В. Серов и два портрета Варвары Васильевны Мусиной-Пушкиной |
Множество замечательных портретов оставил русский художник Валентин Серов. Недаром на его выставку в Москве в январе этого года был такой ажиотаж. Вот о женщине, которую несколько раз рисовал Серов, и ее судьбе я хочу рассказать. Это графиня Варвара Васильевна Мусина-Пушкина. Она была супругой графа Алексея Алексеевича Мусина - Пушкина (1870-1917), внука Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина и Эмилии Карловны Шернваль (1810-1846, той самой красавицы, которая соперничала своей красотой с Натальей Николаевной Гончаровой, женой Пушкина). А прадедом Алексея Алексеевича был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817), открывший «Слово о полку Игореве». Мусины- Пушкины принадлежали к древнему дворянскому роду. В Мологском крае Ярославской губернии имели самые богатые усадьбы: Иловна и Борисоглеб. Алексею Алексеевичу в наследство досталась усадьба в Борисоглебе.
"Портрет графини Варвары Васильевны Мусиной-Пушкиной» написан Валентином Серовым в 1895 году.
Портрет создан с помощью пастели. Картина находится в коллекционном фонде Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге. Графиня изображена в строгом чёрном платье на фоне голубых оттенков, начиная от выбеленных до более насыщенных лёгких цветовых сочетаний. Портрет написан пастелью, что привносит в полотно определённое ощущение воздушности, прозрачности, внутреннего свечения. Для заднего плана характерен плотный орнаментальный рисунок. Подобный цветочный орнамент обрамляет фигуру графини, напоминая красивую камею, которая призвана украсить и подчеркнуть выразительные черты её молодого свежего лица. Тонкий белый рисунок орнамента на фоне проступает точно хрупкая нить узоров на заснеженном окне. Этот сложный причудливый орнамент собирает воедино пространство картины, сглаживая и растворяя строгие линии окружающих предметов, поглощая собой всё вокруг наподобие туману, такому же призрачному и готовому раствориться и вот-вот исчезнуть.
"Пастельная техника придаёт полотну состояние матовости, как будто стёршихся, старинных, но приятных красок. Фигура графини, облачённая во всё чёрное, сглаживается, смягчается нежным тоном пастели цвета неба. Кроме того, глубокий, насколько это возможно достичь средствами пастели, чёрный цвет платья подчёркивает мраморный оттенок лица графини. Таким образом, всё внимание преимущественно сосредотачивается на взгляде графини В.В. Мусиной-Пушкиной, тех чувствах и переживаниях, которые он таит в себе. Личность графини, её мысли, её дыхание скрыты от нас. Плотный чёрный цвет закрывает от нас этот столь живой и открытый взгляд. Выражение лица графини довольно сдержанно, губы плотно сжаты, сквозь все эти черты проступает ощущение отстранённости, некоторого высокомерия и недосягаемости. И, возможно, совсем неслучайно подобраны оттенки голубого цвета. Голубой цвет – цвет неба. Этот оттенок усиливает это состояние отгороженности, эмоциональной закрытости и некоторой холодности чувств, подчёркивая уравновешенность душевных колебаний, твёрдость внутреннего состояния. Картина точно транслирует состояние уверенности, интеллигентной, аристократической сдержанности, высокого общественного положения, состояния умеренности и отсутствия напрасных страстей и переживаний, усложняющих и огрубляющих жизнь."
Портрет обратил на себя внимание Дягилева.
А в 1898 г. Серов, уже три года пишущий портреты Мусиных-Пушкиных, получил приглашение приехать к ним на все лето в усадьбу Борисоглеб.
Село Борисоглебское и усадьба Борисоглеб располагались на месте древнего Холопьева городка на берегу реки Мологи и почти до середины XIX века носило название Старое Холопье. (или Борисоглебское в Старом Холопье). В 1798 году стараниями Ивана Яковлевича Мусина-Пушкина была в селе построена каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В храме имелось два престола: в холодной - во имя Казанской иконы, в теплой - Во имя Святых Бориса и Глеба. Поэтому , как часто бывало село и стали называть Борисоглебским.Последними владельцами имения и были Алексей Алексеевич и Варвара Васильевна.
Особой гордостью усадьбы являлся каменный господский дом.
По просьбе хозяйки имения, графини Варвары Васильевны Мусиной-Пушкиной, Серов пишет ее новый портрет. На сей раз графиня пожелала, чтобы художник написал ее на пленэре. Что ж, разнообразие интересно, Серов не возражал.
В.А. Серов. Портрет Варвары Васильевны Мусиной-Пушкиной в саду. 1898 г. Б., акв., смеш. техника. 535х369.
портрет из коллекции Михаила Васильевича Брайкевича, находится в музее Эшмолеон, Оксфорд.
На этом портрете Варвара Васильевна выглядит совсем другой: веселой и открытой. Она одета в легкое светлое платье, и весь портрет такой воздушный и светлый. Вообще, это лето в Борисоглебе выдалось у Серова удачным. Попутно, проживая в имении, он занимался иллюстрированием басен Крылова. Там Серов заполнил множество альбомов зарисовками животных, мужиков, послуживших материалом для иллюстраций басен.
Но вернемся к Варваре Васильевне. Варвара Васильевна была тоже знатного рода, дочерью графа Василия Алексеевича Капниста (1835-1915), Харьковского губернского предводителя дворянства 1888-1902гг. и кн. Варвары Васильевны Репниной-Волконской (1840-1922).
Её родная сестра, Елизавета Васильевна была замужем за Владимиром Алексеевичем Мусиным-Пушкиным. У сестры было семеро детей, а вот Варвара Васильевна и Алексей Алексеевич были бездетными. Они даже хотели усыновить кого-нибудь из их семерых детей, но получили резкий отказ.
Те и другие Мусины-Пушкины были участниками Костюмированного бала, состоявшегося в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года.Это знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая Il.
Графиня Варвара Васильевна Мусина-Пушкина, в костюме боярыни 17 века.
Граф Алексей Алексеевич Мусин-Пушкин, церемониймейстер, в костюме боярина.
Алексей Алексеевич - действительный статский советник, офицер Кавалергардского полка. Окончил Пажеский корпус. Служил в императорской канцелярии. В 1913-1914 гг. состоял в должности церомониймейстера.
Елизавета Васильевна Мусина-Пушкина, урожд. Капнист.
Родная сестра Варвары Васильевны.
Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин, муж Елизаветы Васильевны.
Мусины-Пушкины сделали многое для развития образования, культуры в Мологском уезде. Граф Алексей Алексеевич был попечителем Борисоглебского, Залужского земских начальных народных училищ, являлся попечителем Совета женской гимназии в городе Молога. Графиня Варвара Васильевна была попечительницей Дуденевского и Новинко-Скородумовского земских начальных народных училищ.
После революции, в 1920 году Мусины-Пушкины эмигрировали в Германию, затем переехали во Францию. Жили в Париже, затем в Аньере под Парижем. Алексей Алексеевич умер в 1942 году, похоронен на Новом кладбище в Аньере. Варвара Васильевна прожила долгую жизнь. Была одна из организаторов прихода храма Христа Спасителя в Аньере (1932). Писала иконы для храма, в том числе иконы «Успение» и «Благовещение» для иконостаса, изготовляла облачения. Умерла в 1960 году, похоронена там же.
Имение же Мусиных-Пушкиных Борисоглеб было затоплено водами Рыбинского водохранилища. Многие предметы из личных вещей и предметы искусства ныне находятся в Рыбинском краеведческом музее.
Столовый сервиз Мусиных-Пушкиных из имения Борисоглеб.
Самовар в стиле ампир из имения Борисоглеб сейчас стоит на чайном столике в Музее Мологского края. . Якобы он был изготовлен по заказу в подарок еще Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину.
Внук Елизаветы Васильевны и Владимира Алексеевича, Андрей Андреевич Мусин-Пушкин, живущий в Париже, часто приезжает в Россию и в Рыбинск.
Андрей Андреевич Мусин-Пушкин на презентации журнала "Углече Поле" в Рыбинском библиотечно-информационном центре, 2015 г.
использованы источники: http://www.museum.ru/N61006;
http://www.dommuseum.ru/index.php?m=dist&pid=11377&PHPSESSID=da6e293f80df7744931d451004f6ae4b
журнал "Углече поле" 2013, №5, Граф Андрей Мусин-Пушкин "Жаль, но потрогать камни в родовой усадьбе не придется", с.2-9.
Рубрики: | Ярославская область/Мологский край Живопись/Судьба с портрета |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |