Выдающийся русский композитор Александр Алябьев и его роковая судьба |
Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье гражданского губернатора Александра Васильевича Алябьева.
Этот выдающийся русский композитор оставил богатое творческое наследие. Композитора почитают за огромный вклад в развитие национальной музыкальной культуры. Он не только причисляется к композиторам-основоположникам русского романса, но также считается родоначальником знаменитой музыкальной пушкинианы и русской камерной инструментальной музыки.
Биография Алябьева
Отец был образованным человеком, который увлекался как литературой, так и музыкальным искусством. В его доме регулярно устраивались домашние концерты. Дети, растущие в такой благоприятной обстановке, имели возможность получить качественное домашнее начальное образование, а также обязательное обучение игре на музыкальных инструментах.
В начале 1795 года Александра Васильевича направили в Астрахань правителем Кавказского наместничества, а в следующем году ему присвоили звание тайного советника и перевели в Санкт-Петербург. Там глава семейства стал сенатором, а немного позднее президентом Горнорудной промышленности. Отец решил старшего Василия и младшего Александра направить заниматься этим, как он считал весьма интересным делом. Так уже в четырнадцать лет будущего композитора зачислили на службу в Берг-коллегию. В приказе он указывался как «недоросль из дворян». Вся эта служба была формальной, и никаких обязанностей, согласно своего назначения, юноша не выполнял. Но и от безделья молодой человек не страдал. Он увлекся театром, посещал концерты и начал серьёзно заниматься музыкой.
В 1804 году пришлось расстаться со своим учителем, так как его семья вынуждена была перебраться в Москву.
Жизнь юноши в Белокаменной значительно отличалась от бытия в столице. Его номинальная служба в горном ведомстве преобразовалась в действительную и при этом весьма успешную. К двадцати годам Александр был дважды повышен в должности и заслужил весьма значительный чин 10-го класса. При этом прежним в жизни молодого человека оставалось страстное увлечение музыкой. Он продолжал совершенствоваться в исполнительском мастерстве, а также усердно занимался композицией.
Романс "Соловей"
Отечественная война
В июне 1812 года жизнь Александра Алябьева коренным образом изменилась. Как настоящий патриот своей страны, он с первых дней нападения Наполеона на Россию добровольцем пошёл защищать своё Отечество. Опасные дороги войны свели Александра с отважным военным и талантливым поэтом Денисом Давыдовым. Их отношения, скреплённые совместной боевой службой, быстро переросли в крепкую дружбу.
Далее они вместе, отчаянно сокрушая врага, дошли до границы Франции, а затем в середине марта 1814 года победоносно вошли в Париж.
После войны
Вернувшись на Родину Алябьев продолжил воинскую службу. При этом Очутившись в уютной, домашней обстановке, отважный солдат не только расслабился после суровых военных будней, но и вдохновился на создание музыкальных произведений.
Вскоре к военной службе он потерял всякий интерес. С середины 1821 года он стал активным участником артистического кружка. Воздействие живой творческой среды вдохновило Алябьева к возвращению к композиторской деятельности и созданию не только вокальных миниатюр, но и музыки к театральным спектаклям и он начал серьёзно задумываться о том, чтобы навсегда оставить военную службу. Своё намерение Алябьев осуществил лишь в 1823 году.
Роковой удар судьбы
В начале 1825 года жизнь Алябьева складывалась замечательно. Он был в милости у публики, а его сочинения не только украшали театральные постановки, но и пользовались популярностью у любителей домашнего музицирования. Александр познакомился с прекрасной девушкой Екатериной Римской-Корсаковой и собирался сделать ей предложение. Однако судьба внезапно преподнесла композитору такой пренеприятный сюрприз, который в корне изменил всю его дальнейшую жизнь.
Дело в том, что он был азартным человеком, для которого карточная игра на деньги, была особым развлечением. Всё началось с того, что в Москву приехал знакомый Алябьева воронежский помещик Тимофей Миронович Времев, а 24 февраля Александр пригласил своего приятеля и сопровождавшего его помещика Калугина к себе домой. После обеда все сели играть в карты. В результате Времев проиграл крупную сумму и при этом собравшихся обвинил в шулерстве. Алябьев, услышав чудовищное обвинение, ударил оговорщика по щеке. Времев уехал, а спустя три дня скоропостижно скончался на одном из постоялых дворов близ Москвы. Умершего похоронили в начале марта, а через полмесяца Алябьева повергли домашнему аресту по подозрению в причастности к смерти помещика. Основанием для лишения свободы послужил донос Калугина, который слыл весьма непорядочным человеком.
Началось четырёхмесячное следствие, сопровождаемое серьёзными нарушениями, существовавших в то время законов. Дошло до того, что тело Времева было подвергнуто эксгумации, а Алябьева 22 июля отправили в тюрьму, где он содержался в ужасных условиях. Пребывание в сырой камере впоследствии пагубно сказывалось на здоровье композитора: особенно пострадало зрение. Существование композитора в заключении было мучительным. Его изнуряли бесконечными допросами и очными ставками. Единственно, что спасало Александра от безвыходности положения, это сочинение музыки: родственники добились, чтобы ему в камеру поставили фортепиано. Алябьев считал себя невиновным и верил в то, что следствие и суд во всём разберутся, а значит справедливость восторжествует. Однако два с половиной года, проведённые в тюрьме, завершились обвинительным приговором, провозглашённым 20 января 1828 года. Несмотря на то, что в суде явно прозвучало о невиновности Александра в смерти Времева, композитора подвергли суровому наказанию: лишили всех знаков отличия, чина подполковника, дворянского звания, сослали на жительство в сибирский город Тобольск, а помимо того предали церковному покаянию.
Увертюра F minor
Годы ссылки в Сибири
В Тобольске композитора встретили настолько радушно, что генерал-майор Семён Богданович Броневицкий – командующий Сибирским отдельным корпусом, поселил его в своём доме. Местные чиновники и офицеры желали не только познакомиться с Александром, но и подружиться. Его постоянно приглашали на обеды и званые вечера. При этом и сам генерал-губернатор Иван Вельяминов строгими предписаниями Алябьева не ограничивал. Он понимал, что выдающийся композитор может принести Тобольску большую пользу, а потому разрешал ему устраивать открытые концерты. Вот в такой благоприятной для творчества обстановке Алябьев постепенно стал преодолевать моральное опустошение после несправедливо вынесенного приговора. Композитор сочинял для оркестра, проводил репетиции, а также дирижировал на концертах, которые впоследствии стали регулярными. Выступления этих музыкальных коллективов стали восприниматься горожанами как большое событие. В декабре 1829 года родственники Александра попытались добиться пересмотра дела, но им было решительно отказано. Тем временем здоровье композитора резко ухудшилось и ему грозила полная слепота. В связи с этим сёстры Алябьева вновь подали прошение, однако на этот раз речь шла не о помиловании, а о смягчении условий наказания. В результате только через год генерал-губернатор Вельяминов дал распоряжение композитору подготовиться к переезду на Кавказ.
Увертюра к балету "Волшебный барабан"
Кавказ
В середине февраля 1832 года Алябьев прибыл в Ставрополь в распоряжение генерал-губернатора А.А. Вельяминова. Этот широко образованный и передовой по своим взглядам человек встретил опального композитора с распростёртыми объятиями и в мае помог ему перебраться в Пятигорск. Там Александр сразу начал лечение минеральными водами. а помимо того знакомиться с интересными людьми.
В августе Алябьев переехал в Кисловодск, где продолжил курс лечения, который, к сожалению, улучшения не принёс. Расстроенные родственники вновь подали прошение в вышестоящие инстанции о поселении Александра в одну из их подмосковных деревень, однако в ответ на это ходатайство композитора перенаправили в Оренбург, в который он прибыл в конце октября 1833 года. Впрочем, можно сказать, что и здесь Алябьеву повезло. Военный губернатор Василий Алексеевич Перовский, под надзор которого поступил композитор, сразу стал покровителем ссыльного музыканта и делал всё, чтобы облегчить его участь. Несмотря на то, что Перовский создавал весьма благоприятные условия для творчества композитора, моральное, а вместе с тем и физическое состояние Алябьева заметно ухудшалось. Александра тяготило сознание, что из ссылки ему никогда не выбраться, ведь все усилия родственников и друзей никаких результатов не давали.
Возвращение
Тем не менее помощь всё же пришла. Перовский лично ходатайствовал перед Николаем I и просил его разрешить Алябьеву проживать у родственников в Московской губернии. На этот раз прошение достигло цели и 20 марта 1835 года Александр, с предписанием не посещать Москву и Санкт-Петербург, но с надеждой на получение полного помилования, выехал в село Рязанцы к своей сестре Наталье Исленьевой.
"Вечерний звон"
Немного отдохнув и почувствовав себя относительно свободным, Алябьев вскоре совершил поездки к своим друзьям, а летом поехал в Одессу для лечения грязями. Несмотря на частые разъезды композитор постоянно занимался сочинением музыки. Его имя вновь появилось на афишах московских театров, а произведения звучали в концертных залах и званых вечерах. Также при помощи друзей Алябьев посещает Москву. Если бы не подорванное здоровье можно было бы с уверенностью заявить, что его жизнь стала налаживаться, тем более, что в 1840-м году Александр женился на овдовевшей Екатерине Офросимовой, которую любил долгие годы.
Лишь в 1843 году Алябьеву всё же частично смягчили наказание и разрешили жить в Москве, однако ни чинов, ни орденов и дворянского звания не вернули. При этом он должен был до конца жизни находиться под присмотром полиции. Александр Александрович скончался 22 февраля (6 марта) 1851 года и был похоронен в фамильном склепе Симонового монастыря.
Памятник Алябьеву в Тобольске
18 января 2021 года в сквере на Базарной площади Тобольска был торжественно открыт памятник русскому композитору Александру Александровичу Алябьеву. Скульптурная композиция высотой 3,5 метра из бронзы и гранита представляет собой фигуру Алябьева с соловьём на ладони правой руки. Автор скульптурной композиции – скульптор Мильченко Сергей Григорьевич. Памятник русскому композитору Алябьеву появился в Тобольске ещё в 2017 году. Три года он стоял в ботаническом саду "Ермаково поле", а в декабре 2020 года статуя была перевезена на отреставрированную Базарную площадь и установлена возле церкви Захария и Елизаветы. Здесь с 1828 года композитор жил и ходил в эту церковь каяться.
Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/aleksandr-alyabev?ysclid=llntnfx0pa929125814
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |