Трогательная история про Красную Шапочку. |
Что-то есть в этом персонаже притягательное. Образ детской красоты, наивности и доброты в мире, где встречаются волки...
18 октября 1812 года, двое молодых учёных, братья Якоб и Вильгельм Гримм,
поставили заключительную точку в книге, которой суждено было стать
главным бестселлером немецкоязычной литературы. Книга называлась
«Детские и домашние сказки», и именно из неё миру стало известно, что
«Жила-была маленькая, милая девочка. И кто, бывало, ни взглянет на неё,
всем она нравилась, но больше всех её любила бабушка и готова была всё ей
отдать. Вот подарила она ей однажды из красного бархата шапочку, и оттого
что шапочка эта была ей очень к лицу и никакой другой она носить не хотела,
прозвали её Красной Шапочкой…»
Первая литературная версия этой старой народной сказки была опубликована
Шарлем Перро в 1697 году в Париже - в книге «Сказки матушки моей
Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями».
В те времена историю про девочку, отправившуюся навестить бабушку и
повстречавшую на дороге волка, рассказывали по всей Европе. Собственно, это
было множество историй: на севере Италии внучка несла бабушке свежую
рыбу, в Швейцарии - головку молодого сыра, на юге Франции - пирожок и
горшочек масла; в одних случаях победителем оказывался волк, в других -
девочка...
Перро взял за основу один из вариантов, нарядил безымянную девочку в
чепчик из алого бархата и одарил именем - Красная Шапочка. Надо сказать,
что во Франции рубежа XVII–XVIII веков, когда социальные различия в
одежде были строго регламентированы, такие головные уборы носили только
аристократки и женщины среднего класса. Простая деревенская девочка,
ходившая в бархатном чепчике вызывающего цвета, да ещё вступавшая в
разговор с незнакомцем, явно о себе много понимала. В финале волк
преподавал жестокий урок всем ветреным барышням: он «набросился на
Красную Шапочку и проглотил её».
Галантный автор венчал «милую безделицу» (так он называл свою сказку)
моралью:
Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам, красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, —
Иначе волк их может скушать...
Популярность книги Перро была удивительной, хотя сам 69-летний автор,
видный королевский чиновник и член Французской Академии, опасаясь
насмешек, вначале не решился поставить собственное имя на сборнике,
поэтому впервые «Сказки матушки Гусыни» вышли в свет за подписью
11-летнего сына писателя - Д’Арманкура.
Через сто лет она снова появилась в литературном варианте - в немецком
Касселе, в изложении братьев Вильгельма и Якоба Гримм. Они представили
свою версию «Красной Шапочки», объединив устные рассказы, сказку Шарля
Перро, а также стихотворную пьесу «Жизнь и смерть Красной Шапочки»,
написанную в 1800 году немецким писателем-романтиком Людвигом Тиком
(именно Тик ввёл в историю охотника, спасающего девочку и бабушку из
брюха волка).
Поскольку сказки братьев Гримм вышли в год победы над Наполеоном, в 1812
году, то некоторые в волке усматривали французского «злоумышленника», в
Красной Шапочке - страдающий немецкий народ, а в охотнике - ожидаемого
бескорыстного освободителя. А спустя век идеологи Третьего рейха,
объявившие «Детские и домашние сказки» братьев Гримм священной книгой,
на полном серьёзе писали, что Красная Шапочка воплощает немецкий народ,
преследуемый волком еврейства.
Сами Гриммы, глубоко религиозные люди, видели в Красной Шапочке
единый символ возрождения — схождения во мглу и преображения. Через сто
лет развивавшие эту идею христианские исследователи объявили Красную
Шапочку олицетворением страстей человеческих: тщеславия, корысти и
скрываемой похоти. В волке эти же страсти воплощены явно и определённо.
ХХ век сделал из Красной Шапочки бренд и диагноз. Так, в 30-е годы
сторонники Фрейда заявляли, что Красная Шапочка - вполне созревшая девица.
Предупреждения матери не сворачивать с дороги и остерегаться разбить
бутылку являются предостережениями против случайных связей и потери
девственности. Главные герои сказки - три поколения женщин. Волк,
воплощающий в себе мужское начало, —- это «безжалостное и коварное
животное», а охотник - условный образ отца Красной Шапочки. В целом
история рассказывает о триумфе женской половины человечества над
мужской и возвращает читателя в мир матриархата.
Тех, кто вспоминают, что «Красная Шапочка» - сказка детская, остаётся не так
уж много. Они робко указывают на воспитательный аспект: невинное дитя
должно остерегаться жизненных опасностей и слушаться материнских наказов.
И всё же, сказка должна оставаться сказкой.
Еще Шапочки спрятались здесь: http://www.liveinternet.ru/users/kykolnik/post106192729
Рубрики: | КРАСИВО !!! |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |