Как уже говорилось в предыдущей статье, гражданская война в Испании для стран, поддерживавших ту или иную сторону конфликта, практически являлась полигоном боевых испытаний различных видов вооружения. И на 360 единиц бронетехники, присланной немцами и итальянцами в помощь испанским националистам, Советский Союз ответил сотнями своих танков и броневиков, пополнивших бронетанковые войска испанских республиканцев.
О составе и состоянии испанской бронетехники говорилось в предыдущей статье. Понятно, что имевшегося в 1936 г. в Испании почти «микроскопического» (да еще и расколовшегося на два лагеря) количества бронетехники для ведения войны было недостаточно. Поэтому обеим вступившим в конфликт силам требовалось его срочное пополнение. А так как гражданская война в Испании для стран, поддерживавших ту или иную сторону конфликта, практически являлась полигоном для боевых испытаний различных видов вооружения, то и СССР, и Германия, и Италия отправили туда значительное число своих самолетов, орудий и бронетехники.
У итальянцев было принято награждать летчиков ударной авиации боевыми наградами чуть ли не за каждую проведенную ими атаку (даже если она только показалась итальянцам удачной). Погибших же в бою пилотов обычно посмертно удостаивали высшей боевой награды Италии – «Золотой медали за воинскую доблесть» (более низкими степенями, вручавшимися за удачные или «удачные» атаки, были «Серебряная» и «Бронзовая медаль за воинскую доблесть»). Эта система привела к тому, что большинство итальянских летчиков были буквально увешаны наградами, и потому считались асами (даже, если их успехи были лишь «призрачными»). Учитывая это, я отобрал в данную статью только кавалеров «Золотой медали за воинскую доблесть», получивших эту высшую награду при жизни, а не посмертно – т.е. за конкретные боевые успехи.
ПРЕДИСЛОВИЕ: тема бронетанковых войск гражданской войны в Испании интересна, но информация по ней очень скудна, отрывочна, и противоречива. Особенно в том, что касается непосредственно испанской, а не завезенной уже во время войны техники – тут у историков наибольшее число неясностей и недосказанностей. Проблема поиска инфы усугубляется так же мизерным количеством доступных иностранных книг на данную тему. А в русскоязычном сегменте практически все встречающиеся в интернете публикации цитируют одну и ту же книгу В. Шпаковского «Бронетехника гражданской войны в Испании 1936-1939 гг.», которая в основном опирается на труд Javier de Mazarrasa «Blindados en Ispana la Guerra Civil 1936-1939».
Накануне 1МВ вся британская частная авиация была мобилизована и включена в Королевский воздушный корпус (RFC), который подразделялся на Морское крыло (Naval Wing), Армейское крыло (Military Wing) и Центральную летную школу (CFS). В Морское крыло входили отряд дирижаблей, три авиационных и один гидроавиационный отряды (общее количество - 93 самолета). Армейское крыло состояло из четырех отрядов (179 самолетов). Центральная летная школа имела четыре аэродрома и принимала пилотов, уже прошедших обучение в частных школах.
Первые же штурмовки наступающих немецких войск в 1941 показали ошибочность довоенных взглядов, что истребители не так страшны штурмовикам, как зенитки. Огромные потери Ил-2 от атак немецких истребителей заставили многих летчиков искать выход из создавшегося положения. Некоторые пилоты пробивали дыру в задней части фонаря, и выставляла в нее какую-нибудь оглоблю, имитируя пулемет - для отпугивания истребителей противника. А другие летчики для самозащиты начали оборудовать свои самолеты реальными импровизированными пулеметными установками. В 1942 г. прямо во фронтовых частях на многих одноместных Ил-2 стали «кустарно» делать в фюзеляже за кабиной пилота вырез с вмонтированной самодельной турелью с пулеметом ШКАС или ДА (какой удалось достать), либо снятую со списанного бомбардировщика турель УБТ; и сажать туда стрелка. Количество переоборудованных таким способом штурмовиков неизвестно, но речь идет как минимум о нескольких сотнях экземпляров.
Штурмовик Ил-2 — одномоторный, поначалу одноместный, а затем двухместный свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Имел фюзеляж как цельнометаллической, так и смешанной конструкций. Передняя часть фюзеляжа представляла собой бронекорпус из сваренных гнутых листов брони толщиной 4-6 мм, который закрывал двигатель, водорадиатор, топливные баки и кабину. Причем бронекорпус имел хорошо обтекаемую форму и не являлся «мертвым грузом», а был включен в силовую схему машины - то есть воспринимал нагрузки от двигателя, крыла и хвостовой части фюзеляжа (такая конструктивно-силовая схема была применена впервые в мире). Кроме бронекорпуса летчика дополнительно защищали бронезаголовник, лобовое бронестекло и бронещитки на сдвижной части фонаря. В двухместной версии кабина стрелка защищалась 6-мм бронелистом. Между кабинами летчика и стрелка под общим фонарем размещался бензобак, прикрытый 12-мм бронеплитой. Общая масса брони составляла: на «одноместке» более 800 кг, на двухместном – 990 кг.
Как уже говорилось ранее, в начальный период Великой Отечественной войны основой танковых парков и Германии, и СССР являлись легкие танки - класс, подразделявшийся на три подкласса. О подклассах танкеток и малых танков я рассказывал в предыдущей статье; теперь настал черед собственно легких танков - более «весомых», чем танкетки, башенных машин массой от 5 до 15 тонн, как правило, вооруженных пушками малого калибра (от 20 до 45 мм).
Кроме стандартных штатных образцов стрелкового оружия, которыми владели все бойцы отрядов коммандос, для выполнения особых заданий диверсионные группы снабжались в случае необходимости еще и специальным, бесшумным оружием. Британские оружейные специалисты в годы войны разработали целый ряд бесшумных образцов, некоторые из которых по своим боевым возможностям являлись лучшими в мире.
Военная техника русской армии конца XVII века не удовлетворяла требованиям того времени, что объясняется отсталостью русского оружейного дела от технологий европейского производства оружия. Это в некоторой степени относилось и к артиллерии; но отставание в этой области являлось скорее количественным, чем качественным. По качеству изготовления русские пушки уже тогда не отставали, а то и превосходили иностранные образцы. Вот только спрос на орудия постоянно рос, а маломощная русская промышленность просто не успевала удовлетворять его.
За время войны система вооружения британских спецвойск претерпела ряд изменений. Эти изменения были связаны с запоздалым осознанием англичанами того, что новые формы ведения войны требуют и нового оружия. Соответственно, все службы специального назначения – и коммандос, и SAS, и SBS, и «Пустынные призраки», вооруженные одинаково, одним и тем же оружием, одновременно получали и новые образцы - с принятием их на вооружение армии.
В предвоенные годы и в начальный период 2-й мировой войны основой танковых парков всех армий мира (в том числе и Рабоче-Крестьянской Красной Армии Советского Союза) являлись легкие танки. Такое положение было обусловлено в первую очередь тем, что этот вид бронетехники из-за малой металлоемкости небольших машин и возможности использовать в них автомобильные узлы и агрегаты был относительно дешев и прост конструктивно. В результате производство легкой бронетехники оказалось по силам не только ведущим мировым державам, но и странам, не входившим в число экономических лидеров. А Советский Союз, в 30-е годы активно поднимавший свою тяжелую промышленность, постройкой огромной массы легкой бронетехники сумел получить количественное преимущество в танках перед вероятным противником. К тому же относительная простота эксплуатации легких боевых машин позволила СССР организовать массовую переквалификацию в танкисты вчерашних пехотинцев и кавалеристов.
В XV – XVII вв. основу русской кавалерии составляла поместная конница. Она была основана на системе условного поместного землевладения, при котором дворяне, «дети боярские» и другие «слуги вольные» получали земельные наделы только в том случае, если они несли военную службу. Служба же в поместной коннице была пожизненной и наследственной.