Фильм, получивший золотую пальмовую ветвь 63-его Каннского кинофестиваля (2010 год).
Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни(2011)
Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lives
комедия
Режиссер: Апичатпонг Веерасетхакул
Сценарий: Апичатпонг Веерасетхакул
В ролях: Тамапат Сингамрат, Сакда Каюбади, Дженджира Понгпас
Дядюшка Бунме страдает от болезни почек. Будучи давним практиком йоги и хорошо зная свое тело, он понимает, что умрет в ближайшие два дня и призывает родственников, чтобы они отвезли его из больницы домой. Здесь начнут происходить чудеса: умершая жена дядюшки Бунме является, чтобы заботиться о нем, из джунглей выходит его потерянный сын, пятнадцать лет проживший на деревьях, в сопровождении странного создания которое он зовет "обезьяний призрак"...
Критика из "Кайе дю синема" было очень жалко вплоть до вчерашнего вечера. Он, бедный, честно ходит на каждый фильм и честно ставит каждому фильму оценку "1" или "0", потом собирает волю в кулак и идет на следующий сеанс. "Троечки" у него удостоились только Майк Ли, Киаростами и Китано — тут мы его поддерживаем. Но вчера вечером показали Вирасетакула (Верасетакуна? Веерасетакула? Джо? Апичатпонга!), так что критик "Кайе дю синема" должен, наконец, расслабиться и выпить за здоровье тайского кинематографа. "Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни" — первое стопроцентное кино в конкурсе, чистая магия. Сюжет исчерпывается названием — есть дядюшка, он помнит свои прошлые жизни. Постепенно умирает от почечной недостаточности, и на запах его болезни слетаются призраки, духи, мотыльки, нелегальные лаосские рабочие и цари обезьян. Так что за столом дядюшки Бунме сидят: живые родственники, призрак жены, умершей 19 лет назад, лесной дух, в которого превратился давно пропавший сын дядюшки Бунме, и лаосский иммигрант, который говорит: "Я чувствую, что я тут единственный совсем не к месту". Разговаривают. Лесной дух слегка похож на чудовище из "Аленького цветочка". Тиму Бертону просто обязано понравиться.
Возможно, то, что я воспринимаю как киномагию, для тайца — унылая повседневность. Просто у них там религия такая, что дядюшка Бунме не различает живое, умирающее, жившее когда-то, появляющееся на фотографии, потерявшееся в лесу, идущее в бар выпить, остающееся в гостиничном номере смотреть телевизор, мертвое.
Предыдущий фильм Джо (он просит, чтобы его называли так) "Синдромы и столетие" был гораздо сильнее и вместе с тем проще — хотя, опять же, возможно, это "проще" было с точки зрения европейца. Одна из моих любимых историй об этом режиссере связана как раз с "Синдромами". Фильм состоит из двух почти одинаковых частей, с очень похожими диалогами и намеком на реинкарнацию, разница только в месте действия: первая часть разыгрывается в провинциальной больнице, вторая, точно такая же, — в современной городской. На вопрос кого-то из журналистов, почему фильм так сложно устроен, режиссер удивленно ответил: "Что тут сложного? Фильм посвящен моим родителям. Первая часть — маме, вторая — папе". Дайте ему цветочек алень... Золотую пальму, а? Три. За маму, за папу и за дядю.
Не фильм, а сплошная медитация без музыки и диалогов в привычном смысле этого слова. Абсурдное повествование, которое при этом сложно назвать бредом. Как заметил один кинокритик, отличить удачный фильм Вирасетакула от неудачного крайне сложно, так как никому не известно, что именно хотел сказать режиссер.
Тим Бёртон, председатель жюри каннского кинофестиваля: «Фильм-победитель — это что-то особенное. Он открыл мне совершенно новый мир. Я никогда раньше не сталкивался с таким типом фантазий. Лента очень простая, но говорится в ней о таких сложных вещах, как бесконечность жизни или движении времени».
Самая ожидаемая награда фестиваля — приз за лучшее исполнение мужской роли Хавьеру Бардему в картине «КрасАта» (Biutiful) Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Свою награду Бардем посвятил возлюбленной, сидящей в зале, — Пенелопе Крус. Роскошная испанка плакала.