Франсуаза Саган |
Франсуаза Саган - одна из моих любимых писательниц. Можно сказать, что с нее началось мое увлечение женской прозой. До этого я, честно говоря, не имела представления о том, что литература бывает женской и мужской, что женская в дальнейшем будет для меня более предпочтительной. В книге было 4 произведения "Здравствуй, грусть", "Смутная улыбка", "Любите ли вы Брамса", "Немного солнца в холодой воде".
Мне было 15 лет, чуть меньше, чем главной героине "Здравствуй грусть" Сесиль. Прежде всего, меня поразил язык - он был очень легкий, простой. Я и раньше любила французскую прозу, но здесь меня поразила какая-то бесшабашность что ли. Сесиль - совсем еще девочка, молодая девушка, а какой точный рассчет! Какое коварство! Просчитать поведение отца, поведение Анны. Раз, два - и узелки завязались. И она совершенно не чувствует аморальности такого поведения. При том, что она искренне любит Анну, считает ее замечательным человеком, однако отчаянно боится потерять свободу и борясь за свободу, губит эту женщину. Это ее бунт против мира взрослых, где все распланировано и все живут по правилам, далеким от ее представления о жизни. Ей хочется беззаботности, легкости, чтобы в их с отцом жизни ничего не менялось. Конечно, она в дальнейшем очень сожалеет о смерти Анны, ей действительно ее не хватает, ее даже мучают угрызения совести, и она наконец взрослеет.
Дальше мною была прочитана "Смутная улыбка". Главное героиня так же молодая девушка Домининка - студентка первого курса университета. У нее был молодой человек, который ей нравился , а потом она влюбилась в его дядю. В-принципе, банальная история - старый ловелас, который знает, как привлечь девушку, женатый и посему ничего ей предложить не может. Но история-то светлая, история опять-таки взросления. Ее молодой человек через чур серьезен, внимание взрослого мужчины ей льстит. «Очень даже ничего этот дядя-путешественник. У него были серые глаза, лицо усталое, пожалуй, грустное. Он был по-своему красив... Он поймал мою руку на лету. Я смотрела на него озадаченная. В голове моей пронеслось: «Он мне нравится. Немного староват, и он мне нравится»."
Что дают эти отношения? только любовные переживания, развитие чувств, самопознание... Бертрана - своего молодого человека - она не любит по-настоящему. "Два дня до этого завтрака у Люка прошли довольно скучно. Да и в самом деле, что мне было делать? Готовиться к экзамену, от которого я не ждала ничего особенного, валяться на солнце, заниматься любовью с Бертраном без особенной взаимности с моей стороны? Я, впрочем, любила его. Доверие, нежность, уважение — я не пренебрегала всем этим, мало думая о страсти. Такое отсутствие подлинных чувств казалось мне наиболее нормальным способом существования. Жить, в конце концов, значило устраиваться как-нибудь так, чтобы быть максимально довольным. Но и это не так легко". И опять присутствует какая-то легкость, бесшабашность. Доминика и Люк едут вместе отдыхать - им хорошо вдвоем, она задумывается о чувствах его жены - Франсуазы, но не о чувствах своего бой-френда.
Но с Люком она живет "полной грудью", а не существует: "Когда я увидела его, я еще раз подумала, и на этот раз с некоторой болью, что он очень красив. Его красота действительно причиняла мне боль, как любая вещь, которой я не могла обладать. Мне редко хотелось чем-нибудь обладать, но тут я сразу поймала себя на мысли, что мне хочется взять это лицо в руки, неистово сжать пальцами, прижаться губами к этим крупным, немного удлиненным губам. А ведь красив он все-таки не был. Потом мне это часто говорили. И несмотря на это, хотя я видела это лицо всего два раза, было в нем что-то, что сделало его для меня в тысячу раз менее чужим, в тысячу раз более желанным, чем лицо Бертрана, который мне как-никак нравился. Он вошел, поздоровался, сел. Он умел сохранять удивительную неподвижность. Я хочу сказать, в медлительности его жестов было что-то напряженное, сдержанное, он как бы забывал о своем теле, и это даже тревожило. Он с нежностью смотрел на Франсуазу. Я смотрела на него. Я не помню, о чем мы говорили. Особенно много говорили Бертран и Франсуаза. Надо сказать, я не могу без ужаса вспоминать всю эту преамбулу. В тот момент было достаточно проявить хоть немного осторожности, замкнуться — и я бы ускользнула от него. Зато мне не терпится дойти до того первого раза, когда я была счастлива с ним. Одна мысль, что я опишу эти первые мгновения, вдохну на минуту жизнь в слова, наполняет меня радостью, горькой и нетерпеливой".
Здесь любовь была сначала легкой. потом мучительной как наваждение, потом вспоминалась как прекрасный сон. Не было напрасных угрызений совести по поводу измены. Для меня, воспитаной на русской литературе, такая легкость была удивительной.
"Любите ли вы Брамса?" - о любви молодого человека к женщине (задумалась, как написать "немолодой" - не подходит, "не столь юной" - не понятно, "просто старше его" - да ведь дело-то не в возрасте). Он молод не только по летам, скорее по образу жизни - молодой бездельник. А она - вполне сложившая личность, ей за 30, она официально встречается с мужчиной (брутальным, сильным и.т.п.), однако ее официальный мужчина ей изменяет, она часто проводит вечера в одиночестве и в какой-то момент увлекается этим "мальчиком" Симоном, испытывает к нему нежность.
В-принципе, все герои немножко эфемерны - занимаются какими-то неопределенными занятиями, творческие люди. Можно по пальцам пересчитать трудяг-работяг:) Моя мама при всей ее любви к женской прозе Саган не любит, говорит, что все ее герои - бездельники. Я же так не считаю. Думать, чувствовать, любить - это тоже жизнь, не обязательно нужно что-то созидать. Любовь, которая посещает этих героев, в их жизни многое меняет. Как правило, такая любовь не является трагичной, но и особо счастливой ее не назовешь. Я навскидку, могу вспомнить всего 3 счастливых концовки "Женщина в гриме", "Смятая постель", "Неясны профиль".
Странно, но довольно много в ее произведениях молодых людей нервного (истеричного) склада, чувствующих и переживающих очень глубоко - это и брошенные мужья и даже счастливые любовники. Что называется нервы - как натянутая струна. Это и Симон в "Любите ли вы Брамса", и Алан из "Неясного профиля", и молодой Эдуар Малиграс в "Через месяц, через год" и некоторые другие.
А девушки (женщины) более спокойны, хотя иногда они похожи на лодки, которых несет по течению... Как бы сами ничего не решают, за них решают мужчины.
Самое главное, Франсуаза Саган никогда не навязывает свою точку зрения - мы можем сами додумывать, как поступил какой-либо из ее героев в конечном итоге.
А еще мне нравится читать продолжения, хотя об этом нигде не написано. Например, героиня из "Через месяц, через год" Жозе фигурирует в "Волшебных облаках", а Эдуар Малиграс и Беатрис - в "Смятой постели". Но все это законченные произведения, по большому счету не связанные сюжетом с первоначальным.
Возможно, я в чем-то не права и других читательниц иное мнение. Буду рада, если кто-то поделится своими мыслями по этому поводу.
Рубрики: | современная зарубежная проза |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение Mezzanotte
и отдельным комментом зочу сказать Ане спасибо за такой развернутый и хороший пост:)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |