Художник И.Н.Никитин(Середина 1680-х - не ранее 1742) |
И.Н.Никитин
И.Н.Никитин
Портрет Елизаветы Петровны ребенком
(1709-1761)
1712-13 г, холст, масло, 54х43см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г.) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Чувствуется стремление художника к передаче не только внешнего сходства, но и настроения, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Пышный парадный костюм ребенка, тяжелое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы - дань требованиям времени
И.Н.Никитин
Портрет царевны Прасковьи Иоанновны
(1694 - 1731), племянницы Петра I
1714г, холст, масло, 88 x 67,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет девятнадцатилетней царевны Прасковьи Иоанновны — одно из лучших произведений мастера, творческое наследие которого невелико: сохранилось около полутора десятка его работ.
Художник говорит нам об индивидуальности наутры, в портрете читается внутренний мир царевны, определенный характер, чувство собственного достоинства.
В образе нет тени кокетства, а есть погружение в себя, что внешне выражено в ощущении покоя, тишины, статики. Никитин-портретист обладал даром правдивой и глубокой интерпретации образа, талантом блестящего живописца и тонкого колориста.
Прасковья Иоанновна (1694-1731) — царевна, младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны. Племянница Петра I,cестра царицы Анны Иоанновны,
Одна из трех сестер — "измайловских царевен" — жила при матери в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге.
Младшая из сестер, болезненная и слабая Прасковья Иоанновна, обладала волевым, настойчивым характером. Несмотря на свою хворость, царевна тотчас же после смерти матери тайно обвенчалась с сенатором Иваном Ил. Дмитриевым-Мамоновым, которого пережила только на один год
И.Н.Никитин
Портрет царевны Натальи Алексеевны
(1673-1716)
Не позднее 1716г, холст, масло
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет царевны Натальи Алексеевны — одно из ранних произведений Никитинa. Наталья Алексеевна (1673 — 1716), сестра Петра 1, была сторонницей всех его реформ. Одна из образованнейших русских женщин своего времени, она содействовала развитию театра в России
И.Н.Никитин
Портрет царевны Натальи Алексеевны
(1673-1716)
Не позднее 1716г, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Наталья Алексеевна - царевна, дочь царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны, младшая, любимая сестра Петра Великого.
Охотно участвуя в забавах своего брата, Наталья Алексеевна особенно пристрастилась к театральным представлениям. Она сама сочиняла комедийные действия и была как бы режиссером придворного театра.
В селе Преображенском она устроила (1707) в своем дворце домашний театр; туда, по ее желанию, перевезено было все "уборство" из "комедийной храмины", прежде помещавшейся на Красной площади в Москве.
По сообщению графа Бассевича ("Записки о России при Петре Великом"), она сочинила две пьесы. Ее авторству приписываются: "Комедия о святой Екатерине", "Хрисанф и Дария", "Цезарь Оттон", "Святая Евдокия".
Около 1710 г. царевна переселилась в Санкт-Петербург и здесь также устроила общедоступный и бесплатный театр.
И.Н.Никитин
Портрет царевны Натальи Алексеевны
(1673-1716)
Не позднее 1716г, холст, масло, 83 х 66 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Наталья Алексеевна (1673 — 1716), сестра Петра 1, была сторонницей всех его реформ. Одна из образованнейших русских женщин своего времени, она содействовала развитию театра в России
И.Н.Никитин
Портрет Анны Петровны, дочери Петра 1
(1708-1728)
До 1716г, холст, масло, 65 x 53 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1716 году живописец Иван Никитич Никитин был отправлен Петром 1 за границу в Италию. Но едва ли можно сказать, что его послали туда как простого ученика. В письме Екатерине в Берлин от 19 апреля 1716 года Петр писал: «...попроси короля, чтоб велел свою персону ему (Никитину) списать... дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». А в Италии Никитин как признанный мастер получал на содержание из казны намного больше, чем остальные царские пенсионеры.
Портрет Анны Петровны, старшей дочери Петра и Екатерины Алексеевны, исполненный Никитиным еще до поездки за границу, действительно давал русскому царю все основания гордиться своим художником. Никитин запечатлел цесаревну Анну в 6-7-летнем возрасте. По моде и по правилам портретного искусства того времени девочка изображена как взрослая: в кокетливой позе, с высокой прической и рассыпанными по плечам длинными черными волосами, в сильно декольтированном голубом платье с крупными золотыми узорами и ярко-красной мантии, подбитой горностаем, свидетельствующей о принадлежности ребенка к царскому роду.
В атом портрете (и вообще в манере Никитина) удивителен цвет — повсюду необычайно интенсивный, вещественный, светящийся изнутри, не оставляющий места серым теням. Такого впечатления художник добивается, наращивая красочный слой в освещенных местах все более яркими и густыми мазками, в то время как тени остаются легкими, прозрачными, нежнейших оттенков — так написаны лицо и открытая грудь Анны. Ощущение полыхания цвета на мантии создается стремительными оранжевыми и алыми мазками, брошенными поверх красного тона. Художник не изображает чувства, характер модели, но силой свечения красок, беспокойным движением линий как бы творит ее заново, оживляя материю на наших глазах.
Анна Петровна, цесаревна и герцогиня Голштинская, дочь Петра Великого и Екатерины I. По свидетельству современников, Анна очень походила лицом на отца, была умна и красива, образована, говорила прекрасно по-французски, по-немецки, по-итальянски и по-шведски.Пётр I очень любил её.
Будущий супруг Анны, герцог голштейн-готторпский, Фридрих-Карл, приехал в Россию в 1721 году в надежде при помощи Петра Великого возвратить от Дании Шлезвиг и снова приобрести право на шведский престол. Ништадский мир (1721) обманул ожидания герцога, так как Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Швеции.
22 ноября 1724 года был подписан давно желанный для герцога брачный контракт, по которому, между прочим, Анна и герцог отказались за себя и за своих потомков от всех прав и притязаний на корону Российской империи; но при этом Петр предоставлял себе право по своему усмотрению призвать к сукцессии короны и Империи Всероссийской одного из рожденных от сего супружества принцев, и герцог обязывался исполнить волю императора без всяких кондиций.
http://www.idelo.ru/420/22.html
Портрет цесаревны Елизаветы Петровны (1709-1761)
Начало 1720-х.,холст, масло, 56,5 x 50 (овал)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Незаконченный портрет считался работой И.Н. Никитина, Ле Лоррена, И.- Г. Таннауера. Результаты технологического исследования позволяют приписать портрет кисти И.- Г.Таннауера. Елизавета Петровна (1709 – 1761) – младшая дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны, императрицы Екатерины I. С 1741 по 1761 год — российская императрица.
На 18-м году жизни Марта вышла замуж за шведского драгуна Иоганна, который вскоре отправился с полком в поход. По взятии в 1702 г. Мариенбурга русскими, она попала в плен и, благодаря своей красоте и бойкости, поступила к Шереметеву, а затем к Меншикову . В 1703 г. Марту увидал царь Петр и вскоре поместил ее в селе Преображенском в число придворных девиц царевны Натальи , где она приняла православие и была названа Екатериной Алексеевной, так как крестным отцом ее был царевич Алексей . Умевшая легко применяться ко всяким обстоятельствам и никогда не терявшая присутствия духа, Екатерина приобрела громадное влияние на Петра, изучив его характер и привычки и став для него необходимой как в радости, так и в горе. В 1711 г. она сопровождала царя в прусском походе и своей находчивостью оказала Петру и России огромную услугу.
Энергичная и умная спутница Петра оказалась, вне узкой сферы семейно-придворных отношений, совершенно неспособной к самостоятельной государственной деятельности. У нее не было ни образования, ни опытности в делах, ни даже охоты ими заниматься, а лишь одна долго сдерживаемая страсть к наслаждениям. Бремя правления она передала давно уже близкому ей человеку , интересы которого были крепко связаны с ее интересами - Меншикову
И.Н.Никитин
Портрет Петра I
Начало 1720-х.,холст, масло, диам. 55 (круг)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Художник создает образ огромной глубины, искренности и величия. Петр I изображен на портрете в темной одежде, с белым шарфом на шее и лентой ордена Андрея Первозванного на груди. На его лице, выделяющемся на темном фоне, застыло почти трагическое выражение.
Вполне вероятно, что портрет был написан с натуры. Исследователи связывали его появление с записью в походном журнале Петра I от 3 сентября 1721: „На Котлине острову перед литоргиею писал его величества персону живописец Иван Никитин", и на этом основании приписывали авторство И. Н. Никитину. Однако в последнее время в этом высказаны сомнения, на основании того, что портрет написан в технике не петровского времени, а более позднего периода XVIII века.
Петр I (1672 – 1725) — младший сын царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. В 1682 году, после смерти старшего брата Федора, наследовал вместе с братом Иваном царский престол. С 1689 года правил единодержавно. С 1721 года — первый российский император.
Первым браком был женат на Евдокии Федоровне Лопухиной, от которой имел сына Алексея.
Вторым браком — на Марте Скавронской, впоследствии — императрице Екатерине I. В браке с ней имел дочерей Анну и Елизавету. Другие дети Петра от обоих браков умерли в младенчестве.
И.Н.Никитин
Портрет канцлера Г.И.Головкина
(1756 - 1832)
1720г, холст, масло, 90,9 x 73,4 cм.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Головкина принято считать одной из первых работ, выполненных художником по возвращении из Италии. Граф Гаврила Иванович Головкин— вице-канцлер, сподвижник Петра I, особенно преуспел на дипломатическом поприще благодаря свойственной ему ловкости и хитрости. Надпись на обороте портрета гордо сообщает, что «в продолжении канцлерства своего он заключил 72 трактата с разными правительствами».
Приковывает к себе внимание лицо Головкина с умным проницательным взглядом и твердой волевой складкой губ; в обрамлении серебристого парика оно выступает из черного пространства фона.
Никитину удалось выразить в этом портрете идеальный образ энергичного государственного деятеля — человека эпохи Петра. В его осанке нет напыщенности, но есть чувство собственного достоинства. Величественная сдержанность позы, андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте придают торжественность и значительность.
И.Н.Никитин
Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756)
1726г, холст, масло, 87x65,5 см (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На портрете изображен 19-летний юноша, которого впереди ждет успешная государственная и военная служба.
Он одет в черные латы, из-под которых видны белые рубашка и шейный платок, и предстает как светский, немного жеманный кавалер, завидный жених, желанный посетитель петровских асамблей.
Взгляд его — томный и рассеянный, улыбка играет на тонких губах. Но за изящной оболочкой чувствуется скрытая энергия и жадная заинтересованность жизнью.
Строганов Сергей Григорьевич (1707-1756) — младший сын солепромышленника, «именитого человека» Г. Д. Строганова и его второй жены Марии Яковлевны, урожденой Новосильцевой. С 1722 года — барон, действительный камергер, генерал-лейтенант. Владелец дворца в Петербурге на Невском проспекте, построенного Ф.-Б. Растрелли. Коллекционер, основатель Строгановской картинной галереи. Был женат (с 1735) на С. К. Нарышкиной. Отец графа А. С. Строганова, президента Императорской Академии художеств.
И.Н.Никитин
Портрет напольного гетмана
~ 1725г, холст, масло, 76 х 60 cм.(овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
О лице, изображенном на этом портрете, строились догадки еще в XIX веке, когда его называли то Мазепой, то Скоропадским, то именами других украинских полководцев. В последнее время было выдвинуто предположение, что это литовский гетман граф Казимир Ян Сапега. Как бы то ни было, в творчестве Никитина картина занимает особое место, ибо здесь он неожиданно из блестящего мастера парадного портрета превращается в художника, читающего в душах, создает трагический образ сильного, властного, много перенесшего на своем веку и исполненного скорби старика.
Mы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. Традиционно считается, что портрет написан после 1725 г. Поэтому он воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи, участника ее событий, свидетеля ее конца.
Поза гетмана спокойна, верхняя одежда по-домашнему расстегнута, он погружен в себя. Его псреживния понятны зрителю и их напряженность по контрасту с внешним спокойствием облика поражает почти болезненно. Высокий лоб бороздят тревожные морщины, глаза словно впиваются в пространство, густые седые брови приподняты, волосы спутаны. Драматический эффект, создаваемый выражением лица, многократно усиливается его живописью.
Яркий бликующий свет, заливающий лоб и щеки, резко противопоставлен сумрачным теням на других частях лица.
Противоборство света и тени приобретает особенно решительный характер благодаря тому, что они зажигают все краски лица, придают им необычайную интенсивность свечения, сообщают портрету страстную напряженность. Трагическую окраску образа подчеркивает преобладание красного тона, ярко горящего на веках, на губах, на крыльях носа, возбужденно светя щегося на щеках и подбородке, грозно пробивающегося сквозь тени. Тревожная контрастность колористического строя сохраняется и в одеждах гетмана, где пестрота светлых цветов — кораллового, голубоватого, золотого — спорит с коричнево-зеленым тоном.
Рубрики: | живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |