Нескучные Заметки-130: BUONAPARTE. АВГУСТЕЙШАЯ СЕМЬЯ |
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ЗДЕСЬ, В ПАРИЖЕ, а точнее - всего в полусотне километров от него, в ближайшем пригороде, в замке Фонтенбло, о котором я уже не раз благовещал вам в Нескучных Заметках здесь и вот здесь, есть небольшой, но чрезвычайно любопытный музей Наполеона I. По большому секрету могу вам сказать, что в нём хранятся совершенно уникальные вещи, участвовавшие в реальных исторических событиях вселенского масштаба, - например, именно здесь хранится знаменитый коронационный костюм Императора, а также его легендарный коронационный меч, украшенный самым большим не алмазом, а уже бриллиантом во всей Франции - «Régent» весом 104,5 карат - тем, что в прежнее время украшал лишь корону предшествовашей ему династии Бурбонов: это его вы проморгали, когда были в Лувре.
И не только это - музей довольно камеральный, чтоб трубить о нём на каждом углу, и меня поймут те из моих читателей, кто относит себя к почитателям не только моего, но и наполеонова таланта. Всё это, и многое, многое другое спрятано от любопытных глаз в залах музея, а вот на авансцену выставлена уникальная галерея, состоящая из скульптур и портретов, и посвященная лишь только им одним - тем, кого во Франции до сих пор зовут La Famille Impériale, что на язык русскый, к очередному стыду за Тургенева, громко, да незаслуженно воспевшего мнимое де-факто величие и немощь вместо языкового "могущества", перевести складно да гладко можно лишь, исключительно как в заголовке этой Нескучнейшей из всех Заметок - АВГУСТЕЙШАЯ СЕМЬЯ.
Хотя и двести лет спустя, эта семья и в наши благословенны дни является августейшей семьёй Франции - но не стоит забывать, что прежде семья та была итальянской, и несмотря на то, что корсиканцами по рождению были лишь первенец Джузеппе и её основатель Карло Буонапарте, давший своему роду этот наследственный герб с двумя звездами и двумя полосками, что и нынче украшает их родовой дом в Аяччо, между собой дома все говорили на итальянском языке. Имена всем родившимся детям давались итальянские, - несмотря на то, что и сам Наполионе, и все последующие его братья и сёстры de-jure рождались уже французами, уже после приобретения Корсики французским королём: да-да, как бы ни странно это не звучало для революционного русскаго уха, Корсика была вовсе не захвачена, воёвана и присоединена, как огнём и мечом "присоединяли" республики к Советскому Союзу, а культурно и вежливо куплена Францией у Генуи, прежнего законного собственника этого острова, - это всегда важно помнить.
Портреты и скульптуры Императорской семьи представлены в музейной галерее не в хронологическом, и даже - не в семейном, а в собом, известном лишь музейным работникам, порядке. Вполне возможно, что он соответствовал личным предпочтениям и вкусам того, кто командовал расстановкой и развеской, а может - и как убеждает жизнь, так бывает гораздо чаще, - всё объясняется вовсе не симпатично-идеологическими соображениями, а обыкновенными банальностями: вешали и расставляли так, как приносили, и кому-то просто не хватило места, а на перевеску - уже не хватило сил... Между тем, в этой Нескучной Заметке именно тот, оригинальный музейный порядок, будет свято сохранён, как сохранены оригинальные, неофранцуженные и неорусенные (ну, вот как сказать?..) имена всех членов Августейшей Семьи.
Портрет Наполеона, как суверенного законодателя. Ателье Anne-Louis Girodet-Trioson, 1812-1814
Любой из вас начал бы свою фамильную галлерею с отцов и дедов, - но здесь - свои порядки... Любопытно, что этот далеко не самый лучший, на мой взгляд, портрет Императора, Жироде написал аж в 36 экземплярах - для каждого из Апелляционных судов всей французской империи. Наполеон представлен, как Император, провозглашающий Гражданский кодекс, лежащий раскрытым на столе. Понятно, что не все 36 экземпляров Жироде написал лично - на смешанную работу целой мастерской здесь и в дальнейшем внимательному читателю указывает приписка "ателье".
Мало кто заметил тогда, а ещё меньше - замечает сейчас некоторую историческую неточность: Гражданский кодекс был провозглашен 21 марта 1804, то есть ещё в бытность Наполеона Бонапарта Первым консулом Республики, и за более, чем полгода до того, как 2 декабря 1804 он, будучи уже в этой мантии, примет императорскую корону в соборе Нотр-Дам. Таким образом, в действительности этой сцены не существовало, если только не допустить, что в дальнейшем, уже после коронации, император специально переодевался в императорские одежды и провозглашал кодекс уже повторно - как берлинскую капитуляцию.)
Жозефина. Ателье Carrara, по модели Antoine - Denis Chaudet
Ту, что сумела стать Императрицей всей Франции, а вдобавок - ещё и королевой Италии, в этой Семье звали Джузеппина - а в действительности, родители звали её Мари-Роз: горячим русским поклонникам обжигающего революционнаго прошлого будет лестно узнать, что (по иронии судьбы!..) на улице, носящей в нашем Парижике точно такое же имя, буржуазно жил да прескромно был во Столице Мира самый человечный Человек В Пальто - как в действительности его звали, на зубок знают в Советском Союзе даже те, кто не знает, как по правде зовут Буратино!..
Она родилась на Мартинике ровно 250 лет тому назад - 23 июня 1763 и почти уже 200 лет тому назад она скончалась, будучи в том же самом возрасте, в котором позднее скончался Наполеон, - и так же, как и он, будучи отравленной теми, кто предал Париж тем, кто сумел "доблестно" занять этот город лишь толпой-коалицей, и лишь тогда, когда Париж уже был безоружным...
Об их Августейшем Союзе, о том, как он только начинался, и как был завершён, я не раз уже рассказывал в Нескучных Заметках - видеоролики и кликабельные картинки вверху помогут вам восстановить всё это в памяти, - и вскоре я расскажу и о её последних днях в Мальмезоне... Между тем, в музейной галерее Фонтенбло Жозефина скромно представлена лишь только тем мраморным бюстом - всем известный и прероскошный портрет не терявшей своих титулов Императрицы и королевы, великолепной кисти барона Жерара по непонятным причинам хранят в глубине музейных залов: там полутьма и сильные блики от вспышки - так что это всё, что можно было вытянуть из этой фотографии, - но она таит в себе волшебный секрет: вот только кликните по ней!..)
В сумраке музейных залов Фонтенбло хранится и самый, на мой взгляд, роскошный портрет Императора. Однако в галерее, помимо уже описанного не совсем удачного портрета, Император представлен таким же, не совсем удачным бюстом - ей Богу, если бы не подпись, даже и я бы никогда и не узнал Наполеона I в этом юноше - и это выражение сильного изумления на лице в тот миг было единственно общим между нами!..
Наполеон I. Francois-Joseph Janssens 1808
Об остальных представителях Августейшей Семьи, что представлены в галерее Фонтенбло, вскоре читайте и смотрите в следующей, второй части!
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!!
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЕМ ПАРИЖЕ:
(лучшая пятерка - в кликабельных картинках!)
Все права защищены © myparis 2009-2013 © Tous droits réservés
Рубрики: | NAPOLEON Музеи ПАРИЖА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |