувствовала, что за мной идут. В квартиру позвонила лифтерша и сказала, что какой-то молодой человек ждет меня внизу и хочет со мной поговорить. Женя ответила лифтерше: "Она останется ночевать". Тогда он ушел, и я смогла вернуться домой.

В другой раз я ждала автобуса. Он подошел, а за мной стоял какой-то человек. Я вышла прежде, чем дверь закрылась, и убежала от него. В этом автобусе ехали два человека из французского посольства, которые сделали вид, что меня не знают.

Однажды я покупала билет в метро. На мне было светлое пальто и цветное платье. Я вошла в вагон, потом перешла из него в другой и быстро сняла пальто. Таким образом я отделалась от слежки".

Лина Ивановна об аресте:

"В тот день, когда меня взяли на Лубянку, я увидела во дворе мужчин, которые за мной следили. В это время я была простужена и сидела в основном дома.

Позвонил телефон, я подошла, и мне сказали: "Не можете ли вы выйти, чтобы получить пакет от друзей из Ленинграда?" Я сказала, что не могу, и в ответ предложила им зайти ко мне - я жила совсем близко от метро. Они настаивали: "Нет, вы должны прийти сами". Я сказала, что плохо себя чувствую, но вышла и взяла с собой мои ключи.

Они ко мне подъехали, к тому месту, где я должна была их встретить.

Какой-то человек подошел ко мне и спросил: "Это она?" Другие ответили утвердительно, меня затолкали в машину, и мы проехали мимо нашего дома. Тот, кто сидел рядом с шофером, когда меня везли, был настоящим энкавэдэшником.

Я спрашивала: "Почему я в этой машине? Почему вы забрали у меня сумку и ключи?" Они перебили: "К вам должен был кто-то прийти сегодня вечером?" Я ответила: "Я не знаю. Кто-нибудь может забежать". Я им сказала: "Это ошибка. Я должна была получить пакет". А они заявили: "Человек, которого вы должны были встретить, преступник". Я сказала: "Отпустите меня, я должна предупредить детей".

Вся история с пакетом была подстроена. Это произошло в феврале. Накануне дня рождения Святослава.

Меня повезли прямо на Лубянку, в огромное серое здание в центре Москвы. Старая женщина меня раздела, отрезала все крючки, оторвала все пуговицы. Потом меня заставили идти под душ, сняли отпечатки пальцев и запихнули в бокс, где могли стоять только два человека. Я была заперта как в шкаф. Не было даже стула. Там меня оставили. Я слышала, как снова и снова звенел звонок, шли еще люди, забирали много людей. Бросали им на пол матрацы. Мне дали кислый черный хлеб, немного воды и позже ужасный суп, как настоящему заключенному. Я была в состоянии шока, в ужасе. Стала звать кого-нибудь. Я должна сказать что-то детям. Мне ответили: "Им сообщат".

Детям сказали, что они могут послать мне смену одежды. Никакой связи.

Я написала, что я хочу, чтобы они мне передали. Мне пришлось ждать всю ночь стоя. И все время раздавались звонки. Лязг запирающихся дверей. Они забрали у меня часы, брошку, кольцо, запечатали все в конверт, но никогда мне ничего не вернули.

Впоследствии я узнала, что они разгромили мою квартиру, и именно поэтому они и спрашивали, жду ли я кого-нибудь в тот вечер.

Святославу было тогда двадцать четыре года, а Олегу девятнадцать.

На допросы меня везли за город на грузовике. Стояли серые дни. Через щелку я видела места недалеко от дома, я слышала лай собак, по утрам кудахтали куры. Меня допрашивали".

Лина Ивановна Кодина-Прокофьева была осуждена по 58-й статье и приговорена к двадцати годам лагерей строгого режима в находящемся за полярным кругом поселке Абезь близ Воркуты.

< ... >

На следующий день мы поехали к папе на дачу рассказать ему, что маму арестовали. (Телефона на даче не было.) Это был февраль, холодно, машины не останавливались, и мы с Олегом прошли от станции "Перхушково" тринадцать километров пешком.

Мы позвонили, Мендельсон открыла, обалдела при виде нас, глаза у нее расширились, она молча захлопнула дверь и пошла за мужем.

- Захлопнула дверь?!

- Да, конечно. Закрыла. Ведь было холодно. Зима.

- Но не пригласила вас в дом?

- Нет, но она была в накинутом халате, там, наверное, бедлам был в доме. Мы не то чтобы очень долго ждали. Но минут десять - пятнадцать. И тогда папа вышел. Он выслушал нас, потом сказал: "Подождите, мы пойдем погуляем". Хотел без нее выслушать нас. Он оделся, вышел, и мы какое-то время ходили по дороге, рассказывали все, что случилось, про арест и обыск. Он задавал нам вопросы, очень коротко. Больше молчал. Видно было, что известие оглушило его.

- Он поразился?

- Он ничего не сказал, но выражение его лица переменилось. Опять-таки, может быть, он был готов к этому. Из-за поездки в органы. Таинственной. Но и вообще кругом шли аресты. Так что он не очень удивился. Знал, что она ходит по приемам. Один коммунист сказал, что не надо этого делать. Мы же приперлись из Перхушкова пешком, тринадцать километров, зимой, и ему так хотелось узнать все эти подробности - он же мог устроиться с нами в своем кабинете, в тепле, а мы пошли гулять, чтобы без свидетелей. Но потом, когда мы вернулись, нас все же позвали в дом.

Олег и Святослав не знали, что делать. Бросились к Шостаковичу, депутату Верховного Совета СССР. В ту пору очень многие обращались к нему за помощью, и Шостакович всегда старался сделать все возможное. Увы, он не мог помочь им.

- Раз уж Молотов и Калинин ничего не смогли сделать для своих арестованных жен - руки по швам и еще улыбались, - то отец или Шостакович, конечно, были совершенно бессильны. Лину Ивановну арестовали как иностранку. Пока был папа, она с ним ходила на приемы, а потом стала ходить одна, у нее были там друзья, среди "врагов", и этого было достаточно, - поясняет Святослав.

Святослав рассказывал мне, что вскоре после ареста мамы он наивно обратился за помощью в юридическую консультацию к адвокату. Ему помогли составить письмо с изложением всего произошедшего и просьбой о свидании и велели прийти за ответом. Много раз ходил Святослав за ним, юрист только руками разводил: мол, нет ответа, и все тут.

После ареста Святослав и Олег искали маму прямо по-ахматовски - в справочной на Кузнецком Мосту. Долгое время ничего не могли узнать. Пытались что-то передать, когда узнали, что она в Лефортово, но до суда у них ничего не принимали. Встречи тоже запрещались. Потом был суд - не суд, а так называемая "тройка": сидят три человека, перед ними проходят по очереди десятки людей, и они в считанные минуты решают судьбу каждого.

- Маму признали виновной в шпионаже и измене Родине и вынесли приговор: двадцать лет строгих лагерей.

Позже она не рассказывала о тюрьме, о допросах, но из отдельных, очень коротких упоминаний мы знали, что она прошла карцер, были и ночные допросы с ярким светом в лицо, многое другое. Отца во время этих допросов они называли "этот предатель", "этот белый эмигрант" и тому подобное.

Зловещее дыхание МГБ

Из воспоминаний Святослава Прокофьева

Живя с 1990 года во Франции, где я родился, я часто слышал от людей, узнававших о мамином аресте в 1948 году с последующей отправкой ее в

ГУЛАГ на Север, удивленный вопрос: "А что, ваш отец разве не мог содействовать ее освобождению?!"

Это свидетельствует о полном незнании обстановки, порядков и всеобщего чувства страха, повсеместно царившего в СССР. Они также не знали, что в этот период были арестованы жены Молотова, Калинина (так называемого "президента СССР") и других. Их "несчастные" высокопоставленные мужья ничем не могли помочь, раз Сталин так решил!

Уже и то было хорошо, что в это жуткое время мой отец, оставивший семью, осмеливался изредка встречаться с нами - двумя его сыновьями. Во время одной из этих встреч папа - гениальный, но наивный человек - вдруг говорит мне:

"Знаешь, один коммунист мне сказал (причем это сакраментальное слово в его устах звучало безапелляционно, тем более что имелся в виду отец Миры Мендельсон - Абрам Соломонович Мендельсон - "старый большевик", профессор-экономист и т.д.), что ты, студент Архитектурного института, должен пойти к своему директору и заявить ему, что твоя мать на днях была арестована органами МГБ".

Ничего не поделаешь - я так и поступил, про себя думая: хорошо, что мои советчики не додумались до того, чтобы я приготовил письменное заявление. Я уже ничему не удивлялся. На мое счастье, вместо директора сидел его заместитель, известный своей порядочностью (были и такие) профессор Николаев, который, вместо того чтобы "еще подлить масла в огонь", утешал и успокаивал меня, предлагая продолжать заниматься.

Это было так неожиданно в моей ситуации, что я совсем растерялся, тем более что в связи с арестом мамы я в своей личной жизни тоже успел ощутить зловещее дыхание МГБ.

Моя любимая девушка Майя, однокурсница, в которую я тогда был очень влюблен, оказалась дочерью партийного секретаря райкома! К тому же она дружила с также учившейся у нас дочерью всесильного тогда Г.М.Маленкова!

Как потом, много позже, мне рассказала Майя, ее грубо, буквально в приказном порядке заставили прервать со мной все отношения, пригрозив в случае ослушания "отправить к моей маме". А для верности "посоветовали" ей немедленно выйти замуж за "проверенного человека". Майя была очень интересной девушкой, и поклонников у нее было много. Со страха она мне ничего не рассказала, и для меня все выглядело как банальная измена. Мне трудно было пережить эти удары судьбы...

Вдобавок в это время шла работа над дипломным проектом. Я чуть не сорвал его. Спасибо, что у меня была очень участливая консультантша, которая мне помогла, и я успел все сделать.

Правду о Майе я узнал лет через двадцать. После своего рассказа бедняжка лишь робко спросила, смогу ли я ее когда-нибудь простить. Я был настолько ошарашен, что ничего ей не ответил, а сам думаю, что простить не могу...

Подготовила Валентина Чемберджи
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Вторник, 26 Марта 2013 г. 20:20 (ссылка)
Саша, прочту обязательно, когда кокончится прямая трансляция из Концертного зала Мариинки - идёт юбилейный концерт Башмета. Спасибо вам огромное за ваши всегда интересные материалы - в антракте заглянула в почту и увидела ваше сообщения, прочту и напишу о впечатлении.
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Вторник, 26 Марта 2013 г. 20:35 (ссылка)

Ответ на комментарий ИМеля

Спасибо !! Интересного концерта !
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Вторник, 26 Марта 2013 г. 21:56 (ссылка)
Очень интересный и печальный рассказ. Как много пережила женщина. Но за все ее страдания бог дал ей долгую жизнь . И наверное все-таки у нее было счастье.
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Вторник, 26 Марта 2013 г. 22:02 (ссылка)
Даа, уж, судьба! Без слёз читать невозможно! и всё же иногда непонятно, как умный человек мог поменять хорошую женщину на...такую?! Несколько раз было написано, что Прокофьев к Лине был равнодушен, но ведь любил сначала! Вообще-то, я никогда не виню людей, разрушающих семью, но, когда с детьми так поступают... не понимаю! Раз при этой самой Мире Прокофьев боялся даже в дом сыновей пригласить, значит догадывался о её непорядочности. Вот уж, полюбишь сатану пуще ясного сокола...
Балеты - и "Ромео и Джульетту", и "Золушку" видела на сцене в Ташкенте, Уланова приезжала туда с гастролями и, конечно, смотрели все спектакли. У меня в архиве есть они, но раз уж предоставился случай, посмотрю ещё разок.
Саша, я процитирую ваш пост, но хочу в него добавить ваш комментарий, можно? Без вашего разрешения не стану.
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Вторник, 26 Марта 2013 г. 22:06 (ссылка)

Ответ на комментарий Александр_Ш_Крылов

Концерт был потрясающе интересный, особенно второе отделение - Шуберт и Паганини, Маэстро Башмет был. как всегда, блистателен!
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Вторник, 26 Марта 2013 г. 22:18 (ссылка)

Ответ на комментарий ИМеля

Да конечно добавляйте.
Мне кажется важно другое - власть недоумков решала жить людям или не жить. Казнила людей невиновных не в чём.
Людей пытали, чтобы они переставали быть людьми и доносили на родных и друзей. Очень сильно написал об этом Фазиль Искандер в повесте "Софичка".
Горький, Прокофьев и те кто вернулись - все так или иначе пострадали от режима.
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Вторник, 26 Марта 2013 г. 22:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Да, мы все счастливые люди. Родина так любит людей, что готова применять любые казни, что бы народ был счастлив.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку