Виды складок |
Гармонично использованные складки способны не просто подчеркнуть достоинства и замаскировать недостатки фигуры , но и добавляют изыска и утонченности изделию с любым кроем. Мы рассмотрим наиболее часто используемые виды складок, и обсудим варианты их использования в работе с различными изделиями.
Разделим виды складок на два основных: классические складки с закрепляющими строчками и простые узкие складки или защипы.
Мастер-класс 1.
Классические варианты складок активно используются в оформлении свободных частей юбок, жакетов, рукавов блузок. На рисунке 1.0 слева направо: бантовая, встречная и односторонняя складки.
Следует учитывать, что классические складки могут быть как заутюженными, так и свободными. При работе со свободными ( незаутюженными ) складками следует обрабатывать изделие паром, удобнее всего это делать на манекене. Заутюживать складки лучше через неплотную ткань или бумагу.
Материал для заутюженных складок следует выбирать не слишком легкий, желательно несминаемый, для того чтобы он мог держать заданную форму, в то время как для свободных складок больше подходят летучие, мягкие ткани. Не стоит выполнять складки любого типа на изделиях из толстых, ворсовых и тяжелых тканей – складка не станет держаться, и вы не достигнете желаемого эффекта.
Основные виды классических складок (чертеж 1.0) :
1. Односторонние складки (все лицевые сгибы направлены либо в правую сторону, либо в левую ).
2. Двусторонняя встречная складка ( лицевые сгибы направлены друг к другу).
3. Двусторонняя бантовая складка (лицевые сгибы направлены в разные стороны).
4. Многослойная (веерная) складка.
1. Односторонние складки . Для выполнения простой односторонней складки отложите на ткани двойную глубину складки. Для примера возьмем складку глубиной 3 см (чертеж 1.1), соответственно необходимый запас на обработку – 6 см.
На чертеже: линия 1 – линия, определяющая местоположение стачанного участка складки; линия 2 – линия лицевого сгиба; линия 3 – линия изнаночного сгиба.
Технология обработки складки (чертеж 1.2):
1) складываем деталь по линии 3 лицевой стороной внутрь;
2) сметываем складку по всей длине;
3) стачиваем складку вертикальной строчкой по линии 2 до заданного участка (место раскрытия складки с лицевой стороны), (места стачивания обозначены на чертеже красным цветом);
4) продлеваем строчку до линии 3 прямой или циркульной линии;
5) удаляем наметку.
На рисунке 1.1 показаны варианты закрепляющих строчек.
Для стабильных тканей можно использовать прямую или диагональную линию закрепления, тогда как для неустойчивых, подвижных тканей подойдет круглая строчка, выдерживающая большее растяжение. Продолжать вертикальной строчкой линию закрепления необязательно, но стоит учитывать, что на лицевой стороне она даст вам вертикальную прямую линию, что особенно выгодно подчеркнет силуэт на изделиях из однотонных материалов. Пример – отделка черного женского пиджака на рисунке 1.4.
2. Встречные складки.
Двусторонняя встречная складка образуется двумя односторонними складками, лицевые сгибы которых направлены друг к другу .
1) сметайте, а затем стачайте по изнаночной стороне две складки по линиям лицевого сгиба до заданного участка;
2) разложите припуски складок на равные расстояния от строчки и закрепите каждую складку в отдельности закрепляющей строчкой.
Для лучшей устойчивости ткани эту складку можно закрепить в месте наибольшего растяжения дополнительным клеевым материалом (чертеж 1.3).
На рисунке 1.5 показано оформление манжеты женской блузки с помощью нескольких встречных складок.
3. Бантовые складки.
Двусторонние бантовые складки образуются двумя односторонними, лицевые сгибы которых направлены друг от друга.
1) сметайте, а затем стачайте по лицевой стороне две складки по линиям изнаночного сгиба до заданного участка;
2) разложите припуски складок на равные расстояния от строчки и застрочите в край каждую, как показано на чертеже 1.4.
Можно также выполнять эту складку как две односторонние в отдельности, что поможет избежать лицевых швов, но будет необходимо в таком случае выполнить закрепляющие строчки .
4. Веерные складки.
Веерная складка образуется несколькими складками, наложенными друг на друга. Такая складка может выполняться как в виде бантовой, так и в виде встречной складок. На рисунке 1.2 показана встречная веерная складка, выполняется она идентично простой встречной.
Важно помнить, что такие складки нужно выполнять только из тонких тканей из-за их многослойности. Лучше всего такие складки смотрятся на летучих тканях, таких как шелк, атлас.
На образце выполнена веерная складка всего из двух складок, наложенных друг на друга, обратите внимание, какой плотный узел получается на месте расхождения ткани! (рисунок 1.3) Такие складки нужно обязательно закреплять строчкой и желательно клеевой тканью. Для уменьшения плотности материала в местах выше расхождения ткани можно уменьшать ее количество ступенчато, убирая с каждой складкой 1.5-2см (чертеж 1.5)
Помните, что все виды складок необходимо выполнять до стачивания основных деталей изделия!
Как все великие творения искусства, классические складки всегда остаются в моде и всегда актуальны.
Мастер-класс 2.
Простые узкие складки или защипы гораздо проще в исполнении, чем классические складки, и часто не менее эффектно дополняют изделие. Задавая четкую линию, защип превращает самую незамысловатую форму в эксклюзивную вещь.
На рисунке 2.0 показана женская блузка с простым рисунком. Крой достаточно свободный, но при этом несколько вертикальных защипов подчеркнут и зрительно вытянут фигуру.
Простые складки выполняют из практически любых тканей, кроме очень толстых, ворсистых и тяжелых. Такие складки прекрасно смотрятся как на плотных материалах (лен, хлопок), так и на летучих (шелк, атлас).
Как и классические складки, защипы выполняются любой ширины, в зависимости от замысла автора (на рисунке 2.1 показаны разные размеры защипов: 12, 5 и 1мм), расстояние между ними также варьируется на Ваше усмотрение.
Выполним простую складку шириной 5мм с помощью чертежа 2.1. Необходимо отложить двойную величину складки — 10мм.
линии 1, 3 – линии, определяющие местоположение стачанного участка складки; линия 2 – линия лицевого сгиба;
1) перегните ткань по линии 2 лицом наружу;
2) сметайте складку по всей длине по линии 1(3);
3) если вы работаете с легкой летучей тканью, проложите по всей длине складки карандашную бумагу или кальку, и стачайте складку;
4) удалите наметку и бумагу.
Простые складки так же, как и классические, необязательно заглаживать, даже в случаях, когда Вы используете ряд защипов, можно заложить их на одну сторону, а можно и оставить свободно.
Мастер-класс 3.
Декоративное использование складок процесс очень увлекательный и, главное, приводящий к эффектным находкам. Мы попробуем выполнить несколько не самых сложных вариантов сочетания разных складок – и Вы наверняка увлечетесь и придумаете гораздо более сложные и эффектные варианты!
1. Загибы.
Для начала попробуем использовать ряд простых складок (защипов) шириной 5мм, расположенных на расстоянии 4мм друг от друга (рисунок 2.2). Важно знать: если Вы выполняете складки из плотных тканей (лен, тик), основное полотно будет сборить, поэтому для пробных вариантов лучше взять тонкий хлопок, а для тех, кто умеет с ним работать, шелк.
1) сделайте на основном полотне несколько отметок булавками или наметкой на расстоянии около 5см – на этих расстояниях мы будем делать загибы, поэтому важно, чтобы они не оказались слишком близко друг от друга (иначе материал деформируется);
2) пригладьте складки в области отметки в одну сторону сметайте;
3) напротив следующей отметки приглаживайте складки в противоположную сторону, сметайте;
4) повторите операцию 2) и 3) до конца складок;
5) застрочите сметанные участки и удалите наметку.
Таким образом, мы получаем эффектную деталь, которая может быть использована и как декор для деталей одежды, и как деталь прикладного искусства (например, для декоративных подушек, чехлов для мебели, прихваток и т.д.)
На рисунке 2.3 показаны варианты использования загибов на складках разной ширины и для разных целей.
Снизу вверх: первый вариант дублирует описанный выше с использованием складок шириной 3мм.
Во втором варианте использовано четное число складок, например четыре. Размечаем несколько отрезков по 10см, напротив отметок заглаживаем две складки на одну сторону, две — на другую, и сметываем.
В середине каждого отрезка ставим новые отметки, затем соединим две складки посередине, сметаем одним стежком и так же застрочим. Этот вариант демонстрирует возможность получать геометрический рисунок, используя мягкую ткань.
Третий вариант выполнен из трех складок 12мм шириной, расположенных на расстоянии 5мм друг от друга.
Заглаживаем в месте необходимого загиба 3-5мм каждой складки, сметываем и застрачиваем одной строчкой. Крупные складки дают мягкую линию на изделии, но при этом часто требуют дополнительного декора. Достаточно выполнить один или два таких загибов по всей длине складок – и добавить изюминку своему изделию.
2. Комбинированные складки.
Совмещая классические и простые складки небольшой ширины, дополненные загибами, можно получить очень интересные варианты декоративных складок. На рисунке 2.4 показан наиболее простой вариант.
Для его выполнения необходимо выполнить бантовую складку, не используя закрепляющие строчки, а по бокам от нее, на расстоянии 2-3см защипы шириной 1-2мм. По всей длине складки до(!) раскрытия материала поставьте отметки с промежутком около 10см, разложите складку, но не заутюживайте ее. Напротив отметок сметайте, а затем прострочите складку. До раскратия ткани складка будет эффектно оформлена, а узкие защипы подчеркнут вертикальную линию, заданную складкой.
На рисунке 2.5 встречная складка шириной всего 1см обрамлена с обеих сторон двумя защипами шириной 3мм , а на рисунке 2.6 – две односторонние складки, направленные в одну сторону, с теми же защипами. Такой простой прием позволит оформить свободный низ рубашки, блузки, юбки, рукава без ощутимой потери материала.
3. Фигурные складки.
С такими складками нужно быть особенно осторожными , и использовать их только в работе с тонкими материалами, к тому же фигурные складки задают активный рисунок, так что не рекомендуется использовать цветную ткань с четким рисунком.
На рисунке 2.7 – наиболее простая комбинация таких складок. Для ее выполнения необходимо выполнить несколько защипов, один конец которых несколько шире другого (например с одного конца ширина защипа 10мм, а с другого-1мм).
Расположив такие защипы в разном порядке и на разном расстоянии, мы, фактически, сами задаем фактуру материалу.
Защипы, расширяющиеся к середине своей длины, а затем снова сужающиеся, показаны на рисунке 2.8. Выполнив загиб в месте наиболее широкого отрезка, мы получим эффектное оформление , по сути являющееся вытачкой.
Попробуем также выполнить обычный загиб единой строчкой. На рисунке 2.9 показан как раз такой вариант.
Помните, что при выполнении этого декора необходимо достаточно большое количество складок (минимум пять), иначе мелкие загибы приведут к деформации ткани.
Единая строчка не обязательно должна быть округлой. На рисунке 2.10 показан вариант декоративного оформления с использованием прямого шва. Две простые незаутюженые складки разложены на равное расстояние от шва. Строчка проходит по краю одной из них, затем под прямым углом переходит на край другой и т.д.
Таким образом, с одной стороны складка закреплена, с другой – подвижна (рисунок 2.11). Выполняется с предварительной разметкой длины отрезков и намёткой.
Декоративные строчки разнообразны и их выбор практически бесконечен – так что фантазируйте и изобретайте!
Мастер-класс 4.
Отделка горловины блузки декоративными строчками.
Посмотрим, как с помощью очень простого приема быстро и оригинально превратить простую блузку в роскошную вещицу.
На рисунке 3.1 крупно показана горловина блузки, выполненная в виде жабо. Секретов исполнения такой детали не так много.
1) простой крой самой блузки извиняет эффектная ткань, это натуральный шелк с ярким рисунком (вертикальная полоска замечательно стройнит и подчеркивает женскую фигуру);
2) используя горизонтальные простые складки, мы «сбиваем» полоску у горла, фактически получая клетку и акцент на верхней части тела;
3) для грамотного результата необходимо следить за совпадением рисунка во время изготовления детали со складками;
На чертеже 3.1 поэтапно показан процесс работы .
Этап 1. На готовой выкройке полочки размечаем расположение предполагаемой детали. Будьте внимательны: отрезать эту деталь на ткани не нужно!
Этап 2. Переносим абрис детали на кальку. Затем размечаем расположение будущих складок – наносим горизонтальные линии с шагом 2см. Разрезаем выкройку по нанесенным линиям.
Этап 3. Раздвигаем детали по вертикали на расстояние, равное двойной ширине складки – 2см, обводим по внешнему контуру детали, затем соединяем в местах разрывов прямыми отрезками.
Выкройка детали готова.
Теперь, выкроив деталь из ткани, выполняем простые складки или защипы, используя намеченные нами линии.
При работе с шелком нужно быть особенно осторожными: аккуратно подбирать нить и иглу для машины, желательно стачивать детали через карандашную бумагу или кальку, использовать дополнительный клеевой материал в местах наибольшего натяжения ткани.
После того, как все складки будут выполнены, удалите наметку и бумагу, загладьте складки вниз и, при желании, прошейте несколькими вертикальными строчками.
По намеченному на полочке контуру приметайте деталь. Подложив бумагу, стачайте, удалите бумагу и наметку.
Сделайте надрез около 11см по середине полочки и выполните его оформление (подобное оформлению разреза на рукаве или шлице), не зыбыв вшить петлю для пуговицы.
Перед вами полочка, готовая к дальнейшему соединению с остальными деталями блузки.
Источник: http://virap.sewfun.ru/?page_id=131
Серия сообщений "технологии,советы":
Часть 1 - Маленькие швейные хитрости
Часть 2 - Как работать с шелком
...
Часть 8 - Вариант обработки трикотажной горловины (мастер класс)
Часть 9 - Обработка горловины (мастер класс)
Часть 10 - Виды складок
Часть 11 - Шитье футболки "Реглан" (мастер класс)
Часть 12 - Ставим люверсы на трикотаж (мастер класс)
...
Часть 16 - Красивая горловина (мастер класс)
Часть 17 - Швейные хитрости
Часть 18 - Устанавливаем люверсы
Рубрики: | Шитье для взрослых |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |