Благовещение (ц.-сл. Благовещеніе; калька греч.Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου]; лат.Annuntiatio — возвещение) — возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа, евангельское событие.
Также, принятое в русской традиции название праздника в честь этого события, совершаемого 25 марта по юлианскому календарю Церквами, придерживающимися его, в том числе — Русской (что в 1900—2099 годах соответствует 7 апреля); или 25 марта по григорианскому календарю (что в 1900—2099 годах соответствует 12 марта по юлианскому календарю) — прочими Церквами.
«Благовещение». Сандро Боттичелли.
События Благовещения описаны единственным евангелистом— апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:
«Благовещение». Генри Оссава Танеер, 1896.j
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лк.1:28-33)
«Благовещение». Григорий Гагарин.
По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Феофилакт Болгарский, в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
«Благовещение». Леонардо да Винчи. 1472—1475. Уффици, Флоренция.
Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства), Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово» привёл пример её родственницы Елисаветы.
Мозаика «Благовещение у кладезя», XIV век. Церковь Хора, Стамбул.
Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа.
«Благовещение». Яков Федорович Капков (1816-1854). 1852 г.
Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма. Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Не увидев рядом никого, она испугавшись вернулась домой (этот сюжет иногда еще называют «предблаговещением» — то есть подготовительным этапом к самому Благовещению.) Сев за прялку, Мария увидела ангела, который упокоил её словами: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его».
«Благовещение». Александр Иванов.
В апокрифах также подчёркивается таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» ангел отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя». После ухода ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле».
Мозаика в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, XIII в.
Также церковное предание говорит, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына». По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария иногда изображается с раскрытой книгой. О Благовещении упоминается также в Коране (3:45-51, 19:16-26), где этот сюжет не имеет такого значения, так как в исламе Иисус не Бог, а пророк.
Архангел Гавриил, «Алтарь Альбероди», Тициан. Фрагмент. В руках архангела свиток с произнесенными им словами: «Радуйся, Мария, благодати полная».
Эпизоду Благовещения Деве Марии архангелом Гавриилом, согласно Евангелию от Луки, предшествовал визит Гавриила к бесплодному Захарии, женатому на родственнице Марии Елисавете, во время которого вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя. А уже после Благовещения Богородица отправилась навестить свою кузину Елисавету, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча Марии и Елизаветы, во время которого Елисавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» ( Аве Мария, Песнь Пресвятой Богородице).
Картина Баварского мастера, около 1500. Бог-Отец изображен в медальоне в верхнем правом углу, от него сходит Св. Дух в виде голубя. Сад Мадонны надёжно ограждён крепостной стеной. Цветочный горшок с лилией разделяет Деву и архангела.
Согласно Евангелию от Матфея (Мф.1:19-24), архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Ее». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Ее».
«Гавриил с ветвью в руках». (фрагмент) Симон Мартини.
Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария становится «новой Евой». Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира— таким образом, человечеству был дан второй шанс.
«Благовещение». Мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040 г. Старейшее изображение сцены в русском искусстве. В руках у Богоматери — красная пряжа, пришедшая из апокрифических рассказов.
Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия[: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение — Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа.
Рогир ван дер Вейден. Ваза с лилией — в левом нижнем углу. Крупная кровать с раскинувшимся балдахином выполнена в ярко-красных, телесных оттенках багрянца.
Современное название праздника —
Εὐαγγελισός («Благовещение») — стало употреблятся не ранее VII века. Древняя церковь называла его по-разному:
• по-гречески: ἡμέρα ἀσπασμοῦ (день приветствия), ἀγγελισμός (возвещение), ἡμέρα / ἑορτή τοῦ εὐαγγελισμοῦ (день / праздник Благовещения), χαριτισμός (от начала ангельского приветствия χαῖρε, κέχαριτωμένη — «радуйся, благодатная» (Лк.1:28));
• по-латински: annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (Приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение святой Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение о Христе), conceptio Christi (Зачатие Христа), initium redemptionis (Начало искупления), festum incarnationis (праздник Воплощения)
«Благовещение», Фра Беато Анжелико.
Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии». Современное официальное название этого праздника в Римско-католической церкви — Annuntiatio Domini Iesu Christi («Благовещение Господа Иисуса Христа») — было принято после Второго Ватиканского собора. До этого употреблялся вариант: Annuntiatio beatae Mariae Virginis («Благовещение блаженной Девы Марии»).
«Маэста» Дуччо (фрагмент): Гавриил является к Марии накануне её смерти. Adelina.