СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ (1939-1989) Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались пер...
Арсений Мещерский (1834 - 1902) - (0)✨ Таинственный художник А.И. Мещерский. Таинственный художник Арсений Мещерск...
Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (1)✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe». Чтo пpoиcxoдилo дo и вo вp...
Житие Ивана Гончарова - (0)=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...
Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...
Памяти Павла Челищева |
Павел Челищев
Павел Федорович Челищев (1898 — 1957) — русский художник, сыскавший славу за рубежом. Один из первых представителей сюрреализма.
Особенности творчества художника Челищева. Ранние работы Павла Челищева, которые сравнивали с произведениями Шагала, были выдержаны в общем русле русского авангарда. После многочисленных вынужденных и добровольных путешествий по Европе и Америке Челищев открывает новые идеи в искусстве. Он поэтапно переходит от сюрреалистических образов к «ангелическим портретам» с просвечивающимися сосудами и светящимися линиями, и от метаморфической живописи — к «новому лучизму».
Павел Федерович Челищев родился в Калужской области, в деревне Дубровка (в настоящее время — Калужская обл., Думиничский район). Его отец был местным помещиком, и свой род он вел, как считается, от одного из соратников Дмитрия Донского. В прошлом он был ученым-математиком, занимавшим должность доцента математических наук МГУ, что сыграло не последнюю роль в развитии сына.
У Павла рано стали проявляться художественные способности, которые отец всеми силами поддерживал. Он выписывал ему журнал «Мир искусства» и даже нанимал частных учителей по рисованию. Одной из точек опоры творчества будущего художника оказалась геометрия Лобачевского: благодаря этой теории позже родилась «мистическая перспектива» Челищева. На пути к ее обретению художник выполнял рисунки карандашом, обладая особым видением: он с юных лет умел улавливать фантастические образы, наблюдая за природными видами и объектами.
Спящая женщина, 1931
Социальное положение, финансовая состоятельность семьи и всяческая поддержка детских увлечений могли бы стать залогом небывалой успешности Челищева, залогом блестящего художественного будущего. Однако революция не только свергла политический режим, но и перевернула с ног на голову судьбу каждого. Успев проучиться два года в Москве, юноша вместе с семьей покидает родное селение и депортируется по приказу Ленина в Киев.
Киев не стал для него изгнанием в полном смысле слова, здесь Челищев смог продолжить свое образование. С детства увлекающийся театром и балетом, он создавал эскизы костюмов и декораций для оперетты «Гейша» Сидни Джонса, которая так и не была поставлена. Он брал уроки у А. Экстер и А. Мильмана и поступил в Киевскую академию художеств.
Гражданская война сделала Челищева картографом в армии Деникина. Однако, побывав в Одессе, а потом в Новороссийске (историки не всегда сходятся во мнении насчет его точного местопребывании в это время), он в 1920 году принимает решение окончательно покинуть Россию — тогда уже РСФСР. Вместе с Белой армией он отправляется в Стамбул. Здесь его снова ожидает творческая деятельность: художник готовит декорации для балета Виктора Зимина и Бориса Князева. Позже вместе с Князевым он покинет Стамбул, отправляется в столицу Болгарии и пробует себя в качестве иллюстратора. В Софии он оформляет сборник статей, посвященных движению евразийства.
Павел Челищев Киево-Печерская Лавра. 1918
Следующий пункт назначения — Берлин. Здесь Челищев занимался оформлением декораций русского романтического театра Бориса Романова и спектаклей Берлинской оперы, где в то время ставили «Золотого петушка» Римского-Корсакова. Здесь трудились не только он, но и такие столпы русского авангарда, как Шагал. В Берлине Челищев начитает писать на заказ, причем жанры его работ совершенно разные: портреты, пейзажи и натюрморты.
Портрет Патрисии Лопес-Уилшоу, 1941
И снова в Путь. Теперь Париж, а затем - Лондон.
В Париже Челищев стал одним из оформителей «Русских сезонов» Дягелева. Художник принял участие в оформлении балета-оратории «Ода», созданной по оде Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве». Постановка отличалась смелыми решениями, опережающими свое время, которые пулика не оценила.б
Челищев же всерьез был поглощен живописью. 1920-е годы — это время поиска и попытки синтеза различных направлений в творчестве художника. Тем не менее, реализм пока доминирует, лишь облики героев становятся более выразительными, драматичными. Понемногу содержание начинает доминировать над внешними формами, а потом и вовсе станет единственной целью исканий мастера
Американская писательница Гертруда Стайн стала владельцем первого известного живописного произведения Челищева- «Корзинка с клубникой». Она, видимо, питала нежные чувства к художнику и покупала все его работы. Салон Стайн сыграл важную роль в формировании русского эмигранта как личности, так и живописца. Здесь он встретил английскую поэтессу Эдит Ситуэл, которая стала не только его покровительницей, помощницей (моральной и финансовой), но и близким другом на долгие годы.
Портрет Чарльза Форда. Ок. 1934
Дружба с американским поэтом и писателем Чарлзом Генри Фордом продлилась до конца жизни художника. После смерти Челищева Форд остался владельцем многих его работ. Среди живописи, принадлежавшей ему, есть портреты самого Форда, его опередив сестры — актрисы Рут и, конечно, Эдит Ситуэл.
С Фордом Челищев отправляется в следующее место своего пребывания — Соединенные Штаты. В сфере его творчества оказываются новые направления. Художник готовит театральные афиши, рисует иллюстрации, оформляет журнал View, издаваемый Генри Фордом, а также известный сегодня Vouge. Мастер даже становится автором дизайна этикеток для бутылок вина.
Портрет Рут Форд. 1937
Волшебные картины-обманки Павел Челищев стал создавать еще в 20-е годы, идейно опередив работы Сальвадора Дали и Рене Магритта. Но в Америке эта тема раскрылась особенно ярко. Многозначные работы, картины, в которых читается сразу несколько сюжетов и образов, близкие к идеям сюрреализма, сочетаются с приемами классической живописи, знакомой и понятной. Челищев перестает ограничивать себя в стилистических решениях, и разносторонность подачи материала становится его особенным свойством и в то же время способом найти и осознать свой путь в искусстве.
Признание на официальном уровне в Нью-Йорке и в целом в мире к Челищеву пришло в 1942 году: прошла его первая персональная выставка в МОМА, имевшая «оглушительный успех и ставшая главным артистическим событием года».
Прятки или Ищущий обрящет (1940-1942)
Тогда же его картина «Прятки», наряду с «Герникой» Пикассо, стала одной из самых популярных в экспозиции музея и одной из самых репродуцируемых.
Путаные ландшафты, сумасшедшие пейзажи, смешение живого с неживым и пугающее превращение человеческого тела в мертвые предметы — все это основа сюрреализма Дали и де Кирико, но это было создано годами ранее русским художником на той стороне Атлантики.
Спиральный внутренний пейзаж с волосами. 1952
Во времена своих метаморфических и метафизических художественных поисков Челищив уделяет внимание еще одному направлению — монохромной живописи. Историки считают, что такой интерес связан с его путешествием в Африку, после которого он стал использовать исключительно серые, коричневые оттенки и охру. Чтобы усилить выразительность фактуры, он добавлял в краску молотый кофе и песок.
Один из важных периодов поиска Челищева, «остановка» на этом пути— это «ангелические портреты» или «метафизические головы». На первый взгляд, эти головы напоминают рентгеновский снимок, но анатомия — совсем не цель художника. Его идея и задача не новы: найти и показать сущность человека. Новым оказывается подход: «сущность» в понимании Павла Челищева — это отнюдь не характер и не внешние особенности модели, но внутренняя энергия, душа, то, что движет человеком. Чуть позже эту энергию он стал изображать пульсирующими световыми линиями, пронизывающими голову кругами. Челищев писал так:
«Я интересуюсь перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего. Стремиться покорить Вселенную бесполезно — прежде всего надо понять самого себя».
Маска света
Мировая известность и признание великих Дали и Пикассо пришли к Челищеву начиная с персональной выставки в 1942 году. «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки) — картина, которая затмила собой "Гернику" Пикассо, в то время висевшую рядом в музейном зале. Это странное полотно вызывало интерес даже у самой юной публики. И это неудивительно: работа со своеобразным изображением материнской утробы была создана как реакция на рождение внучатого племянника художника. Она отразила его восхищение чудом появления человека на свет. Картина была частью триптиха, посвященного сакральной и символической теме ада, чистилища и рая.
Примечательно, что растущая популярность будто бы угнетала изобразительность автора. Чем больше восторженных поклонников вокруг — тем причудливее отображение удаляющейся действительности. Геометрически абстрактные формы, пронизывающие лучи света явили новый этап и стали завершающим шагом в творчестве Челищева.
Зеленая соломенная шляпа Джиованни
Последние годы художник жил в Италии на вилле во Фласкате, недалеко от Рима. В 50-х годах он провел две успешные персональные выставки в Париже.
Скончался Павел Федорович Челищев 1 августа 1957 года от инфаркта.
Жизнь Павла Челищева после смерти
Произведения Челищева были популярны за рубежом, всегда вызывали любопытство, недоумение или восхищение, никого не оставляя равнодушным. После смерти автора его лучшие друзья Генри Форд и его сестра Рут Форд всячески поддерживали память о художнике, устраивали его выставки и выставляли работы на аукционе. Это были действительно востребованные лоты. Такими они и остаются в наши дни.
На торгах работы Челищева появлялись более 800 раз. Коллекционеры понимают, что сегодня покупка работ «русского Дали» - это признак тонкого вкуса и способности разбираться в искусстве, а также выгодное вложение денег. Так, в 2010 году «Портрет Рут Форд» был продан впятеро выше назначенной первоначально цены — за 986 500 долларов. Сама Рут умерла за несколько месяцев до продажи в возрасте 98 лет. Лишь после смерти брата и сестры их наследники смогли выставить портрет и другие работы на аукцион.
Сенсацией стали торги Christie’s 2016 года, на которых картина Павла Челищева «Концерт» была куплена за 1 735 405 долларов.
Женщина у окна
В последние годы популяризацией некогда «буржуазного» и практически неизвестного на постсоветском пространстве мастера занимается Константин Кедров — тот самый внучатый племянник, своим появлением на свет вдохновивший художника на создание картины «Ищущий обрящет». Он уже провел несколько выставок, последняя из которых проходила в 2015 году в галерее "Наши художники".
Рубрики: | Авангард |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |