-Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в КАБИНЕТ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.06.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 121


Составление плана конспекта урока

Понедельник, 18 Июня 2012 г. 17:45 + в цитатник

Новое - это давно забытое старое.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ
План-конспект урока по изобразительному искусству
Учитель школы №______.
района
города Ф.____
И________
Дата.
Вид занятий
Тематическое рисование в пятом классе.
Тема урока«Осень в лесу».
Цель урока
Дальнейшее развитие творческих способностей в композиции. Воспитание любви к природе, к родному краю. Усвоение правил и законов перспективы и цветоведения. Приобщение к эстетической культуре.

Оборудование
а) Для учителя. Репродукции картин художников, зарисовки веток и различных пород деревьев. Технические средства: магнитофон (или грампластинки) с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года» и стихотворения А. С. Пушкина «Осень»; диапроектор «ЛЭТИ-55» и слайды картин художников.
б) Для учащихся. Пол-листа ватманской бумаги на каждого, акварельные и гуашевые краски, кисти, карандаши. Ведро воды, баночки на каждой парте.

Оформление классной доски
С правой стороны — планшеты с зарисовками пород деревьев; в центре — экран для показа диапозитивов; с левой стороны, в верхней части,— две схемы композиционного решения, вертикального и горизонтального. Нижняя часть доски остается свободной, чтобы иметь возможность по ходу изложения мате¬риала сделать графические пояснения.

План урока
1. Организационная часть — 2 мин.
2. Сообщение учебного материала— 13 мин.
3. Самостоятельная работа учащихся — 25 мин.
4. Завершение урока — 5 мин.

Ход урока
Урок смешанного типа с применением новейших технических средств обучения; начинается с беседы о прекрасном в природе.
«Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармонического сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют увидеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, листвы, в синеве лесных далей. И это, прежде всего художники, художники в самом широком смысле этого слова, поэты, музыканты, живописцы. Они умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме и тем самым приобщить к прекрасному других».

Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и тем самым вдохновить их на активную творческую деятельность, используются технические средства обучения:
магнитофонная запись музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь» и «Октябрь»), отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» и цветные диапозитивы с картин И. И. Левитана «Золотая осень», В. К. Бялыницкого-Бирули «Ранняя осень», И. И. Бродского «Опавшие листья», Н. М. Ромадина «Село Хмелевка».
Вначале включается магнитофон с записью музыки Петра Ильича Чайков¬ского «Сентябрь», ее сменяет «Октябрь». Через одну-полторы минуты музыка приглушается и на фоне звучащей музыки появляется голос чтеца-декламатора:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса. И редкий солнца луч, и первые морозы, .И отдаленные седой зимы угрозы.
Затем включается эпидиаскоп, приглушенная музыка продолжает звучать и начинается краткий анализ произведений живописи. Главное внимание обра¬щается на композиционные моменты решения темы. В ходе беседы детям задаются вопросы.

Когда у детей появится желание работать, проявить себя в самостоятель¬ном творчестве, начнется объяснение и показ на классной доске методов ра¬боты над композицией.
По ходу работы над эскизом композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в, композиции, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения (теплый и холодный тон в живописи), на характерные особенности, структуры различных пород деревьев.

В конце урока дети приводят класс в порядок.
Список использованной литературы
Е. Е. Рожкова, Е. Л. Херсонская. Рисование. 5-й класс. М., Просве¬щение, 1964.
Я. Я. Чарнецкий, К. П. Духанин и др. Рисование. Пособие для уча¬щихся 5 класса. М.— Л., Просвещение, 1965.
В. В. Алексеева. Изобразительное искусство и школа. М., Советский художник, 1968.
Е. И. Игнатьев. Психология изобразительной деятельности детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ
План-конспект урока по изобразительному искусству
Учитель школы №________
района
города. Ф_____
И______
Дата
Вид занятий
Беседа об искусстве в четвертом классе.
Тема урока
Виды и жанры изобразительного искусства. Цель урока
Раскрыть богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить с выдающимися произведениями этого искусства и их мастерами.

Оборудование
Для учителя. Проекционный фонарь, набор диапозитивов, экран, указка. Для учащихся. Тетради, ручки.

План урока
1. Организационная часть — 2—3 мин.
2. Сообщение материала — 40 мин.
3. Завершение урока — 2 мин.

Ход урока
Вводное слово. Художественное отражение действительности в звуках (музыка), в слове (художественная литература), в красках (живопись), посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино), в предметах быта (прикладное искусство), в сооружениях (архитектура). Небольшое собеседование в форме вопросов и ответов.

Изложение основного материала, в ходе которого дети делают под диктовку записи в тетрадях:
«Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
Жанры изобразительного искусства: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт.
Виды живописи: станковая, монументально-декоративная.
Виды графики: станковая, книжная, плакатная.
Виды скульптуры: станковая, монументально-декоративная».

По видам изобразительного искусства показать:
«Три богатыря» В. М. Васнецова, фрагмент плафона в Центральном театре Советской Армии А. А. Дейнеки, портрет В. И. Ленина работы Н. А. Андреева, одну из иллюстраций к басне И. А. Крылова «Квартет» В. А. Серова, плакат «Ты записался добровольцем?» Д. Моора, одну из скульптур «Ленинианы» Н. А. Андреева, «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, Мавзолей В. И. Ленина (архитектор А. В. Щусев), здание Московского университета на Ленинских горах (Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев и др.), один из предметов с хохломской росписью, дымковскую игрушку, керамическую вазу.

По жанрам: «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Опять двойка»
Ф. П. Решетникова, «Поединок Пересвета с Челубеем» М. И. Авилова, портрет А. С. Пушкина художника О. А. Кипренского, «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина, натюрморт И. И. Хруцкого.

Список использованной литературы
К- П. Духанин, Ф. И. Егоров и др. Виды изобразительного искусства. Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Л., Учпедгиз, 1959.
Искусство. Книга для чтения. (Живопись, скульптура, графика, архи¬тектура). Сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. М., Просвещение, 1969.
А. Б. Салтыков. Самое близкое искусство. Сб. ст. М., Просвещение», 1969.
Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Изд-е 4. М., Со¬ветский художник, 1965.
Н. А. Дмитриева. Краткая истерия искусств. Очерки. М., Искусство, 1969.
Мы привели четыре варианта составления планов-конспектов урока. Конечно, в дальнейшем, с приобретением опыта педагогической работы, учитель уже не будет составлять конспекты в таком полном и официальном виде.

У каждого педагога могут быть свои, индивидуально выработанные формы работы. В конспекте можно предусмотреть ответы учеников, их вопросы и даже учебно-воспитательные мероприятия. Например, учитель может предусмотреть, что во время занятий кто-то не готов к уроку, кто-то отвлекается, мешает другим.

Некоторые учителя, готовясь к уроку, заранее вывешивают все репродукции, которые хотят использовать на занятиях. Мы считаем, что этого делать не следует, так как дети будут отвлекаться от анализа одной картины, их внимание будет рассеиваться. Еще Ушинский указывал, что картины, используемые на уроке, не должны быть заранее известны учащимся, не должны все висеть в классе. Пусть, писал он, учитель меняет их тогда, когда содержание очередной картины будет беседою исчерпано.

Важной и трудной задачей для учителя при подготовке к уроку является подбор учебных и методических пособий, натюрмортного фонда, подставок для натуры и пр. Большую помощь в подборе объектов для рисования с натуры может оказать родительский актив: многие предметы, вышедшие дома из употребления, могут быть принесены в школу и с успехом использованы на уроках (например, чайник, кофейник, кастрюля, чашка).

Серьезное внимание следует уделить подставкам для натуры. Их должно быть три, для трех натурных постановок в классе. Подставки дают возможность всем хорошо видеть предметы и, кроме того, позволяют помещать предметы выше или ниже линии уровня Зрения, в зависимости от задач урока и возраста школьников. Такие деревянные подставки легко переносить из класса в класс. Они удобны и тем, что плоскость, на которую ставят предметы, может подниматься и опускаться до нужного уровня. Можно такие же подставки изготовить из алюминиевых трубок.

Укоренившаяся в школах порочная практика, когда предмет помещается на стул, поставленный на стол, должна быть изжита. Подставки для натюрмортов являются необходимой частью оборудования уроков рисования с натуры.

Во многих школах для занятий изобразительным искусством выделен специальный кабинет. Учитель должен позаботиться о заблаговременном оборудовании и оформлении кабинета. К каждому уроку он подготавливает кабинет: ставит предметы на подставки, если предстоит урок рисования с натуры; освещает натуру, если урок будет проходить в вечернее время; готовит обору¬дование каждого рабочего места для уроков рисования акварелью и т. п. К этой подготовительной работе привлекаются дежурные учащиеся или специально выделенные педагогом «лаборанты» из числа детей, увлекающихся рисованием.

Помимо конспекта урока, рекомендуем учителю систематически вести дневник, в котором после проведения урока делать краткие замечания о положительных и отрицательных его моментах. Это дает возможность начинающему учителю быстрее овладеть мастерством преподавания.

При подготовке к уроку следует использовать разнообразный материал: высказывания выдающихся художников, методические рекомендации, примеры из опыта работы учителей. Для этого рекомендуем учителю с первых дней работы в школе взяться за составление личной картотеки. Систематически пополняя ее, учитель не только обогатит свою методику работы с детьми, но и приобретет необходимый материал для научно-исследовательской и научно-методической работы.

А теперь вернемся к тому, с чего мы начали разговор о методике преподавания: что же это такое — наука или искусство?

Теория методики преподавания — наука, ее отдельные положения и рекомендации могут быть научно обоснованы и их эффективность научно доказана. Само же преподавание, владе¬ние учебно-воспитательным процессом — искусство. Надо различать практическую и теоретическую стороны дела, одностороннего взгляда на методику быть не должно.
Начинающему педагогу с односторонним взглядом на методику кажется, что все можно рассчитать с математической точностью, все заранее предусмотреть. Причем, расчет этот он иногда делает, исходя не из общих положений методики, а из частных, случайных соображений. Так, например, при составлении конспекта урока он правильно намечает его структуру:
организационная часть — 2 минуты,
сообщение нового материала — 15 минут,
самостоятельная работа учащихся — 25 минут,
завершение урока — 3 минуты.

Однако при расшифровке этой схемы он уделяет основное внимание мелким, частным мероприятиям, думая, что они и решают все дело. В результате в конспекте урока он пишет:
«Организационная часть — 2 минуты". Вхожу в класс, говорю детям „Здравствуйте!", отмечаю в журнале отсутствующих» и т. д. С таким конспектом урока молодой учитель смело идет в школу. Он спокоен, в его конспекте все рассчитано минута в минуту, все предусмотрено, он знает, когда и что надо сказать и что сделать.

Однако жизнь в такой конспект вносит свои коррективы. Учитель входит в класс, и — о ужас! — на полу, у его ног, шевелится клубок ребячьих тел. Двое на партах, в позе мушкетеров, фехтуют на карандашах.) О каком «Здравствуйте, дети!» и записи отсутствующих может идти речь! Здесь надо принимать срочные и радикальные меры: навести порядок в классе, успокоить ребят, подчинить их своей воле и увлечь новым делом, незаметно включив их в учебную работу. Предусмотренных с математической точностью двух минут оказывается недостаточно. В методике преподавания едва ли и могут быть математически точные расчеты. Поэтому, составляя конспект урока, надо предусмотреть только самое главное и не сосредоточивать внимание на мелких, частных вопросах. Конспект урока должен быть руководством к действию, а не догмой.

Искусство преподавания требует творческого использования теоретических знаний в практике обучения. Если методику свести к узким и мелким задачам, выработать из них шаблон, то преподавание станет далеким от творчества и от искусства, не научит ребят любить предмет рисования и, следовательно, не даст им прочных знаний и навыков. Преподавание становится искусством, когда педагог творчески подходит к делу, умеет вовремя пере¬строить учебный процесс в связи с неожиданно возникшей обстановкой, когда в учебном процессе участвует интуиция педагога, его находчивость. Это и диктует требование к конспекту урока: в нем надо излагать содержание учебного материала, а не форму изложения.

Иногда обстоятельства складываются так, что учителю надо в корне перестраивать урок. Это может озадачить его, привести к полной растерянности. Однако безвыходных положений не бывает, и срывать или менять урок в таких случаях не следует. Если учитель сам не сможет сразу перестроиться, ему обязательно помогут ученики,— он это почувствует в процессе работы с ними.

В период педагогической практики студенты будут открывать для себя много нового и необычного, находить интересные, оригинальные приемы работы. Иногда будет казаться, что эти находки никогда не забудутся, но пройдет время — и их уже не вспомнить. Поэтому в своем дневнике студенту и начинающему учителю необходимо постоянно фиксировать то, что он считает интересным. Эти записи послужат хорошим подспорьем в дальнейшей работе

Серия сообщений "Урок":
Часть 1 - Классификация уроков
Часть 2 - Этапы планирования урока
...
Часть 9 - Типы уроков
Часть 10 - Составление плана-конспекта урока
Часть 11 - Составление плана конспекта урока
Часть 12 - Типы и структура урока технологии
Часть 13 - Требования к уроку технологии
...
Часть 27 - Рекомендации к Дню знаний 2013 года
Часть 28 - Как правильно формулировать цели урока
Часть 29 - Урок- образ

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

agness214   обратиться по имени Среда, 02 Ноября 2016 г. 22:24 (ссылка)
Спасибо, беру на вооружение.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку