-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Асы 2МВ: великолепная пятерка балканских асов

Понедельник, 04 Октября 2021 г. 08:07 + в цитатник
01 заставкаjpg (645x323, 190Kb)

Участие ВВС балканских стран во 2-й мировой войне

Весной 1939 г. Германия аннексировала Чехословакию, что привело к исчезновению Чехословакии и образованию Словацкой республики. Это спровоцировало Венгрию заявить претензии на часть словацких земель, и в марте 1939 г начались боевые действия между ВВС будущих союзников Германии – Венгрии и Словакии (словацкие ВВС были спешно созданы на основе чехословацкой авиации). Этот продолжавшийся всего неделю конфликт завершился гибелью около 20 словацких самолетов (венгры потерь не имели) и отторжением от Словакии Рутении. А уже в сентябре того же 1939 г словацкая авиация вместе с Люфтваффе приняла участие в нападении на Польшу. Вновь словацкие летчики вступили в бой в июле 1941 – по требованию Германии они вместе с Люфтваффе выступили против ВВС Советского Союза.

Венгры же в 1940 г предъявили территориальные претензии уже Румынии. В результате в августе произошел ряд боевых столкновений между венгерскими и румынскими самолетами. Лишь вмешательство Германии «примирило» ее союзников (хотя провокационные нарушения границ самолетами обеих сторон продолжались даже в 1941 г). В апреле 1941 венгерские ВВС поддержали Люфтваффе в войне против Югославии, а с 27 июня 1941 венгры начали боевые действия против СССР. Решение о вторжении в Советский Союз было принято после бомбовых ударов 26.06.1941 по венгерской территории неизвестными самолетами, принадлежность которых какой-либо стране до сих пор не определена. Многими политиками тогда высказывались версии о том, что это были румынские или немецкие бомбардировщики, и данные бомбежки - провокация. Но решение о вступлении в войну против СССР было принято согласно вечному принципу: «Во всем виноваты русские»…
Если не считать трехдневного конфликта с Венгрией в августе 1940, ВВС Румынии не принимали участия в боевых столкновениях начального периода 2-й мировой войны. Привлечению румынской армии и авиации к боевым действиям в поддержку немцев не способствовал даже государственный переворот, произошедший в сентябре 1940 г, в результате которого диктатором Румынии стал генерал Ион Антонеску, опиравшийся на фашистскую партию и занимавший откровенно прогерманскую позицию. Однако на рассвете 22 июня 1941 г румынские самолеты вместе с Люфтваффе атаковали советские аэродромы: Румыния приняла участие в нападении на СССР в надежде вернуть себе Бессарабию, отторгнутую у нее Советским Союзом (политическим путем) летом 1940 г…
Государство Хорватия образовалось в апреле 1941 г путем раскола Югославии, во время вторжения в эту страну германских и итальянских войск. Уже через несколько дней после объявления о создании нового государства на основе части югославской авиации были образованы хорватские ВВС. А участвовать в боях они начали с октября 1941 г, по требованию Германии поддержав Люфтваффе в войне против Советского Союза.
Особая ситуация сложилась с поддержкой германской авиации болгарскими ВВС. Так как в Болгарии были сильны симпатии к России, в 19-м веке освободившей эту страну от турецкого ига, германское командование не настаивало на участии болгарских ВВС в войне против СССР. Поэтому болгарская авиация с 1941 г занималась (впрочем, совершенно безуспешно) только противолодочной обороной черноморских конвоев (так как советские подлодки торпедировали и болгарские транспортные суда). В воздушных боях против ВВС СССР болгарские летчики никогда не участвовали. К боевым вылетам болгарские истребители приступили лишь с июня 1942, когда над Болгарией начали появляться американские дальние бомбардировщики, направлявшиеся через эту страну к румынским нефтепромыслам. Однако низкие тактико-технические качества болгарских самолетов не позволяли им успешно перехватывать врага; только после передачи Германией Болгарии новейших истребителей Мессершмитт-109 болгары начали сбивать американские бомбардировщики (первая победа болгарских ВВС – 1 августа 1943 г).

Системы подсчета побед в этих странах
02 болгары в бою (608x335, 156Kb)

Истребители большинства балканских стран в первой половине войны вели подсчет побед по системе, учитывавшей только количество сбитых самолетов. При этом не имело значения, какие это были самолеты - одномоторные истребители или четырехмоторные бомбардировщики. Исключение представляла венгерская авиация, командование которой вообще не вело официального учета побед своих летчиков, из-за чего сегодня трудно составить достоверный рейтинг венгерских асов. В остальных же странах Балканского полуострова в начале 1944 г ввели систему победных баллов: за сбитый одномоторный самолет пилот получал один балл, за двух- или трехмоторный - два, а за четырехмоторный - три. Это было сделано по образцу немецкой наградной системы: в Люфтваффе она помогала определить, какую степень награды вручать пилоту за заслуги (но при этом у немцев бальная система не распространялась на победный рейтинг летчиков, учитывавший только количество сбитых самолетов). А союзники Германии, не разобравшись в таких тонкостях, в соответствии с новой системой пересчитали и все личные результаты своих пилотов. Пересчет же привел к тому, что количество баллов на счетах балканских пилотов перестало отражать истинное число сбитых ими самолетов. Из-за этого уже тогда летчика, набравшего пять баллов, стали считать асом, хотя в действительности он мог сбить и менее пяти самолетов. Сегодня же тогдашнее «нововведение» мешает историкам составить точный список лучших асов Балканского полуостров из-за путаницы между числом баллов и числом реальных побед. Поэтому часто по одному и тому же пилоту в разных источниках даются отличающиеся цифры одержанных побед.
Ниже приведена информация по пяти наиболее результативным асам Балканских стран (по одному асу от каждого государства). Летчики распределены согласно их личному победному рейтингу, хотя приведенная здесь «лестница побед» может и не совсем точно соответствовать реальности – по указанным выше причинам. Показательная деталь: независимо от страны, которой принадлежал летчик, все «высшие» асы Балкан добились большинства своих побед на немецких самолетах, а не на машинах отечественного производства, боевые качества которых оставляли желать лучшего…

РУМЫНИЯ
CANTACUZINO Constantin

45 побед, 56 баллов
03 Кантакузино и самолеты (653x316, 120Kb)

Константин Кантакузино (1905-1958) стал самым результативным румынским асом 2-й Мировой войны, при этом на его победном счету были как советские и американские, так и немецкие самолеты (в общем, бил всех, кто попадал в прицел).
Константин родился в древней дворянской семье, одной из самых богатых фамилий Румынии. Это позволило ему за свой счет создать собственную частную авиашколу, в которой Кантакузино и научился летать. К началу войны Кантакузино был уже опытным воздушным акробатом и чемпионом Румынии по высшему пилотажу. Летом 1941 г Константин вступил в военную авиацию и в составе эскадрильи Esc.53 на истребителе «Харрикейн» принял участие в боях на Восточном фронте. К декабрю 1941 г, когда после падения Одессы его часть вернулась в Румынию, Кантакузино успел одержать 4 подтвержденные и 2 неподтвержденные победы.
Вновь на Восточном фронте капитан Кантакузино появился в мае 1943 г во главе эскадрильи Esc.58, вооруженной самолетами Bf-109G. До осени 1943, когда он из-за болезни вернулся в Румынию, Кантакузино успел довести свой счет до 30 побед, за что был награжден германским Железным крестом 1-го класса и румынским орденом Михая Храброго. После излечения, с февраля 1944, он служил в ПВО страны. Кантакузино открыл счет сбитых американских машин 15.04.1944: уничтожил четырехмоторный бомбардировщик В-24 «Либерейтор»; а 6.06.1944 г Константин первым среди румынских пилотов сбил истребитель Р-51 «Мустанг». В августе Кантакузино был назначен командиром группы Gr.9 Van. После антифашистского переворота в Румынии и перехода страны на сторону СССР капитан Кантакузино стал уничтожать самолеты бывших союзников, Так, 25.08.1944 шестерка Bf.109G-6 под его командованием отразила попытку одиннадцати немецких Не.111 отбомбиться по румынской столице; при этом Кантакузино лично уничтожил 3 «Хейнкеля». Затем Константину, хорошо знавшему английский язык, командование поручило заняться возвращением англичанам и американцам их военнослужащих, находившихся в плену в Румынии. После выполнения этого задания Кантакузино вновь вступил в борьбу с немецкой авиацией, но 25.02.1945 Константин и его ведомый были сбиты внезапной атакой пары командира I/JG-53 Гельмута Липферта (атака оказалась столь молниеносной, что румыны не успели осознать, что же произошло). Ведомый погиб, однако Кантакузино успел спастись на парашюте.
К концу войны капитан Кантакузино имел 56 баллов за 45 подтвержденных побед; еще 11 заявленных им побед не получили подтверждения. Такой счет вывел летчика на первое место в списке не только румынских асов, но и асов всех Балканских стран.
По окончании войны к власти в Румынии пришли коммунисты; так как вся частная собственность была конфискована, а представителей старого режима начали отправлять в тюрьмы, потерявший все свое состояние и имущество Кантакузино покинул Румынию и перебрался в Испанию. Там он зарабатывал себе на жизнь, выступая в различных авиашоу...

ХОРВАТИЯ
DUKOVAC Mato

35 побед, 44 балла
04 Дуковач и месс (645x168, 68Kb)

Мато Дуковац (1918-1990) стал югославским летчиком в 1937 г., а весной 1941, после раскола Югославии и образования государства Хорватия, Мато вступил в хорватский Воздушный легион. В октябре 1942 лейтенант Дуковац прибыл на Кубань, в состав 15(Croat)/JG52 (15-й хорватской эскадрильи в 52-й германской истребительной эскадре). Новичок стал ведомым первого аса Хорватии Цвитана Галича, воевавшего на Восточном фронте с октября 1941 г. Вскоре этот «тандем» стал самым успешным в хорватской авиации.
Первую победу Мато одержал 11.11.1942 в своем 12-м боевом вылете: сбил в районе Туапсе истребитель И-16. В апреле 1943 Дуковац записал на свой счет 5-ю подтвержденную победу (кроме того, еще 4 победы он не смог подтвердить). А в последних числах мая хорватскую эскадрилью отозвали с фронта, так как в ней прошла волна дезертирств: сразу несколько летчиков перелетели на советские аэродромы и сдались в плен. К моменту возвращения в Хорватию на счету Дуковаца числилось уже 14 подтвержденных и 6 неподтвержденных побед (правда, за это же время он сам четыре раза совершал аварийные посадки на избитой противником машине).
Вновь на Восточный фронт обер-лейтенант Дуковац вернулся в октябре 1943 уже командиром заново сформированной 15-й хорватской эскадрильи (той же 52-й немецкой эскадры). Первую победу в этом новом качестве Мато одержал 29.10.1943 (сбил в районе Керчи ЛаГГ-3). За последующие 5 месяцев Дуковац сбил еще 20 самолетов (+2 не подтвержденных), но при этом и сам дважды был сбит, и даже лечился в госпитале после ранения. Из-за огромных потерь (в эскадрилье в живых осталось всего 3 пилота) в апреле 1944 фактически разбитая 15(Croat)/JG52 была отозвана на родину. Однако немцы требовали от хорватов пополнения эскадрильи свежими силами и возвращения ее на фронт; и капитану Дуковацу, которому уже надоело воевать и проливать кровь за немцев, скрепя сердце, пришлось подчиниться. В сентябре он с практически заново восстановленной эскадрильей прибыл в Литву, а уже 20 сентября 1944 дезертировал, перелетев со своим ведомым фельдфебелем Поляричем на советский аэродром и сдавшись в плен русским.
Бегство Дуковаца положило конец хорватской авиации в составе германских ВВС. Немцы тут же расформировали обе имевшиеся в Люфтваффе хорватские эскадрильи (истребительную и бомбардировочную), конфисковав у них все самолеты. Личный состав был переведен в пехоту и отправлен назад, в Хорватию.
Мато Дуковац же находился в плену не долго. В ноябре 1944 советское командование отправило летчика к югославским партизанам, у которых Мато стал пилотом-инструктором формирующихся ВВС. СССР передал югославским партизанам партию истребителей Як, и Дуковац начал обучать полетам подходящих для этого дела людей. Но партизаны, несколько лет боровшиеся против фашизма, очень неприязненно относились к своему инструктору, в те же годы сражавшемуся на стороне немцев. Из-за постоянных оскорблений в свой адрес Дуковац попросил о переводе, и его перевели в другую авиашколу, открывшуюся на освобожденной территории Югославии. Однако и здесь его откровенно третировали, как «немецкого прислужника». Опасаясь, что скоро к нему применят репрессии, Дуковац 8.08.1945 угнал учебный биплан, на котором перелетел Адриатическое море и приземлился в Италии. В поисках заработка Мато Дуковац в 1946 нанялся в сирийскую авиацию, и в ее составе участвовал в арабо-израильской войне 1948 г., после чего эмигрировал в Канаду.
Точное число побед самого результативного аса Хорватии до сих пор вызывает споры у историков: ведь его рейтинг, как и у других летчиков Балкан, был пересчитан по балльной системе. Это и сегодня постоянно вводит в заблуждение исследователей, путающихся в цифрах баллов и побед. В результате в ряде изданий счет Мато Дуковаца указывается как 44 победы, а в других – как 35. Автор же данного сообщения предполагает, что реальный счет хорвата – 35 сбитых самолетов и 44 балла (так как несколько сбитых Мато самолетов были двухмоторными бомбардировщиками).

ВЕНГРИЯ
SZENTGYORGYI Dezso

34 победы
05 Шентьерги и месс (652x162, 74Kb)

Вероятно, старшина Дечо Шентьёрди (1915-1971) является самым результативным асом Венгерской авиации (если верить ему и воспоминаниям его сослуживцев). Вступив в боевые действия против СССР в 1943 году, Дечо за лето одержал в России 7 воздушных побед (4 истребителя, 2 штурмовика и бомбардировщик). Летом 1944 летчик защищал небо Венгрии от налетов американской авиации: уничтожил 4 тяжелых бомбардировщика «Либерейтор» и 2 истребителя. А с осени 1944 Шентьёрди о опять сражался против советских ВВС – вплоть до капитуляции Венгрии.
С ноября 1944 и до середины марта 1945 старшина Шентьёрди сбил еще 12 истребителей и 5 штурмовиков; кроме того, он по ошибке уничтожил два немецких самолета. Всего, за время участия в войне Дечо Шентьёрди совершил 218 боевых вылетов и одержал около 33 – 34 побед (в разных исследованиях встречаются разные цифры). За боевые успехи командование буквально осыпало аса всевозможными наградами: он получил 8 венгерских орденов, и два Железных креста о союзников-немцев. В составленном исследователями после войны рейтинговом списке венгерских асов Дечо Шентьёрди занял первое место.

СЛОВАКИЯ
REZNAK Jan

32 победы
06 Режняк и месс (645x171, 68Kb)

Ян Режняк (1919-2007) участвовал в боях на Восточном фронте в составе эскадрильи 13(Slovak)/JG-52 с ноября 1942 г. Первую победу одержал в январе 1943: над станицей Смоленская сбил И-153 капитана Филатова из 957-го ИАП. Словацкий летчик отличался большим везением: его трижды сбивали, два раза он сам разбивал свои самолеты, но ни разу Режняк не получил ни одного серьезного ранения. Наиболее значительным поступком союзника немцы считали его добровольный полет 17.02.43 г на поиски сбитого над Азовским морем германского аса Хайнца Шмидта. Правда, Режняку не удалось выручить немца: его связной биплан был перехвачен советскими истребителями и уничтожен. Ян сам оказался в холодной февральской воде и был спасен оказавшимся рядом германским катером. Шмидт же добрался до своих, прыгая с льдины на льдину.
Самыми удачными днями словацкого аса стали 29.03.43 г и 3.05.43 г, в которые Режняк сбивал по 3 советских самолета. В июле 1943 г после завершения положенного цикла боевых вылетов Ян Режняк был отозван на родину и больше в боях не участвовал. За время боев на Восточном фронте Режняк заявил об уничтожении 32 самолетов (еще 3 предположительно), и был признан лучшим асом Словакии. Немцы оценили рвение своего союзника, наградив его Рыцарским Крестом.

БОЛГАРИЯ
СТОЯНОВ Стоян

5 побед, 15 баллов
07 Стоянов и месс (651x179, 74Kb)

Стоян Илиев Стоянов (1913-1997) – единственный болгарский летчик, одержавший 5 воздушных побед. Офицер кавалерии с 1934 г., Стоянов после окончания в 1938 авиационной академии стал летчиком. К лету 1943 он дослужился до должности командира эскадрильи 6-го истребительного полка.
Первую победу поручик Стоянов одержал 1.08.1943: сбил американский бомбардировщик В-24 «Либерейтор», возвращавшийся в Африку после бомбежки Плоешти. В ноябрьских – декабрьских боях над Софией Стоян повредил 3 «Либерейтора» и 1 истребитель «Лайтнинг», но сбить эти машины ему не удалось. Вторую победу болгарский летчик одержал 10.01.1944 – над Софией расстрелял истребитель «Лайтнинг». 23 июня над Македонией Стоянов так удачно попал в уязвимые места «Либерейтора», что бомбардировщик взорвался в воздухе. На следующий день Стоян Стоянов, Михаил Уцунов и Кирил Стоянов одержали групповую победу над бомбардировщиком В-17. Последнюю, пятую победу поручик Стоянов одержал 26 августа 1944: с дистанции 50 м так изрешетил истребитель «Лайтнинг», что тот взорвался в воздухе, окатив всю машину Стоянова маслом. Общий счет летчика по утвержденной болгарским командованием «балльной» системе составил 15 баллов: 6 - за два сбитых четырехмоторных В-24, 4 – за два сбитых двухмоторных «Лайтнинга», 1 балл – за сбитый в группе четырехмоторный В-17 и 4 балла - за 3 поврежденных В-24 и 1 Р-38.
Окончание 2-й мировой войны Стоян Стоянов встретил в звании майора и должности начальника истребительной авиашколы; за боевые заслуги летчик был награжден тремя болгарскими офицерскими медалями «За отвагу» и немецким Железным крестом 2-го класса.

Серия сообщений "Великолепная пятерка лучших асов 2МВ":
Часть 1 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка советских асов-истребителей
Часть 2 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков
...
Часть 10 - Асы 2МВ: великолепная пятерка Великобритании
Часть 11 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка итальянцев
Часть 12 - Асы 2МВ: великолепная пятерка балканских асов
Часть 13 - Асы 2МВ: великолепная пятерка поляков
Часть 14 - Асы 2МВ: пятерка лучших асов дневных тяжелых истребителей Люфтваффе
Часть 15 - Асы 2МВ: лучшие летчики британской бомбардировочной авиации
Часть 16 - Асы 2МВ. Лучшие пилоты бомбардировщиков Люфтваффе

Рубрики:  ИСТОРИЯ АВИАЦИИ/Воздушные асы 2МВ - Германия и союзники
САМЫЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Сим_Никин   обратиться по имени Понедельник, 04 Октября 2021 г. 08:40 (ссылка)
Под чьими только знаменами не объединялся против нас Евросоюз, начиная наверное с крестовых походов на новгородские земли в двенадцатом веке)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 04 Октября 2021 г. 10:14ссылка
Ага. Особо меня восхищают "братушки-болгары", которых турки не вырезали полностью только из-за вмешательства русских, и которые во всех войнах регулярно "благодарят" Россию за свое освобождение, неизменно оказываясь на стороне врагов...
Перейти к дневнику

Понедельник, 04 Октября 2021 г. 10:27ссылка
Ну эти-то испытывают к нам неприязнь еще с византийских времен) Хотя, лично был знаком со многими болгарами, и даже работал совместно, в общении вполне адекватные люди) У нас в городе есть монумент советско-болгарской дружбе. Бульвар, на котором он стоит, так и называется Бульвар Дружбы) Памятники Ленину посносили, а память о дружбе с предателями храним)
https://www.liveinternet.ru/users/5990721/post481914809/
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку