Очень сложно остаться равнодушным перед необычайной белизной и восхитительной симметрией замка Шеверни. Высокое и узкое здание замка связано с квадратными павильонами двумя крыльями, которые покрыты кровлями, имеющими округлую форму. Планировка в стиле эпохи Ренессанса немного разбавлена классикой, что выражается очередью ниш, которые украшены бюстами, все это придает замку изящную, абсолютную легкость.
В отличие от других похожих архитектурных достопримечательностей Франции, таких как Шамбор или же Блуа, интерьеры которых более пусты, Шеверни сохраняет нетронутой восхитительную мебель, относящуюся к эпохе Людовика XIII. По-видимому это объясняется тем, что замку выпала счастливая доля — оставаться в руках одной семьи, за исключением небольшого периода в 1564 году, когда он принадлежал Диане де Пуатье. Это позволило сохранить единство стиля и всего ансамбля в целом.
История замка Шеверни
В течении почти восьми веков, с небольшими перерывами, владельцами земель Сен-Дени-сюр-Луар являлись Юро (семья из Блуа), а также их прямые потомки. На месте, где сегодня расположился замок, в 1315 году стояла мельница. Жан Юро (Hurault), являющийся интендантом Людовика XII, принял решение перестроить ее в замок, по его задумке здесь должны были быть подъемный мост, ров, башни и другие фортификационные сооружения. На то время семейство Юро уже было знаменито. Они могли гордиться своей семьей, ведь выходцы их нее занимали высокие государственные посты. Филипп Юро, сын Жана, состоял на службе канцеляра при Генрихе III и Генрихе IV.
К сожалению до наших дней первый замок не сохранился, скорее всего, он размещался на том месте, где сейчас находятся подсобные помещения. По сохранившимся свидетельствам в архивных документах Шеверни в сегодняшнем его виде был воздвигнут в 1634 году и находился там, где прежний, однако смысл этого несколько расплывчат и точно утверждать, что он находился на месте мельницы, нельзя.
Анри, потомок Жана Юро заложил строительство нового замка в 1625 году. Архитектор и скульптор Жак Бужье, являющийся автором замка в Блуа, вдохновленный Люксембургским дворцом, смог создать один из самых совершенных, самых чистых образцов стиля Людовика XIII.
Материалом для строительства был выбран местный белый песчаник, он не темнеет от времени, и имеет свойство крепчать от времени. С 1634 года, а именно тогда завершилось строительство, фасад здания не поддавался реставрации ни разу. К великому сожалению, сам архитектор не дожил к концу строительства, завершенного мастером, имя которого неизвестно (на цокольном этаже он оставил свои инициалы — FL 1634).
Новым владельцем замка Шеверни в 1599 году стал генерал-лейтенант Анри Юро. Историк Маркиз Дюрфор де Шеверни, живший в замке во времена Революции, описывал в мемуарах известный трагический эпизод: женившись на юной, одиннадцатилетней Франсуазе Шабо, Анри вынужден был сразу отправиться на войну. Дома он бывал нечасто, однако с восторгом замечал, что девочка превращается в настоящую красавицу. Юро просто боготворил жену. Неприятная история произошла с графом когда он прибывал при дворе Генриха IV в Париже, король, как бы в шутку, приставил к его голове два пальца в виде рогов, это вызвало раскаты смеха в зале. В зеркало граф увидел, что спровоцировало такую бурную реакцию. Он тут же отправился в дорогу и к утру уже был в замке. Оказалось, что в отсутствие мужа молодая графиня часто уединялась с молодым пажем, который в этот раз успел выпрыгнуть в окно, однако падая сломал ногу, недолго думая граф заколол его шпагой. Вернувшись вместе со священником в комнату жены, Анри дал супруге час для принятия решения: выбор между клинком и ядом. Молодая графиня предпочла шпаге яд…
Возможно, в действительности все так и было, однако в книге записей приходской церкви Сен Мартен де Блуа изложена несколько иная версия. Там можно прочесть: "В субботу XXVI января… графиня де Шеверни была отравлена, судя по слухам, по причине адюльтера, и когда хирурги, мэтр Гийом и его сын, произвели вскрытие, они обнаружили младенца мужского пола пяти с половиной месяцев, и в тот же день некто по имени Шамбелэн, дворянин Бургонский, подозреваемый в адюльтере, был убит в том же замке Шеверни".
В тот же вечер Анри Юро, несмотря ни на что, вернулся в Париж. Король чувствовал свою некую причастность к этому прискорбному событию, он ужасно разгневался и выслал Анри на три года в его имение Шаверни. За время своей ссылки граф успел жениться на Маргарите де ла Мориньер, дочери своего бальи. Вторую жену Анри характеризовал как умную, добрую, бережливую, обладавшую прекрасным вкусом женщину. Она взяла под свое руководство работы по расширению и восстановлению замка, в помощь ей пришли прекрасный архитектор Бойе и знатный художник Жан Монье. Лишь в 1650 году обустройство интерьера завершила маркиза де ла Мориньер – дочь Маргариты и Анри.
В сложный для Франции период, после революции, в 1802 году, семейство Юро лишилось замка, однако при Карле X, во времена Реставрации, Шеверни вернулся в их собственность. После смерти маркиза Вибре, который являлся прямым потомком Юро, замок перешел по завещанию виконту де Сигала. Частично замковый ансамбль был открыт для публики в 1922 году. Замок Шеверни и сегодня хранит свое былое величие и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Замок Шеверни, архитектура и достопримечательности
В Шеверни посреди чудесного парка расположился отдельный блок с открытыми цветочными партерами. Невозможно не заметить разность в высоте крыш знания, она как будто делит композицию на пять частей, в этом угадывается протяженность строительства на несколько эпох. Самой старинной частью считается центральная, заложенная в 1510 году, во время приобретения земель Филиппом Юро, который был хранителем печати Карла III и Карла IV Амбуазских.
В стилистике парадной лестницы, выполненной из белого известкового камня, чувствуется отклик стиля Ренессанса. Восхитительный ансамбль создает пластичность форм балясин, столбов и перил. Также здесь использованы скульптурные декорации. По типу лестница схожа с парадной лестницей Генриха II, которая расположена в Лувре.
Очередной этап строительства, который предопределил полный облик замка Шаверни, пришелся на 1629-1634 года и, скорее всего, велся под чутким руководством Жака Буайе. Стиль Людовика XII, стиль того времени, отразился на новом ансамбле весьма определенно.
Для всех пяти частей здания сохранена самостоятельность, благодаря разным уровням кровли, что перекликалось с принятой модой, однако это не приводит к дисгармонии в ансамбле. Столь интересное сочетание ренессансной постройки со следующим этапом строительства в классическом стиле прослеживается еще в нескольких поместьях Луары.
Среди подсобных помещений замка — очень выразительный Зал трофеев, в котором выставлено более 2000 рогов оленей, а также псарня с шестью десятками великолепных собак, натасканных для псовой охоты. И действительно, владельцы Шеверни регулярно устраивали охотничьи выезды, очень ценившиеся среди вельмож — любителей охоты.
Чудесный вид открывается из окон замка Шеверни: здесь раскинулся восхитительной красоты парк. Строго распланированный парк во французском стиле был изменен в XIX веке на английский романтический парк (теперь ведутся работы по восстановлению и старого сада). Здесь в парке можно увидеть статуи работы талантливого Жиля Герена.
В северной части относительно замка расположилась оранжерея, заложенная в XVIII веке. Именно здесь во времена Второй мировой войны сохранили ценнейшие картины, среди них также была всем известная "Джоконда". В этом здании в один этаж находится небольшой музей и сувенирный магазин. Недалеко расположен павильон, в котором по преданию юный Никола Пуссен в 1616 и 1620 годах создавал свои пейзажи. В конце парка возвышается церковь XII века.