Название: «День радио»
Жанр: комедия
Длительность: 98 мин
Страна: Россия
Год: 2008
Режиссер: Дмитрий Дьяченко
В ролях: Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин, Ростислав Хаит, Алексей Хардиков, Михаил Бескоровайный, Федор Добронравов, Михаил Полицеймако, Константин Чепурин, Сергей Беляев, Георгий Мартиросьян, Эммануил Виторган, Дмитрий Марьянов, Нонна Гришаева, Амалия Мордвинова
Автор сценария: Леонид Барац, Сергей Петрейков, Ростислав Хаит
Оператор: Максим Трапо
Композитор: в фильме звучит музыка групп «Ногу свело», «Несчастный случай», «Billy’s Band», «S.P.O.R.T.», «Spitfire», «Чайф», «Ночные снайперы», «Мумий Тролль», «2 самолета», «Vоплi Viдоплясова», Николая Фоменко и группы «Бобры», Сергея Бабкина
Продюсер: Леонид Барац, Сергей Петрейков, Ростислав Хаит, Александр Цекало
Из истории вопроса
Создателями фильма является знаменитая московская театральная труппа «Квартет И», основавшая одноименный театр. На сегодняшний день «Квартет И» является одним из самых популярных и успешных театральных коллективов Москвы. Билеты на их спектакли раскупаются с неимоверной скоростью и это несмотря на не самые низкие цены. И не мудрено: спектакли театра – это феерия оригинального тонкого изобретательного юмора.
МирСоветов считает необходимым сказать, кто же входит в состав коллектива «Квартет И» (наверняка не все об этом знают). «Квартет» – это актеры и драматурги театра: Александр Демидов, Ростислав Хаит, Леонид Барац и Камиль Ларин, «И» – это И приглашенные артисты, часто участвующие в спектаклях театра: Михаил Полицеймако, Дмитрий Марьянов, Георгий Мартиросьян, Эммануил Виторган, Валдис Пельш, Александр Цекало, группа «Несчастный случай» и многие другие звезды экрана, сцены и эстрады. Главным режиссером театра является Сергей Петрейков.
В 2007 году вышла кино версия спектакля театра «Квартет И» – «День выборов», главные роли, в которой исполнили актеры театра. После успешного проката «Дня выборов», члены труппы решили экранизировать свой самый популярный на сегодняшний день спектакль – «День радио».
Сюжет
На московской радиостанции «Как бы Радио» день начался с необычной суеты, и не удивительно – сегодня в эфире будет проводиться радио-марафон в поддержку российских туристов, брошенных турфирмой на произвол судьбы в Конго.
В тот же момент на другом конце страны на борт утлого баркасика погружаются двое пассажиров: цирковая дрессировщица и ее администратор. Это люди. Еще есть парочка животных в клетках. И команда – капитан и механик. На просторах японского моря мотор корабля глохнет, и пассажиры становятся заложниками морской стихии. Дрессировщица страдает от приступов морской болезни, администратор нервничает, животные голодают, боцман сокрушается, а капитану все равно.
Тем временем на «Как бы радио» узнают, что конкурирующая станция уже полчаса как транслирует свой марафон в поддержку застрявших в Конго туристов! Отменять марафон нельзя, но и оставлять прежнюю тему тоже нет никакой возможности – спонсоры будут страшно недовольны. Тогда менеджер станции Михаил вместе со своими креативщиками Славой, Сашей и Лешей решает подыскать новую тему для марафона. Ничего интереснее застрявшего в японском море кораблика в информационных сводках они не находят. А что бы новость не выглядела слишком обыденной ее решено приукрасить – например, заявить, что бедствие терпит гигантский корабль на борту, которого собраны редкие животные, существующие в единственном экземпляре – этакий Ноев Ковчег. Кто же откажется помочь животным. Сказано – сделано: фиктивный марафон запускается в эфир.
Постановка фильма
За годы становления нового русского кино, больше всего, пожалуй, пострадал жанр комедии. Оно и понятно: юмор – вещь специфическая, особенно чувствительная к переменам в сознании людей, в новых реалиях трудно разобраться, как и о чем шутить. Многие классики советской комедии так и не нашли себя в новое время: Рязанов, Данелия, Сурикова и др., ранее дарившие зрителю образцы такого разного, но всегда яркого юмора, после 1991 года, к сожалению, не создали ничего сколько-нибудь запоминающегося.
Кинокомедии этого периода не радовали ни качественным юмором, ни стоящими актерскими работами. Зрителям приходилось довольствоваться либо оторванными от реальности мутноватыми пост модернистскими экспериментами вроде фильмов «Два Капитана-2» и «Перелет товарища Чкалова через Северный полюс», либо анемичными старомодными водевильчиками, авторы которых никак не могли расстаться с советским кинонаследием, либо молодежными фильмами, бессильно имитирующими западные образцы. В любом случае мало кому удавалось просто по-хорошему пошутить, рассмешить зрителя и вместе с ним посмеяться. Кроме, пожалуй, «Особенностей национальной охоты» (1995) и, может быть, с натяжкой «ДМБ» (2000) ничего интересного вспомнить и не получится. По мнению МирСоветов, фильм «День Радио» выглядит по-настоящему ярким пятном на сером фоне, именуемом российской кинокомедией.
В 2003 году на DVD вышла видео версия спектакля «День радио».
«День радио» опровергает распространенное среди наших зрителей мнение о том, что экранизация театральной пьесы по определению должна быть скучной, не зрелищной и тяжелой для восприятия. Фильм совсем не страдает камерностью присущей театральным постановкам. Несмотря на то, что все события разворачиваются практически в двух декорациях: в радиостудии и на палубе корабля, действие развивается настолько лихо, а юмор настолько яркий, что складывается впечатление будто, смотришь динамичный комедийный боевик. А сама причастность фильма к театральной сфере идет ему только на пользу.
В фильме «День радио» есть присущие театру и так не достающие современной российской кинокомедии (да и всему кино в целом) тонкость и интеллигентность. Не ханжество и снобистское задирание носа, а именно тонкость: материться и скидывать со своих героев штаны наши кинематографисты уже научились, и в принципе ничего страшного в этом нет, вот только делать это надо бы смешно, а не с самолюбованием и восторгом от собственной «смелости». Совсем не детский юмор фильма «День радио», тем не менее, демонстрирует давно забытое нашим кино остроумие и легкость.
Впервые спектакль «День радио» был показан в марте 2001 года выпускниками эстрадного факультета ГИТИСа.
Первое, что приходит в голову во время просмотра – это настоящий театральный капустник. Правда, фильм выгодно отличается от типичных представителей этого жанра наличием четкого детально прописанного сценария, хорошо прорисованных персонажей, изобретательно поставленных комедийных сцен и уморительных остроумных диалогов.
В отличие от спектакля, в котором звучала музыка, написанная Алексеем Кортневым (группа «Несчастный случай»), в фильме артисты исполняют свои собственные песни.
Попытки шутить по поводу той или иной творческой среды в нашем кино обычно превращались в очередной междусобойчик, снятый своими для своих, совершенно не интересный массовому зрителю.
«День радио» показывает закулисье работы на радио, и неважно, как все происходит на самом деле – хочется верить, что все бывает именно так: весело, лихо, интересно, в дружеской атмосфере – как на пионерском слете.
Михаил Козырев, исполнитель роли руководителя радио станции и по совместительству музыкальный продюсер фильма, рассказывал, что блатную песню, звучащую в самом конце, искали долго – старались подобрать что-нибудь знакомое группе «Бобры», исполняющей её.
Актерский состав
Успех фильма – во многом заслуга актеров. Наряду с четырьмя постоянными членами труппы «Квартет И» А. Демидовым, Р. Хаитом, Л. Барацем и К. Лариным в фильме снялись часто приглашаемые для участия в спектаклях театра Дмитрий Марьянов, Георгий Мартиросьян, Эммануил Виторган, группа «Несчастный случай» и др. Сыгранность, пришедшая после многолетней совместной работы, заметна в каждом кадре, актеры буквально чувствуют друг друга.
Видно, что играть данный материал в компании друзей каждому из них доставляет огромное удовольствие. Отсюда и появляется так называемая химия – тонкое взаимодействие и симпатия между участниками действа, которая передается на экран и проявляется уже во взаимодействии персонажей. Неизбежно рождающиеся в таких условиях импровизации позволяются ровно настолько, насколько это необходимо для придания свежести и легкости игре актеров.
Отличный актерский ансамбль, отличная сыгранность, отличные роли.
Фильм «День радио» – образец тонкого, остроумного, при этом совсем не снобистского юмора. 4 балла из 5, по-настоящему смешная комедия не вызывающая претензий ни по одной из категорий: актеры, сценарий, режиссура – все работает на создание веселой жизнерадостной атмосферы.