-Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2009
Записей: 2373
Комментариев: 23799
Написано: 38612


Нефертити в Москве.

Понедельник, 16 Января 2017 г. 10:52 + в цитатник

3427777_1 (425x636, 62Kb)

Фото Сергея Куприянова.

Факсимильная копия знаменитого скульптурного портрета царицы Нефертити была представлена 29 декабря в Москве, в Библиотеке им. М. А. Волошина ЦБС ЦАО.

Портрет Нефертити был найден 6 декабря 1912 года германским археологом Людвигом Борхардтом в руинах мастерской главного царского скульптора Тутмоса в эль-Амарне и с тех пор стал одним из самых узнаваемых и популярных произведений древнеегипетского искусства. Долгие годы образ Нефертити в синем парике является камнем преткновения в культурном диалоге Германии и Египта, власти которого считают, что признанный шедевр покинул страну нелегально. Процесс реституции Нефертити был прерван перед Второй мировой войной, так как бюст царицы был признан гитлеровской Германией одним из самых ценных памятников собрания Фонда прусского культурного наследия, который является учредителем Египетского музея и собрания папирусов в Берлине. В 1945 году американские солдаты нашли Нефертити среди самых ценных предметов искусства, которые были заминированы и скрыты в катакомбах соляных копей Меркер под Бременом. Долгое время, вплоть до 1991 года, египетская коллекция Берлинского музея была разъединена: знаменитый образ Нефертити хранился в ФРГ, в замке Шарлоттенбург, а многие другие её портреты и связанные с ее именем памятники — в Египетском музее Восточного Берлина. В 2009 году Нефертити вернулась в отреставрированный Новый музей объединенного Берлина, по свидетельству пресс-службы которого ежегодно её приезжают увидеть более полумиллиона человек.

 

Была в Новом музее, видела её, сложно оторвать взгляд от такого совершенства…

В основе произведения, представленного в Москве, — копия, созданная при помощи файла 3D-сканирования оригинала в Берлине. Более трех месяцев потребовалась известному московскому художнику Эдуарду Агапову, чтобы воспроизвести не только цветовую палитру памятника, но и все его фактуры, утраты, следы времени. По словам мастера, работа над образом Нефертити была исключительно сложной: «Прикасаться к такому памятнику — это огромная ответственность. Пришлось раз за разом уточнять отдельные черты памятника, которые могли быть искажены в гипсовой отливке, тщательно изучать фактуры пигментов, примененных для его росписи. Используя современные материалы, более сложные и порой слишком пластичные, постоянно приходилось балансировать на грани, тщательно стараясь воспроизвести Нефертити во всех ее деталях, включая мельчайшие сколы и повреждения. Очень сложно было сделать и отливку-инкрустацию глаза, который в оригинале выполнен из горного хрусталя и кусочка черного дерева». Как известно, только один глаз памятника, который был скульптурной моделью, инкрустирован. Это объяснялось, по-видимому, религиозно магическими представлениями древних египтян, для которых любое изображение конкретной личности было еще и вместилищем «Ка» — жизненной силы. Повредить такой памятник, если бы сходство с царицей было бы полным, означало бы нанести ей непоправимый вред.

«В настоящее время — это одна из самых точных копий портрета Нефертити в мире и единственный памятник такого рода в России, — отметил египтолог Виктор Солкин, возглавляющий Отдел Востока библиотеки. — Были известны и другие копии: первые были сделаны в 1920-х годах для императора Вильгельма II и Джеймса Симона — мецената, на средства которого велись раскопки в эль-Амарне. Однако даже в музейном пространстве отсутствуют копии такого уровня, как наша, что уже подтвердили германские коллеги. Гипсовая, не расписанная копия бюста Нефертити есть в фондах ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, однако она не является факсимильной — ее прототип выполнила в 1920-х годах по заказу германского правительства скульптор Тине Хаим. Она очень похожа на оригинал, однако все же не так точна. В нашем случае речь идет о произведении, для исполнения которого были применены как достижения современных цифровых технологий, так и исключительные талант и опыт художника, которому были поручены работы по росписи реплики».

 «Проект «Образ Нефертити» — очень сложный, но в то же время яркий и нужный, — сообщил директор библиотеки Сергей Куприянов. С одной стороны, мы очень хотели показать в Москве действительно уникальное воспроизведение великого шедевра, раз уж была возможность работать с результатами его трехмерного сканирования. Скульптурный портрет Нефертити поражает мастерством исполнения и каким-то особенным притяжением — от него просто нельзя оторвать глаз! С другой стороны, таким способом мы хотели показать, что интерес к культуре древних цивилизаций сейчас в России очень велик. Наша библиотека не всегда справляется с объемом заказов книг по восточной тематике, особенно выходящих за рубежом. Однако наша задача — делать все возможное, чтобы не только удовлетворить спрос постоянных читателей, но и привлечь в наши стены новых гостей. Уже сегодня, во время презентации реплики, были востребованы почти все имеющиеся у нас издания по эпохе Амарны — времени правления Нефертити и ее мужа, царя Эхнатона».

Отныне прекрасная Нефертити вошла в постоянную экспозицию зала Востока библиотеки им. М. А. Волошина ЦБС ЦАО и доступна широкой публике наряду с коллекциями подлинников восточного искусства, ранее принадлежавшими крупным советским египтологам и дипломатам. Здесь же представлены архивы выдающихся русских египтологов О. Д. Берлева, А. И. Еланской и В. Н. Ларченко, а также редчайшие издания XVIII—XIX вв., которые являются гордостью этого уникального московского культурного центра. 

3427777_2 (700x464, 96Kb)

Эдуард Агапов за работой. Фото Сергея Куприянова.

Источник - REGNUM

Рубрики:  Искусство
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

vit4109   обратиться по имени Понедельник, 16 Января 2017 г. 14:33 (ссылка)
Замечательной новой недели!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 16 Января 2017 г. 22:00ссылка
Благодарю, Виталий, взаимно!
Agnieszka75   обратиться по имени Понедельник, 16 Января 2017 г. 17:12 (ссылка)
Интересно!Жгуче... Потрясающе, КАК выполнялась копия.И магия...даже с фото.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 16 Января 2017 г. 22:01ссылка
А когда вокруг можно обойти (именно так в Берлине бюст установлен), ещё больше магии!
krakaziabra   обратиться по имени Понедельник, 16 Января 2017 г. 19:55 (ссылка)
Я правильно поняла - египтяне сознательно инкрустировали только один глаз?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 16 Января 2017 г. 22:04ссылка
Да, при чём сейчас только гипотезы, почему так сделали. Вот нашла разные версии.

Учёные склоняются к гипотезе, что изображение было прижизненным, а второй зрачок из драгоценного хризолита должны были вставить на место жрецы в день смерти царицы. Это означало бы, что душа покойной покинула тело и переселилась в каменное изображение. И с этого момента изваяние становилось священным. Но, с другой стороны, предполагают далее исследователи, возможно, мастерская художника Тутмоса в эль-Амарне попросту была разграблена ещё при жизни царицы. Уничтожена противниками религиозной реформы фараона Эхнатона, супруга Нефертити.

Есть ещё одна интересная гипотеза, связанная с древнеегипетской астрономией (жрецы были величайшими звездочётами). Опуская, увы, увлекательные подробности, сообщим лишь её суть. Отсутствие зрачка в одном из глаз бюста Нефертити связано с религиозными верованиями древних фараонов в их будущее возрождение (отсюда и тщательное, для сохранения в течение тысячелетий, мумифицирование тела, в которое должна вернуться душа). Для этого после смерти фараона совершалась особая религиозная церемония. В ней важнейшая роль отводилась туннелю пирамиды, точно ориентированному туда, где в своей высшей точке подъёма на звёздном небе был «глаз» экваториального созвездия Орион (в Древнем Египте это созвездие считалось «царём звёзд») – звезда Бетельгейзе. Её регулярное умирание и возрождение (с периодичностью около 6 лет Бетельгейзе светит то ярким светом, то почти пропадает с небосклона) «зажгло» в древних египтянах и, прежде всего, фараонах, веру в собственное возрождение после смерти.

В соответствии с этим верованием предусматривалось, что когда через много тысячелетий («переводя» на наше летоисчисление, почти через 23 000 лет после Рождества Христова) положение звёзд на небе будет таким же, как и во времена фараонов, то в Великую египетскую пирамиду должны будут перенести мумию Нефертити и вставить второй глаз в пустую глазницу её бюста. И тогда душа царицы посредством луча света, но уже от ярчайшей звезды ночного неба Сириус из созвездия Большого Пса, должна будет через другой тоннель пирамиды, точно направленный на Сириус, вернуться в тело. (Древние египтяне поклонялись Сириусу, по нему высчитывали свой календарный год, время разлива Нила.)

Красивая гипотеза!.. Вот только портят всё физики. Изучив глазницу бюста уже в XXI веке, они пришли к выводу, что там никогда ничего не было и, судя по форме, возможно, и не предусматривалось.

Загадка остаётся неразгаданной.
Перейти к дневнику

Четверг, 19 Января 2017 г. 11:37ссылка
Afatarwm, даже если по форме ничего не предусматривалось, почему бы не вставить зрачок позже?
Очень интересные гипотезы! Было интересно прочесть, спасибо, Оля!
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Января 2017 г. 19:22ссылка
krakaziabra, не, нельзя, это как перерисовать какой-нибудь шедевр...
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Января 2017 г. 19:29ссылка
Afatarwm, я не про современное время имею в виду. Может, жрецы сами хотели вставить глаз позже, но по каким-то причинам не смогли этого сделать.
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Января 2017 г. 19:30ссылка
krakaziabra, ааа, это мы теперь не узнаем, наверное...
klari126   обратиться по имени Среда, 18 Января 2017 г. 15:46 (ссылка)
Второй глаз украден, я так поняла!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 19 Января 2017 г. 10:58ссылка
А может его никогда там и не было.
ketsy   обратиться по имени Суббота, 21 Января 2017 г. 14:41 (ссылка)
а почему ее в библиотеку поместили, а не в музей какой-нибудь?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Января 2017 г. 19:20ссылка
Честно говоря, не знаю, может именно они спонсоров нашли. К тому там собрана, как я понимаю, большая коллекция по Египту...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку