Маски античного театра |
Рождение античного театра было связано с культом Диониса – бога вина и виноделия. Маски самого бога и его приверженцев включились в процесс рождения трагедии. Эстетическая функция античных масок состоит в передаче человеческих эмоций, выраженных определённой мимикой. В этой связи можно предположить, что именно таким образом формируется представление о личности и её роли. Этимология (происхождение) этрусского фersu "маска" из греческого, откуда и латинское persona, и позднейшие названия персональности, индивидуальности, личности.
Условность актерской техники подчеркивалась не только масками, но и яркими костюмами, которые определяли зрелищность спектакля. Они должны были подчеркивать и увеличивать фигуры исполнителей, которым приходилось выступать на открытом воздухе перед многотысячной, широко разбросанной толпой. Так рост и утолщение тела трагического актера достигалось надеванием специальных накладок и туфель на высоких каблуках. Цвет костюма был характерной приметой роли: цари, например, носили красное, несчастные - синее с черным. Были и индивидуальные одежды: сетчатый плащ для прорицателя, алая накидка для охотников и т.д.
Необходимой частью греческого костюма была маска, изготовляемая из дерева или загипсованного полотна и закрывавшая всю голову наподобие шлема. Обязанная происхождением своим ритуальным истокам театра маска оставалась существеннейшей особенностью античной сцены во всю классическую её пору. Маска, подчеркивающая выражение застывшего в эмоциональной или типической гримасе, лица обеспечивала античному театру монументальность, а актёрам выразительность.
Трагическая маска с зияющим, страдальчески раскрытым ртом, орлиным носом и огромными провалами глаз была необходимым завершением величавой и страшной фигуры трагического актера. Маска комическая, с растянутым до ушей ртом, приплюснутым носом и голым, огромным и выпуклым лбом прекрасно дополняла общий чудовищный облик шута. Первоначально, вероятно, ограниченная немногими основными типами, техника масок дошла впоследствии до большой виртуозности.
Актер, игравший несколько ролей, менял маску с каждой новой ролью. В отдельных случаях маска менялась и без перемены роли, и актер, игравший Эдипа, внезапно появлялся в маске, забрызганной кровью. Достижение родственного эффекта неожиданности достигалось также пользованием маской с двойным выражением лица. Носящий ее актер, быстро поворачиваясь к зрителям, радовал внезапной трансформацией.
Так, не историческими только причинами, а глубочайшей эстетической необходимостью объясняется существование маски в античном театре. Отказ от маски, бывший следствием торжества совершенно нового типа театра и новой актерской техники, явился знамением катастрофы античного мировоззрения.
Театр Диониса
Театр в Эпидавре
По материалам статьи А. И. Пиотровского
Рубрики: | Мистерия масок/Театральные маски |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |