-Метки

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Чортова_Дюжина

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.11.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 744529


Читайте классику, там всё есть

Четверг, 20 Апреля 2023 г. 22:49 + в цитатник
Наталия_Невзорова все записи автора

Шедевр позднего творчества Льва Толстого, и самый необычный роман автора, так мне отрекомендовали «Воскресение», когда я обратила на него внимание. И кто я такая, чтобы спорить с уважаемыми людьми? Это действительно шедевр. Потому, собственно, и классика.

Как и положено, в книге поднимается не одна и даже не две проблемы. Целый пласт проблем в книге поднимается. Поднимается, анализируется, разбирается скрупулёзно и дотошно, как это и принято при изучении человеческих душ и общественных пороков. И нельзя выделить ни одной проблемы, чтобы сделать её проблемой номер один. Всем уделено достаточно времени и места, каждая выделена и рассмотрена со всех углов и в совокупности факторов.

Не смотря на то, что из названия как бы следует, что главнейшей из поднятых проблем является перерождение одного из членов высшего общества, князя Нехлюдова, для меня довлеющей оказалась описываемая автором во всех подробностях судебная система и система исправления и наказания. Отдав на заклание главную героиню, чиня ей всяческие препятствия к достижению свободы, ведя её путём неимоверных испытаний, автор показывает читателю все закоулки и закрома системы. От самого начала – судебного заседания, со всеми его нелепостями, ошибками, равнодушием судей, меркантильностью, тщеславием и прочими всеми отрицательными качествами людей, до системы этой допущенных, до самого почти конца – каторги, к которой героиня была приговорена.

Толстой подробнейшим образом рисует условия содержания осуждённых – приводит примеры судеб, идёт с осуждёнными от самого начала – предварительного заключения – до самого конца – места отбывания наказаний. Описывает всю эту антисанитарию, вонь, переполненность тюрем и пересыльных пунктов, грязь, болезни, блуд, смерть. И описывает также подробно обратную сторону, адвокатскую работу, с прошениями в сенат и на высочайшее имя, со всеми препятствиями из равнодушия чиновников и отказа видеть за уголовными делами людей.

В общем, как вы уже поняли, легкого чтения не будет, но зато очень наглядно можно узнать, как оно было в начале прошлого века.

Итак, на первое место я бы поставила подробнейшее живописание пенитенциарной системы. А также рассуждения и размышления всяких и всяческих персонажей по её поводу. Плюс богатейшую галерею характеров отталкивающих и приемлемых. Плюс рассуждения главного героя обо всех встретившихся ему на этом пути проблемах и их решении.

На втором месте без сомнения тот самый процесс перерождения главного героя из равнодушного, пресыщенного жизнью франта проживающего доходы от имений. С самого начала и до самого конца, препарируемого автором как на прозекторском столе, со всеми его благородными мыслями и грешными мыслишками. За этим наблюдать иногда было больно. Потому что ну, неудобно было за него, слишком уж он вёл себя наивно, категорично, безапелляционно. К тому же не очень верилось, что подобный сюжет в жизни мог случиться вдруг. Трудно было избавиться от ощущения некоторой фальши и обмана. В то время, как в его падение очень даже верится, в его «воскресение» верится с трудом, потому что ну не бывает такого в жизни. И он и в правду иной раз создавал впечатление немного душевнобольного. Хотелось временами зажмуриться и спросить у него – «что ж ты делаешь?», и «кто ж так делает-то?». А главное, зачем? Если ты на своём месте, со своими связями мог бы столько пользы принести.

Третьей, не менее значимой линией идёт возрождение падшей женщины – Масловой. Причём тоже с самого начала – с самого её рождения, через падение, и до духовного возрождения через немыслимые испытания и при поддержке не только главного героя, но и других «благородных» людей, в круг общения которых она попала по протекции Нехлюдова – так называемых политических.

Плюс целый ряд типажей уголовно осуждённых. Плюс целая палитра типажей политических. Плюс подробный разбор того, как все эти люди попадают в ссылку и на каторгу. Плюс, рассуждения, почему эти попадают, а другие, делающие не только то же самое, а в разы более страшные преступления, не попадают.

Вообще, Толстой тут как будто из крайности в крайность впадет. То обрушивается с негодованием на правящий класс и представляется чуть ли не революционером, то с насмешкой рассуждает о революционерах, подвергая сомнению полезность их деятельности, то презрительно описывает церковные отправления, обрушивая град критики на служителей культа, то с упоением цитирует нагорную проповедь и утверждает, что в ней только спасение. То ли революционер, то ли праведник, проповедующий своё непротивление злу насилием. В любом случае, вопросы в его книге затрагиваются самые, что ни на есть фундаментальные, и согласен ты с автором, или не согласен, читать его рассуждения и «спорить» с ним интересно.

Читается, кстати, книга легко. В другом проблема – не хочется к книге возвращаться. Парадокс такой. Читаешь, оторваться не можешь, но после перерыва очень трудно вернуться, из-за общей атмосферы мрачности происходящего на страницах, когда наблюдаешь за героями, попавшими в тяжёлую ситуацию, как за своими знакомыми и сочувствуешь им, и сопереживаешь.

Как водится, у Толстого не обошлось без предложений, размером в абзац. Раз уж я всё равно расписалась, то не могу не поделиться. С третьего раза только прочитала:

«Он знал ее девочкой-подростком небогатого аристократического семейства, знал, что она вышла за делавшего карьеру человека, про которого он слыхал нехорошие вещи, главное, слышал про его бессердечность к тем сотням и тысячам политических, мучать которых составляло его специальную обязанность, и Нехлюдову было, как всегда, мучительно тяжело то, что для того, чтобы помочь угнетенным, он должен становиться на сторону угнетающих, как будто признавая их деятельность законною тем, что обращался к ним с просьбами о том, чтобы они немного, хотя бы по отношению известных лиц, воздержались от своих обычных и, вероятно, незаметных им самим жестокостей».

Кроме того, упомянута «повесточка». Она и тогда была, ага:

«Это было дело директора департамента, пойманного и уличенного в преступлении, предусмотренном статьей 995. – Какая мерзость, – с гадливостью сказал Бе. – Что же тут дурного? Я вам в нашей литературе укажу на проект одного немецкого писателя, который прямо предлагает, чтобы это не считалось преступлением и возможен был брак между мужчинами, – сказал Сковородников, жадно, с всхлюпыванием затягиваясь смятой папиросой, которую он держал между корнями пальцев у ладони, и громко захохотал. – Да не может быть, – сказал Бе. – Я вам покажу, – сказал Сковородников, цитируя полное заглавие сочинения и даже год и место издания. – Говорят, его в какой-то сибирский город губернатором назначают, – сказал Никитин».

Ну и трэш от автора, дошедшего в рассуждениях своих до уверенности, что телесные наказания и смертная казнь гораздо лучше всех этих ваших тюрем, будь они хоть в тыщу раз комфортабельнее, чем есть теперь.

А. И ещё, конечно, как в любой классике, иной раз поражало, насколько ничего не меняется в человеческом социуме, сколько бы времени ни прошло, и как далеко не зашёл бы технический прогресс.

В общем, я ещё долго могу тут разливаться соловьём, потому что хочется ничего не упустить. Но я больше не буду. Просто порекомендую к прочтению. Книга как раз из тех, при чтении которых, душа, которая обязана трудиться –  трудится, а извилины, которые должны шевелиться – шевелятся.

P.S.: а ещё это книга о любви. История Золушки, можно сказать. Переосмысленная, исправленная и дополненная. 

P.P.S.: читайте в библиотеках страны! А также на Литресс, где книга лежит совершенно бесплатно.

Воскресение (525x700, 337Kb)

Рубрики:  Точка зрения.
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Alek_YelGor   обратиться по имени Четверг, 20 Апреля 2023 г. 23:03 (ссылка)
Я думал, обзор книжной новинки )
Ответить С цитатой В цитатник
Alek_YelGor   обратиться по имени Четверг, 20 Апреля 2023 г. 23:06 (ссылка)
Ещё со школы аллергия на Льва Николаевича. Оччень длинно пишет.
Ответить С цитатой В цитатник
Alek_YelGor   обратиться по имени Четверг, 20 Апреля 2023 г. 23:09 (ссылка)
"Гладко было на бумаге, да забыли про овраги" - стало поговоркой. А это из его раннего стихотворения о крымской войне.
Его раннее творчество носит свой отпечаток.
Ответить С цитатой В цитатник
Alek_YelGor   обратиться по имени Четверг, 20 Апреля 2023 г. 23:13 (ссылка)
"Писатель увековечил в этих строках бездарность русских штабов при обороне Севастополя. 4 августа 1855 г. было предпринято наступление на высоты, известные как Федюхины горы. Оно закончилось полным провалом — в сражении при Черной речке русские войска, которыми командовал генерал Реад, были разгромлены. В толстовской песне была дана оценка военным талантам этого полководца:
...Туда умного не надо,
Вы пошлите-ка Реада,
А я посмотрю.
Глядь, Реад возьми да спросту
Поведи нас прямо к мосту:
«Ну-ка, на уру».
На Федюхины высоты
Нас пришло всего три роты,
А пошли полки!..
В этой песне и прозвучали известные строки, посвященные штабным теоретикам: «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги...»
Уже при жизни Л. Н. Толстого это стихотворение считалось примером сугубо народного творчества. Так считал и А. И. Герцен, когда опуб-
ликовал эти стихи в своей «Полярной звезде» (1857). Он увидел в них, по его словам, «выражение чисто народного юмора».
Авторство Л. Н. Толстого было установлено много позднее."
Ответить С цитатой В цитатник
Scallagrim   обратиться по имени Четверг, 20 Апреля 2023 г. 23:18 (ссылка)
Вообще, Толстой тут как будто из крайности в крайность впадет...то презрительно описывает церковные отправления, обрушивая град критики на служителей культа, то с упоением цитирует нагорную проповедь и утверждает, что в ней только спасение.


Тут нет противоречия. Толстой отрицал не религию, а церковь, как корпорацию, созданную в интересах членов этой самой корпорации.
Ответить С цитатой В цитатник
Scallagrim   обратиться по имени Четверг, 20 Апреля 2023 г. 23:20 (ссылка)
Тот случай, когда не то, что книжки не читал, даже фильма не смотрел. Такшта, по существу вопроса сказать нечего.
Но относительно Толстого... Не мой писатель.
Ответить С цитатой В цитатник
Ptisa_Lucy   обратиться по имени Четверг, 20 Апреля 2023 г. 23:22 (ссылка)
Еще в школе прочитана. Второй раз это читать просто невозможно. Да еще думать))))) неее
Ответить С цитатой В цитатник
Ptisa_Lucy   обратиться по имени Четверг, 20 Апреля 2023 г. 23:24 (ссылка)
Можно я лучше рецензии твои буду читать.??? Они много содержательнее. И прям не оторваться
Ответить С цитатой В цитатник
Мак_Ар   обратиться по имени Четверг, 20 Апреля 2023 г. 23:29 (ссылка)
Твои "соловьиные разливы" ласкают слух, и сожалеешь, что он закончились.
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Четверг, 20 Апреля 2023 г. 23:57 (ссылка)
Зачем нам Толстой?
От слова вообще?
Никогда не читал
И читать не буду
Ответить С цитатой В цитатник
Наталия_Невзорова   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 01:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Мак_Ар

Исходное сообщение Мак_Ар
Твои "соловьиные разливы" ласкают слух, и сожалеешь, что он закончились.

Мак_Ар, спасибо большое Очень приятно прочитать такой отклик ))
Ответить С цитатой В цитатник
Наталия_Невзорова   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 01:40 (ссылка)

Ответ на комментарий gorra

Исходное сообщение gorra
Зачем нам Толстой?
От слова вообще?
Никогда не читал
И читать не буду

gorra, ну ты даёшь Ты бы ещё спросил, зачем нам Пушкин
Ответить С цитатой В цитатник
Наталия_Невзорова   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 01:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Ptisa_Lucy

Исходное сообщение Ptisa_Lucy
Можно я лучше рецензии твои буду читать.??? Они много содержательнее. И прям не оторваться

Ptisa_Lucy, балуете меня похвалами
Ответить С цитатой В цитатник
Наталия_Невзорова   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 01:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Ptisa_Lucy

Исходное сообщение Ptisa_Lucy
Еще в школе прочитана. Второй раз это читать просто невозможно. Да еще думать))))) неее

Ptisa_Lucy, ты вот не первая, кто говорит, что читал "Воскресение" в школе. А я не помню, чтобы оно у нас в программу входило. У нас "Войну и мир", наверное, долго штудировали, поэтому больше ничего не успели ))
Ну и про то, что во взрослом состоянии книги совсем иначе воспринимаются, чем в школьном возрасте я упоминать не буду
Ответить С цитатой В цитатник
Наталия_Невзорова   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 01:46 (ссылка)

Ответ на комментарий Alek_YelGor

Исходное сообщение Alek_YelGor
Я думал, обзор книжной новинки )

Alek_YelGor, по нынешним временам можно и так сказать )) Если кто и читал в школьном возрасте, уже наверняка всё позабыл ))
Ответить С цитатой В цитатник
Наталия_Невзорова   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 01:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Alek_YelGor

Исходное сообщение Alek_YelGor
Ещё со школы аллергия на Льва Николаевича. Оччень длинно пишет.

Alek_YelGor, есть теория, что читатели делятся на тех, кто любит Толстого, но не воспринимает Достоевского, и тех, кто трепетно относится к творчеству Достоевского, но не любит Толстого )) Такие две условные партии.
У меня в любимчиках Толстой. У него книги каким-то, что ли, простором наполнены. Про что бы он ни писал, светлое впечатление после прочтения. А после Достоевского впечатления сумрачные. У меня во всяком случае.
Ответить С цитатой В цитатник
Наталия_Невзорова   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 01:53 (ссылка)

Ответ на комментарий Alek_YelGor

Исходное сообщение Alek_YelGor
"Гладко было на бумаге, да забыли про овраги" - стало поговоркой. А это из его раннего стихотворения о крымской войне.
Его раннее творчество носит свой отпечаток.

Alek_YelGor, Позднее его творчество тоже носит свой отпечаток )) Что и понятно, он на месте не стоял, менялся, что-то думал... Ну и вот. Разные впечатления от ранних и поздних работ.
Ответить С цитатой В цитатник
Наталия_Невзорова   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 01:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Alek_YelGor

Исходное сообщение Alek_YelGor
"Писатель увековечил в этих строках бездарность русских штабов при обороне Севастополя. 4 августа 1855 г. было предпринято наступление на высоты, известные как Федюхины горы. Оно закончилось полным провалом — в сражении при Черной речке русские войска, которыми командовал генерал Реад, были разгромлены. В толстовской песне была дана оценка военным талантам этого полководца:
...Туда умного не надо,
Вы пошлите-ка Реада,
А я посмотрю.
Глядь, Реад возьми да спросту
Поведи нас прямо к мосту:
«Ну-ка, на уру».
На Федюхины высоты
Нас пришло всего три роты,
А пошли полки!..
В этой песне и прозвучали известные строки, посвященные штабным теоретикам: «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги...»
Уже при жизни Л. Н. Толстого это стихотворение считалось примером сугубо народного творчества. Так считал и А. И. Герцен, когда опуб-
ликовал эти стихи в своей «Полярной звезде» (1857). Он увидел в них, по его словам, «выражение чисто народного юмора».
Авторство Л. Н. Толстого было установлено много позднее."

Alek_YelGor, интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 03:22 (ссылка)
Исходное сообщение Наталия_Ермилова
Исходное сообщение gorra
Зачем нам Толстой?
От слова вообще?
Никогда не читал
И читать не буду


gorra, ну ты даёшь Ты бы ещё спросил, зачем нам Пушкин
У кого спросил?
Пушкина, как и Толстого нам навязали.
Зачем они русскому нужны?
Почему гении?
Веллера почитай, наш князь и хан
Гений.
А пушкин с толстым писали, .
Что они писали, что читают?
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 03:25 (ссылка)
Наталия_Ермилова, Давно ты читала Пушкина?
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 03:32 (ссылка)
Наталия_Ермилова, ты читала только про Пушкина-)
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 03:36 (ссылка)
Наталия_Ермилова,
Проза у Пушкина вся говно.
Особенно Дубровский
Перечитай.
Один стих Пушкина помню.
И и это гений?
Ответить С цитатой В цитатник
Мак_Ар   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 08:04 (ссылка)

Ответ на комментарий gorra

Исходное сообщение gorra
Наталия_Ермилова,
Проза у Пушкина вся говно.
Особенно Дубровский
Перечитай.
Один стих Пушкина помню.
И и это гений?


Ни мне, ни площадному шуту
Не удалось прикрыть своих проказ:
Он по когтям узнал меня в минуту,
Я по ушам узнал его как раз.
Ответить С цитатой В цитатник
Мак_Ар   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 08:15 (ссылка)
Для любителей детективного жанра.
Недавно открыл для себя проект "Анонимус", кто скрывается под ником, интернет не раскрывает. В целом, то что я прочел имеет четкий отсыл к "Фандорину", однако в романе о Булгакове с интересом замечаешь героев его произведений. Если кого интересуют аудиоверсии пишите в личку - пришлю.
Ответить С цитатой В цитатник
Blind_Deaf   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 09:05 (ссылка)

Ответ на комментарий Alek_YelGor

Исходное сообщение Alek_YelGor
Ещё со школы аллергия на Льва Николаевича. Оччень длинно пишет.

с самых школьных лет это один из наиболее любимых мною романов Льва Толстого. Наряду с "Войной и миром".
Ответить С цитатой В цитатник
Blind_Deaf   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 09:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Scallagrim

Исходное сообщение Scallagrim
Но относительно Толстого... Не мой писатель.

очень плохо, змей. При том, что Толстого любит наглосаксонский мир(знаю не по наслышке) - вдвойне странно узнать это от тебя, прозападника.
Ответить С цитатой В цитатник
Blind_Deaf   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 09:09 (ссылка)

Ответ на комментарий gorra

Исходное сообщение gorra
Зачем нам Толстой?
От слова вообще?
Никогда не читал
И читать не буду

невежа
Ответить С цитатой В цитатник
Blind_Deaf   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 09:12 (ссылка)

Ответ на комментарий gorra

Исходное сообщение gorra
Наталия_Ермилова,
Проза у Пушкина вся говно.

а "Капитанская дочка"?!
Ответить С цитатой В цитатник
Scallagrim   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 09:15 (ссылка)

Ответ на комментарий Blind_Deaf

Исходное сообщение Blind_Deaf
Исходное сообщение Scallagrim
Но относительно Толстого... Не мой писатель.

очень плохо, змей. При том, что Толстого любит наглосаксонский мир(знаю не по наслышке) - вдвойне странно узнать это от тебя, прозападника.


Мы с тобой общаемся уже лет 10, ты так и не понял, что у меня своя (пусть и дурная) голова на плечах? Какое мне дело до наглосаксов?
Ответить С цитатой В цитатник
Blind_Deaf   обратиться по имени Пятница, 21 Апреля 2023 г. 09:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Scallagrim

Исходное сообщение Scallagrim
Какое мне дело до наглосаксов?

да потому что ты на них постоянно ссылаешься как на эталон демократии, благополучия и "правильной линии", которую они ведут. И кто не с ними - тот против прогресса. Во всяком случае я так тебя понимаю.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 3 4 5 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку