-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Погода за окном Погода за окномВ нашей погоде удобно наблюдать: — погодные явления на ближайшие 5 дней по 4-м временам суток — графики погодных параметров таких как температура, давление, влажность (давление повышается — погода у
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Музыкальный плеер
  • Перейти к приложению Скачать музыку с LiveInternet.ru Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам

 -Видео

Элвис Пресли
Смотрели: 54 (2)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в alla-ta

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) Fashion_TIME_JM Live__ART О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.12.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 8349


«Гомо экономикус - (заблудший) пророк новых времен»

Суббота, 03 Ноября 2012 г. 20:01 + в цитатник

 Даниэль Коэн (Daniel Cohen) опирается на множество разнообразных исследований, которые демонстрируют, что современного человека одолевают сомнения, скука и страдания.

Франция, как нам известно, вышла на первое место в мире по употреблению антидепрессантов, а количество попыток свести счеты с жизнью среди людей в возрасте от 15 до 25 лет растет ужасающими темпами.

По данным Всемирной организации здравоохранения, от депрессии страдают 350 миллионов человек. В их числе наверняка есть сколько-то французов.

 

В то же время, если объективно взглянуть на вещи, мы не испытываем ни в чем недостатка: мы едим досыта, живем дольше, лайкаем на Facebook и платим за сеансы у психоаналитика.

70 лет назад французы ели похлебку из брюквы, болели сифилисом и легко могли получить пулю. Вот объективные данные.

 

Тем не менее, даже если у вас «объективно» есть причины для счастья, на деле этого недостаточно.

Наша жизнь до сих пор усеяна страданиями.

                                                                   

Даниэль Коэн справедливо подчеркивает возросшую возможность увольнения и развода, подрывающую жизненные ориентиры глобализацию, усиление источников стресса, время, которое мы проводим перед экранами телевизоров и компьютеров или в одиночестве, угасание гражданской позиции.

Говорит он и об опасности исчезновения нашей цивилизации, которой угрожают самые разнообразные кризисы, от финансов до экологии.

«Современный человек стремится к независимости, свободе реализовать достойный его ожиданий замысел. Но на его пути встречается неожиданное препятствие: соревнование с другими».

 

На это соперничество накладывается и бесконечный экономический кризис.

Неравенство растет, и у потерявшего опору гомо экономикуса растет беспокойство насчет общества, которое подтачивает ощущение горечи и разочарования.

Обещанное счастье ускользает от него, становится чем-то труднодостижимым. Вопрос: если неравенство вызывает страдания, может быть, равенство в таком случае приносит счастье? 

Автор совершенно справедливо подчеркивает, что «обещания постматериалистического общества звучат уже очень давно, но так ни к чему и не привели».

Большинству до сих пор с трудом удается свести концы с концами каждый месяц, особенно с ростом не подлежащих сокращению расходов (жилье, вода, энергетика, страховка, налоги…).

«Стремление нуворишей к «высокой культуре» исчезает. Сегодня богатства достаточно самого по себе».

Причем главное здесь даже не зарабатывать много денег, а демонстрировать это.

Протестантская этика становится пережитком прошлого.

Такая «конечность» желания, без сомнения, стала одним из главных символов нашего времени: ничто больше уже не кажется нам запретным.

У нас есть все.

Показное возмущение евроскептиков после объявления лауреата Нобелевской премии мира недвусмысленно говорит о том, в каких избалованных детей мы превратились. Избалованных миром, богатством, удовольствием, здоровьем и жизнью.

 

Сегодня ребенок счастливее, потому что его меньше бьют, он проводит больше времени в школе (и не натирает каждое утро ноги в деревянных башмаках, целый час добираясь туда), больше играет, не останется сиротой (например, отец погиб на войне, а мать - во время родов) и сможет выбрать для себя жизнь.

Конечно, он может пережить подростковый кризис, впасть в депрессию, страдать, сидеть без работы и даже вскрыть себе вены. Никто этого не отрицает.

В любом случае, счастья в его жизни неизмеримо больше, чем у ребенка, который родился в 1900 году.

Причиной тому стало социальное государство, а также технический и экономический прогресс.

Пусть он сам этого не осознает, но обеспечение обществом целого ряда жизненно важных потребностей (пенсия, вакцины, школа…) дает ему возможность для того, чтобы устроить жизнь. У нас есть время. Свободное время.

 

Жизнь одинокого счастья?

Так, может быть, в этом и все дело? Бывает, что наедине с собой гомо экономикус теряется. Мы проводим слишком много времени в интернете и перед телевизором, считает Даниэль Коэн. И это наша главная беда?

По данным исследования, «проведенное в интернете время зачастую соотносится с одиночеством и приносит меньше удовлетворение», чем встреча с друзьями.

Получается, это несчастье вызывает привыкание, а все мы по сути - мазохисты? Я предлагаю противоположную гипотезу: мы получаем от этого удовольствие, и поэтому так будет продолжаться и дальше.

Эгоизм разъедает общественные связи, пишет он, от гражданской позиции, до отношений внутри семьи.

В США «в семейной жизни все большее место начинает занимать одиночество. Всего лишь треть семей говорят о том, что едят все вместе (20 лет назад их было 50%)».

Здесь опять-таки хотелось бы задать встречный вопрос: приносит ли по-прежнему счастье обед в кругу семьи? В кино неоднократно высказывались сомнения по этому поводу. Так что пойдем против традиций: эгоизм - это тоже счастье.

Сама мысль о том, что государство позаботится о моем счастье… как бы это сказать… немного тревожна.

Хотя Даниэль Коэн подчеркивает «добровольную зависимость» (через социальные) сети, в результате которой мы постоянно выставляем себя напоказ перед другими, он практически не анализирует растущий вес государственных служб в личностной сфере.

 

Как можно игнорировать парадокс либерального мира, в котором государство, особенно во Франции, все больше и больше вмешивается в личную жизнь? Сейчас ничто больше не может ускользнуть от его бдительного взгляда и заботливого стремления сделать нас счастливыми.

Государство наблюдает, сопровождает, направляет, ограничивает нас в еде, сексуальной жизни, отдыхе.

Оно говорит нам не курить, пить побольше воды на жаре, пользоваться презервативами и съедать по пять фруктов и овощей в день.

Музыкальные фестивали, пляжи, белые ночи… оно даже говорит нам развлекаться.

Быть счастливыми. Одновременно с этим оно потрясает угрозами, от которых нас нужно защитить при том, что мы никогда еще раньше не жили так хорошо.

И вот мы с вами одновременно в опасности и безопасности, счастливы и несчастны.

Мишель Шнайдер (Michel Schneider) окрестил «большой мамочкой» это удивительное стремление государства окружить нас заботой, отказываясь от своих «королевских» и куда более «отцовских» функций.

Как любящая мать, государство хочет самого лучшего для своих воспитанников: «уничтожить зло, изоляцию, половые различия, расизм, труд, болезни…»

Политики не остаются в стороне и придерживаются все более сочувственной риторики.

Но в то же время и бессильной, так как «государство не может всего», отмечают его представители. Что бы ни думал на этот счет Олланд, государство никогда не даст нам любви и не станет залогом нашего счастья.

Потому что мы испытываем вечную неудовлетворенность и, как капризные дети, будем критиковать государство за его дальновидность (птичий грипп) и недальновидность (летняя жара).

 

Гомо экономикус должен искать счастье в другом месте, в формировании и направлении свой потребности.

Счастье - это нечто несуществующее, неощутимое, мимолетное.

Прекрасно видно лишь само желание, которое постоянно меняется и приобретает новые формы.

Философы предлагали для всего этого свои «решения».

 

Некоторые полагают, что нам нужно удовлетворить определенные желания, другие - что нам нужно от них отказаться. Но можем ли мы совладать с нашими желаниями в 2012 году?

Характерное для современного мира безудержное потребление сопровождается странной угрюмостью. У гомо экономикуса появилось что-то шопенгауэрское:

«Всякое желание возникает из потребности, то есть из нужды, то есть из страдания.

Последнее прекращается с удовлетворением, и все-таки на одно удовлетворенное желание остается, по крайней мере, десять отвергнутых, и, кроме того, стремление продолжительно, требования бесконечны, удовлетворение же кратковременно и скупо отмерено.

Но даже и окончательное удовлетворение – только мнимое: исполнившееся желание сейчас же уступает место новому; первое – это осознанное, а последнее – еще не осознанное заблуждение».

 

То, к чему мы совершенно безразличны сегодня, привело бы в восхищение наших предков, но с этим ничего не поделать.

История Орфея научила нас не оглядываться назад. Но хорошо ли это?

Наши шаги направляет желание, а иногда и зависть, и мы искоса посматриваем на наших соседей. Мы хотим равенства, но предпочтительно для других, оставляя для себя все большее удовлетворение: больше денег, больше любви, больше времени, больше удовольствия… Причины нашего несчастья кроются также и в постоянном сравнении, но все это отнюдь не ново.

 

Мне кажется, я знаю источник нашего «несчастья»: мы по своей сути решительно и окончательно посредственны.

Шопенгауэр говорит нам о жизни, которая болтается между скукой и страданием. Это, безусловно, так, но стоит разбавить все это и флоберовской насмешкой.

Пришло время бороться за счастье посредственности.

 

Оригинал публикации: Soyons réalistes, demandons le bonheur  http://inosmi.ru/

 

 

 

Серия сообщений "книги":
Часть 1 - Словари
Часть 2 - Борис Пастернак: Женщины его боготворили
...
Часть 18 - Старушка-веселушка!
Часть 19 - Прощальное письмо Габриэля Гарсии Маркеса
Часть 20 - «Гомо экономикус - (заблудший) пророк новых времен»
Часть 21 - Вложения в книжный антиквариат (ревизия домашней библиотеки)
Часть 22 - Умберто Эко - размышления
...
Часть 38 - 7 самых коротких рассказов в мире
Часть 39 - Самые короткие литературные шедевры
Часть 40 - Завтра я всегда бывала львом...(книга)

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

макошь311   обратиться по имени Суббота, 21 Ноября 2015 г. 16:18 (ссылка)
а и действительно - интересно...)))
Ответить С цитатой В цитатник
alla-ta   обратиться по имени Суббота, 21 Ноября 2015 г. 18:37 (ссылка)
и не очень стандартно...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку