-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Nitocris_73

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 14560


Безвестный русский - знаменитый француз

Воскресенье, 19 Июля 2009 г. 15:28 + в цитатник
Настроение сейчас - отличное

Судьба Александра Алексеева - замечательного кинорежиссера, аниматора, художника, иллюстратора книг -
сродни судьбам тех русских эмигрантов первой волны, у которых жизнь на Западе сложилась в
высшей степени хорошо. Он родился в 1901г. в Казани, детство провел в Константинополе, где его отец
служил военным атташе, в юности учился в Санкт-Петербургском кадетском корпусе. С начала револю-
ции бежал в Уфу, - там его заметил Давид Бурлюк и пригласил в свою школу изобразительных искусств.
Но следом шла Гражданская война, и ее вал погнал его дальше. Он добрался до Владивостока и с немы-
слимыми трудностями, через Китай и Японию, сумел попасть в Париж. Там работал оформителем в теа-
трах Н.Балиева, Ж.Питоева, Ф.Комиссаржевского, Гастона Бати, Луи Жувэ и др. А с его иллюстрациями,
выполненными в сложной технике акванти, литографии, офорта, в конце 20-ых г. в Париже был издан
ряд книг Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого, Гофмана, Эдгара По. После же изобретения им так
называемого игольчатого экрана стал снимать анимационные фильмы, первый из которых - "Ночь на Лы
сой горе" - сразу принес ему славу. В 1940г. переехал в США, где делал рекламу для кино, а после вой-
ны вернулся в Париж. Последние 20 лет жизни Алексеев занимался только книжной иллюстрацией. Им были подготовлены циклы гравюр к "Анне Карениной", "Братьям Карамазовым", "Пиковой даме", "Докто-
ру Живаго", "Запискам из подполья", "Сказкам" Гофмана, "Слову о полке Игореве". Лауреат Гонкуровс-
кой премии и почетных дипломов на Венецианском биеннале, член французской кинематографической
Академии, художник, которому посвящены сотни статей искусствоведов и историков во всем мире. И то-
лько в России, которую он так любил и культуре которой служил всю жизнь, о нем знают недопустимо
мало. И все же вряд ли русский иллюстратор, пусть даже один из самых блистательных и талантливых,
был бы так известен и популярен, если бы не работа в кино. Анимационные фильмы Алексеева "Ночь на
Лысой горе"(1933), "Картинки с выставки"(1972), "Три темы"(1980) - все созданы на основе музыки Мусор
гского, кукольно-игровой фильм "Спящая красавица"(1935), а также участие в великой картине Орсона
Уэллса "Процесс"по роману Кафки принесли художнику мировую славу. И стержнем ее стало изобрете-
ние Алексеевым "игольчатого экрана", которое во многом послужило основой компьютерной графики и
самого художественного стиля XX века. Толчком к повороту к кино стал просмотр культовых эксперимен-
тальных фильмов "Механический балет" Фернана Леже и "Идея" Бартольда Бароша. Все гениальное,
как известно, очень просто. "Игольчатый экран" был продиктован стремлением найти какую-то недости-
жимую зыбкость, новую игру тени и света, дававшую невиданный доселе простор для кинематографис-
тов. Этот экран представлял собой небольшую экранную плоскость из мягкого материала, пронизанную
несколькими тысячами иголок, выступавших при надавливании и повторявших форму предмета. К тому
же экран высвечивался боковым светом, а источники света менялись и двигались. В результате богатая
светотень, отражение игл и "разных графических плоскостей, в зависимости от степени и формы их выдвижения, предоставляли художнику много возможностей. Только от постановки света, так, чтобы тени от игл шли по экрану, или так, чтобы источник света был почти перпендикулярно от камеры -возникали совершенно разные эффекты. Если говорить о кинематографической технике анимации - то весь фильм, кадр за кадром, развертывается на одном единственном игольчатом экране. Вместо того, чтобы делать серию отдельных рисунков, снимаемых впоследствии друг за другом, мы делаем на экране первое изображение, потом снимаем его, затем изменяем -превращаем этот первый рисунок во вторую фазу движения, снимаем вторую фазу и т.д." - делилась потом секретами Клер Паркер, ассистентка и жена Ал-ра Алексеева. Другой шедевр мастера - фильм "Нос"(1963). Режиссер познакомился с вьетнам- ским композитором Хай Мином, жившим в Париже. Хай Мин, просматривая фильм, записал на магнито- фон свои голосовые мелодии, которые потом аранжировал на старинных восточных инструментах. Тай- на Гоголя, пронизанная восточным музыкальным оформлением и алексеевскими дымными силуэтами, успех имела грандиозный. Фильм получил приз на Международном фестивале экспериментального кино в Бельгии в 1964г., почетный знак фильма высокого качества от Французского национального центра кино, диплом МКФ в Оберхаузене. Умер мастер в 1982г. в своей студии на рю Мулен в Париже. Ал-р Алексеев был человеком леонардовского типа. Слишком многое он сделал в самых разнообразных обла-стях творчества.

Виктор Леонидов. "Этот изумительный Алексеев."

 (600x457, 48Kb)
 (426x600, 27Kb)
 (600x421, 19Kb)
Рубрики:  cinema
личности
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку