-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов алексей толстой альберт эйнштейн анатолий кони анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский архип куинджи афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков геннадий шпаликов георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена благинина елена образцова иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лариса миллер лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт набоков николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов окимоно опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шопен шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Арсений Мещерский (1834 - 1902) - (0)

✨ Таинственный художник А.И. Мещерский.   Таинственный художник Арсений Мещерск...

Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe» - (1)

✨ Eвгeний Eвcтигнeeв в «Coбaчьeм cepдцe».  Чтo   пpoиcxoдилo дo и вo вp...

Житие Ивана Гончарова - (0)

=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...

Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)

В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...

Русский художник Валерий Якоби - (0)

Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59034


140 лет назад родился художник Иван Билибин

Среда, 17 Августа 2016 г. 18:07 + в цитатник

    «Народное искусство не государственно, но национально, так же , как родная речь, которой пользовались и Иван Грозный, и Пушкин. Национализм есть мощь народа, но только если понимать его так, что он основан на инстинктивной и бессознательной любви к лучшим духовным проявлениям нации, а не на приверженности к её случайной внешней политической оболочке».

Иван Билибин

Кустодиев Б.. Портрет И.Я.Билибина. 1914

Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927). Портрет И.Я.Билибина. 1914

Иван Билибин родился 16 августа 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Художник, знаток Русского Севера, мастер книжной иллюстрации, театральный оформитель, Иван Билибин сопровождает нас с детства до старости. Его сказочные рисунки известны всем. Он учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898)Иван Билибин, иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900). Жил в Петербурге.

  Иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»

Иван Билибин отрабатывал рисунок с усердием, самоотверженно – по пятнадцати часов кряду. Стал одним из одержимых участников объединения «Мир искусства», разрабатывал философию и стиль мирискусников. Сильный характер и обаяние в любой плеяде превращали Билибина в лидера. Он нашел свой стиль, который не без самоиронии окрестил «облагороженным лубком».

Первую из своих классических работ он создал в 1899-м – оформил книгу «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Она переиздается до сих пор. Это настоящий Билибин, узнаваемый мгновенно и столь же мгновенно покоряющий. После «Ивана-царевича» его, как мастера русской темы, наперебой приглашают издатели и театры.

И снова, и снова выходили сказки с иллюстрациями Билибина, с билибинскими буквицами… За первой удачей последовали «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Перышко Финиста». Затем – былины. А чуть позже – четыре сказки Пушкина, начиная с царя Салтана.

«И дивясь, перед собой…». 1905.

То были, возможно, лучшие годы русского искусства – и Билибин снискал славу первого графика России. Давным-давно билибинские сказочные видения воспринимаются как нечто постоянное, привычное в своем совершенстве. Но он, развивая находки Васнецова, находил новое, никого не повторял. Он открыл свою, билибинскую, сказку – страшную и прекрасную.

Иван Билибин, иллюстрация к сказке «Поди туда – не знаю куда...»

Иллюстрация к сказке «Поди туда – не знаю куда…»

Четкий контур рисунка, любовь к сказочной Руси, понимание фольклорной мистики – сказочные иллюстрации Билибина невозможно перелистнуть, на них надолго останавливается взгляд.

Как и вся (за редким исключением) интеллигенция, февральскую революцию он встретил сочувственно. Именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который считался гербом России от марта до октября 1917-го. Но октябрьский вихрь Билибина не вдохновил. Он когда-то купил клочок земли в Крыму. Туда он постарался сбежать от революционной неразберихи и Гражданской войны, но не тут-то было. После разгрома белых армий художник, вместе с тысячами других отверженных, отбыл из Новороссийска на пароходе «Саратов» – как в рассказе Бунина.

Дальше – странствия, хождение за тридевять земель. Случайные заказы восточных купцов. Египет с его древностями. Билибин – один из немногих, кто редко терял самообладание, не впадал в уныние. Находил в себе силы, чтобы поддерживать обнищавших коллег не только добрым словом, но и деньгами. Суетливый удел беженца не помешал ему создать очередной сказочный цикл – иллюстрации к книге «Пойди туда – не знаю куда», виртуозные. Но после петербургской славы он чувствовал себя в экзотических странах бесприютно.

Иван Билибин, иллюстрация к роману Алексея Толстого «Петр Первый»

Иллюстрация к роману Алексея Толстого «Петр Первый»

По-настоящему Билибин вернулся к жизни только в 1925 году, когда переехал в Париж и нашел себя в театральной жизни. Русскую оперу ставили и в Европе, и в Америке – и Билибин был востребован. Выходили новые книги, в том числе и на французском языке – например, сказки «Тысячи и одной ночи». Он создавал стиль русской оперы по всему миру. В эмиграции Билибин не бедствовал, но его мало что интересовало, кроме России, кроме бабушкиных сказок и старинных былин… И, когда до него дошли слухи о том, что СССР – не черная дыра, что там в почете литература и театр, что там помнят и ценят его графику – Билибин стал подумывать о возвращении.

В середине тридцатых Билибин создает панно (да не какое-нибудь, а про Микулу Селяниновича!) для советского посольства в Париже. Пришло время возвращаться на Родину… Приняли его в Ленинграде радушно. Он приехал на родную землю не умирать, а работать. К счастью, ему не вспоминали «белогвардейского» прошлого. Он снова нарасхват. Переиздаются классические «билибинские» сказки, признанные «золотым фондом». Он профессорствует в Академии художеств, сотрудничает с Александринкой и Мариинкой. Правда, в те годы эти театры назывались иначе – Пушкинский и Кировский.

   Иван Билибин стал доктором искусствоведения. Он иллюстрировал роман «Петр Первый» другого возвращенца – Алексея Толстого. Правда, Алексей Николаевич прожил на чужбине всего лишь несколько лет.  А Билибин почти прижился в Париже, родных берегов не видал полтора десятилетия.

Иллюстрация к былине «Вольга»

Иллюстрация к былине «Вольга»

В 1941-м Иван Билибин отказался от эвакуации: ему не хотелось снова превращаться в странника, как в Гражданскую. Он ответил наркому просвещения Потёмкину: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают». И работал в Ленинграде до окончательного изнеможения.

Искусствовед Иосиф Бродский вспоминал:

«Теперь черные глаза Ивана Яковлевича как-то особенно выделялись на осунувшемся, потемневшем и всегда грустном лице. Он по-прежнему следил за собой; одетый в ватник, неизменно был «при галстуке». «Это нужно, уверяю вас, это помогает», – шутя говорил он».

   До последнего дня Билибин работал над иллюстрациями к русским народным былинам. Больной, голодный, умирающий, Иван Яковлевич свято веря, что его Родина выстоит в войне.

«Работа продолжается… Книга должна выйти, когда наступит победоносный мир. Книга о нашем эпическом и героическом прошлом…»

Да, он создавал богатырей. Кто еще мог помочь блокадной зимой? Только 96068527_b_Ivan_YAkovlevich_Bilibin_S_fotografiiбогатыри.

 Но за ним прискакал Черный всадник – как в самой страшной сказке.

Иван Билибин не сумел пережить первую блокадную зиму. Для него не хватило теплого бульона. Обессиленного, его перенесли от рабочего места в больничную палату, устроенную в академии художеств.

На Смоленском кладбище есть братская могила профессоров академии художеств, погибших в блокаду. Скромный и величественный камень. Имя Билибина значится там первым – по алфавиту. Есть чем утешиться: без книг с рисунками Билибина и через 75 лет после гибели художника не обходится ни одна библиотека. А в богатой русской школе художников книги билибинское направление остается одним из самых любимых.

pravmir.ru

     В эмиграции Билибин часто вспоминал о пограничной крепости Ивангорода, и когда в 1980 году наследники по линии последней жены художника Щекотихиной-Потоцкой искали место для хранения коллекции, выбор пал на город, история и имя которого были близки великому русскому живописцу. Крупнейшее собрание билибинских произведений хранится в художественном музее. Собрание разместилось в единственном сохранившемся после войны купеческом особняке и вплоть до 2015 года не имело достойного выставочного оформления. Деньги на витрины выделило министерство культуры, накануне юбилея собрание пополнилось уникальными предметами.

Иван Билибин

Иллюстрация к «Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке»

 

   Изящная половчанка, эскиз костюма для «Князя Игоря», созданный в Париже, подарен родственниками Билибина. Еще один дар относящийся к периоду эмиграции удивляет сюжетом – в семье говорили, что святые Борис и Глеб стучатся в окно избы Ильи Муромца, чтобы разбудить его на борьбу с большевиками. Личные вещи Билибина напоминают о пребывании в 20-х годах в Каире, работе в Париже и Праге. Мебель из Ленинградской квартиры Билибина, в отличие от автора сказочных иллюстраций, пережила блокаду.

    Друзья-мирискусники за безукоризненную твердость линии называли Билибина «Иван – железная рука», в конце 30-х годов после возвращения из эмиграции художник шокировал студентов академии тем, что на спор с завязанными глазами четко рисовал сложнейшие орнаменты. Пик формы гениального графика пришелся на период расцвета дореволюционной печатной промышленности.



«Билибина не зря издавало государственное казначейство. Между прочим, в советское время его издавало Министерство финансов СССР. Получается, что его искусство было национальной валютой, она обеспечивалась доступностью этих книжек, и это была особая всенародная программа и всенародное увлечение», - отметил коллекционер Андрей Барановский.

    В первых годах ХХ века Билибин дважды отправлялся в экспедиции на Русский Север с целью сбора материалов для этнографического отдела Русского музея. Изображения памятников деревянного зодчества, так же, как и собранные образцы народного костюма, впоследствии служили основой сказочных иллюстраций.



«Он пишет, что многие деревянные постройки просто дрожали от ветра, и будь он сказочным великаном, он бы каждую церквушку и колокольню взял в руки и перенес бы в какое-то сохранное место»
, - уточнила научный сотрудник Русского Музея Юлия Солонович.

   Один из нереализованных билибинских проектов – карты, заказанные художнику ведомством учреждений императрицы Марии Федоровны. Они не пошли в печать, но сам факт работы над таким массовым материалом график рассматривал как свидетельство государственного признания. До революции книги с безупречными билибинскими иллюстрациями имели хождение как в обычных крестьянских домах, так и в императорских резиденциях.



   Подвалы Академии художеств – место, где закончился путь гениального русского иллюстратора. Летом 1941 года Билибину предлагали покинуть Ленинград, но он ответил как патриот, обозначивший свою позицию еще в период Первой мировой войны: «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают». До последнего дня мастер сохранял способность творить и морально поддерживал истощенных коллег.

  На рисунке, выполненном для друга Цветкова за несколько дней до смерти, сохранилась надпись Билибина: «Эти бы грибочки да на сковородку со сметанкой. Эх-ма». Титан русского стиля ушел и остался, как и его видение русской сказки. 

Новости культуры

Ещё:  Россия Билибина, Иван Билибин. Выдающийся художник-иллюстратор



 

Рубрики:  Русские художники
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 12 пользователям

Татьяна_Сенкиенко   обратиться по имени Среда, 17 Августа 2016 г. 18:29 (ссылка)
Тамара, добрый вечер! Как всегда, бесподобный пост, очень понравилось, ни когда не задумывалась, кто иллюстратор сказок. Впечатлила биография Ивана Билибина, с благодарностью цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 20 Августа 2016 г. 19:59ссылка
Рада, Танечка, что ты поближе познакомилась с замечательным сказочником!
MaidenBird   обратиться по имени Среда, 17 Августа 2016 г. 18:46 (ссылка)
И такого Художника-национальное достояние- оставили погибать в блокадном Ленинграде?Умышленно сработали!
...Спасибо за прекрасный пост о Прекрасном человеке и Художнике!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 20 Августа 2016 г. 20:04ссылка
Я не думаю, что это чей то умысел! Хуже безразличие! Никто не настоял на отъезде этого совестливого человека
Нина-Ник   обратиться по имени Среда, 17 Августа 2016 г. 19:29 (ссылка)
Тамара, цитирую и пишу, огромное спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 20 Августа 2016 г. 20:07ссылка
Очень рада обращаться к творчеству этого радостного художника! Спасибо, Ниночка!
Валентина_Валюша   обратиться по имени Среда, 17 Августа 2016 г. 20:09 (ссылка)
Спасибо, Томочка!
Помню, в далёком детстве тётка, жена младшего мамина брата, где-то купила набор открыток с иллюстрациями Билибина к сказкам... Как же я их любила, те открытки. Конечно, сейчас их давно уже нет, но в памяти они живы до сих пор...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 20 Августа 2016 г. 20:09ссылка
Он жив, Валечка, нашей благодарной памятью!
fomicheva_lidia   обратиться по имени Пятница, 19 Августа 2016 г. 22:37 (ссылка)
Спасибо за интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 20 Августа 2016 г. 20:11ссылка
Спасибо, Лидочка, за интерес к сказочному художнику!
Орли44   обратиться по имени Суббота, 27 Августа 2016 г. 16:04 (ссылка)
Томаовсянка,
Благодарю за чудный рассказ о
художнике сказочнике.
Который помогает людям видеть сказку...и сопереживать в ней.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 28 Августа 2016 г. 19:43ссылка
И с возрастом любовь к сказкам не проходит! Люблю сказочные истории, у них всегда счастливый конец!
Орли44   обратиться по имени Воскресенье, 28 Августа 2016 г. 20:38 (ссылка)
Томаовсянка,
Добрый вечер Томочка!
Я тоже очень люблю сказки.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку