-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Miledi_Helen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 724


Фильм "Честная куртизанка" - Вероника Франко.

Суббота, 08 Октября 2016 г. 20:06 + в цитатник

Фильм "Честная куртизанка"

 

3633096_0_15727b_ca62e726_XL (700x500, 90Kb)

Посмотрели вчера фильм "Честная куртизанка", который на самом деле называется "Dangerous Beauty" - Опасная красота. Адаптированное название, на мой взгляд, даже даже более удачно, так как лучше отражает суть фильма. Хотя оно тоже не вполне верно. На самом деле такие куртизанки назывались "ortigiana onesta", то есть "достойные куртизанки". Так же можно назвать их "благочестивые куртизанки", но слово честные - сюда мало подходит.

 

Честная куртизанка
Честная куртизанка
Настоящая честная куртизанка - Вероника Франко
Настоящая честная куртизанка - Вероника Франко

Какими были "честные" куртизанки на самом деле

Куртизанок тогда делили на категории в зависимости от занимаемой ступени на профессиональной лестнице и социального положения в обществе. К общем, все как сейчас - были и есть проститутки "с панели", а также вип-проститутки, которые могут иметь от одного до нескольких постоянных "спонсоров".

Благочестивые куртизанки cortigiane oneste находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей из высшего сословия, обладали определенной независимостью и свободой передвижения, были обучены правилам хорошего поведения, умели вести застольную беседу, обладали высокой культурой и нередко литературными талантами.

Одежда честных куртизанок совершенно не отличалась от нарядов дам высшего света, так что порой было трудно определить на глаз, кто есть кто. Поэтому во Флоренции в 1546 был заново введён в действие средневековый закон, обязывающий куртизанок использовать опознавательные знаки: покрывать лицо жёлтой вуалью или прикреплять к одежде жёлтый бант. В 1562 году ношение вуали заменили беретом.

Туалеты куртизанок по роскоши не уступали туалетам благородных дам, а те в свою очередь ни в чем не уступали куртизанкам. Благородные дамы носили такое же открытое декольте, так что даже в храм являлись с практически обнаженной грудью, прикрыв соски прозрачной тканью или сеткой.

Один английский путешественник так описывает венецианок: "Платья венецианских дам спереди и сзади, укреплены китовым усом. Светлые волосы уложены толстыми косами в виде своеобразных рогов. Сзади на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, так как носят обувь на очень высокой платформе, почти 50 см. Поэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным."

Вот, кстати, если вам интересен разбор костюмов реальных куртизанок, а также костюмов актеров из фильма "Честная куртизанка", то загляните сюда, тут много чего хорошего написано.

Честная куртизанка в фильме

Действие фильма происходит в Венеции 16-го века, и что самое интересное - сюжет основан на реальных событиях. Благочестивая куртизанка Вероника Франко действительно жила в те времена. И даже несколько неправдоподобные повороты сюжета, как оказалось, происходили на самом деле - например, суд над куртизанкой и ее последующее оправдание.

Разумеется, сюжет адаптирован под наши реалии, кое-где додуман, кое-где упрощен. Но смысл происходившего передан более-менее верно. Итак, суть фильма состоит в том, что некая молодая девушка влюбилась в богатого и знатного молодого человека. Однако, брак их невозможен. Девушка не имеет ни денег, ни титула.

В связи с этим перед ней, как и перед всеми остальными женщинами того времени, встает следующий выбор:

  • Выйти замуж за нелюбимого, постаравшись создать более-менее выгодный союз. Но по фильму - у нее нет приданного, да и вообще, об этом речи отчего-то не идет.
  • Уйти в монастырь. Монастырь для этой конкретной девушки - не вариант, т.к. там слишком уныло и тяжело.
  • Начать работать, например, служанкой, горничной, прачкой, и т.п. Это героиню тоже не устраивает, т.к. к работе она не привыкла.
  • Ну и последний вариант - стать честной куртизанкой, как когда-то ее мама. Что девушка в итоге и выбрала.

Как оказалось, быть куртизанкой довольно интересно, т.к. в отличие от замужних женщин, у "благородных" шлюх было преимущество - они могли читать и писать, играть на музыкальных инструментах, бывать с мужчинами, посещать всякие злачные места и вообще вести свободный образ жизни. Да, куртизанка продавала себя множеству всяких мужчин. Но замужняя женщина по сути - также себя продавала, только не нескольким, а одному. Не забываем, что браки тогда в основном заключались по расчету и о любви речи не шло.

Пожалуй, в жизни честной куртизанки было только два серьезных минуса:

 
  • Неуважение общества, всяческое ее порицание, гонение. Это, кстати, особенно проявилось во время чумы, когда куртизанок стали судить по обвинению в "колдовстве". В те времена считалось. что чума-это «проклятие куртизанок».
  • Неуверенность в завтрашнем дне. Муж жену кормит до самой ее смерти, и даже если муж умрет, без средств она не останется. Куртизанка же зарабатывает до тех пор, пока она котируется мужчинами. Возраст "котировки" может быть разным, но подозреваю, что лет в 30-35 большинство куртизанок или скатывалось на самое дно, или "уходило на покой".

В итоге по фильму Вероника стала очень популярной и востребованной. Также она отличалась от других женщин тем, что писала стихи и даже издала пару книг. Однажды она даже имела кратковременную связь с королем Франции, что благоприятно повлияло на политическую ситуацию в стране. Потом, в разгаре ее популярности случилась чума, ее обвинили в колдовстве, но она так ярко выступила на суде, что ее оправдали. Ну и, конечно, на исход суда повлияли ее покровители, в частности - ее возлюбленный. Фильм заканчивается хорошо - все счастливы, Вероника до конца своих дней остается любовницей своего возлюбленного богатея. В общем, фильм оказался довольно неплохим, смотреть его приятно.

Но что самое главное - по итогам просмотра мне захотелось побольше узнать о настоящей Веронике Франко. И вот что я узнала.

Настоящая честная куртизанка - Вероника Франко

Первое главное отличие от фильма - еще до 18 лет Вероника недолго побывала замужем за доктором Паоло Паницца, после чего рассталась с ним, вернув себе приданое. Судя по завещанию, датированному 10 августа 1564 года, она уехала от него, ещё будучи беременной. Т.е. женщины, судя по всему, не были так уж невозможно угнетены, как это показано в фильме, т.к. во-первых, они могли вернуть себе приданное, а значит, могли распоряжаться имуществом, а во-вторых, они могли развестись, но или по крайней мере более-менее спокойно уйти от своего мужа.

Второе отличие в том, что у Вероники за всю ее жизнь родилось шестеро детей, трое из которых умерли в младенчестве. Отцом одного из них будет венецианский аристократ Андреа Трон, а другого — Джакомо ди Бабалли, состоятельный купец из Рагусы. А вот литературные таланты и популярность Вероники - не выдумка. Согласно всеведующей википедии, с 1570-х годов настоящая Вероника стала участницей литературного салона Доменико Веньера, бывшего венецианского сенатора и советчика многих женщин-литераторов, включая Туллию д’Арагон и Модерату Фонте. Веньер обеспечил ей материальный достаток, а также купил для неё большое собрание книг, которое стало предметом зависти интеллектуалов города.

К 1570-ым годам она входила в наиболее престижные литературные круги города, участвуя в дискуссиях, её сочинения входят в антологии поэзии. Жила богато, играла на лютне и спинете, разбиралась в литературе Древней Греции и Рима, общалась с мыслителями, поэтами, художниками и политиками. Её посещали Челио Маньо, Бернардо Тассо, Спероне Сперони.

Среди её возлюбленных был король Генрих III, который, путешествуя из Польши во Францию в июле 1574 года, заехал в Венецию. Королю её имя назвал патриций Андреа Трон, один из 40 джентльменов в венецианском эскорте Генриха и отец её ребенка. Затем Вероника пошлёт королю свой портрет, два сонета и письмо, где сравнит его с Юпитером.

Стихи честной куртизанки Вероники Франко

Вот, можете ради интереса почитать ее стишок:

Генриху III Французскому, который, покидая Веронику, пожелал получить её портрет на память

С небес порою под простую кровлю,
Благой Юпитер к людям снизойдёт,
И смертным чтоб не сжечь глаза и брови,
Он облик человеческий возьмёт.
Вот так возник в моем алькове скромном,
Без царственного вида, приземлён,
Энрико, поднятый Фортуной к трону,
Славнейшему с начала всех времён.
Таил он сан – но сердце мое знало.
Его достоинств блеск предощутив,
Оно свою убогость проклинало.
И понял он, что я под власть подпала…
Мой образ на эмали получив,
Умчался прочь, довольный и усталый.

Кто-то из этого описания может подумать, что вот - были же таланты среди женщин. Не только мужчины добивались славы. Однако, это, во-первых, едва ли не единичный пример женщины-поэта, а во-вторых, с точки зрения современности эти ее стихи не имеют никакой особой ценности, кроме исторической. Писала она в основном, конечно-же, о любви и отношениях между мужчинами и женщинами, т.е., полагаю, занималась романтическим рифмоплетством.

ПОСЛАНИЕ V. (Capitolo V: "Signor, la virtu vostra e 'l gran valore…")

От Вероники Франко к неизвестному мужчине

[Автор более не любит того, кто покорил её своей бренной красотой; теперь её разум, победивший чувства, направляет её внимание к добродетельному мужчине, коим она прежде пренебрегала, и с которым ныне желает помириться]

Так явна доблесть в Вас, и ярка добродетель,
А красноречье столь неистово сильно,
Что сердце Вы спасли из чуждой сети,
И только Вами лишь оно теперь полно,
И биться хочет только рядом с Вашей грудью
И жить лишь так, как Вами решено.
Боготворила то, что ныне чту беспутьем…
Но больше не ищу я бренной красоты,
Казнюсь, что наслаждалась её сутью.
Позор мне, полюбившей полного тщеты,
Когда наоборот, любить Вас надо было,
Ведь добродетельны, мудры Вы и чисты.
Песчинок меньше волнами намыло,
Чем слез об этом излила за раз:
О добродетелях, любя тщету – забыла…
В ошибке этой я, вздыхая, созналась,
Сейчас же клятвой непреложной обещаю
Что ожидает красоту теперь отказ.
От Ваших совершенств томлюсь, изнемогая,
Стучится сердце, больше не в сети,
Меня не держит Купидона воля злая
– Отныне – разум, ты один меня веди!

И история с судом тоже, как оказалось, верна. В 1575 году, во время эпидемии чумы, Вероника была вынуждена покинуть Венецию, её дом и богатства были разграблены. На плечах вернувшейся в Венецию в 1577 году Вероники к тому времени легла забота не только о её собственных детях, но и об осиротевших племянниках. 8 октября 1580 года ей пришлось защищаться от обвинений инквизиции в колдовстве и ереси, будто бы практиковавшемся в её доме: «использование дьявольских инвокаций, запретные игры в её доме, наведение любовных чар на немецких купцов, поедание мяса по пятницам, пренебрежение посещением церкви и ложь относительно своего брачного статуса для того, чтобы носить украшения, запрещённые проституткам».

Её умная защита, помощь Доменико Веньера и хорошее отношение инквизитора спасли её от обвинений. 13 октября разбирательство было приостановлено после второго заседания, никаких свидетелей обвинения не было привлечено. Но репутация её была повреждена, и с этого момента её успехи идут на спад. Её верный покровитель и друг Доменико Веньер умер в 1582 году.

Благочестивая куртизанка
Благочестивая куртизанка
Настоящая честная куртизанка - Вероника Франко
Настоящая честная куртизанка - Вероника Франко

Как предполагают некоторые исследователи, к этому времени Вероника «встала на хороший путь». Её считают автором двух анонимных и неподписанных документов, где городскому совету предлагается создать дома для бедных женщин, управляющим которыми Вероника готова была стать. Подобный дом (Casa del Soccorso) был основан в 1580 году некой венецианкой, но свидетельства, которые поддержали бы гипотезу, что ею была Вероника Франко, отсутствуют. После 1580 года информация о ней скудна. По некоторым свидетельствам, Вероника умерла в бедности. По другим данным, документы свидетельствуют, что хотя её положение на исходе лет не было столь процветающим, как в юности, но, тем не менее, она не бедствовала. Налоговые декларации 1582 года свидетельствуют, что она жила в части города вблизи церкви Сан-Самуэле, где обитало много обездоленных проституток. Свою литературную деятельность она прекратила. Скончалась в возрасте 45 лет после 20 дней, проведённых в горячке неизвестного происхождения.

Существует версия, что последние годы она провела в покаянии. После смерти Вероники осталось некоторое количество ее писем, в которых она защищает свой престиж и настаивает на своем интеллектуальном превосходстве и праве давать советы и рассуждать на социальные темы. Она утверждает, что может видеть добродетель в предметах, даже если сама не является добродетельной. Её письма посвящены семейным и гражданским идеалам, важности образования. Самое знаменитое из писем — № 22, в котором Вероника советует некой женщине не разрешать своей дочери идти в куртизанки, и описывает жизнь куртизанок. Кусочек этого текста я нашла только на английском:

And because you’re her mother, if she should become a prostitute, you’d become her go-between and deserve the harshest punishment. I’ll add that even if the fate should be completely favorable and kind to her, this is a life that always turns out to be a misery. It’s a most wretched thing, contrary to human reason, to subject one’s body and labor to a slavery… To make oneself prey to so many men… at the risk of rushing toward the shipwreck of your own mind and body… among all the world’s calamities, this is the worst.

 

Источник:  sevprostor.ru

Серия сообщений "Поэзия":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Петербурга зимние страницы ...
...
Часть 8 - TOP-10 Самые красивые адресаты поэтов XIX века.
Часть 9 - 10 талантливых безумцев, давших миру великие идеи .
Часть 10 - Фильм "Честная куртизанка" - Вероника Франко.
Часть 11 - «Под небом голубым…»: вы точно знаете, кто автор?
Часть 12 - Зависть, зависть...
Часть 13 - День памяти поэта - 12 июня: Булат Окуджава «Осудите сначала себя самого…».

Серия сообщений "История":
Часть 1 - Грог, пунш, глинвейн и тёплая компания ...
Часть 2 - Загадочный Баган .
...
Часть 20 - «Дело о ядах» и черные мессы: на какие преступления пошла маркиза де Монтеспан ради любви короля Франции.
Часть 21 - Из гувернантки - в королевы: загадка фаворитки и тайной жены Людовика XIV.
Часть 22 - Фильм "Честная куртизанка" - Вероника Франко.
Часть 23 - Анастасия Вертинская . Часть 2.
Часть 24 - Анастасия Вертинская . Часть 1.
...
Часть 39 - 50 ОТКРОВЕННЫХ ФАКТОВ О РУССКОМ НАРОДЕ.
Часть 40 - 14 фактов, которые вы не знали об МГУ.
Часть 41 - 14 фактов, которые вы не знали об МГУ.

Серия сообщений "Леди и Джентельмены":
Часть 1 - Дела семейные
Часть 2 - Стандарты женской красоты 19-го века
...
Часть 4 - TOP-10 Самые красивые адресаты поэтов XIX века.
Часть 5 - Самое дорогое в мире платье продадут на аукционе.
Часть 6 - Фильм "Честная куртизанка" - Вероника Франко.
Часть 7 - Анастасия Вертинская . Часть 1.
Часть 8 - Правила жизни Марлен Дитрих.
...
Часть 11 - Три монолога о женщинах трёх возрастов.
Часть 12 - 25 главных цитат о женщинах.
Часть 13 - Рёкк Марика (Marika Rökk).

Серия сообщений "Персона":
Часть 1 - Паганини - король скрипки и его королева
Часть 2 - Задорнов про ЕДРО...
...
Часть 11 - «Дело о ядах» и черные мессы: на какие преступления пошла маркиза де Монтеспан ради любви короля Франции.
Часть 12 - Из гувернантки - в королевы: загадка фаворитки и тайной жены Людовика XIV.
Часть 13 - Фильм "Честная куртизанка" - Вероника Франко.
Часть 14 - Анастасия Вертинская . Часть 2.
Часть 15 - Анастасия Вертинская . Часть 1.
...
Часть 35 - Пьер Ришар: личная жизнь 82-летнего актера кипит.
Часть 36 - День памяти поэта - 12 июня: Булат Окуджава «Осудите сначала себя самого…».
Часть 37 - Ирина Метлицкая.

Рубрики:  Интересное
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку