Творчество польского композитора Станислава Монюшко. |
Выдающийся польский композитор Станислав Монюшко — создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов. С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов. Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами. Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Часто устраивались домашние спектакли, и любовь к театру, зародившаяся у Станислава с детства, прошла через всю его жизнь.
В 8 лет Монюшко отправился в Варшаву — начинаются годы учения. Он берет уроки у органиста и пианиста. В 1830 г. Станислав переезжает в Минск, там поступает в гимназию и занимается композицией с Д. Стефановичем и под его влиянием окончательно решает избрать музыку своей профессией.
Свое музыкальное образование Монюшко завершает в Берлине, в Певческой академии . Он осваивает работу с хором и оркестром, получает более полное представление о музыкальной культуре Европы. В эти годы появляются первые самостоятельные произведения: месса, 2 струнных квартета, Три песни на ст. А. Мицкевича, музыка к спектаклям. В 1840-58 гг. Монюшко живет в Вильно (Вильнюс). Здесь, вдали от крупных музыкальных центров раскрывается его разносторонний талант. Он работает органистом костела, выступает как дирижер в симфонических концертах и в оперном театре, пишет статьи, дает уроки игры на фортепиано. В числе его учеников — русский композитор Ц. Кюи, один из участников «Могучей кучки». Несмотря на значительные материальные трудности, Монюшко занимался с ним бесплатно. Индивидуальность композитора раньше всего проявилась в жанрах песни и романса. В 1841 г. выходит первый Песенник Монюшко. Песни, созданные в Вильно, во многом подготовили стиль его будущих опер.
Высшее достижение творчества Монюшко — опера «Галька». Это трагическая история о молодой крестьянской девушке, обманутой знатным барином. Искренность и теплота музыки, мелодическое богатство сделали эту оперу особенно популярной и любимой поляками. «Галька» была поставлена в Вильно в 1848 г. Ее успех сразу принес известность провинциальному органисту. Но только спустя 10 лет опера в новой, значительно усовершенствованной редакции была поставлена в Варшаве. Дата этой постановки (1 января 1858г.) считается рождением польской классической оперы.
Частые выступления с авторскими концертами в Петербурге сблизили Монюшко с русскими композиторами — он был другом М. Глинки и А. Даргомыжского. Лучшее из созданного Монюшко связано прежде всего с теми жанрами, которые не были затронуты великим польским классиком Ф. Шопеном или не получили у него значительного развития, — с оперой и песней. Монюшко создал 15 опер. Кроме «Гальки», к лучшим его произведениям относится «Зачарованный замок» («Страшный двор» — 1865). Привлекает композитора и жанр кантаты. В поздние годы были созданы 3 кантаты на слова А. Мицкевича: «Призраки», «Крымские сонеты» и «Пани Твардовская». Монюшко положил начало польскому симфонизму (программные увертюры «Сказка», «Каин» и др.).
Полонез №2.
"Пряха."
Композитор писал и фортепианную музыку, предназначенную в основном для домашнего музицирования: полонезы, мазурки, вальсы, 2 тетради пьес «Безделушки».
Но особенно важным наряду с оперным творчеством было сочинение песен, которые композитор объединял в сборники — «Домашние песенники». Их название говорит само за себя: это музыка повседневного быта, созданная в расчете не только на профессионалов, но и любителей музыки. «Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения». В этих словах Монюшко раскрывается секрет удивительной «общительности» его музыки.
Vilanella in D flat Major.
Вальс in D major.
Увертюра фантазия "Зимняя сказка"
Увертюра к опере "Графиня"
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |