Продолжаем тему уважения родителей к своим детям, а это одно из условий успешного развития ребенка.
Начало темы
Что мы чувствуем, когда нас уважают? Благодарность, симпатию к тому, кто нас уважает, а еще желание совершать поступки, которые вызывают уважение, как бы подкрепляют его. Для ребенка тема взаимного, со взрослым, уважения — это тема равенства, признания, возможность почувствовать себя личностью. Дети лучше всего относятся к тем учителям в школе, которые их уважают, независимо от того, строгий учитель или «добрый» (как часто дети называют тех учителей, которые делают поблажку, прощают ошибки). Разбирая школьные конфликты подростков с учителями, можно часто услышать от подростка, проявляющего девиантное поведение по отношению к кому-то из учителей, такой аргумент: «Да она никого не уважает, относится к нам ко всем, как...». И мы, родители, стараясь как-то объяснить своему ребенку, как правильно вести себя в школе, и, понимая, что в подростковом возрасте варианты «можно» и «нельзя» без объяснений, «почему», уже не работают, — начинаем задавать ему вопросы типа: «А что ты делаешь такого, чтобы она (учительница) тебя уважала?» Или: «А ты сам достоин уважения?» Говорим мы как бы правильно, при этом не осознавая, что, с одной стороны, подвергаем сомнению естественное право любого человека на уважение, а с другой, намекаем своему ребенку, что его не за что уважать, нанося удар по его самооценке и тем самым еще больше усугубляя ситуацию его внутреннего конфликта, приводящего к конфликтам внешним. (Но о конфликтах потом поговорим.) Наша задача, как родителей, создать условия для того, чтобы ребенок сам себя уважал, а еще для того, чтобы он уважал других людей, и при этом создать у него мотивацию совершать поступки, достойные уважения. Наверняка, подавляющее большинство родителей и сами прекрасно понимают необходимость вышеперечисленного, но если спросить, как именно решить эти задачи, то, как правило, ответ на этот вопрос вызывает сложности. И еще, когда я на семинаре для родителей спрашиваю: «Как вы проявляете уважение к своему ребенку?», то в ответ обычно говорят что-нибудь о вежливости. Например:
• «Я говорю ему «спасибо», когда он что-то сделает, о чем я его прошу»;
• «Когда мне нужно о чем-то попросить моего ребенка, я говорю ему «пожалуйста».
Для многих родителей, действительно, тема уважения и тема вежливости — это синонимы. Тогда получается, что когда ребенок с ними говорит невежливо, то это означает для них, что он не уважает родителей. Вежливость и уважение — понятия, безусловно, связанные, но не однозначные. Когда мы кого-то уважаем, то мы, как правило, ведем себя так вежливо, как это принято в том кругу, в котором мы привыкли общаться. И при этом нам приходится общаться и с теми людьми, которых мы по каким-то причинам не можем уважать. И тогда, если нам необходимо решить при их помощи какие-то задачи или просто нужно поддерживать с ними дружественные отношения, мы ведем себя вежливо. Получается, что вежливость — это всего лишь внешний атрибут уважения. А дети очень остро чувствуют истинное отношение к ним, не важно, прикрыто оно вежливостью или нет. Более того, они воспринимают отсутствие искреннего уважения в сочетании с вежливостью, как лицемерие, и не прощают это лицемерие, мстят за него, особенно в подростковом возрасте.
И это часто приводит к конфликтам.